Автор: Ливанова Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 45" г. Читы
Населённый пункт: Забайкальский край, г. Чита
Наименование материала: Урок
Тема: "Таблица умножения и деления на 8 и 9" (УМК Школа 2100)
Раздел: начальное образование
Ливанова Татьяна Геннадьевна, учитель начальных классов
Урок математики, 2 класс, "Таблица умножения и деления на 8 и 9"
(УМК
Школа 2100)
Тип урока: ОНЗ
Цель: формирование умения составлять таблицу умножения и деления на примере
составления таблицы умножения и деления на 8 и 9;
Задачи: формировать УУД
Предметные:
тренировать вычислительный навык, в т.ч. устный счет, умение решать текстовые задачи и
уравнения.
Метапредметные:
регулятивные:
- учить определять и формулировать цель работы на уроке,
-планировать свою деятельность,
-контролировать её пользуясь эталоном,
-контролировать результат;
познавательные:
-формировать умение формулировать проблему и находить пути её решения,
-формировать умение осуществлять рефлексию;
коммуникативные:
-формировать умение формулировать собственное мнение, вести диалог, строить
доказательства, способствовать воспитанию взаимопомощи
Личностные:
-установить взаимосвязь между знанием таблицы умножения и реальными жизненными
ситуациями.
Техническое оснащение: компьютер, мультимедиапроектор, презентация.
Демонстрационный материал: изображения животных
Раздаточный материал: карточки для индивидуального задания, примеры на умножение
и деление для групповой работы.
1.
Орг.момент:
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: «Будет интересно!
Будем мы считать, писать, и решать задачи,
Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.
Записи в тетрадях (число, классная работа)
2.
Актуализация знаний. Устный счет
Мелкий дождь украдкой
В поле моросил.
Заглянул в тетрадки –
Наши числа смыл.
А потом за знаки взялся
Что бы ты не догадался.
Мы его перехитрим!
8 * _ = 5 * 8
72 – 6* _ = 60
32 : _ * 5 = 20
2 * 8 + 16 = 32
45 _ 9 + 12 _ 3=9
8_3 – 6_4 = 0
Индивидуально: 5 детей вычисляют значение выражений - работают в карточках ,
затем выходят к доске и вписывают свои ответы в «ключ», где появляется слово
«Фауна»
А (45 – 45:9) + 15 = 55
А (45 – 45)* 8 – 9 * 0 = 0
У 36 : 4 + 27 : 9 = 12
Ф (85 – 40): 5 + 19 = 28
Н (8 + 25 : 5) + 6 * 2 = 25
Фронтально: устный счет с рядом чисел
81 40 56 9 48 72 18 27 36 54 8 64
Какое число можно назвать лишним? Почему?
Назовите делители числа 18; 48; 54?
Увеличьте число 54 в 2 раза.
Какое число одновременно кратно 8 и 5? 8 и 6? 9 и 4? 9 и 3?
На какие две группы можно разделить эти числа?
Внимание детей к слову «Фауна». Что оно обозначает? Сегодня на уроке нас будут
сопровождать представители фауны континента Америка.
Пума в поисках добычи прошла 63 км. Сколько дней животное
искало пищу, если в день проходило по 9 км? (7дней)
3.
Мотивация на урок. Постановка проблемы.
Задание от пумы: выявить закономерность (слайд)
- уменьшите 72 в 8 раз (?), а 9 увеличьте в 9 раз (?) В чем ребята, трудность? Чего мы еще
не знаем?
Кто сформулирует тему урока? Кто согласен?
Какую цель вы поставите для себя на урок?
4.
Решение проблемы. Основной этап урока.
1.
Работа в учебнике, с.46, №1 почему всего два случая на 8? Мы знаем сколько будет
8 * на 7 = 56, как узнать сколько будет 8 * на 8 (путем присчитывания по 8), значит,
8*8=64, а 8*9=72
2.
Как правильно прочитать II столбик? (от перемены мест множителей
произведение не меняется), значит, 9*8 = 72. Внимательно посмотрите на это
выражение – что получится, если 9 * 9? как узнали? (прибавили к 72 – 9)
3.
Как правильно прочитать III и IV столбики? (если произведение разделить
на один множитель, то получится другой множитель)
Ребята, мы заполнили всю таблицу умножения! Где нам пригодятся полученные
знания? Какую вы можете себе поставить цель для дальнейшей работы? (Всю таблицу
повторять и учить, а сейчас решать задания с умножением на 8 и 9)
Вес
детеныша
ягуара
составляет
9
кг.
Подсчитай
массу
взрослого ягуара, если известно, что его масса увеличится в 9 раз.
(81кг)
5.
Первичное закрепление
Задание от ягуара: с. 46, №2 (а) (алгоритм)
Работа по цепочке
Что в этом задании повторяли?
!!!Физкультминутка!!!
Медведица выловила из реки
рыбку.
Один медвежонок съел 8
рыбок, другой – 11, и маме досталось20 рыбок. Сколько рыбок
выловила медведица? (39)
6.
Повторение изученного материала.
Предварительная подготовка: посмотрите на схему, что вы можете сказать? Что известно?
Что необходимо найти? Как найти целое?
Задание от медведицы: задача на с. 47 № 7
Какую задачу ставим для себя на данном этапе?
Кто доволен своей работой при решении задачи?
Кому еще нужна помощь в решении таких задач?
Антилопа, услышав, как подкрадывается к ней ягуар, бросилась
бежать и за 2 мин пробежала 4 км. Сколько километров пробегала
антилопа за 1 мин? (2 км) за 5 мин? (10 км)
!! выражение с именованными величинами:
5 м 3 дм 8 см – 3м 9 см = 229 см = 2 м 2дм 9 см
Задание от антилопы: (дальше, дальше, дальше…)
Соревнования
между
рядами
–
кто
быстрее
решит
примеры
на
табличные
случаи
умножения.
!Самопроверка по эталону!
Кто доволен своей работой в команде? Кто справился с решением примеров? Кому еще
нужно продолжить учить таблицу умножения?
7.
Рефлексия.
Какую цель вы перед собой ставили? (Составить таблицу умножения и деления на 8 и на
9.)
Удалось ли достичь цели?
Смогли бы вы без знания таблицы умножения и деления выполнить все задания на
сегодняшнем уроке? (Нет, не смогли бы.)
Сможете ли вы дальше изучать математику без знания таблицы? Почему? (Нет, т.к.
многие задания связаны с таблицей.)
Подводя итог уроку, я хочу сказать, что неизвестно, кто изобрёл таблицу умножения.
Известно лишь то, что это произошло в Китае около 2200 лет назад.
А теперь попробуйте оценить свою работу на уроке:
- Кто из вас ошибался?
В каком случае? (...)
Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
Кто не ошибся?
Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)
Молодцы.
Что такое умножение?
Это умное сложение.
Ведь умней – умножить раз,
Чем слагать всё целый час.
Умножения Таблица
Всем нам в жизни пригодится,
И недаром названа
УМНОжением она!
(А. Усачёв)
Но сегодня, ребята, мы говорили не только о математике, но и о животных.
С этими животными мы встретимся на уроке окружающего мира.
Показ презентации (при наличии времени)
7. Домашнее задание.
- Какое главное домашнее задание? (Выучить таблицу умножения до конца.)
- Правильно, и потренироваться в решении примеров №4 и заполнить алгоритм №2-б
стр.46.
№
Этап урока
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР,
например, демонстрация)
Деятельность
ученика
Врем
я
(в
мин.
)
1
Адаптационны
й
1.
Оргмомент
2.
Контроль записи в тетрадях
Проверка готовности
к уроку
Записывают в
тетрадях число
3
1.
Устный счет
-
Индивидуально: 5 человек получают
карточки с заданием
А (45-27):3+25:5=
А (85-40):9+(29+27):7=
У 36:6*2-(61-26):5=
Ф (47+25:5)+8*7=
Н 0*(36:9) – (48-48)*7=
Фронтально: показ слайда
Фронтально: устный счет с рядом чисел
81 40 56 9 48 7
-
2 18 27 36 54 8
64
Какое число можно назвать лишним?
Почему?
Назовите делители числа 18; 48; 54?
Увеличьте число 40 в 4 раза.
Какое число одновременно кратно 8 и 5? 8
и 6? 9 и 4? 9 и 3?
На какие две группы можно разделить эти
Анализ, синтез,
обобщение
информации,
применение
полученных знаний
и навыков
Понимают
компоненты
умножения, деления,
суммы, разности.
Вычисляют,
аргументируют свой
ответ
5
числа?
2
Основной
1.
Читает задачу про пуму.
В поисках добычи пума прошла 63 км. Сколько
дней животное искало пищу, если в день
проходило по 9 км? (7дней)
: выявить закономерность (показ
слайда)
уменьшить 72 в 8 раз
Увеличить 9 в 9 раз
( показываю слайд)
Кто сформулирует тему урока?
Какую цель поставите для себя на урок?
Работа по учебнику
(работает на компьютере)
Подводит итог:
Ребята, мы заполнили всю
таблицу умножения! Какую вы можете
себе поставить цель для дальнейшей
работы?
А теперь мы можем выполнить задание
пумы?(показ слайда)
Решают задачу.
Обобщение,
синтез,
анализ.
Встречают
затруднение
Формулируют тему
урока.
Ставят цель на урок
Заполняют таблицу
на 8 и 9.
Понимают смысл
умножения.
Проговаривают
взамосвязь
компонентов
умножения и
деления.
Всю таблицу повторять
и учить, а сейчас
решать задания с
умножением на 8 и 9
Отвечают на основе
таблицы умножения
2
1
2
4
Первичное
закрепление
Читает задачу:
Вес
детеныша
ягуара
составляет
9
кг.
Подсчитай
массу
взрослого
ягуара,
если
Устно вычиляют
1
известно, что его масса увеличится в 9 раз.
(81кг)
с. 46, №2 (а) (алгоритм)
Что повторяли в этом задании?
Работают по
цепочке. Закрепляют
таблицу умножения
в устной речи.
Рефлексия данного
этапа
5
Физминутка
Показывает упражнения
Повторяют за
учителем
2
Включение в
систему знаний
и повторение
1.
Читает задачу про медведицу
Семья
медведей
отправилась
к
речке.
Сколько
рыбешек
выловила
медведица,
если один медвежонок съел 18 рыбешек,
второй на 7 меньше, да и маме досталось
10 рыбешек? ( 39)
Посмотрите на схему, что можете сказать?
Что неизвестно? Что нужно найти?
Как найти целое? А если некоторые части
тоже неизвестны?
Предлагает решить задачу в
учебнике
Что повторяли в этом задании?
2.
Читает задачу про антилопу
Наш ягуар проголодался и начал охоту на
антилопу, но антилопа, услышав, как
подкрадывается ягуар, бросилась бежать и за
2 мин пробежала 4 км. Сколько километров
пробегала антилопа за 1 мин? (2 км) За 5 мин?
(10 км)
!!
выражение
с
именованными
величинами:
5 м 3 дм 8 см – 3м 9 см = 229 см =
2 м 2дм 9 см
Предлагает сыграть в игру «Дальше,
Устно решают задачу
о медведице.
Отвечают на
вопросы учителя
(анализ, синтез)
Читают, разбирают
задачу.
Решают задачу.
Рефлексия данного
этапа
Устно решают
задачу.
Вычисляют,
применяя
полученные знания.
Проверка по эталону.
2
4
1
2
1
дальше, дальше…»
Каждый ряд получает карточку с
примерами на табличные случаи
умножения, каждый решает 1 пример и
передает другому. Кто быстрее?
Демонстрация слайда
Что повторяли в этом задании?
Рефлексия данного
этапа
3. Рефлексия
Какую цель вы перед собой ставили?
- Смогли бы вы без знания таблицы
умножения и деления выполнить все
задания на сегодняшнем уроке?
- А в жизни нам пригодится знание
таблицы умножения?
А теперь попробуйте оценить свою работу
на уроке:
- Кто из вас ошибался?
Сделайте вывод. (Нужно еще
потренироваться.)
Кто не ошибся?
Сделайте вывод. (Мы все хорошо
усвоили.)
Молодцы.
Но сегодня, ребята, мы говорили не
только о математике, но и о
животных. Узнали о них больше
информации, что они находятся под
охраной и эти знания нам пригодятся в
дальнейшей работе по окружающему
миру.
Показ презентации о животных.
Отвечают на
вопросы учителя,
производят
самооценку
деятельности и
результатов
деятельности
5