Автор: Петухова Светлана Владимировна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ г.Дивногорска" Красноярский край
Населённый пункт: г.Дивногорск, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Основы импровизации и сочинения"
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка
«Основы импровизации и сочинения в классе фортепиано».
разработчик преподаватель
МБУ ДО «ДШИ г. Дивногорска»
Петухова Светлана Владимировна
Импровизация – это качество, присущее природе человека.
Термин
импровизация
означает
внезапная,
неожиданная.
Это
одн ов ремен н о е
создан и е
и
и сп олн ен и е
музы к и ,
б е з
предварительной
подготовки.
Импровизация
лежит
в
основе
человеческого
общения,
то
есть
в
разговорной
речи,
в
языке
движений, красок, звуков, и потому более свойственна человеку,
чем деятельность по заранее отработанной программе. Присущее
детям
непосредственное
восприятие
окружающего
мира,
их
неуемная фантазия – благодатная почва для развития природной
способности к импровизации.
Занятия импровизацией и сочинением имеют, несомненно,
большое значение для воспитания и обучения в классе фортепиано.
Они направлены на развитие музыкально-творческих способностей
учащихся,
их
музыкально-образной
фантазии,
музыкального
мышления, на познание самого процесса сочинения музыки.
Занятия импровизацией помогают грамотно исполнять
музыкальные произведения, учащиеся намного лучше понимают
логику формы, законы гармонии, мелодического развития, способы
и
средства
развития
музыкальной
мысли.
Развивается
умение
самостоятельно
преодолевать
технические
трудности
при
разучивании
в дальнейшем музыкальных произведений. Также
развиваются
навыки
чтения
с
листа
и
транспонирования
музыкальных произведений разных жанров и форм. Развивается
интерес у учащихся к музыкальному искусству.
На начальном этапе обучения игре на инструменте в течение
первых
месяцев
дается
блок
необходимых
знаний,
умений
и
навыков
импровизации.
Идет
одновременное
развитие
слуха,
чувства ритма, умение читать нотную запись, играть двумя руками,
работать
над
музыкальными
образами,
подбирать
по
слуху,
импровизировать. Повышается эффективность овладения каждым
навыком в отдельности, что обеспечивает целостный, системный
подход к обучению.
На
первых
уроках
дети
знакомятся
с
инструментом,
с
клавиатурой,
записью
нот
и
ритмической
записью,
играют
на
инструменте простые песенки, попевки и упражнения. Элементы
импровизации
должны
присутствовать
на
занятиях
с
самого
первого урока практически в любом виде деятельности (в работе
над
ритмом,
интонированием,
исполнением
и
т.д.).
Простота
и
доступность занятий импровизацией благотворно и всеобъемлюще
помогают
в
работе
с
начинающими
пианистами:
облегчает
постановку рук, так как ученики не связаны конкретным нотным
материалом. Например, упражнение «марширующие гномы» (или
паучки, крабы, кузнечики). Можно рассказать историю о забавных
гномиках, которые шагают ножками (работают разные пальцы : 2 и
3,
2 и 4 и т.д.). Это упражнение для одной руки. Далее задача
усложняется, дается команда «шагать» двумя руками, причем с
названием
разных пальцев для правой и левой руки. Рассказать,
как гномики носят тяжелый рюкзак, осторожно передают его из
одного пальца в другой, из одной руки в другую. Как осторожно
ходят
по
мостику
(игра
на
черных
клавишах).
Как
потеряли
рюкзачки
и
стали
грустными
и
т.д.
Ребенок
применяет
разные
штриховые выражения. Он может придумать и свою историю и
вместе с учителем ее исполнить. Такие упражнения очень простые,
интересные и нравятся детям.
При
изучении
темы
регистры
педагог
может
рассказать
и
озвучить сказку «Колобок
» .
В разных регистрах можно сочинить и
сымпровизировать героев сказки. Как веселый колобок убежал от
деда
с
бабой
и
покатился
по
дороге
(применить
прием
«глиссандо» - это очень нравится детям и они с удовольствием
пытаются тоже так повторить). На небольших мелодиях показать
образы
зайчика
в
верхнем
регистре,
злого
волка
и
медведя
в
нижних регистрах. Хитрую лисичку исполнить в среднем регистре
и в конце сказки, когда колобка съедает лиса, неожиданно нажать
кластеры
на
черных
клавишах.
Ребенок
включается
в
игровой
процесс и с удовольствием сам пытается придумать свои мелодии,
попевки для разных героев. В дальнейшем при игре можно вместе
с ребенком раскрасить сказку и дополнительными элементами
(пением птичек, каплями дождя, веселым ручейком и т.д.). Также
вместе с учеником
можно сочинять и импровизировать на темы
других сказок.
Элементы
импровизации
и
сочинения
позволяют
развивать
ритмические способности ученика с первых уроков. Объясняется,
что музыка-искусство существующее во времени. Даются понятия -
темп и пульс музыки. Можно поиграть в игру «Я буду музыкой, а
ты
моим
пульсом».
Ребенок
простукивает
пульс
различных
музыкальных отрывков, которые играет педагог.
Можно поиграть в новую игру «Шаги». Рассказать небольшую
историю,
как
мама
гуляет
с
малышом
в
парке.
Мама
идет
спокойными большими шагами, а малыш - маленькими. Мамины
шаги стучим и произносим на слог «та», а малыша на слоги «ти-
ти». Мама и малыш гуляют вместе, поэтому одной рукой стучим
шаги мамы, другой - шаги малыша. Если ученик затрудняется при
простукивании шагов необходимо помогать ему своими руками.
Далее упражнение усложнять: чередовать шаги мамы и малыша,
потом мама и малыш меняются местами, соответственно менять
шаги в руках - мама справа, малыш слева. Потом подошел папа или
бабушка.
Шаги
стали
большими,
медленными,
пульс
успевает
ударить по два раза. Такие шаги произносить на слог «ту - у». Так
можно стучать двумя руками, придумать и записывать, кто идет, кто
с кем гуляет.
Затем
приступаем
к
записи.
«Пульс»
записывается
вертикальными палочками, а спокойный «шаг» - четвертями.
Предложить
ученику
самому
написать
схемы
для
любых
игрушек или персонажей сказок. Получится игра «Чьи это шаги?».
Ребенок, играя, объясняет, кто идет, кто приближается или кто
уходит. Можно поиграть в эту игру с учителем, угадывая шаги друг
друга. Затем эти схемы хорошо поиграть на инструменте, например
на двух клавишах. Тогда это не просто две ноты, а музыка шагов, с
образами, ритмами, высотой звука, темпом, динамикой.
После
того
как
освоен
начальный
этап
развития
метро-
ритмического чувства переходить к более сложным ритмическим
упражнениям, начиная от медленного темпа заканчивая быстрым.
Все упражнения проходить по нескольку раз. В левой руке пульс
простукивать четвертями, а в правой различными длительностями:
четвертями, восьмыми, шестнадцатыми
(на слог «тили-тили»), в
дальнейшем усложняем триолями, синкопами, пунктирным ритмом.
Можно
придумать
и
написать
схемы
ритмов
и
на
их
основе
импровизировать вместе с преподавателем.
Дальше переходить к импровизации ритмов на инструменте.
Преподаватель
играет
аккомпанемент,
ученик
одной
рукой
импровизирует, используя для начала три ноты, затем пять. Главная
задача в таком задании придумать интересный ритм. Использовать
длинные и короткие ноты, триоли, пунктир, синкопы, а затем это
же повторить голосом. Можно придумать интонационное зерно и
развить его мелодически. На этом этапе ребенка учится понимать,
что такое интонация и как из нее вырастает мелодия. Мелодия
должна
быть
очень
простой
и
несложной.
Все
это
весьма
способствует
творческому
развитию
и
дает
воображению
и
фантазии ребенка большую свободу.
Начинать работу в этом направлении нужно таким образом.
1
упражнение.
Сначала
ребенок
по
слуху
подбирает
ноту,
подходящую к аккорду в аккомпанементе педагога. Затем от этой
ноты начинать двигаться вверх или вниз, по возможности плавно,
без скачков, дойдя до любой ноты, постоять и пойти обратно. Этим
достигаются такие цели, как ритмическая окраска, чувство фразы,
интонирование на музыкальном фоне, квадратность формы.
2 упражнение. Ученик сам играет аккомпанемент, преподаватель
импровизирует. Аккомпанемент включает в себя легкую сетку по
тональностям
до
мажор,
ля
минор,
фа
мажор,
соль
мажор
в
различных видах изложения (аккордовый, медленное арпеджио, бас
+ аккорд).
3
упражнение.
Ученик
играет
аккомпанемент
левой
рукой
аккордами
по
сетке: I-VI-IV-V
ступени.
А
правой
рукой
отстукивает ритм импровизации.
4
упражнение.
Ученик
поет
голосом
импровизацию
и
аккомпанирует себе аккордами или басом по четыре, по две, по
одной ноте в такте.
5 упражнение. Ученик играет небольшую импровизацию на одной,
двух, трех нотах и аккомпанирует
себе аккордами или басом по
четыре ноты в такте.
Делать первые шаги по импровизации и сочинению можно в
разных регистрах инструмента. Объяснить ребенку, что верхний
регистр это мир неба, в небе живут птицы, светит солнышко, идет
дождь. В среднем регистре живут люди, прыгают зайчики, играют
музыканты, это мир человеческого голоса и мир игрушек. Нижний
регистр
-
это
мир
океана
и
подземелья,
сказочных
существ,
страшных сказок, а еще это мир гнева и страха.
Можно сочинять только на черных клавишах или только на
белых и это будет всегда прекрасная мелодия. Например, сочиняя
мелодию в верхнем регистре, нажимать звуки на черных клавишах
по очереди правой и левой
как капли дождя. Затем левой рукой
играть одну ноту и подсоединить к ней небольшую мелодию в
правой руке. Стараться повторить интересный мотив еще раз. Затем
правой рукой играть капли, а левая рука ведет мелодию, повторить
мотив как в начале, в первой части. И в конце завершить мелодию
взятием
сразу
нескольких
звуков
(выглянуло
солнце)
или
на
глиссандо (показалась радуга).
Таким же приемом сочинять мелодию и в среднем регистре, но
добавить игру по двум рядом находящимся
клавишам правой и
левой руками по восходящей линии. В конце импровизации опять
повторить первую часть. Так постепенно добавляются новые краски
в импровизации.
В нижнем регистре, в мире океана, поиграть левой рукой звуки
большими волнами, в медленном темпе. Сыграть волны, повторяя
несколько раз. Далее подсоединить правой рукой мелодию океана.
Во
второй
части
добавить
двойные
ноты
двумя
руками
по
восходящей и нисходящей линии и повторить первую часть.
После
сочинения
мелодий
в
разных
регистрах
делать
комбинации регистров (например, гремит гром-в нижнем регистре,
мелодию дождя, пение птиц в верхнем регистре).
Необходимо
обращать
внимание
на
развитие
музыкально-
ритмического
чувства
у
учащихся.
Например,
ученики
должны
выразительно передавать равномерно звуки капели, цокание копыт
и т.п. Первые задания должны быть связаны с произведениями,
темпы
которых
одинаковы.
Затем
включать
пьесы
с
резко
контрастными темпами и ритмами. В процессе выполнения этих
упражнений
ученику
предлагается
передать
пульс
музыки,
заострять
внимание
на
особенностях
характера
произведений.
Первые
мелодии
будут
сочиняться
на
тексты
прибауток,
скороговорок,
считалок
как
последовательности
точных
и
вариантных повторений одного мотива. Для активации творческого
потенциала
учащихся
полезно
и
нужно
сочинять
мелодии,
небольшие стихи и рассказы, сказки, рисовать к ним рисунки и т.д.
Усложнение
заданий
на
сочинение
мелодий
осуществляется
в
определенной
последовательности.
Это
сочинение
мелодий:
на
тексты, на стихи с определенным настроением, на заданный мотив
с последующим его варьированием, на заданную гармоническую
схему.
По мере накопления музыкальных впечатлений усложняются
приемы
работы
с
мотивами
и
фразами.
В
дальнейшем
при
сочинении
своих
пьес
ученики
должны
понимать
и
применять
такие термины, как «вопрос», «ответ», кульминация, повторение,
завершение.
Ученик
должен
слышать
и
чувствовать
вокальные
свойства
мелодии
-
линию
развития,
яркие
интонации,
мелодические дыхания, динамические нюансы.
При сочинении и импровизации мелодий можно применять
следующие типы мелодического изложения. Повторение одного,
нескольких звуков, опевание какой-либо ступени или ступеней ,
поступенное
движение
вверх
или
вниз
(из
3,4,5
звуков),
поступенное
движение
по
звукам
мажорной,
минорной,
хроматической,
целотонной
гаммы.
Можно
сочинять
по
звукам
трезвучия, септаккордов, импровизацировать способом секвенций
или
на
основе
4-х
видов
трезвучий
(мажорное,
минорное,
увеличенное и уменьшенное трезвучия). Сочинение в пентатонике,
импровизация
на
заданный
ритм,
аккордовое,
интервальное
изложение
мелодии,
изложение
мелодии
в
виде
пассажей,
сочинение
мелодии
с
применением
различных
украшений
(форшлаги,
трели,
морденты,
группето,
глиссандо,
тремоло).
Полифоническое
изложение
мелодии,
использование
аккордов-
кластеров, импровизация мелодии
и ее зеркального отражения,
атональные мелодии.
Сочинение мелодии может быть в форме периода, куплетной
формы (запев-припев). В простой трехчастной форме, где средняя
часть может быть в другой тональности, в другом ладу, может быть
контрастная.
Сформулированы пять
правил, на основе которых должны
осуществляться
и
сочинение
и
импровизация.
Первое
правило-
м и н и ма ль н ы м и
с р ед с т ва м и
д о с т и г ат ь
м а кс и м а л ь н о й
выразительности. Второе правило - ритмическое единство. Третье
правило
-
интонационное
единство.
Четвертое
правило
-
повторность
музыкальных
построений
и
пятое
правило
-
оригинальность мелодий.
При сочинении и импровизации
педагог может предложить
ученику варианты названий мелодий. В дальнейшем сам ученик
может придумывать название для своих пьес и сочинений.
Самое
главное
в
импровизации
больше
раскованности
и
творческой свободы, иметь огромное желание импровизировать,
сочинять и не бояться неудач. А задача преподавателя развить и
активизировать творческое начало личности ребенка.
Список используемой литературы:
1. Дмитриева Л.Г. Развитие у первоклассников чувства формы в
процессе элементарного музицирования. Музыкальное воспитание
в школе. Сост.О.А.Апраксина.М.1979.
2.
Ригина
Г.С.
Вокальная
импровизация
в
первом
классе.
Музыкальное воспитание в школе. Сост. О.А. Апраксина. М.1978.
3.
Смирнова
Т.И.
Интенсивный
курс
по
фортепиано.
Учебное
пособие Аллегро. Методические рекомендации М.2003.
4.
Шатковский
Г.И.
сочинение
и
импровизация
мелодий.
Мелодическая
разработка
для
преподавателей
дет ских
музыкальных школ и школ искусств. М.1969.
5. Видеоуроки. Импровизация и сочинение на рояле. Т.И.Смирнова.