Автор: Декина Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 45" г. Читы
Населённый пункт: Забайкальский край, г. Чита
Наименование материала: Урок
Тема: С.А.Есенин "Черемуха".
Раздел: начальное образование
Декина Наталья Владимировна,
учитель начальных классов
Урок
литературного
чтения
в
3
классе
.
УМК
«
Школа
России
»
Тема: С.А.Есенин «Черемуха».
Цель: На основе стихотворения С.Есенина «Черемуха» подвести учеников к осознанию воздействия великой силы
лирических стихотворений на художественно-эстетическое развитие человека
Задачи:
познакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина и со стихотворением «Черемуха»;
учить детей представлять в своем воображении картины природы, описанные автором в стихотворении;
совершенствовать умения выразительно читать лирические стихотворения;
определять настроение и свои чувства, возникающие при прослушивании и чтении стихотворения;
связно рассказывать о своих впечатлениях и делиться мыслями с товарищами;
развивать навыки анализа, сравнения и сопоставления;
прививать любовь и бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведений;
Читать выразительно, передавая настроение стихотворения;
Рисовать словесные картины цветущей черемухи с опорой на текст стихотворения;
Отвечать на вопросы учителя, обосновывать и анализировать свой ответ;
Рассказывать о своих впечатлениях, делиться мыслями с товарищами.
Формируемые УУД:
Личностные:
сохранять
мотивацию
к
учебе,
ориентироваться
на
понимание
причин
успеха
в
учебе,
развивать
способность к самооценке;
отстаивать при необходимости свою точку зрения;
выражать свое собственное мнение;
адекватно воспринимать оценку учителя.
Регулятивные:
планировать свои действия;
принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия.
Познавательные:
эмоционально и осознанно воспринимать лирическое стихотворение;
самостоятельно находить в тексе простые средства изображения природы;
умения вычленять описание черемухи в художественном произведении;
осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы;
высказываться и выражать свои мысли в устной форме;
анализировать поступки, выделять главное;
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения.
Коммуникативные:
учитывать разные мнения и формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях;
задавать вопросы по существу, использовать речь для регуляции своего действия;
формировать умения работать в группе, умение ставить грамотные речевые высказывания;
допускать существование различных точек зрения.
Характеристика деятельности учащихся:
Читать стихотворение, отражая настроение;
Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения;
Объяснять смысл выражений с опорой на текст;
Определять авторское отношение к литературному произведению;
Самостоятельно оценивать свои достижения.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы: работа в парах, фронтальная работа, беседа, самостоятельная работа, работа с книгой
Используемые методы: словесные, наглядно-иллюстративные, частично-поисковый, предметно- практические
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран
Для учителя:
Наличие конспекта;
Презентация;
Учебник 3 класса Л.Ф.Климановой «Литературное чтение»;
Выставка книг С.Есенина
Для ученика:
Учебник 3 класса Л.Ф.Климановой «Литературное чтение»;
Сигнальные карточки.
Домашнее задание к данному уроку:
Подготовить индивидуально выступление о жизни и творчестве С.А.Есенина, сообщение о черёмухе.
Проект урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Теоретическое обоснование
1.Организационный
момент.
(0,5 мин.)
Приветствие. Проверка готовности к уроку, наличие
необходимых принадлежностей.
(1 слайд с музыкальным сопровождением)
Наша речь полна величья, гордой простоты,
В ней прекрасных слов богатство, сила красоты.
Потому поэта слушай, будь прилежен впредь,
Чтоб могучей русской речью, хорошо владеть.
-
Сегодня
на
уроке
литературного
чтения
мы
будем
слушателями, художниками, исследователями.
Самопроверка.
Дети слушают учителя и
музыку П. И. Чайковского:
«Времена года».
Воспитание культуры учебного
труда, дисциплины.
Цель: Организация внимания.
Быстрое включение учащихся в
деловой ритм.
Положительный
эмоциональный
настрой
детей
на
серьёзную,
вдумчивую работу в доброже-
лательной обстановке.
Мотивация на рабочий ритм.
2. Проверка
домашнего
задания.
(7 мин.)
2.1 Речевая разминка.
(2 слайд)
- Для чего проводим речевую разминку?
-Прочитайте скороговорку 3 раза, каждый раз быстрее,
чем предыдущий:
Ляля – плакса,
В тетради – клякса.
На горе, на горке
Горько ревёт Егорка.
-Прочитайте эти же скороговорки с вопросительной и
восклицательной интонацией.
2.2 Выразительное чтение стихотворений А.А.Блока.
-Что было задано на дом?
Научиться правильно и чётко
говорить.
Дети читают хором.
- В ы р а з и т е л ь н о е
ч т е н и е
стихотворений
А.А.Блока:
Цель:
С о в е р ш е н с т в о в а н и е
звуковой культуры речи: развитие
чёткой
дикции,
для
отработки
правильной артикуляции гласных
и согласных.
Цель: Установление правильности
и осознанности выполнения дом.
задания, выявление пробелов и их
коррекция,
совершенствуя
при
этом ЗУН.
Сочетание контроля, самоконтро-
-Приготовили оценочные листочки №1.(Прилагаются)
Опрос домашнего задания. (3 ученика)
-Молодцы.
«Сны»,
«Ветхая
избушка»,
«Ворона».
Три ученика читают эти стихи
Дети
оценивают
ч т е н и е ,
высказывают свои мнения.
ля и взаимоконтроля.
Похвала
повышает
интерес
к
дальнейшей деятельности.
3. Актуализация
знаний.
(3 мин.)
-
Сегодня
мы
продолжим
изучать
творчество
поэтов
начала xx века. Имя поэта одного из самых известных и
любимых не только в нашей стране, вы должны угадать
сами, послушав о нём стихотворение.
-
Если
вы
сомневаетесь
в
своём
ответе,
то
можете
посоветоваться тихонечко с соседом.
(3 слайд с музыкальным сопровождением)
В этом имени слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен-
Поднебесье, тихие веси,
Сень берёз и синь-рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты…
Только скажут - ………….
Всей России встают черты…(Н.Браун)
(4 слайд)
- Сегодня на уроке мы прикоснёмся к творчеству Сергея
Александровича Есенина, со стихами которого вы уже
были знакомы.
-Вспомните, какие стихи С. Есенина мы уже читали и
учили наизусть?
--
Русский
народный
поэт
родился
в
1895
году
под
Рязанью, в селе Константиново, на берегу красивой реки
Оки. Родители его были бедными крестьянами. В раннем
детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу
- он чувствовал себя частью этой природы. Потому как-то
особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе.
Дети слушают учителя и
музыку П. И. Чайковского:
«Времена года».
Самоосмысление.
(«Сергей Есенин»)
«Ночь»,
«Берёза»,
«Поёт
зима, аукает…» и др.
Сообщение учащегося
Цель: Обеспечение стимулирова
-ния и мотивации, актуализация
опорных знаний и умений.
Создание проблемной ситуации
активизирует детей на восприятие
нового
материала,
развивает
творческое мышление.
М е т о д
с т и м у л и р о в а н и я
и
мотивации.
Операционный
компонент
УД
(развитие
операций
логического
мышления:
анализа,
сравнения,
синтеза, обобщения).
Регулирующий
компонент
УД
( р а з в и т и е
с а м о о ц е н к и
и
с а м о к о н т р о л я
н а
о с н о в е
взаимооценки
и
взаимоконтроля,
развитие итогового самоконтроля.
Красивая мелодия развивает
эстетический вкус.
Межпредметная связь приобщает
к искусству.
Стихотворная
форма
создаёт
благоприятный
фон,
а
так
же
несёт заряд занимательности.
Готовность учащихся к активной
учебно-познавательной
деятель-
ности на основе опорных знаний.
Словесный
и
наглядный
методы
обучения.
ИКТ
активизирует
внимание
у ч а щ и х с я ,
у с и л и в а е т
и х
4.Тема и цель урока.
Мотивация: для
чего?
(2 мин.)
Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок.
А писать он начал рано - в девять лет.
Тема Родины – главная в творчестве Сергея Есенина и она
тесно переплетается с темой природы.
Первая книга стихов Сергея Есенина - «Радуница» -
вышла в 1916 году (когда ему был 21 год) и была
доброжелательно принята читателями. Он стал
популярным поэтом. Есенина отличают необыкновенная
искренность, удивительная чуткость к земным краскам,
простота и прозрачность стиха. Сергей Александрович
Есенин прожил короткую (30 лет), но очень непростую
жизнь. А село Константиново на Рязанщине сейчас
называется Есенино.
Перед вами выставка книг С.Есенина. В них напечатаны
великолепные стихи о природе, о Родине. Советую взять и
почитать.
- Ребята, почему в народе этого поэта называют «певцом
русской природы»?
- В раннем детстве полюбил С.Есенин родную русскую
природу. Он чувствовал себя частью этой природы и
воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков,
запахов, красок. Они очень мелодичны и многие из них
композиторы положили на музыку. И сейчас они звучат
как песни.
- Перед вами выставка книг С.Есенина. В них напечатаны
великолепные стихи о природе, о Родине. Советую взять и
почитать.
(5 слайд)
Д е т и
р а с с м а т р и в а ю т
выставку.
Черёмуха.
Дети слушают.
м о т и в а ц и ю ,
р а з в и в а е т
п о з н а в ат е л ь н ы е
п р о ц е с с ы ,
м ы ш л е н и е ,
в н и м а н и е ,
воображение.
Метод
наблюдения
и
анализа
произведений.
Метод стимулирования интереса к
учению.
Привитие интереса к творчеству
писателя.
Цель:
Обеспечение
мотивации.
Организовать и направить к цели
учебно-позновательную
деятель-
ность учащихся.
Межпредметная связь.
Мотивационный компонент УД.
Р а з в и т и е
п о з н а в а т е л ь н о й
мотивации
через
эмоционально-
социальную мотивацию.
Постановка
перед
учащимися
проблемной ситуации.
Операционный компонент УД.
Развитие
у
учащихся
умения
ставить цель и планировать свою
деятельность.
Метод – беседа.
Беседа способствует активизации
- Какое растение изображено на этом слайде?
Одна из первых я цвету
В садах стою я вся в цвету
И белый мой наряд,
И горький запах всех влечёт:
-Гляди, черёмуха цветёт!-
Все люди говорят.
- Как выяснили учёные, этот аромат убивает микробов.
Поэтому чтобы сделать питьевой не очень чистую воду,
достаточно бросить в неё цветущую веточку черёмухи. Но
в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может
разболеться голова. А вяжущие ягоды черёмухи помогают
при расстройстве желудка.
Черёмуха обыкновенная - дерево или кустарник от 2 до 10
м высоты. Ствол и ветви покрыты
черно-серой корой.
Листья очередные, короткочерешковые. Цветет черёмуха в
мае.
Цветки
мелкие,
белые,
собранные
в
густые,
многоцветковые кисти. Плоды черёмухи — шаровидные
черные
костянки,
сладкие,
сильно
вяжущие.
Плоды
созревают в июле.
В России черёмуха распространена в Европейской части,
Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке.
Предпочитает
влажные
почвы.
Растёт
черёмуха
по
берегам
рек,
в
приречных
лесах
и
кустарниковых
зарослях,
по
лесным
опушкам,
на
песках,
по
лесным
прогалинам.
- Давайте попробуем сформулировать тему урока.
(6 слайд)
- Что бы вы хотели узнать и чему научиться?
Черёмуха
Дети слушают
Сообщение
учащегося
о
черёмухе
Самоосмысление.
С.Есенин: «Черёмуха».
Научиться выразительно
читать, находить в
стихотворении красивые
слова. Узнать, почему Есенин
умственной
работы
учащихся,
поддержанию внимания, интереса
к теме урока.
П о н и м а н и е
у ч а щ и м и с я
п р а к т и ч е с ко й
з н а ч и м о с т и
изучаемого материала.
Операционный компонент УД:
ч ё т к а я
п о с т а н о в к а
п е р е д
учащимися учебной проблемы.
Формируется умение выделять и
удерживать
те
учебные
задачи,
которые
необходимо
решить
на
уроке.
Регулирующий компонент УД.
О т р а б о т к а
п л а н и р у ю щ е г о
с а м о к о н т р о л я
( у м е н и е
планировать свою деятельность).
- Для чего вам это нужно?
- Итак, что нужно знать и уметь по теме урока?
(7 слайд)
Знать:
содержание стихотворения «Черёмуха»;
правила выразительного чтения.
Уметь:
выразительно читать стихотворение;
отвечать на вопросы;
рисовать словесные картины;
работать самостоятельно и в группах.
написал это стихотворение.
Чтобы уметь красиво и
правильно говорить самим
и чтобы приятно было
слушать другим.
Читают хорошо читающие
дети.
5. Усвоение новых
знаний и способов
действий.
(10 мин.)
5.1 Погружение в урок.
(8 слайд)
-
Вспомните
весну,
когда
цветут
сады
и
ярко
светит
весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас
своей
чистотой.
Оно
голубое
–
голубое,
воздух
–
прозрачен, чист, влажен. И вдруг в эту радостную картину
врывается сильный и приятный запах, запах цветущей
черёмухи.
5.2 Визуализация. Первичное чтение учителем.
-
Стихотворение
Есенина
«Черёмуха»
мне
очень
понравилось
своей
красотой.
Хочу,
чтобы
и
вы
почувствовали то же самое.
Дети слушают.
Цель:
Обеспечение
восприятия
о с м ы с л е н и я
и
п е р в и ч н о г о
запоминания
знаний
и
способов
действий.
Мотивационный компонент УД:
с о з д а т ь
с о о т в е т с т в у ю щ у ю
эмоциональную атмосферу.
Принцип целенаправленности.
Обеспечить
эмоциональность
восприятия, интерес к изучаемому
произведению.
-
Сейчас
я
буду
читать
стихотворение,
а
вы
закройте
глазки, можете лечь на парту и постарайтесь представить
себе картину, описанную автором в стихотворении.
(Учитель читает стихотворение )
5.3 Обмен впечатлениями.
-
Скажите,
какой
увидел
черёмуху
поэт?
Поделитесь
своими мыслями.
- Какое настроение хотел передать нам Есенин? Выберите.
Обоснуйте свой выбор.
(9 слайд)
ликующее
восторженное
шутливое
печальное
весёлое
праздничное
радостное
спокойное
грустное
мечтательное
- Какие чувства возникли в вашем сердце?
(10 слайд)
изумление
спокойствие
радость
сожаление
восторг
печаль
ликование
грусть
- Что отражают лирические стихи?
Самоосмысление.
Дети слушают учителя
Самоосмысление.
Дети делятся мыслями.
Р а д о с т н о е ,
л и к у ю щ е е ,
весёлое,
восторженное
т.к.
начинается
весна,
природа
просыпается и это всё радует
поэта.
Самоосмысление.
Радость,
изумление,
восторг,
ликование.
Самоосмысление.
Лирические
стихи
отражают
Снятие
мышечного
напряжения,
утомления.
Эмоциона льно е
в о с п р и я т и е
художественного произведения.
Активные
действия
учащихся,
максимальное
использование
самостоятельности
в
добывании
знаний
и
овладении
способами
действий.
Операционный компонент УД:
развитие
логического
мышления
(анализа,
сравнения,
синтеза,
обобщения);
умение
д е л ат ь
выводы и заключения.
Операционный
компонент
УД
(развитие логического мышления,
- Какие картины возникли в вашем воображении после
прочтения этого стихотворения?
- Какие краски вы бы использовали, чтобы передать на
картине это настроение?
5.4 Самостоятельное чтение стихотворения.
- Открываем учебники на странице 55.
- Вспомним правила выразительного чтения.
читайте медленно. Помните: ни один художник не
рисует картину со скоростью машины;
после каждой строчки надо делать короткую паузу,
независимо от того, есть ли в конце строки знак
препинания;
постарайтесь
прочитать
так,
чтобы
передать
настроение автора и одновременно выразить свои
чувства.
- Читаем в полголоса и отмечаем непонятные слова и
выражения.
5.5 Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем. Поморгаем.
не
событие,
а
душевное
переживание
поэт а,
е го
настроение.
Дети
рисуют
с л о в е с н ы е
картины.
Белую ,
с в е т л о - з е л ё н у ю ,
голубую,
жёлтую,
светло-
коричневую.
Дети слушают.
Дети читают самостоятельно
и работают с карандашом.
Д е т и
в ы п о л н я ю т
физкультминутку совместно с
учителем.
у м е н и е
д е л а т ь
в ы в о д ы
и
заключения).
Учить детей представлять в своём
воображении картины природы.
Р а з в и т и е
ко м м у н и к а т и в н о й
культуры
учащихся,
умение
слушать друг друга.
П р и н ц и п
в н и м а т е л ь н о г о
отношения к тексту.
Ф о р м и р о в а н и е
н а в ы к а
самостоятельного чтения.
Самостоятельная
деятельность
учащихся,
выполняет
важную
в о с п и т ат е л ь н у ю
ф у н к ц и ю :
приучает учащихся к сам. работе
без учителя, выполнению заданий
без побуждения и контроля и идет
отработка способа действия
( с о в е р ш е н с т в у е т с я
н а в ы к
выразительного чтения0.
Снятие
мышечного
напряжения,
переутомления,
поднятие
эмоционального тонуса.
И работать начинаем.
5.6 Чтение стихотворения в слух.
- Кто попробует прочитать стихотворение выразительно, с
паузами.
Самоутверждение.
Читают 1-2 ученика.
Учащиеся
высказывают
свои
мнения, пожелания, советы.
Регулирующего компонента УД:
Р а з в и т и е
с а м о ко н т р о л я
и
самооценки,
взаимоконтроля
и
взаимооценки.
6. Закрепление
знаний и способов
действий.
(10 мин.)
6.1 Работа по развитию речи.
- Какие непонятные слова вам встретились?
(11 слайд)
(толкование непонятных слов по словарю Ожегова)
роса медвяная - ароматная, с запахом мёда;
зелень пряная – с острым, ароматным запахом;
проталинка – место, где частично растаял снег и
оголилась земля;
волна гремучая – издающая громкие звуки;
обдаёт – обливает со всех сторон;
вкрадчиво – осторожно; тихо;
под кручею – под обрывом.
6.2 Анализ лирического стихотворения.
- Как вы считаете, с какой целью
автор написал это
стихотворение?
- Выберете ответы.
чтобы сообщить о том, что расцвела черёмуха;
чтобы передать свою радость;
чтобы привлечь внимание к красоте природы;
чтобы вызвать взаимное сопереживание.
6.3 Работа над литературоведческими понятиями.
- Чем привлекла внимание поэта черёмуха?
Дети сначала сами пытаются
объяснить значение
непонятных слов и
выражений, а затем видят
объяснение слов по словарю
Ожегова.
Самоосмысление.
Дети дают ответы.
С в о е й
н е о б ы к н о в е н н о й
Цель:
Обеспечение
усвоения
н о в ы х
з н а н и й
и
с п о с о б о в
действий.
Глубокое
понимание
текст а
чере з
п р а к т и ч е с к у ю
деятельность.
Постановка проблем, активизация
познавательной
деятельно сти
учащихся.
Операционный
и
регулирующий
к о м п о н е н т
УД
( р а з в и т и е
логического
мышления,
развитие
контроля и самоконтроля,
обратная связь).
Расширение кругозора.
Обогащение словарного запаса.
Развитие зрительно - слухового
восприятия.
Создание проблемной ситуации:
углубить
восприятие
произве-
дения,
освоение
идеи
произве-
дения.
Операционный компонент УД.
Выработка
умений
оперировать
-
Какие
слова
помогли
поэту
создать
яркую
картину
сияющего денька?
- Но Есенин хотел, чтобы мы не только увидели, но и
почувствовали, - «представили запахи».
- Какими словами поэт говорит о запахах?
- Какой приём использует поэт?
- Зачем Есенин использует эпитеты?
- Придумайте свои эпитеты к слову черёмуха.
.
- А теперь обратите внимание на словосочетания: «сияет
зелень в серебре», «зелень горит».
- Как называется этот приём?
Да, поэт уловил сходство между предметами и передал его
с помощью переносных значений.
-
Ребята,
черёмуха
это
центральный(главный)
или
второстепенный образ в стихотворении?
- Докажите.
- Прочитайте строчки к этой иллюстрации.
- О ком можно так сказать: расцвела, кудри завила, стоит?
- Какой приём использует поэт?
- Какой образ олицетворяет черёмуха?
- А кто в стихотворении представляется юношей?
- Найдите строчки и прочитайте.
красотой.
Ветки
золотистые,
ручей
серебряный.
Душистая, медвяная, пряная.
Эпитеты.
Эпитеты
делают
нашу
речь
б о л е е
я р к о й ,
т о ч н о й ,
красочной, выразительной.
Пушистая, белоснежная,
Весёлая, весенняя.
Метафоры.
Дети решают проблему.
Название и иллюстрация.
Выборочное чтение.
О девушке.
Олицетворение.
Образ красивой, кудрявой
девушки.
Ручей.
Выборочное чтение.
ранее полученными знаниями.
Формируется
умение
анализи-
ровать поэтический текст, умение
в и де т ь
обра з н ы е
я з ы ко в ы е
с р е д с т в а
х у д о ж е с т в е н н о й
выразительности.
Создание нестандартных ситуаций
при использовании знаний.
Операционный компонент УД :
развитие
логического
мышления
(анализ,
синтез,
с р а в н е н и е ,
обобщение),
умение
д е л ат ь
выводы и заключения.
Форма работы - беседа.
- Найдите строчки, где есть олицетворение и сравнение.
- Вся картина природы, созданная поэтом, представляется
как
живая,
благодаря
обилию
верно
подобранных
глаголов: расцвела, завила, сияет, струится, стоит, горит,
обдаёт, поёт.
«Ветки золотистые, что кудри
завила»
7. Обобщение
изученного
материала.
(7 мин).
7.1 Осмысление. Выводы.
- Итак, какие приёмы использует поэт, чтобы мы смогли
представить картину: почувствовать, увидеть, услышать?
- Только ли о природе это стихотворение?
7.2 Коллективное чтение стихотворения. Работа над
выразительностью.
-
Как
будем
читать
это
стихотворение:
быстро
или
медленно неторопливо?
- Какие строчки, по вашему мнению, можно читать чуть
быстрее?
-Давайте попробуем прочитать вместе.
7.3 Самостоятельное чтение.
- Предлагаю поработать в парах используя памятку.
(12 слайд)
Памятка:
правильно ставь ударение;
Э п и т е т ы ,
м е т а ф о р ы ,
олицетворения, сравнения.
Это
стихотворение
о
любви
девушки-черёмухи и юноши-
ручья. О том, что всё живое
н а п о л н е н о
л ю б о в ь ю :
и
природа и люди.
Медленно
неторопливо,
с
любованием.
Про ручей.
Совместное хоровое чтение.
Работают
само стоятельно
используя знания по теме.
Цель: Обеспечить более глубокое
ц е л о с т н о е
в о с п р и я т и е
произведения.
Операционный компонент УД.
Умение сделать логические
выводы.
Принцип целостности.
С о в е р ш е н с т в у е т с я
н а в ы к
выразительного чтения.
Организация
самостоятельной
р а б о т ы
ш к о л ь н и к о в ,
ф о рм и р о в а н и е
у
у ч а щ и х с я
навыков самообразования
соблюдай паузы;
выбери силу голоса;
определи темп;
читай эмоционально;
п о к а ж и
и н т о н а ц и е й
с в о ё
о т н о ш е н и е
к
произведению.
Оцени товарища!
А сейчас я объявляю конкурс чтецов.
-
Кто
желает
прочитать
стихотворение?
(используем
элемент конкурсного чтения)
-В
исполнении
какого
ученика
передалась
мелодия
стихотворения?
7.4 Дифференцированное задание.
(Детям
раздаются
карточки
с
вопросами
по
уровням
сложности. Они сами выбирают уровень сложности.)
(Вопросы прилагаются)
-Что
главное
в
стихотворении:
действие,
событие,
природа, поступок? (2 уровень)
-Можете
ли
вы
определить
характер
музыки,
которая
могла бы сопровождать это стихотворение? (3 уровень)
- Прочитайте понравившиеся строки. (1 уровень)
-С каким чувством надо читать стихотворение?
(2 уровень)
-Что удивляет автора в этом стихотворении? (3 уровень)
-Находясь в гостях у природы, что мы должны помнить?
(необходимо быть добрым и вежливым гостем.
- Мы причиняем природе боль. Каждая сломанная
веточка, каждый сорванный цветок - это маленькая рана,
нанесенная природе. Если мы будем наносить раны
родной природе, что же станет с природой и с нами.
Такую красоту природы надо видеть и беречь
.)
Самоутверждение.
Учащиеся высказывают свои
мнения, пожелания, советы.
Работают самостоятельно,
опираются на знания по теме.
Природа.
Лирическая песня.
Дети читают.
Радости, восторга.
Красота природы.
Правила поведения в лесу
П р и н ц и п
в н и м а т е л ь н о г о
отношения к тексту.
Выявление
качества
и
уровня
овладения знаниями и способами
д е й с т в и й ,
о б е с п еч е н и е
и х
коррекции.
Самостоятельное
выполнение
заданий,
требующих
применения
знаний.
Формируются
навыки
самообразования.
Дифференциация
по
степени
сложности
даёт
возможность
отработать
учащимся
разных
г р у п п
р а з л и ч н ы е
в и д ы
самоконтроля,
самооценки
на
о с н о в е
в з а и м о ко н т р о л я
и
взаимооценки
–
регулирующий
компонент УД.
8. Домашнее задание.
(1 мин.)
9. Подведение
итогов.
(2.5 мин.)
Выучить
наизусть
стихотворение
Есенина
«Черёмуха»;
Я думаю, что вы за время урока достаточно близко
познакомились со стихотворением и строки его еще свежи
в голове. Дома вам останется только повторить его.
Черемуха не только внешне красива, но и очень полезна.
Чем она полезна нам расскажет на следующем уроке 1
вариант. (Под руководством учителя дети будут искать
информацию в справочной литературе и на заданном
сайте сети Интернет, готовить сообщения.)
Иллюстрирование стихотворения – 2 вариант.
Что на вас произвело большее впечатление?
Какие
задания
вам
показались
на иб ол е е
интересными?
Для чего нужна такая работа со стихотворением?
Пригодятся
ли
вам
знания
этого
урока
в
дальнейшей жизни?
Дети записывают в дневник.
Самоосмысление.
Ответы детей.
Цель:
Обеспечение
понимания
цели,
содержания
и
способов
выполнения
домашнего
задания.
Проверка
с о о т в е т с т ву ю щ и х
записей.
Дифференцированный
подход
к
домашнему
заданию.
Принцип
учёта потребности ребёнка.
Цель:
Дать
анализ
и
оценку
успешности
достижения
цели
и
н а м е т и т ь
п е р с п е к т и в у
последующей работы.
Операционный компонент УД.
С о з д а ю
с и т у а ц и ю
у с п е х а .
Подведение
итогов
помогает
учащимся
глубже
осознать
своё
продвижение
вперёд,
осмыслить
свои достижения и проблемы.
10. Рефлексия .
(2 мин.)
- Взяли оценочные листы №2.(яблоки)
-
Среди
нас
есть
и
внимательные
слушатели,
и
т а л а н тл и в ы е
худ ож н и к и ,
и
л ю б о з н а т е л ь н ы е
исследователи.
- А теперь возьмите карточку и раскрасьте то яблочко,
которое
соответствует
вашим
знаниям,
полученным
на
уроке.
Самооценка.
Самореализация.
Самостоятельно
раскраши-
вают яблоки
Цель: Мобилизация учащихся на
рефлексию
своего
поведения
(мотивации, способов деятельнос-
ти, общения).
Регулирующий компонент УД:
Р а з в и т и е
с а м о ко н т р о л я
и
- И в заключении (звучит тихая музыка и горит свеча).
У русских людей есть традиция: «Всё доброе, светлое
сбудется, если пожелать это пока горит свеча». Пожелайте
в душе самым близким, дорогим и любимым людям, того,
чего
хотелось
бы
вам
пожелать.
Помните,
любовь
побеждает
всё.
И
пусть
всё
задуманное
сегодня
исполнится.
Мне было очень приятно сегодня работать с вами.
(13 слайд: «Спасибо за работу»)
Дети
слушают
музыку
и
загадывают желания.
самооценки.
У р о к
з а к а н ч и в а е т с я
н а
эмоциональном подъёме.