Напоминание

Профилактическая работа с семьями, находящимися в социально–опасном положении и учащимися, состоящими на внутришкольном учете.


Автор: Матанцева Тамара Александровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №16 "Французская"
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: Профилактическая работа с семьями, находящимися в социально–опасном положении и учащимися, состоящими на внутришкольном учете.
Раздел: среднее образование





Назад




Автор: социальный педагог

1 квалификационной категории

Матанцева Тамара Александровна

стаж работы в должности 7лет8 месяцев

место работы: МБОУ Гимназия №16 «Французская»

Профилактическая работа с семьями, находящимися в социально-опасном

положении и учащимися, состоящими на внутришкольном учете

(на примере МБОУ Гимназии №16 «Французская»)

Профилактическая работа с семьями, находящимися в социально-опасном

положении и учащимися, состоящими на внутришкольном учете,

ведётся в

рамках следующих программ и планов:

- Целевая Программа развития образовательного пространства МБОУ «Гимназия

№ 16 «Французская» на 2012-2020 гг.;

- Программа воспитательной работы гимназии «Моя гимназия – мой успех в

жизни»,

включающая

комплексы

«Гражданин»

(духовно-нравственное

направление),

«Содружество»

(социальное направление),

«Здоровый век»

(спортивно-оздоровительное

направление),

«Знание-сила»

(общеинтеллектуальное

направление),

«Гармония»

(общекультурное

направление);

- Программа профилактики употребления психо-активных веществ в гимназии,

5-11 классы;

- Программа формирования восстановительной культуры взаимоотношений

старшеклассников посредством медиа объектов «Два мира»;

- Программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в

МБОУ «Гимназия № 16 «Французская»;

- Программа учебного курса «Психология общения» для учащихся 10-х классов;

- Программа элективного курса «Час психологического общения» для учащихся

5-7 классов;

- Проект «Роль психолого-педагогического центра гимназии в формировании

здоровьесберегающей образовательной среды».

- План воспитательной работы;

-

План

работы

по

профилактике

правонарушений

и

преступлений

несовершеннолетних;

- План работы по профилактике психо-активных веществ;

- План работы по профилактике экстремизма;

-

План

работы

библиотеки

(выставки,

лектории

по

профилактике

правонарушений среди несовершеннолетних и другое);

- Планы классных руководителей с тематикой и разработкой классных часов,

родительских собраний и профилактических мероприятий;

- План работы МО с протоколами заседаний;

- План работы социального педагога на год, четверть;

- Перспективный план работы социального педагога;

- План работы совета по профилактике с протоколами заседаний и росписью

приглашенных;

- План совместной работы гимназии и инспектора ПДН;

- План по проведению встреч с инспектором ПДН;

- Совместный план работы по защите прав и интересов детей, находящихся под

опекой и попечительством гимназии со специалистами отдела опеки и

попечительства (на год).

В

гимназии

имеется

обязательный

минимум

нормативно-правовых

документов, регламентирующих организацию профилактической работы:

Международные НПА:

Всемирная

декларация

выживания,

защиты

и

развития

детей

от

30.09.1990г.

Декларация прав ребенка от 20.11.1959г.

Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989г.

Федеральные НПА:

ФЗ

РФ

«Об

основах

системы

профилактики

безнадзорности

и

правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ

ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового

спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении

потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 № 171-ФЗ

ФЗ РФ «О внесении изменений в ФЗ «О дополнительных гарантиях по

социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей» в части уточнения механизмов и условий предоставления

детям сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, мер

социальной поддержки» от 17.12.2009 №315-ФЗ

ФЗ РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и

развитию» от 29.12.2010 №436-ФЗ

ФЗ РФ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего

табачного дыма и последствий потребления табака» от 23.02.2013 №15-ФЗ

ФЗ РФ «О внесении изменений в кодекс РФ об административных

правонарушениях и ФЗ «О рекламе» в связи с принятием ФЗ «Об охране

здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и

последствий потребления табака» от 21.10.2013 №274-ФЗ

ФЗ РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее

оказании» от 02.07.1992 №3185-I

ФЗ РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от

08.01.1998 №3-ФЗ

ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 22.08.2004 №122

ФЗ РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей,

имеющих детей» от 29.12.2006 № 256-ФЗ

ФЗ РФ «О противодействии экстремисткой деятельности» от 25.07.2002 №

114-ФЗ

ФЗ РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в

связи с совершенствованием государственного управления в области

противодействия экстремизму» от 24.07.2007 №211-ФЗ

Приказ от 12.05.2014 № 214н Минздрава России «Об утверждении

требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения

Постановление Правительства РФ от 13.03.2002 №154 «О дополнительных

мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности

несовершеннолетних на 2002 год»

Постановление Правительства РФ от 06.11.2013 №995 «Об утверждении

Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и

защите их прав»

Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 №196 (ред.от 10.03.2009

№216) «Типовое положение об общеобразовательном учреждении»

Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 №61 «О Федеральной

целевой программе развития образования на 2011-2016 годы»

Постановление Правительства РФ от 13.03.2002 №154

Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 №505 «Об утверждении

Правил оказания платных образовательных услуг» (ред.от 01.04.2003

№181)

Письмо Минобразования РФ от 21.03.2002 №419/28-5 «О мерах по

выявлению и учету детей в возрасте 6-15 лет, не обучающихся в ОУ»

Письмо Минобразования РФ от 15.12.2002 №30-51-914/16 «О направлении

минимального

социального

стандарта

РФ

«Минимальный

объем

социальных услуг по воспитанию в ОУ общего образования» (обновление

2014г.)

Письмо Минобразования РФ от 01.10.2002 №31-ю-31нн-40/31-09 «О

методических рекомендациях по заключению договоров для оказания

платных образовательных услуг в сфере образования»

Письмо Министерства образования и науки РФ от 05.09.2011 № МД-

1197/06

«О

концепции

профилактики

употребления

психоактивных

веществ в образовательной среде»

Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных

семей» (в ред.от 25.02.2003 №250)

Указ Президента РФ «О размере компенсационных выплат отдельным

категориям граждан» (в ред.от 08.02.2001 №136, от 17.04.2003 №444)

Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах

детей на 2012-2017 годы» от 01.06.2012 №761

Региональные НПА:

Закон НСО «О социальной поддержке многодетных семей на территории

НСО» от 06.10.2010 №533-ОЗ

Закон НСО «О социальной защите инвалидов в НСО» от 20.06.2005 №304-

ОЗ

Закон НСО «О регулировании отношений в сфере образования на

территории НСО» от 07.07.2005 №308-ОСД

Закон НСО «О защите прав детей в НСО» от 12.05.2003 №111-ОЗ

Постановление Губернатора НСО от 19.10.2007 №387 «Об утверждении

положения о порядке осуществления социального обслуживания детей-

сирот, беспризорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей»

Постановление

администрации

НСО

от

18.05.2006

№39-па

«Об

установлении размера расходов на обеспечение денежными средствами на

личные расходы и культурно-массовые мероприятия детей-сирот и детей,

оставшихся

без

попечения

родителей,

обучающихся

и

(или)

воспитывающихся

в

областных

государственных

и

муниципальных

образовательных учреждениях и обеспечении одеждой, обувью, мягким

инвентарем

и

оборудованием

детей-сирот,

детей,

оставшихся

без

попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей, - выпускников областных государственных и

муниципальных образовательных учреждений»

Постановление администрации НСО от 12.03.2007 №21-па «О порядке

выплаты ежемесячных денежных средств на питание, одежду, обувь и

мягкий инвентарь лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей»

Постановление администрации НСО от 02.04.2008 №89-па «О внесении

изменений в постановление администрации НСО от 14.05.2007 №50-па

Постановление администрации НСО от 02.05.2007 №45-па «О мерах

социальной поддержки детей-инвалидов»

Постановление от 10.11.2009 №456 «Об утверждении положения о

предоставлении

платных

образовательных

услуг,

ведении

предпринимательской

и

иной

приносящей

доход

деятельности

в

учреждениях,

подведомственных

главному

управлению

образования

мэрии г.Новосибирска»

Постановление

администрации

НСО

от

24.04.2006

№30-па

«Об

утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся

в

областных

государственных

и

муниципальных

образовательных

учреждениях

для

детей-сирот

и

детей,

оставшихся без попечения родителей»

Инструкция об организации и порядке ведения в ОУ учета обучающихся

семей, находящихся в СОП Утверждена приказом начальника управления

образования от 10.04.2007 №138

Приказы министерства образования, науки и инновационной политики

Новосибирской

области,

Главного

управления

образования

города

Новосибирска

и

образовательного

учреждения

по

деятельности

социального педагога, заместителя директора по ВР

Локальные акты

На Методическом объединении классных руководителей рассматриваются

вопросы профилактики употребления ПАВ учащимися и сохранения здоровья.

Ежегодно проводятся беседы по сохранению здоровья учащихся на

общешкольных родительских собраниях:

«Особенности адаптационного периода»;

«Родительская ответственность как фактор эффективности учебно-

воспитательного процесса»;

«Родители и подросток»;

«Самооценка – важнейший фактор успешной жизненной позиции»;

«Профилактика суицидального поведения среди подростков»;

В 2014 году в гимназии было создано методическое объединение

специалистов

социально-психолого-педагогической

службы.

В

состав

методического

объединения

входят

два

педагога-психолога

гимназии,

социальный педагог, логопед. Новая форма взаимодействия позволяет нам

осуществлять

эффективное

социально-психолого-педагогическое

сопровождение всех субъектов

образовательного процесса.

Разработана

эмблема службы «Сопровождение. Помощь. Поддержка».

Осуществлять

профилактику

состояний

неблагополучия

субъектов

гимназии

(ученика,

родителя,

педагога),

заочное

консультирование,

организовать

социально-психологическое

просвещение

всех

субъектов

образовательного пространства помогает информационный стенд, где каждый

специалист МО имеет возможность размещать свой материал.Для данного

стенда

представлено

огромное

количество

информационного

материала,

посвященного проблемам детей разного возраста («Признаки наркотического

опьянения», «ОСТОРОЖНО! Информация о вреде курения»,

«Качества,

присущие здоровому человеку», «Навстречу будущему!», «Как создать хороший

климат для подростка?», «Рекомендации родителям», «Я за ЗОЖ», «Информация

о психолого-педагогических и реабилитационных центрах», «Давайте жить

дружно» и т.д.).

Одной из форм взаимодействия со специалистами служб образовательного

учреждения является психолого-медико-педагогический консилиум. Данная

форма работы позволяет осуществлять эффективное сопровождение детей с

трудностями школьной, социальной адаптации и обучения. Деятельность ПМПК

направлена на решение задач своевременного выявления детей с подобными

проблемами и обеспечения им квалифицированной помощи специалистами

разного профиля, исходя из индивидуальных особенностей развития школьника.

В рамках этой деятельности я принимаю участие в разработке программы

комплексной помощи конкретному ребенку.

В гимназии создан и работает «Совет по профилактике» на основании

Положение «О Совете по профилактике (приказ №37 от 21.05.2015)» и

Положение «О постановке учащихся на внутришкольный учет и снятии с него

(приказ №65/1 от 12.01.2015). По приказу утверждается состав Совета, в

который входит: заместитель директора по воспитательной работе, социальный

педагог,

педагог-психолог,

инспектор

ПДН,

заместитель

директора

по

безопасности и классные руководители. Заседания проводятся по плану один раз

в

четверть

(исключение

составляют

экстренные

случаи),

протокольно

оформляются.

На учащихся, которые по решению Совета по профилактике ставятся на

внутришкольный учет или снимаются с него, издается приказ о постановке или

снятии

с

учета.

Согласно

приказу

классные

руководители

составляют

индивидуальный план работы с учеником, социальный педагог формирует

личное дело учащегося:

план индивидуальной работы,

приказ о постановке,

письменное заявление классного руководителя,

характеристика,

социальный паспорт семьи,

справка о профилактической работе,

карта оценки деятельности,

сведения о внеурочной занятости,

акт ЖБУ

анализ учебной деятельности.

В

случае

снятия

с

учета

классный

руководитель

предоставляет

положительную характеристику на ученика с письменным ходатайством о

снятии его с учета.

Классные руководители каждую четверть формируют и обновляют папку

документации, в которую входит:

1.

Акт приема – сдачи учащихся;

2.

План на год и четверть;

3.

Занятость учащихся (внеурочная деятельность);

4.

Листок здоровья;

5.

Педагогическая характеристика класса;

6.

Социальный паспорт

7.

Отчет успеваемости и посещаемости;

8.

Анализ работы за год, четверть;

9.

Протоколы родительских собраний;

10.Индивидуальная работа с детьми «группы риска»;

11.Индивидуальная работа с родителями.

Ежегодно составляется социальный паспорт гимназии, один раз в четверть

обновляется база данных несовершеннолетних, находящихся в СОП и ТЖС,

формируются списки многодетных и малообеспеченных семей, детей с

инвалидностью и ОВЗ, неполные семьи и семьи, состоящие на учете социально-

психолого-педагогической

службы.

Ведется

база

данных

учащихся

(не

достигших 15-летнего возраста), не получивших основное общее образование.

С целью выполнения Закона РФ «Об образовании», а также для

предотвращения бродяжничества и безнадзорности ведется строгий контроль

над посещаемостью занятий учащимися гимназии:

• Учителя-предметники своевременно ставят в известность классного

руководителя о пропусках уроков учениками;

• заместителем директора по ВР и социальным педагогом регистрируются

сведения о пропусках уроков в журнале, выявляется причина пропусков;

• классный руководитель в тот же день сообщает родителям о пропусках

уроков (запись в дневнике, звонок по телефону, посещение семей на дому);

• учащихся, имеющие пропуски без уважительной причины, состоят на

особом контроле, поэтому с ними проводится профилактическая работа, ведется

контроль за их посещаемостью, рассматриваются на педагогическом Совете и

Совете по профилактике.

Случаи

употребления

ПАВ

регистрируются

в

журнале,

ведутся

предупредительные

беседы,

дискуссии

с

учащимися,

видеолектории

с

привлечением специалистов (ИМЦ «Трезвый город», ФСКН, психолого-

педагогический центр «Лад») для учащихся и родителей. Используются

диагностические методы на предмет потребления ПАВ (ежегодное участие в

социально-психологическом тестировании обучающихся ОУ г. Новосибирска

(диплом участника), исследование у учащихся 8-10 классов уровня потребности

в ощущениях по методике М. Цукермана). С 2015 года издан приказ о запрете

курения на территории гимназии (приказ №61 от 22.12.2014г.).

В библиотеке организованна постояннодействующая выставка литературы

по профилактики употребления психо-активных веществ.

Индивидуальные

консультации

(беседы)

заместителя

директора

по

воспитательной

работе,

социального

педагога

и

педагога

психолога,

регистрируются в журнале консультаций.

В

сентябре

проходит

акция

«Неделя

добра».

Учащимся

из

малообеспеченных семей выдаются канцелярские принадлежности.

Ежегодно

МБОУ

Гимназия

№16

«Французская»

участвует

в

межведомственной комплексной операции «Семья», формируется приказ о ее

проведении, отчет, социальный паспорт и пояснительная записка.

Профилактика в гимназии направлена на сохранение и развитие условий,

способствующих здоровью, на предупреждение неблагоприятного воздействия

факторов социальной и природной среды. В ее основе лежит пропаганда

здорового образа жизни. С 2011 года в гимназии реализуется региональный

проект «Школа-центр физической культуры и здорового образа жизни».

Особое

внимание

уделяется

занятости

и

внеурочной

деятельности

гимназистов. Процент учащихся занятых в кружках и секциях составляет более

90%. В этом учебном году на базе гимназии действуют 31 кружок и 22 курса

внеурочной

деятельности

духовно-нравственного,

социального,

общекультурного,

интеллектуального

и

спортивно-оздоровительного

направления. Для учащихся двух смен подобран график работы кружков, секций

и курсов внеурочной деятельности, каждую четверть отслеживается процент

занятых. С 2013 года гимназия участвует в программе летнего трудоустройства

несовершеннолетних, а также трудоустройства в свободное от учебы время.

В летний период времени отслеживается занятость учащихся СОП и ТЖС,

формируются карточки с датами контроля, принимается участие в операции

«Занятость» (имеется приказ и аналитическая справка).

Важным аспектом работы гимназии является безопасность, охрана жизни и

здоровья учащихся. Проводятся инструктажи по технике безопасности, как

детей, так и сотрудников, уроки безопасности, учебная эвакуация. Изданы

приказы об обеспечении безопасности:

- О проведении «Недели безопасности» по ПДД от 13.09.16 №14/1.

- Об обеспечении безопасности учащихся от 23.09.2016 № 16.

- О дополнительных мерах по обеспечению личной безопасности детей от

24.09.2016 №17.

- Об усилении мер по обеспечению безопасности обучающихся и

предупреждению травматизма от 27.09.2016 №18.

- Об усилении ответственности за жизнь и здоровье детей до, во время и

после уроков физической культуры от 10.10.2016 №25.

- О дополнительных мерах по обеспечению личной безопасности детей в

осенне-зимний период от 26.10.2016 № 35.

- О мерах по обеспечению правопорядка и безопасности на время

проведения массового мероприятия от 02.12.2016 №52.

- Об обеспечении безопасности в период новогодних и Рождественских

праздничных мероприятий от 19.11.2016 №59.

- О мерах по проведению правопорядка и безопасности ОУ в дни зимних

каникул и во время проведения праздничных мероприятий от 19.12.2016 №59/1.

Ежегодно отмечается день защиты детей основными целями и задачами

которого являются:

всесторонняя проверка готовности гимназии к проведению мероприятий

по обеспечению безопасности учащихся и персонала при возникновении

чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне;

выработка у руководящего состава гимназии практических навыков по

оперативному принятию обоснованных решений и умения осуществлять

управление

мероприятиями

по

защите

учащихся

и

персонала

в

чрезвычайных ситуациях;

совершенствование учащимися теоретических знаний, полученных в

процессе обучения по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»;

формирование и развитие у учащихся и персонала сознательного и

ответственного

отношения

к

личной

безопасности

и

безопасности

окружающих.

Проделанная работа отражается в аналитических отчетах заместителя

директора по воспитательной работе, социального педагога,

педагога –

психолога, приводятся статистические данные (за три года).



В раздел образования