Напоминание

"Основы импровизации и сочинения"


Автор: Петухова Светлана Владимировна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ г.Дивногорска" Красноярский край
Населённый пункт: г.Дивногорск, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Основы импровизации и сочинения"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка

«Основы импровизации и сочинения в классе фортепиано».

разработчик преподаватель

МБУ ДО «ДШИ г. Дивногорска»

Петухова Светлана Владимировна

Импровизация – это качество, присущее природе человека.

Термин

импровизация

означает

внезапная,

неожиданная.

Это

одн ов ремен н о е

создан и е

и

и сп олн ен и е

музы к и ,

б е з

предварительной

подготовки.

Импровизация

лежит

в

основе

человеческого

общения,

то

есть

в

разговорной

речи,

в

языке

движений, красок, звуков, и потому более свойственна человеку,

чем деятельность по заранее отработанной программе. Присущее

детям

непосредственное

восприятие

окружающего

мира,

их

неуемная фантазия – благодатная почва для развития природной

способности к импровизации.

Занятия импровизацией и сочинением имеют, несомненно,

большое значение для воспитания и обучения в классе фортепиано.

Они направлены на развитие музыкально-творческих способностей

учащихся,

их

музыкально-образной

фантазии,

музыкального

мышления, на познание самого процесса сочинения музыки.

Занятия импровизацией помогают грамотно исполнять

музыкальные произведения, учащиеся намного лучше понимают

логику формы, законы гармонии, мелодического развития, способы

и

средства

развития

музыкальной

мысли.

Развивается

умение

самостоятельно

преодолевать

технические

трудности

при

разучивании

в дальнейшем музыкальных произведений. Также

развиваются

навыки

чтения

с

листа

и

транспонирования

музыкальных произведений разных жанров и форм. Развивается

интерес у учащихся к музыкальному искусству.

На начальном этапе обучения игре на инструменте в течение

первых

месяцев

дается

блок

необходимых

знаний,

умений

и

навыков

импровизации.

Идет

одновременное

развитие

слуха,

чувства ритма, умение читать нотную запись, играть двумя руками,

работать

над

музыкальными

образами,

подбирать

по

слуху,

импровизировать. Повышается эффективность овладения каждым

навыком в отдельности, что обеспечивает целостный, системный

подход к обучению.

На

первых

уроках

дети

знакомятся

с

инструментом,

с

клавиатурой,

записью

нот

и

ритмической

записью,

играют

на

инструменте простые песенки, попевки и упражнения. Элементы

импровизации

должны

присутствовать

на

занятиях

с

самого

первого урока практически в любом виде деятельности (в работе

над

ритмом,

интонированием,

исполнением

и

т.д.).

Простота

и

доступность занятий импровизацией благотворно и всеобъемлюще

помогают

в

работе

с

начинающими

пианистами:

облегчает

постановку рук, так как ученики не связаны конкретным нотным

материалом. Например, упражнение «марширующие гномы» (или

паучки, крабы, кузнечики). Можно рассказать историю о забавных

гномиках, которые шагают ножками (работают разные пальцы : 2 и

3,

2 и 4 и т.д.). Это упражнение для одной руки. Далее задача

усложняется, дается команда «шагать» двумя руками, причем с

названием

разных пальцев для правой и левой руки. Рассказать,

как гномики носят тяжелый рюкзак, осторожно передают его из

одного пальца в другой, из одной руки в другую. Как осторожно

ходят

по

мостику

(игра

на

черных

клавишах).

Как

потеряли

рюкзачки

и

стали

грустными

и

т.д.

Ребенок

применяет

разные

штриховые выражения. Он может придумать и свою историю и

вместе с учителем ее исполнить. Такие упражнения очень простые,

интересные и нравятся детям.

При

изучении

темы

регистры

педагог

может

рассказать

и

озвучить сказку «Колобок

» .

В разных регистрах можно сочинить и

сымпровизировать героев сказки. Как веселый колобок убежал от

деда

с

бабой

и

покатился

по

дороге

(применить

прием

«глиссандо» - это очень нравится детям и они с удовольствием

пытаются тоже так повторить). На небольших мелодиях показать

образы

зайчика

в

верхнем

регистре,

злого

волка

и

медведя

в

нижних регистрах. Хитрую лисичку исполнить в среднем регистре

и в конце сказки, когда колобка съедает лиса, неожиданно нажать

кластеры

на

черных

клавишах.

Ребенок

включается

в

игровой

процесс и с удовольствием сам пытается придумать свои мелодии,

попевки для разных героев. В дальнейшем при игре можно вместе

с ребенком раскрасить сказку и дополнительными элементами

(пением птичек, каплями дождя, веселым ручейком и т.д.). Также

вместе с учеником

можно сочинять и импровизировать на темы

других сказок.

Элементы

импровизации

и

сочинения

позволяют

развивать

ритмические способности ученика с первых уроков. Объясняется,

что музыка-искусство существующее во времени. Даются понятия -

темп и пульс музыки. Можно поиграть в игру «Я буду музыкой, а

ты

моим

пульсом».

Ребенок

простукивает

пульс

различных

музыкальных отрывков, которые играет педагог.

Можно поиграть в новую игру «Шаги». Рассказать небольшую

историю,

как

мама

гуляет

с

малышом

в

парке.

Мама

идет

спокойными большими шагами, а малыш - маленькими. Мамины

шаги стучим и произносим на слог «та», а малыша на слоги «ти-

ти». Мама и малыш гуляют вместе, поэтому одной рукой стучим

шаги мамы, другой - шаги малыша. Если ученик затрудняется при

простукивании шагов необходимо помогать ему своими руками.

Далее упражнение усложнять: чередовать шаги мамы и малыша,

потом мама и малыш меняются местами, соответственно менять

шаги в руках - мама справа, малыш слева. Потом подошел папа или

бабушка.

Шаги

стали

большими,

медленными,

пульс

успевает

ударить по два раза. Такие шаги произносить на слог «ту - у». Так

можно стучать двумя руками, придумать и записывать, кто идет, кто

с кем гуляет.

Затем

приступаем

к

записи.

«Пульс»

записывается

вертикальными палочками, а спокойный «шаг» - четвертями.

Предложить

ученику

самому

написать

схемы

для

любых

игрушек или персонажей сказок. Получится игра «Чьи это шаги?».

Ребенок, играя, объясняет, кто идет, кто приближается или кто

уходит. Можно поиграть в эту игру с учителем, угадывая шаги друг

друга. Затем эти схемы хорошо поиграть на инструменте, например

на двух клавишах. Тогда это не просто две ноты, а музыка шагов, с

образами, ритмами, высотой звука, темпом, динамикой.

После

того

как

освоен

начальный

этап

развития

метро-

ритмического чувства переходить к более сложным ритмическим

упражнениям, начиная от медленного темпа заканчивая быстрым.

Все упражнения проходить по нескольку раз. В левой руке пульс

простукивать четвертями, а в правой различными длительностями:

четвертями, восьмыми, шестнадцатыми

(на слог «тили-тили»), в

дальнейшем усложняем триолями, синкопами, пунктирным ритмом.

Можно

придумать

и

написать

схемы

ритмов

и

на

их

основе

импровизировать вместе с преподавателем.

Дальше переходить к импровизации ритмов на инструменте.

Преподаватель

играет

аккомпанемент,

ученик

одной

рукой

импровизирует, используя для начала три ноты, затем пять. Главная

задача в таком задании придумать интересный ритм. Использовать

длинные и короткие ноты, триоли, пунктир, синкопы, а затем это

же повторить голосом. Можно придумать интонационное зерно и

развить его мелодически. На этом этапе ребенка учится понимать,

что такое интонация и как из нее вырастает мелодия. Мелодия

должна

быть

очень

простой

и

несложной.

Все

это

весьма

способствует

творческому

развитию

и

дает

воображению

и

фантазии ребенка большую свободу.

Начинать работу в этом направлении нужно таким образом.

1

упражнение.

Сначала

ребенок

по

слуху

подбирает

ноту,

подходящую к аккорду в аккомпанементе педагога. Затем от этой

ноты начинать двигаться вверх или вниз, по возможности плавно,

без скачков, дойдя до любой ноты, постоять и пойти обратно. Этим

достигаются такие цели, как ритмическая окраска, чувство фразы,

интонирование на музыкальном фоне, квадратность формы.

2 упражнение. Ученик сам играет аккомпанемент, преподаватель

импровизирует. Аккомпанемент включает в себя легкую сетку по

тональностям

до

мажор,

ля

минор,

фа

мажор,

соль

мажор

в

различных видах изложения (аккордовый, медленное арпеджио, бас

+ аккорд).

3

упражнение.

Ученик

играет

аккомпанемент

левой

рукой

аккордами

по

сетке: I-VI-IV-V

ступени.

А

правой

рукой

отстукивает ритм импровизации.

4

упражнение.

Ученик

поет

голосом

импровизацию

и

аккомпанирует себе аккордами или басом по четыре, по две, по

одной ноте в такте.

5 упражнение. Ученик играет небольшую импровизацию на одной,

двух, трех нотах и аккомпанирует

себе аккордами или басом по

четыре ноты в такте.

Делать первые шаги по импровизации и сочинению можно в

разных регистрах инструмента. Объяснить ребенку, что верхний

регистр это мир неба, в небе живут птицы, светит солнышко, идет

дождь. В среднем регистре живут люди, прыгают зайчики, играют

музыканты, это мир человеческого голоса и мир игрушек. Нижний

регистр

-

это

мир

океана

и

подземелья,

сказочных

существ,

страшных сказок, а еще это мир гнева и страха.

Можно сочинять только на черных клавишах или только на

белых и это будет всегда прекрасная мелодия. Например, сочиняя

мелодию в верхнем регистре, нажимать звуки на черных клавишах

по очереди правой и левой

как капли дождя. Затем левой рукой

играть одну ноту и подсоединить к ней небольшую мелодию в

правой руке. Стараться повторить интересный мотив еще раз. Затем

правой рукой играть капли, а левая рука ведет мелодию, повторить

мотив как в начале, в первой части. И в конце завершить мелодию

взятием

сразу

нескольких

звуков

(выглянуло

солнце)

или

на

глиссандо (показалась радуга).

Таким же приемом сочинять мелодию и в среднем регистре, но

добавить игру по двум рядом находящимся

клавишам правой и

левой руками по восходящей линии. В конце импровизации опять

повторить первую часть. Так постепенно добавляются новые краски

в импровизации.

В нижнем регистре, в мире океана, поиграть левой рукой звуки

большими волнами, в медленном темпе. Сыграть волны, повторяя

несколько раз. Далее подсоединить правой рукой мелодию океана.

Во

второй

части

добавить

двойные

ноты

двумя

руками

по

восходящей и нисходящей линии и повторить первую часть.

После

сочинения

мелодий

в

разных

регистрах

делать

комбинации регистров (например, гремит гром-в нижнем регистре,

мелодию дождя, пение птиц в верхнем регистре).

Необходимо

обращать

внимание

на

развитие

музыкально-

ритмического

чувства

у

учащихся.

Например,

ученики

должны

выразительно передавать равномерно звуки капели, цокание копыт

и т.п. Первые задания должны быть связаны с произведениями,

темпы

которых

одинаковы.

Затем

включать

пьесы

с

резко

контрастными темпами и ритмами. В процессе выполнения этих

упражнений

ученику

предлагается

передать

пульс

музыки,

заострять

внимание

на

особенностях

характера

произведений.

Первые

мелодии

будут

сочиняться

на

тексты

прибауток,

скороговорок,

считалок

как

последовательности

точных

и

вариантных повторений одного мотива. Для активации творческого

потенциала

учащихся

полезно

и

нужно

сочинять

мелодии,

небольшие стихи и рассказы, сказки, рисовать к ним рисунки и т.д.

Усложнение

заданий

на

сочинение

мелодий

осуществляется

в

определенной

последовательности.

Это

сочинение

мелодий:

на

тексты, на стихи с определенным настроением, на заданный мотив

с последующим его варьированием, на заданную гармоническую

схему.

По мере накопления музыкальных впечатлений усложняются

приемы

работы

с

мотивами

и

фразами.

В

дальнейшем

при

сочинении

своих

пьес

ученики

должны

понимать

и

применять

такие термины, как «вопрос», «ответ», кульминация, повторение,

завершение.

Ученик

должен

слышать

и

чувствовать

вокальные

свойства

мелодии

-

линию

развития,

яркие

интонации,

мелодические дыхания, динамические нюансы.

При сочинении и импровизации мелодий можно применять

следующие типы мелодического изложения. Повторение одного,

нескольких звуков, опевание какой-либо ступени или ступеней ,

поступенное

движение

вверх

или

вниз

(из

3,4,5

звуков),

поступенное

движение

по

звукам

мажорной,

минорной,

хроматической,

целотонной

гаммы.

Можно

сочинять

по

звукам

трезвучия, септаккордов, импровизацировать способом секвенций

или

на

основе

4-х

видов

трезвучий

(мажорное,

минорное,

увеличенное и уменьшенное трезвучия). Сочинение в пентатонике,

импровизация

на

заданный

ритм,

аккордовое,

интервальное

изложение

мелодии,

изложение

мелодии

в

виде

пассажей,

сочинение

мелодии

с

применением

различных

украшений

(форшлаги,

трели,

морденты,

группето,

глиссандо,

тремоло).

Полифоническое

изложение

мелодии,

использование

аккордов-

кластеров, импровизация мелодии

и ее зеркального отражения,

атональные мелодии.

Сочинение мелодии может быть в форме периода, куплетной

формы (запев-припев). В простой трехчастной форме, где средняя

часть может быть в другой тональности, в другом ладу, может быть

контрастная.

Сформулированы пять

правил, на основе которых должны

осуществляться

и

сочинение

и

импровизация.

Первое

правило-

м и н и ма ль н ы м и

с р ед с т ва м и

д о с т и г ат ь

м а кс и м а л ь н о й

выразительности. Второе правило - ритмическое единство. Третье

правило

-

интонационное

единство.

Четвертое

правило

-

повторность

музыкальных

построений

и

пятое

правило

-

оригинальность мелодий.

При сочинении и импровизации

педагог может предложить

ученику варианты названий мелодий. В дальнейшем сам ученик

может придумывать название для своих пьес и сочинений.

Самое

главное

в

импровизации

больше

раскованности

и

творческой свободы, иметь огромное желание импровизировать,

сочинять и не бояться неудач. А задача преподавателя развить и

активизировать творческое начало личности ребенка.

Список используемой литературы:

1. Дмитриева Л.Г. Развитие у первоклассников чувства формы в

процессе элементарного музицирования. Музыкальное воспитание

в школе. Сост.О.А.Апраксина.М.1979.

2.

Ригина

Г.С.

Вокальная

импровизация

в

первом

классе.

Музыкальное воспитание в школе. Сост. О.А. Апраксина. М.1978.

3.

Смирнова

Т.И.

Интенсивный

курс

по

фортепиано.

Учебное

пособие Аллегро. Методические рекомендации М.2003.

4.

Шатковский

Г.И.

сочинение

и

импровизация

мелодий.

Мелодическая

разработка

для

преподавателей

дет ских

музыкальных школ и школ искусств. М.1969.

5. Видеоуроки. Импровизация и сочинение на рояле. Т.И.Смирнова.



В раздел образования