Автор: Степанова Марина Анатольевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "Трубчевская ДШИ им. А. Вяльцевой
Населённый пункт: город Трубчевск, Брянская область
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Роль концертмейстера в классе домры"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Трубчевская детская школа искусств им. А. Вяльцевой
Методическое сообщение
Тема: «Роль концертмейстера в классе
домры».
Концертмейстер: Степанова М.А.
г. Трубчевск
2018г.
Русские
народные
щипковые
инструменты
не
обладают
такими
возможностями и не имеют такого обширного репертуара, как например,
гитара
или
скрипка,
чтобы
звучать
целый
вечер
без
сопровождения.
Исполнителю - домристу необходим другой музыкант, чаще всего пианист.
Фортепиано - инструмент с большими возможностями, позволяющими не
только расширить фактуру сольного инструмента, но и выгодно показать его
тембральные
краски,
подчеркнуть
ритмическую
ткань
произведения,
обогатить полифонически и гармонически, усилить динамику и при всем
этом быть слитным с солистом, не заметным для слушателя. Кроме того есть
родственное в зарождении звука у рояля и щипковых инструментов: удар
молоточком по струне и удар пальцем или медиатором
Основные задачи аккомпаниатора:
1.
Он
становится
равноправным
партнером,
который
должен
владеть
разнообразными художественными и техническими средствами.
2. От мастерства аккомпаниатора и полной отдачи его душевных сил зависит
творческое состояние солиста, а в своей работе концертмейстеру приходится
общаться с различными артистическими индивидуальностями, поэтому он
должен иметь важнейшие качества ансамблевого музыканта - чуткость и
гибкость.
3.
В
процессе
совместной
работы
над
произведением,
в
классе
концертмейстер является педагогом-воспитателем, готовым в любую минуту
оказать ученику - исполнителю необходимую помощь.
4.Уже в начале игры с концертмейстером возникают некоторые трудности
совместной игры. Первая из них, которая остается постоянно во внимании
педагога
и
концертмейстера
заключается
в
одновременном
вступлении
в
музыку. Чтобы подготовить единое начало, домрист дает ауфтакт небольшим
кивком головы или движением корпуса, но учитывая при этом характер и
темп произведения. Лучше всего если концертмейстер сумеет уловить начало
игры по жесту руки, не оборачиваясь всем корпусом к солисту, чувствуя
ауфтакт боковым зрением. Прежде чем ударить по струнам домрист делает
замах кистью.
5.Как правило, большинство произведений для щипковых инструментов
оканчивается партнерами вместе. Быстрый темп в какой-то степени облегчает
единое окончание. В пьесах кантиленного плана солист должен показать
пианисту снятие звука: яркая динамика требует более энергичного жеста,
пиано еле заметного движения.
6.
Для успешной профессиональной деятельности пианист должен
о бла д ат ь
п оми мо профессионально-коммуникативных р я д о м
д р у г и х
психологиче ских
каче ств.
Так
внимание
концертмейстера —
многоплоскостное,
требует
распределения
между
всеми
составляющими
ансамблевого
исполнения
и направлено
не только
на собственные
исполнительские
задачи,
но и на контроль
за звуковым
балансом,
звуковедением
у солиста,
за воплощением
единства
художественного
замысла.
Как
в текущей
работе,
так
и в концертных
выступлениях
очень
важны
такие
качества
концертмейстера
как
мобильность,
быстрота
и активность реакции, сильная воля и самообладание позволяющие в случае
ошибок солиста или собственных неудач, не переставая играть, сохранить
ансамбль и благополучно довести произведение до конца. Перед эстрадным
выступлением
концертмейстер
должен
уметь
снять
излишнее
волнение
и нервное напряжение солиста, а на сцене — выразительным исполнением
аккомпанемента с подлинно сценическим подъемом передать солисту свое
творческое
вдохновение,
помогающее
ему
обрести
уверенно сть,
психологическую, а за ней и мышечную свободу.
7.
Концертмейстер
должен
знать
не только
основные
принципы
ансамблевой
техники,
но и технические
и тембровые
возможности
солирующего
инструмента,
учебный
и концертный
репертуар
и его
стилистические
особенности,
а также
методы
репетиционной
работы
в ансамбле
и совместной
исполнительской
работы
над
музыкальным
произведением.
8.
Концертмейстеру необходимо обладать умениями, позволяющими
применять
теоретические
знания
при
исполнительском
анализе
партии
солиста и фортепианной партии в музыкальном произведении, определять
художественные
и технические
особенности
аккомпанемента,
трактовать
свою
партию
как
часть
цельного
музыкального
образа,
создавать
художественную
интерпретацию
фортепианной
партии,
демонстрировать
р а з л и ч н ы й
п од ход
к исполнению
фортепианных
и оркестровых
аккомпанементов.
9. Для концертмейстерской деятельности необходимо не только владение
арсеналом пианистических средств (звуковой и артикуляционной палитрой,
техническим мастерством, художественной педализацией и т. д.) и умение
выбрать необходимые исполнительские решения (звуковые, динамические,
тембровые,
артикуляционные
и д р . ) ,
н о и умение
воспринимать
и анализировать
исполнение
партии
солистом
и звучание
фортепианной
партии,
слышать
одновременно
каждую
партию
в их единстве,
контролировать
звучание
ансамбля
и корректировать
исполнительские
действия в соответствии с исполнительским состоянием солиста, обладать
способностью
к художественной
антиципации
(от лат.
anticipatio —
предвосхищение),
раскрывать
художественное
произведение
в образно-
эмоциональном и выразительно-смысловом единстве с солистом.
Важными качествами концертмейстера являются владение навыками
профессиональной
коммуникации,
умение
проявлять
эмпатию
(от греч.
empatheia —
сопереживание)
к солисту,
устанавливать
эмоциональный
контакт
с ним
и оказывать
психологическую
поддержку,
адаптироваться
к различным репетиционным и концертным условиям, проявлять артистизм,
исполнительскую
волю
в репетиционном
процессе
и концертном
выступлении, моделировать и регулировать эмоциональные состояния.
Е. А. Островская в своей диссертационной работе «Психологические
аспекты деятельности концертмейстера в музыкально-образовательной сфере
инструментального
исполнительства»
выделяет
несколько
основных
принципов,
в разработке
которых
нашли
отражение
этические
правила
концертмейстерской деятельности. Первый принцип — заинтересованность
концертмейстера в работе, которая способствует постижению им специфики
солирующего инструмента и позволяет оказывать помощь солисту, особенно
начинающему.
Второй
принцип,
отмеченный Е.
А.
Островской,
касается
высокого художественного уровня исполнения пианистом своей партии, что
является неотъемлемой составляющей профессионализма концертмейстера
и служит эталоном для еще не обладающего мастерством солиста. Третий
педагогический
принцип —
принцип
коррекции
исполнения
может
осуществляться
как
в словесной,
так
и в музыкальной
форме
с целью
преодоления
исполнительских
недостатков
неопытных
музыкантов.
Следующий
принцип —
психологический —
проявляется
в создании
концертмейстером в любых учебных ситуациях стабильной, психологически
комфортной
атмосферы,
способствующей
позитивной
творческой
деятельности
и взаимопониманию
педагога
и ученика.
Реализация
пятого,
общеэстетического принципа может сыграть, по мнению Е. А. Островской,
значительную роль в создании единого «психоэмоционального поля» между
солистом
и концертмейстером,
зависящего
«не только
от интуитивных
способностей
концертмейстера,
но и от стараний
инструменталиста,
общности их интересов на основе знакомых обоим произведений искусства,
литературы, фильмов» [10]. Последний, шестой педагогический принцип,
выявленный Е .
А .
О с т р о в с к о й в и с с л е д о в а н и я х ,
с в я з а н
с формированием ценностно-нравственных установок
солиста,
а именно
в о с п и т а н и е м
п о з и т и в н о г о
м и р о в о с п р и я т и я
и объектно-
центрированногомироощущения инструменталиста.
Профессионально-личностные качества концертмейстера, необходимые для
работы в инструментальном классе
В союзе «солист-концертмейстер», в отличие от ансамбля равноправных
партнеров,
выполнение
ансамблевых
задач
и ответственность
за качество
ансамбля
ложатся
практически
полностью
на пианиста.
Таким
образом,
одним
из важнейших
условий
эффективной
работы
концертмейстера
с т а н о в и т с я
с т е п е н ь
с ф о р м и р о в а н н о с т и
е г о профессионально-
коммуникативных качеств.
Сущность
этого
понятия
раскрывает
в своей
монографии
«Формирование
профессиональных
коммуникативных
качеств музыканта-исполнителя в процессе занятий камерным ансамблем» Е.
П .
Л у к ь я н о в а и о п р е д е л я е т
и х ка к
« с о в о ку п н о с т ь социально-
ориентированных,
имеющих
художественную
направленность
свойств
личности,
проявляющихся
в активизации
коммуникативной
деятельности
средствами музыкально-исполнительского и с к у с с т в а »
[ 5 ] .
В состав профессионально-коммуникативных качеств музыканта-
и с п о л н и т е л я
Е .
П .
Л у к ь я н о в а включает музыкально-
сценическую общительность,
ансамблевую
адаптивность,
деятельную
эмпатию и художественную антиципацию.
Антиципация — «предвосхищение, предугадывание событий, заранее
составленное
представление
о чем-либо»
[1] —
является
принципиальной
основой
совместной
деятельности
музыкантов.
Как
во время
подготовки
к исполнительскому
процессу,
так
и в ходе
музицирования
исполнителям
приходится
постоянно
регулировать,
контролировать
и координировать
совместную деятельность благодаря способности человека предвосхищать,
предугадывать
грядущие
события,
действия,
намерения и
т .
д. Концертмейстер
должен
обладать
ансамблевой
интуицией:
хорошо
понимать
не только
специфику
рядом
звучащего
инст румент а,
но и индивидуальную
манеру
солиста
[2],
стремиться
интуитивно
проникнуться его намерениями.
Для успешной профессиональной деятельности пианист должен обладать
помимо профессионально-коммуникативных рядом других психологических
качеств.
Так
внимание
концертмейстера —
многоплоскостное,
требует
распределения
между
всеми
составляющими
ансамблевого
исполнения
и направлено
не т о л ь ко
н а собственные
исполнительские
задачи,
но и на контроль
за звуковым
балансом,
звуковедением
у солиста,
за воплощением единства художественного замысла. Как в текущей работе,
т а к
и в концертных
выступлениях
очень
важны
такие
каче ства
концертмейстера как мобильность, быстрота и активность реакции, сильная
воля
и самообладание
позволяющие
в случае
ошибок
солиста
или
собственных
неудач,
не переставая
играть,
сохранить
ансамбль
и благополучно
довести
произведение
до конца.
Перед
эстрадным
выступлением
концертмейстер
должен
уметь
снять
излишнее
волнение
и нервное напряжение солиста, а на сцене — выразительным исполнением
аккомпанемента с подлинно сценическим подъемом передать солисту свое
творческое
вдохновение,
помогающее
ему
обрести
уверенно сть,
психологическую, а за ней и мышечную свободу.
Высокий профессионализм и безупречная
музыкальная
культура
концертмейстера
должны
сочетаться
с эмоциональной
чуткостью
и безупречной
выдержкой,
творческой
изобретательностью
и тщательным
самоконтролем,
трудолюбием
и способностью
к концентрации
внимания,
высокой
степени
ответственности
и развитой
мобильности,
скромности
и организаторской
активно сти,
требовательно сти
к достижению
художественного идеала и способности к самопожертвованию
Специфические задачи концертмейстера в работе над произведениями для
домры
В работе
с солистом-инструменталистом концертмейстер
решает
как
общие,
т ак
и специфические
профессиональные
задачи,
связанные
с особенностями данного инструмента.
От специфики
солирующего
инструмента
и репертуара
зависит
конкретное
решение
ансамблевых
и пианистических
задач,
направленное
на воплощение
о сновных
анс амблевых
парамет ров:
е д и н с т в а
художественных
намерений
партнеров,
синхронности
звучания,
динамического
баланса,
эквивалентности
штрихов,
тембрового
слияния
инструментов
[12].
Методические
рекомендации Н.
Н.
Темновой «Задачи
концертмейстера в работе над произведениями для домры» содержат анализ
задач
концертмейстера
в классе
домры,
исходя
из специфики
домры
как
сольного инструмента и особенностей домрового репертуара.
Основные приемы игры на домре — удар и тремоло (быстрое чередование
ударов),
которые
непрерывно
дополняются
за счет
применения
приемов,
заимствованных
из практики
игры
на других
инструментах
(струнных
смычковых,
балалайки):
пиццикато
левой
и правой
рукой,
натуральные
и искусственные
флажолеты,
удар
за подставкой,
пиццикато
вибрато
и тремоло вибрато. Имеет место одновременное использование различных
приемов.
Звук
домры,
извлекаемый
ударом
медиатора,
звонкий
и ясный,
а на тремоло — льющийся и певучий. Игра на грифе создает приглушенное,
матовое звучание, а у подставки, наоборот, дает открытый, слегка «гнусавый»
звук, напоминающий банджо. Некоторую трудность представляет собой игра
в верхних ладах из-за меньшего размера и сложности попадания. Струна ми,
особенно
в прижатом
состоянии,
звучит
довольно
глухо.
В целом
динамическая шкала может быть достаточно разнообразной: от нежнейшего
пианиссимо
на пиццикато
в левой
и флажолетах
до весьма
мощного
фортиссимо на аккордах тремоло. Домра обладает широкими виртуозными
возможностями, что с успехом применяется композиторами в сочинениях для
этого инструмента.
В поисках тембрового и динамического слияния с домрой концертмейстер
должен стремиться к сухому, четкому звукоизвлечению, что особенно сложно
сохранить
в параллельных
с домрой
пассажах.
В таких
случаях
legato
у пианиста должно быть non troppo legato, слегка маркатированное, с очень
резким
отпусканием
клавиши
после
ее нажатия.
Этот
прием
в сочетании
с предельно ровным ритмичным исполнением позволяет концертмейстеру
решить
не только
проблему
соответствия
штрихов,
но также
и проблему
синхронности в виртуозных
фрагментах.
Здесь
необходимо
отметить,
что
работа со струнными щипковыми инструментами подвигает концертмейстера
на поиск
новых
пианистических
приемов,
которые
порой
противоречат
звуковым требованиям, предъявляемым в сольном исполнительстве, с целью
достижения
тембровой
и артикуляционной
идентичности
звучания
фортепиано и домры.
Особенно тщательно нужно следить за одновременностью снятия звуков
и аккордов,
отсутствие
которой
чрезвычайно
портят
художественное
впечатление от ансамбля. С точки зрения синхронности особого внимания
требует такой прием как флажолеты: для их взятия домристу необходимо
чуть
больше
времени,
чем
для
обычно
удара,
и в игре
с неопытными
исполнителями
концертмейстер
должен
быть
бдительным,
чтобы
момент
появления звука у фортепиано и домры точно совпадал.
Основой организации фактуры, как и в любых аккомпанементах, должен
быть
бас,
а звучание
партии
правой
руки
пианиста,
в аккомпанементах
типа «бас-аккорд», «гармоническая фигурация», «мелодическая фигурация»
должно
быть
легким
и прозрачным,
за исключением
тематических
произведений с обозначенной яркой динамикой.
Выстраивая динамический баланс, необходимо учитывать приглушенный
характер
звучания
домры
в нижней
тесситуре
(на струне
ми),
легкое,
воздушное звучание флажолетов, когда звук фортепиано должен встраиваться
в звук
домры,
мягкое
звучание
пиццикато
вибрато.
С другой
стороны,
плотное
аккордовое
звучание,
особенно
на тремоло
нуждается
в мощной
поддержке фортепиано.
Педаль при игре с домрой должна быть прозрачной: в исполнении
аккомпанемента
типа «бас-аккорд»в быстрых
эпизодах
от ее применения
лучше
отказаться.
Традиционную
педаль
можно
использовать
в фортепианных соло, а также в кантиленных произведениях или фрагментах,
когда
фортепиано
плавностью
и мягкостью
должно
компенсировать
возможный недостаток певучести домры на тремоло у учащихся. Проблема
педализации в игре со струнными щипковыми инструментами является очень
важной,
но в ее решении
не всегда
можно
надеяться
на помощь
педагога
данного
класса.
Начинающему
пианисту
лучше
обращаться
за помощью
к более опытным коллегам, которые могли бы послушать репетицию или
концертное
выступление.
Следует
поинтересоваться
не только
общим
впечатлением
от и г р ы ,
н о и отдельными
параметрами
исполнения,
в частности
педализацией.
Кроме
того,
желательно
как
можно
чаще
записывать
совместную
игру
с солистом
на видео-
или
аудиоаппаратуру
и внимательно прослушивать записи. Этот способ помогает концертмейстеру
не только
в решении
вопроса
о педализации,
но и в целом
для
улучшения
качества ансамбля.
Список литературы:
1.Готлиб А. Д. Основы ансамблевой техники. М.: Музыка, 1971.
2. Дж. Мур. Певец и аккомпаниатор. Воспоминания. Размышления
о музыке / пер. с англ. М.: Радуга, 1987.
3. Шендерович Е. М. В концертмейстерском классе. Размышления
педагога. М.: Музыка, 1996.
4.
Шендерович Е.
М.
Об искусстве
аккомпанемента
//
Советская
музыка, № 4, 1969.