Напоминание

"Русалочка на суше и воде"


Автор: Бадамшина Саида Римировна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ №56 "Искорка"
Населённый пункт: г. Сургут, Тюменская Область
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: "Русалочка на суше и воде"
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

Пояснительная записка

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от уровня

развития

здравоохранения

и

образования,

санитарной

грамотности

и

гигиенической

культуры

населения,

социально-экономической

и

экологической

ситуации

в

стране.

Поэтому

здоровье

ребенка

должно

оцениваться

в

единстве

с

окружающей

средой

и

адаптационными возможностями организма.

С

этой

позиции

в

центре

работы

по

полноценному

физическому

развитию

и

укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов

и условия проживания; во-вторых, образовательное учреждение, т.е. «вторая семья», где

ребенок проводит большую часть своего «активного времени» - социальные структуры,

которые, в основном, определяют уровень здоровья детей.

Поэтому

необходимо

поиск

новых

подходов

к

оздоровлению,

базирующихся

на

многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого

ребенка,

учете

и

использовании

особенностей

его

организма,

индивидуализации

профилактических мероприятий.

Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических

систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования

растущего организма.

Направленность программы

Содержание

программы

направлено

на

комплексное

оздоровление,

укрепление

психофизического и физиологического здоровья детей. Осваивая разные виды движений на

суше и в воде, дошкольники учатся ориентироваться, развивать реакцию, коммуникативные

качества,

управлять

собственным

телом,

принимать

самостоятельные

решения.

Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы является

систематизация игровых приёмов с различной направленностью, использование которых

позволяет ускорить развитие двигательных умений и навыков, содействует более быстрой

адаптации организма ребёнка как в воде, так и на суше.

Новизна

Для удобства восприятия в программу включены разные виды упражнений и игр, в том

числе упражнения на суше с фитболами и специальные упражнения для освоения различных

видов движения на воде, способствующих развитию дыхания, расслаблению мышц.

Упражнения

на

фитболах

создают

оздоровительный

эффект,

позволяют

решать

различные задачи в комплексе за счет включения в работу одновременно двигательного,

вестибулярного, слухового, зрительного и тактильного и анализаторов, тем самым, позитивно

влияют

на

физическое

и

психо-эмоциональное

состояние

занимающихся

и

вызывают

большой интерес у детей.

С помощью подвижных игр на воде можно укрепить даже те связки и мышцы,

которые

с

трудом

развиваются

во

время

занятий

на

суше:

например,

сухожилия,

ограничивающие с боков подколенную ямку, ягодичные мышцы, внутренние и внешние

мышцы бедер и другие мышцы.

Велико гигиеническое значение воды. Вода очищает кожу, способствует улучшению

кожного дыхания, активизирует деятельность различных внутренних органов.

Подвижные игры на воде помогают развивать такие качества, как сила, выносливость,

гибкость и ловкость.

Особенно велико их оздоровительное и укрепляющее воздействие на интенсивно

развивающийся детский организм:

формирование “мышечного корсета”;

предупреждение искривлений позвоночника;

гармоничное развитие почти всех мышечных групп, особенно мышц плечевого

пояса, рук, груди, живота, спины и ног;

устранение

повышенной

возбудимости

и

раздражительности,

подверженности

простудным заболеваниям.

А сколько радости и удовольствия приносит им каждое занятие в бассейне!

Актуальность

Одна из основных задач в воспитании дошкольников — сохранение и укрепление

здоровья, формирование у детей привычки к здоровому образу жизни. Работая в детском

саду инструктором по физической культуре, могу утверждать, что занятия плаванием

помогает решению этой задачи.

Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно и разнообразно. Оно

помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. От всех физических

упражнений

плавание

отличается

двумя

присущими

только

ему

особенностями:

тело

человека при плавании находится в особой среде – воде, а движения выполняются в

горизонтальном положении. Все это оказывает прекрасное оздоровительное действие на

организм

ребенка.

Волны

при

плавании

и

течении

воды

оказывают

своеобразный

массирующий эффект.

Плавание называют идеальным видом движения. И действительно, ни один вид

спорта не имеет такого большого гигиенически-оздоровительного и лечебного значения,

как плавание. Объясняется это многими факторами. Прежде всего, сама водная среда и

создаваемые ею физическое, механическое, биологическое и температурное воздействие

являются

причиной

множества

благоприятных

реакций

организма,

стимулирующих

функциональное

развитие

здоровых

систем,

профилактику

и

лечение

различных

заболеваний опорно-двигательного аппарат, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной

систем.

Плавание

способствует

улучшению

функциональных

возможностей

нервной

системы,

ее

вегетативных

функций,

повышению

подвижности

нервных

процессов.

Особенно оно полезно чрезмерно возбужденным детям. Температура воды и однообразные

циклические

движения

оказывают

успокаивающее

воздействие

на

нервную

систему,

делают ребенка более спокойным, обеспечивают крепкий сон.

2

Особенности влияния плавания на организм ребенка определяются средой, в которой

ребенок

выполняет

движения.

Вода

самая

распространенная

составляющая

жизни

на

Земле.

Вода – одно из эффективных средств закаливания, способствующее формированию и

развитию

гигиенических

навыков.

Температура

воды

всегда

ниже

температуры

человеческого тела, поэтому, когда человек находится в воде, его тело излучает на 50-80%

больше тепла, чем на воздухе (вода обладает теплопроводностью в 30 раз и теплоемкостью

в 4 раза больше, чем воздух). Плавание повышает адаптационные способности организма

к

воздействию

температурных

колебаний,

а

также

сопротивляемость

простудным

заболеваниям.

Педагогическая целесообразность

Основными средствами занятий являются физические упражнения, выполняемые в

воде и на суше. Упражнения по освоению с водной средой, игры на воде, упражнения на

расслабление,

упражнения

аэробной

направленности,

подводящие

упражнения,

обучающие

спортивным

способам

плавания.

На

суше:

упражнения

силовой

направленности, упражнения на гибкость и растяжку.

Для достижения максимальных результатов, на занятиях используются следующие

методы обучения:

наглядный: показ пособий и видеоматериалов, показ упражнений и приёмов, имитация,

зрительные и звуковые ориентиры, помощь тренера.

словесный: объяснения, указания, беседа, рассказ, название упражнений, команды,

распоряжения, пояснения.

практический:

выполнение

упражнений,

повторение

упражнений,

игровой

метод,

соревновательный метод, командный метод, контрольный метод.

При обучении детей дошкольного возраста плаванию большое внимание уделяется

начальному

этапу

формирования

правильных

навыков.

Это

связано

с

тем,

что,

первоначально

созданные

и

закрепленные,

они

не

разрушаются

полностью

и

в

последствии

могут

снова

проявиться.

При

неправильно

сформированных

навыках

в

плавании

скольжении)

движения

выполняются

неэкономно,

и

это

затрудняет

весь

дальнейший процесс обучения. Переучивать детей очень трудно.

Содержание

программы

направлено

на

комплексное

оздоровление,

укрепление

психофизического и физиологического здоровья детей. Осваивая разные виды движений в

воде,

дошкольники

учатся

ориентироваться,

развивать

реакцию,

коммуникативные

качества,

управлять

собственным

телом,

принимать

самостоятельные

решения.

Отличительной

особенностью

данной

дополнительной

образовательной

программы

является систематизация игровых приёмов с различной направленностью, использование

которых позволяет ускорить развитие двигательных умений и навыков, содействует более

быстрой адаптации организма ребёнка к воде.

При обучении дошкольников плаванию используются самые разнообразные формы

-

игровые

упражнения,

игры-забавы,

сюжетные

и

бессюжетные,

игры

с

элементами

3

соревнования, эстафеты. Подвижные игры являются одним из основных средств обучения

плаванию, прекрасным стимулятором их познавательной и двигательной активности. Роль

игры в занятиях с детьми трудно переоценить. Всякий раз, когда возникает какая-либо

проблема в освоении новых движений, игра может быть единственным средством для

решения

этих

проблем.

Игра

-

это

естественная

потребность

ребенка,

умелое

удовлетворение которой позволяет проводить занятия на высоком эмоциональном уровне и

успешно

решать

учебные

задачи.

Каждое

занятие

для

детей

большая

радость.

Использование элементов игры позволяет сохранять эту радость на протяжении всего

занятия. Играя, даже самые робкие дети быстро привыкают к воде, лучше усваивают

правильное дыхание, положение тела в воде и основные движения.

Увлекаясь игрой, дети свободно, без напряжения, выполняют нужные движения.

Превращению игровой ситуации в учебную способствует последовательный переход от

простого

передвижения

по

дну

(привыкание

к

воде)

к

разучиванию

определенных

плавательных движений. Педагогический принцип от простого к сложному выступает как

условие

усвоения

более

сложных

упражнений,

их

техники

и

приучения

ребенка

к

самостоятельному выполнению упражнений на все большей глубине – по колено, по пояс,

по грудь.

Любое

упражнение,

применяемое

на

занятии

по

плаванию

фундаментально

педагогически оснащается, сопровождается доступной и понятной всем детям учебной

информацией, развивающей мыслительные, познавательные и аналитические возможности

детей.

Двигательные

упражнения

используются

не

только

для

формирования

плавательного навыка, но и на познание окружающего мира, развитие познавательной

деятельности.

Многократное

повторение

разных

игр

при

обучении

плаванию

способствует

созданию

у

занимающихся

динамичного

стереотипа

движений,

что

способствует

ускоренному

овладению

техникой

плавания

в

воде.

Игра

увлекает,

что

создает

эмоциональный фон для снятия напряжения и страха в воде, побуждает занимающихся к

активному

выполнению

упражнений.

Вот

поэтому

игры

очень

рекомендуются

при

обучении

плаванию.

Играя,

человек

незаметно

привыкает

к

свойствам

водной

среды

настолько, что потребность в умении плавать возникает сама собой.

Обучение

каждому

новому

плавательному

упражнению

(движению)

требует

от

ребенка

определенной

готовности,

поэтому

оно

сводится

к

игре.

Эмоциональная

насыщенность игры позволяет ребенку активно двигаться в воде, помогает проявлять свои

подражательные способности. Игровая деятельность дает малышу возможность проявить

самостоятельность в выборе способов достижения цели, партнеров, в использовании своих

знаний и умений. В игре ребенок имеет возможность оценить свои действия и поведение, а

также оценить партнеров. Для освоения сложных плавательных упражнений подбираются

такие игры, в которых ребенок подготавливается к более сложным упражнениям.

При закреплении движений в воде используется соревновательный момент. Детям

предлагается выполнить задание для того, чтобы узнать, кто из них лучше выполнит

упражнение и окажется победителем соревнования.

4

Учитывая

наглядно-образный

характер

мышления

детей

этого

возраста,

целесообразно использовать литературный материал, музыкальное сопровождение, чтобы

дети

могли

воссоздать

тот

или

иной

образ

морских

обитателей

и

были

способны

имитировать их движения.

Занятия в бассейне начинаются с разминки. Она нужна для того, чтобы подготовить

организм к основной нагрузке. Далее разминка переходит к коротким растягиваниям. И

последняя группа разминочных упражнений – разогревающие. Затем идут упражнения

основного тренировочного процесса. После этого комплекса необходимо приступить к

упражнениям, направленным на укрепление сердечно-сосудистой системы и мышечной

силы и выносливости. В этой части занятия можно использовать трубы, гантели, манжеты,

пенопластовые доски, подвижные игры. Завершаются занятия серией восстановительных

упражнений, которые можно использовать для разминки в растягивании мышц.

Цель: - Формирование навыка владения телом в непривычной среде, как на суше, так

и в воде..

Задачи

Обучающие:

1.

Содействовать формированию системы знаний о свойствах водной среды, правил

безопасного поведения во время купания в плавательном бассейне;

2.

Формировать умение владеть своим телом в непривычной среде;

3.

Содействовать

развитию

разнообразным

двигательным

умениям

и

навыкам

плавания;

4.

Сформировать

первоначальные

представления

об

основах

техники

способов

плавания.

5.

Развивать силу мышц, поддерживающих правильную осанку;

Развивающие:

1.

Содействовать всестороннему и гармоничному развитию всех физических качеств:

выносливости, гибкости, координации, силы и быстроты;

2.

Содействовать формированию морально-волевых качеств, как условия преодоления

страха перед водной средой;

3.

Укреплять здоровье детей с помощью фитболов;

4.

Обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма;

5.

Сформировать устойчивый интерес и мотивацию к занятиям плаванием.

Воспитательные:

1.

Содействовать

созданию

благоприятных

условий

для

формирования

и

развития

гармоничной личности и социально-значимых черт характера у воспитанников;

2.

Создать благоприятные условия для формирования положительного отношения к

труду и здоровому образу жизни.

3.

Убеждать в безграничных возможностях каждого ребенка в самосовершенствовании,

опору на сильные стороны личности.

Оздоровительные:

5

1.

Способствовать профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей;

2.

Содействовать

закаливанию

занимающихся,

как

фактору

противодействия

простудным заболеваниям;

3.

Сформировать основы навыков личной гигиены, бережного осознанного отношения

к своему здоровью.

Отличительными особенностями дополнительной образовательной программы

является то, что большое внимание уделено игровому фактору.

Игра – это естественная потребность ребёнка, удовлетворение которой позволяет

проводить

занятие

на

высоком

эмоциональном

уровне;

делать

более

эффективными

подготовительные упражнения; выявлять предрасположенность к определённому способу

плавания.

Особый акцент в программе сделан на использование таких методических

подходов, которые позволяют работать с каждым ребёнком индивидуально; развивать

личностные

качества,

способствующие

формированию

у

детей

познавательной

и

двигательной активности, что является очевидным признаком соответствия современным

требованиям к организации процесса обучения.

Программа

разработана:

для

детей

дошкольного

учреждения

МБДОУ

№56

«Искорка» 4-7 лет.

Сроки реализации программы: 1 год.

Этапы реализации программы

1.

Подготовительный - Подбор методической литературы, наглядного материала и

оборудования.

Разработка

плана

занятий

с

детьми,

форм

работы

с

педагогами

и

родителями.

2.

Основной

этап – Проведение цикла занятий и отработка движений танцев под

музыку.

3. Завершающий этап – день открытых дверей, подведение итогов.

Условия реализации программы

Программа

реализуется

на

основе

соединения

различных

направлений

и

видов

деятельности на воде, активного и заинтересованного участия детей. Для обеспечения

продуктивной деятельности необходимо создать условия, соответствующие требованиям

санитарных

норм

и

правилам

технического

оснащения

помещения

для

проведения

подвижных игр на воде.

1 . Кадровое обеспечение - главным исполнителем является: инструктор физической

культуры

с

первой

квалификационной

категорией.

Он

обеспечивает

реализацию

запланированных

мероприятий,

предусмотренных

в

программе,

наличие

комплексно-

тематического планирования, выполнения содержания занятий программы, разнообразие

приемов и методов работы.

Реализация

программы

обеспечивается

работой

следующих

структурных

подразделений:

6

Административное

подразделение

(заведующий

дошкольным

образовательным

учреждением, заместитель заведующего по административно-хозяйственной работе);

Методическое

подразделение

(заместитель

заведующего

по

воспитательно-

образовательной работе, воспитатели);

2 . Материально-техническое обеспечение–программа реализуется на базе МБДОУ

№56«Искорка».

Бассейн соответствует всем предъявляемым требованиям СанПИН для

данного типа сооружения, а также оборудование и инвентарь для проведения занятий

(надувные круги, игрушки, нарукавники, гибкие палки, плавающие гантели и штанги,

доски

для

плавания, разделительные

дорожки,

игрушки

с

изменяющей

плавучестью,

акванудлы, обручи, кольцеброс и др.).

Вид

программы: групповой.

Количество занятий: 74 занятий.

Периодичность: 2 раза в неделю, во вторую половину.

Численность детей в группе: подгрупповая (9 человек одного возраста).

Время проведения занятия:

средний дошкольный возраст (4-5 лет) – 20 минут;

старший дошкольный возраст (5-6 лет) – 25 минут.

старший дошкольный возраст (5-7 лет) – 30 минут.

Структура занятия состоит из трех частей

1.Вводная

часть обычно

занимает

20-30%

времени

занятия.

Основная

задача

подготовительной

части

занятия

организовать

занимающихся

и

подготовить

их

к

выполнению упражнений основной части занятия. В подготовительную часть входят:

объяснение задач занятия, методические указания, построения и перестроения, разминка,

упражнения, направленные на подготовку к выполнению упражнений в основной части

занятия. Упражнения подготовительной части должны задействовать все большие группы

мышц, включать перемещения и постепенный переход к движениям с полной амплитудой

в суставах. Интенсивность движений умеренная.

2.Основная

часть включает все основные упражнения, направленные на решение

задачи

занятия

(воспитание

силы,

силовой

выносливости,

гибкости,

аэробной

выносливости, совершенствование технической подготовленности), а также подводящие

упражнения, которые выполняются непосредственно перед основными.

3.Заключительная

часть. Имеет своей задачей постепенное снижение физической

нагрузки

и

эмоционального

возбуждения

организма.

Она

включает

легкие

движения,

несложные перемещения, статические упражнения на гибкость. Интенсивность движений

небольшая, а сами движения должны быть плавными. В конце даются упражнения на

расслабление и релаксацию. В этой части занятия подводятся его итоги, даются домашние

задания, если они необходимы.

7

Сроки промежуточной аттестации обучающихся по реализации дополнительной

общеразвивающей программы физкультурно – спортивной направленности «Русалочка на

суше и воде»: 11.12.2018г.-21.12.2018г.; 15.04.2019г.-26.04.2019г.

Формы промежуточной аттестации обучающихся:

Декабрь:

- упражнения на воде;

- упражнения по плаванию «с опорой и без»;

- игра «Догони меня», «Бегом за мячом»;

- упражнение на дыхание «Ветерок»;

- упражнения «Звездочка», «Медуза»;

- игровое упражнение «Ловец».

Май:

- соревнование на воде «Праздник Нептуна»;

- открытое мероприятие для родителей (законных представителей) «День здоровья на

воде»;

- участие в соревнованиях муниципального уровня.

Ожидаемый результат реализации программы

1.

Занимающиеся ознакомились с водной средой, преодолели страх воды, знают основы

безопасного поведения в плавательном бассейне;

2.

Стабилизация

эмоционального

состояния

детей,

снижение

уровня

тревожности,

агрессивности.

3.

Повышение коммуникативных способностей и самооценки детей.

4.

Занимающиеся владеют навыками плавания.

5.

У

дошкольников

сформирован

устойчивый

интерес

и

потребность

в

регулярных

занятиях плаванием и физической культурой.

6.

Совершенствование равновесия и координации;

7.

Совершенствование умения сохранять правильную осанку рук и ног в сочетании с

покачиваниями на фитболах;

8.

Формирование здоровой осанки, укрепление мышечного корсета.

Возрастные особенности детей 4-7 лет

В

старшем

дошкольном

возрасте

изменения

основных

показателей

физического

развития протекают менее согласованно и плавно, чем в предыдущем возрастном периоде.

Совершенствуются основные нервные процессы, существенно улучшается их подвижность,

уравновешенность,

устойчивость.

Однако

еще

остаются

достаточно

выраженными

относительно

быстрая

функциональная

истощаемость

нервных

клеток

и

развитие

охранительного торможения при перегрузках.

8

Происходит дальнейший рост и развитие всех органов и физиологических систем.

Изменяется форма грудной клетки, завершается процесс ее формирования и окостенения,

устанавливается

грудной

тип

дыхания.

Изменяется

соотношение

размеров

головы

и

туловища, они приближаются к соотношению этих показателей у взрослых. Существенно

увеличивается длина верхних и нижних конечностей; начинается сращение тазовых костей;

появляются точки окостенения в позвонках, формируется осанка — к семи годам у детей

четко выражены изгибы в шейном и грудном отделах позвоночника.

В этом возрасте более развитыми оказываются те группы мышц, которые активнее

действуют

в

обыденной

деятельности

детей.

Это

прежде

всего

группы

мышц,

обеспечивающие вертикальное положение тела, ходьбу, бег и другие жизненно важные

движения. Все крупные мышцы туловища и конечностей отличаются слабым развитием

связочных отделов. Относительно мало развиты мелкие мышцы шеи, груди, поясницы,

кисти руки, некоторые мышцы и связки позвоночного столба. Это создает предпосылки для

возникновения

при

неблагоприятных

условиях

деформаций

позвоночника.

Высокая

потребность в движениях у детей 6—7 лет сохраняется.

Двигательная активность становится все более целенаправленной, отвечающей

индивидуальному

опыту,

интересам

и

желаниям.

Вынужденную

гиподинамию

при

длительном

просмотре

телевизионных

передач,

видеофильмов,

на

занятиях,

во

время

компьютерных

игр

они

компенсируют

последующим

увеличением

количества

и

интенсивности движений. В этом возрастном периоде не наблюдается резкого увеличения

количественных показателей двигательной активности. Средние показатели двигательной

активности детей 4—7 лет за время пребывания в дошкольном учреждении составляют 13—

17,5 тысяч движений; интенсивность колеблется в пределах 55—70 движений в минуту,

продолжительность достигает 4,5 и более часов.

Отмечаются циклические изменения двигательной активности детей в течение суток,

недели,

а

также

в

разные

периоды,

года.

Заметна

разница

в

характере

двигательной

активности

мальчиков

и

девочек

в

процессе

самостоятельной

игровой

деятельности,

отмечавшаяся на пятых-шестых годах жизни, к концу дошкольного детства сглаживается.

Движения старших дошкольников становятся все более осмысленными, мотивированными и

управляемыми. Но в целом в характере двигательной активности детей сохраняются еще

черты,

типичные

для

предыдущих

возрастных

периодов

высокая

эмоциональная

значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому

требованию,

нежелание

выполнять

действия,

лишенные

непосредственного

интереса,

направленные на достижение отдаленного результата. В то же время у детей повышается

способность к произвольной регуляции двигательной активности. Они могут заставить себя

преодолевать определенные трудности при выполнении сложных двигательных заданий.

В движениях дети познают себя, свое тело, знакомятся с его строением, свойствами,

возможностями,

узнают

о

способах

перемещения

в

пространственно-временной

среде

окружающего предметного мира. Старшие дошкольники обладают достаточным запасом

двигательных

умений

и

навыков

и

осознанно

пользуются

ими

в

своей

деятельности.

Движения

детей

приобретают

слаженность,

уверенность,

стремительность,

легкость.

Происходит

совершенствование

приобретенных

ранее

двигательных

качеств

и

9

способностей. Наиболее значимыми для всестороннего развития физических возможностей

детей старшего дошкольного возраста являются скоростно-силовые и координационные

способности (ловкость), гибкость и выносливость. У старших дошкольников все показатели

ловкости в значительной мере улучшаются.

Дети быстро и без особых трудностей овладевают новыми, все более сложными по

координации движениями; умеют действовать рационально, проявляя находчивость; быстро

приспосабливаются

к

изменяющимся

ситуациям

деятельности,

добиваются

четкости

в

решении двигательных задач, точности воспроизведения пространственных, временных и

силовых параметров движений; становятся способными к более сложным ориентировкам в

окружающей обстановке, сохранению устойчивых положений тела в трудных, вариативных

условиях

двигательной

деятельности.

Организм

дошкольников

лучше

подготовлен

к

проявлению скорости и гибкости по сравнению с силой и выносливостью.

Гибкость к семи годам значительно увеличивается: больше становится амплитуда

движений,

процессы

напряжения

и

расслабления

работающих

мышц

становятся

более

слаженными. Высокая подвижность суставов у детей обусловлена эластичностью мышц,

сухожилий, связок. У детей 5—7 лет отмечаются высокие темпы прироста показателей,

характеризующих

быстроту

движений,

времени

двигательной

реакции,

скорости

однократных движений, частоты повторяющихся движений.

Дошкольники

хорошо

приспособлены

к

недлительным

скоростно-силовым

динамическим действиям, которые составляют основное содержание их игр. Несмотря на то

что

старшие

дошкольники

сильнее

младших,

их

силовые

возможности

еще

весьма

ограничены.

Отмечается

значительный

естественный

прирост

физиче ской

работоспособности и выносливости.

Дети

становятся

способными

к

достаточно

продолжительной

двигательной

деятельности разной интенсивности. К семи годам у большинства мальчиков и девочек

появляется устойчивое стремление к участию в совместных подвижных играх и физических

упражнениях.

Они

охотно

объединяются

по

интересам

и

длительное

время

играют,

взаимодействуя

для

достижения

цели

в

соответствии

с

принятыми

на

себя

ролями

и

подчиняясь правилам игры, со взрослыми и сверстниками устанавливаются отношения

сотрудничества и партнерства.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Для занятий с детьми подобраны схемы упражнений на воде, иллюстрации, на которых

изображены рыбы, морские и речные обитатели, а также фотографии детей, выполняющих

различные упражнения, необходимый инвентарь.

Особую роль в обучении детей плаванию отводится применению наглядных приемов,

например

упражнениям-имитациям,

т.е.

подражанию

объектам

окружающей

действительности. С этой целью подобраны картинки-образцы тех упражнений, которые

дети будут выполнять в воде. После рассматривания картинок с изображением, например,

крокодила, предлагаю детям принять позу крокодила: согнутые руки опираются об пол, ноги

выпрямлены, немного разведены, голова то опускается, то поднимается. Вдохнув воздух,

10

крокодил опускает голову в воду и лежит некоторое время в воде неподвижно, потом делает

выдох

и

поднимает

голову.

Это

упражнение

используется

перед

обучением

детей

погружению с головой в воду.

Большое внимание уделяется упражнениям для правильного дыхания. Они являются

наиболее сложными в процессе обучения плаванию. При выполнении этих упражнений

детей учу делать глубокий вдох так, чтобы время выдоха вдвое превышало время вдоха – это

связано

с

особенностями

дыхания

в

воде.

Обучать

выдоху

можно

и

нужно

в

любых

условиях: на прогулке летом и зимой (осторожно) – сдуть пушинки с одуванчика, снежинку,

снежок или льдинку с ладони; во время умывания – дуть на воду в ладонях, выполнять

выдох

в

тазик

с

водой

или

при

купании

в

домашней

ванне.

Использую

в

обучении

дыхательным упражнениям трубочки (диаметр отверстия – 1,5см, длина трубочки – 20-25

см), теннисные шарики.

Осмысленная моторика внутренне сопряжена с работой детского воображения. Поэтому

особую

ценность

имеют

дыхательные

упражнения,

выполнение

которых

предполагает

активизацию воображения: “рисование” дыханием в воздухе фигур, дыхание в контрастном

ритме с изображением различных объектов и ситуаций (короткие и прерывистые вдохи и

выдохи – “паровозик”, медленные и размеренные – “океанский лайнер”) и др.

Контролировать

правильность

выполнения

выдоха

в

воду

можно

по

следующим

признакам:

1) активный выход на поверхность пузырьков воздуха;

2) выдох (“Гудок”) хорошо слышен;

3) приподнимаясь из воды после очередного выдоха, ребенок сразу широко открывает

рот – “Бегемотик”.

Признаки недостаточного (слабого) выдоха в воду:

1) когда рот появляется над водой, слышно характерное “пшиканье”, поскольку ребенок

“додувает” воздух на границе воздушной и водной сред;

2) когда голова появляется над водой, рот не широко открыт, а образует узкую щель.

С

раннего

возраста

детей

следует

приучать

самостоятельно

контролировать

правильность

выполнения

различных

упражнений

и

движений.

Для

самоконтроля

за

правильным выполнением дыхания рекомендую следующие приемы:

• если при выдохах ребенку “мешает” попадающая в рот вода, значит, упражнение

выполняется неправильно, выдох недостаточно активен;

• если пузырьки воздуха сильно щекочут уши и щеки, значит, выдох выполняется

активно и правильно.

Приступая

к

обучению

детей

скольжению

на

воде,

объясняю,

что

в

вытянутом

положении тела легче скользить (все живые обитатели воды, а также корабли, лодки имеют

вытянутую форму). Дети принимают в воде положение рыбы (руки наверху, голова между

руками). В таком положении они могут сразу начинать скольжение. И если спокойно и

глубоко (дольше) делать выдох в воду, вода сама будет держать пловца. Этот навык –

базовое

движение

в

плавании,

а

его

формирование

во

многом

зависит

от

развития

двигательных способностей, среди которых ведущее место занимает гибкость, координация

движений, мышечная сила и выносливость в мышечной работе.

11

В подготовке детей старшего дошкольного возраста к овладению навыками плавания

большое значение имеет развитие двигательных способностей кистей, поэтому с детьми

систематически

проводятся

специальные

упражнения,

развивающие

координацию

и

быстроту их движений. Эти упражнения я показываю и записываю воспитателям в тетради

взаимосвязи с инструктором по плаванию. Упражнения и игры для развития двигательных

способностей кистей чередуются с упражнениями на расслабление: махи и встряхивания

кистями над головой, над плечами и опущенными руками вниз.

Для формирования интереса к упражнениям на воде и отработки техники плавания

используются образные выражения и сравнения, которые облегчают понимание сущности

задания и его выполнение, например: гуди как паровоз; нырни как утка; вытянись в струнку;

работай руками как ветряная мельница крыльями и т.д.

Для того чтобы дети научились технически грамотно плавать, они должны опробовать

множество вариантов движений, а из их многообразия выбрать “свой”, соответствующий

индивидуальностям каждого. Для этого предусматривается изучение различных движений –

прямыми и согнутыми руками по кругу, ромбом, “лепестком”, в форме песочных часов,

дугой и т.д.

Научить человека плавать можно лишь при условии его свободного, без напряжения и

страха поведения в воде. На этапах начального обучения плаванию на занимающихся

действует множество факторов, которые не встречаются им при наземном передвижении.

Это, прежде всего, переключение привычных реакций, связанных с твердой опорой и

передвижением в разнородной среде земля-воздух, адаптация с новым способом опоры о

воду

и

передвижение

в

однородной

водной

среде;

отсутствие

антигравитационных

рефлексов и переход к действиям в условиях относительной невесомости; перестройка

дыхания,

замена

вертикального

положения

на

горизонтальное.

Занимающиеся

не

в

состоянии сразу адаптироваться к влиянию всех этих факторов. И в связи с этой проблемой

применение игрового метода на занятиях весьма важно, так как применение игр с различной

направленностью ускоряет развитие двигательных умений и навыков, содействует более

быстрой адаптации организма к воде.

Умение

плавать

относится

к

числу

жизненно-необходимых

навыков.

Плавание

представляет собой и одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему

оно

входит

в

содержание

программ

физического

воспитания

дошкольных

учреждений,

общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений.

Несмотря на усилия ряда исследователей по поиску наиболее эффективных средств,

целенаправленно воздействующих на формирование техники движений в процессе обучения

плаванию, желаемый результат пока не достигнут: учебный процесс занимает длительные

сроки, достаточно высок процент детей, не освоивших навык плавания. Это особенно

актуально

для

детей

дошкольного

возраста,

поскольку

в

данном

периоде

происходит

наиболее интенсивное формирование знаний, умений, навыков. С этим возрастом связано

глобальное

психическое

новообразование

-

произвольность

психических

процессов

и

поведения, проявляющаяся в способности управлять своей умственной и двигательной

деятельностью.

12

Выполнение плавательных действий, связанных с перемещением тела человека в водной

среде,

создает

определенные

трудности

для

восприятия

собственных

движений

и

управления ими. Успешное овладение двигательным действием в значительной степени

зависит от того, насколько развита у ученика способность к правильному восприятию и

оценке

собственных

движений,

насколько

адекватны

его

двигательные

представления.

Практика показывает, что в процессе обучения дети в большинстве случаев имеют неверные

представления об изучаемом движении.

Плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей.

Купание,

плавание,

игры

и

развлечения

на

воде

один

из

самых

полезных

видов

физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную

систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее

скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.

Прежде всего, мышечная система ребенка дошкольного возраста развита слабо, ее масса

составляет 22—24% массы тела (у взрослого—40%). По своему строению, составу и

функциям

мышцы

детей

отличаются

от

мышц

взрослого

человека.

Мышцы

ребенка

содержат больше воды, в то же время в них меньше белковых и неорганических веществ, их

механическая прочность ниже. Мышечные пучки еще плохо сформированы, недостаточно

развит и иннервационный аппарат мышечной системы.

У ребенка мышцы сокращаются медленнее, чем у взрослого, но сами сокращения

происходят через меньшие промежутки. Они более эластичны и при сокращении в большей

мере укорачиваются, а при растяжении — удлиняются. Этими особенностями мышечной

системы

ребенка

объясняется

тот

факт,

что

дети

быстро

утомляются,

но

физическая

утомляемость

быстрее

проходит.

Отсюда

понятна

неприспособленность

ребенка

к

длительным мышечным напряжениям, однообразным статическим нагрузкам.

Плавательные движения ребенок совершает при помощи крупных мышечных групп рук,

ног, туловища, уже достаточно хорошо развитых к 5 годам. На фоне их интенсивной

деятельности в движение вовлекаются и слаборазвитые мелкие группы мышц. Поэтому для

всестороннего

развития

мышечной

системы

детей

занятия

плаванием

особенно

благоприятны.

Движения,

при

плавании

характеризуются

большими

амплитудами,

простотой,

динамичностью. В цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных

групп

последовательно

чередуются,

и

мышцы

ребенка

находятся,

следовательно,

в

благоприятных

условиях.

Кратковременные

мышечные

напряжения,

чередуясь

с

моментами

расслабления,

отдыха,

не

утомляют

детский

организм,

позволяют

ему

справляться

со

значительной

физической

нагрузкой

в

течение

довольно

длительного

времени.

Сердечно-сосудистая система ребенка хорошо приспособлена к потребностям растущего

организма. Объем крови у ребенка (на 1 кг массы) относительно больше, чем у взрослого, но

пути

передвижения

ее

по

сосудам

короче

и

скорость

кровообращения

выше.

Сосуды

относительно

широкие,

и

ток

крови

по

ним

от

сердца

не

затруднен.

Ток

крови

по

направлению

к

сердцу

облегчается

большой

подвижностью

ребенка:

мышцы

во

время

движения проталкивают венозную кровь по сосудам. Но надо иметь в виду, что сердце

13

ребенка

быстро

утомляется

при

напряжении,

легко

возбуждается

и

не

сразу

приспосабливается

к

изменившейся

нагрузке,

ритмичность

его

сокращений

легко

нарушается.

Отсюда

необходимость

частого

отдыха

для

детского

организма.

Эти

особенности сердечно-сосудистой системы ребенка надо учитывать при выборе физических

упражнений.

При

плавании

органы

кровообращения

ребенка

находятся

в

облегченных

условиях

деятельности

благодаря

положению

тела

пловца;

близкому

к

горизонтальному,

работе

крупных мышечных групп по большим дугам, механическому воздействию давления воды

на

поверхность

тела,

помогающему

оттоку

крови

от

периферии

и

облегчающему

передвижение ее к сердцу. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также

оказывает благоприятное влияние на деятельность сердечно-сосудистой системы.

Так как физическую нагрузку на сердце во время плавания возможно произвольно

дозировать, плавание является одним из эффективных видов лечебной физической культуры,

способствуя развитию и укреплению здоровья тех, у кого ослаблена сердечная деятельность.

Органы дыхания детей имеют свои особенности: узость дыхательных путей, нежность и

легкая

ранимость

слизистых

оболочек,

обилие

в

слизистых

оболочках

и

стенках

дыхательных путей кровеносных и лимфатических сосудов. Это обусловливает облегченное

проникновение инфекции в органы дыхания, способствует возникновению воспалительных

процессов дыхательных путей и раздражению от чрезмерно сухого воздуха, особенно в

помещениях.

У людей, систематически занимающихся плаванием, развиты дыхательная мускулатура

и органы дыхания, наблюдается хорошая согласованность дыхания с движениями. При

плавании Человек дышит чистым, лишенным пыли и достаточно увлажненным воздухом.

При вдохе во время плавания дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку в связи

с необходимостью преодолевать сопротивление воды, необходимое усилие совершается и

при

выдохе

в

воду.

Вследствие

усиленной

деятельности

дыхательные

мышцы

укрепляются

и

развиваются,

улучшается

подвижность

грудной

клетки,

увеличивается

жизненная емкость легких. У пловцов она достигает 5000-7300 см³ и более.

Систематические занятия плаванием, купание благоприятно отражаются на развитии

органов дыхания дошкольников Жизненная емкость легких возрастает у них до 1800-2100

см³.

Опорно-двигательный

аппарат

ребенка

находится

в

стадии

формирования.

Поэтому

позвоночник у ребенка мягкий, эластичный, естественные кривизны его еще не закреплены

и в лежачем положении выпрямляются. Ввиду такой податливости он легко подвергается

ненормальным изгибам, которые могут затем закрепиться, образовать деформацию. При

плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает

тело, поэтому снижается давление на опорный аппарат скелета, особенно на позвоночник. В

связи

с

этим

плавание

является

эффективным

средством

укрепления

скелета,

активно

используется как корригирующее (исправляющее дефекты) средство.

У

детей

дошкольного

возраста

еще

недостаточно

развит

тазовый

пояс,

только

начинается окостенение хрящевой ткани. Поэтому чрезмерно резкие нагрузки на нижние

конечности детей строго противопоказаны, в частности нельзя рекомендовать прыжки в

14

воду с высоты более чем 40—50 см. Мягкие ритмичные движения ног при плавании

обеспечивают большую и разностороннюю нагрузку на нижние конечности. Тем самым

создаются очень благоприятные условия для постепенного формирования и укрепления

твердой опоры нижних конечностей — тазового пояса.

Ввиду

возрастной

слабости

связочно-мышечного

аппарата

и

не

закончившегося

процесса окостенения стопа ребенка легко подвергается деформации, в результате часто

развивается плоскостопие. Оно может быть вызвано чрезмерной нагрузкой на стопы или

неправильным

распределением

ее

на

внутренний

и

наружный

своды

стоп.

Большая

динамическая работа ног в без опорном положении при плавании оказывает укрепляющее

воздействие

на

формирование

детской

стопы,

помогает

-

предупредить

заболевание

плоскостопием.

В лечебной гимнастике плавание находит все более широкое применение в. качестве

средства для профилактики и лечения различных нарушений в осанке детей, например

сколиозов,

кифозов

(изменения

нормальной

формы

позвоночника),

а

также

тугоподвижности суставов и различных последствий детского паралича — полиомиелита.

В процессе плавания развивается координация, ритмичность движений, необходимая

для любой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений детского организма.

Однако усвоение определенного ритма движений представляет для дошкольников довольно

сложную задачу. Выработка навыков ритмических движений происходит в разнообразной

организованной и самостоятельной деятельности детей. Но плавание особенно эффективно

способствует

развитию

ритма

движений

у

дошкольников,

а

тем

самым

и

совершенствованию деятельности всех систем детского организма.

Центральная нервная система интенсивно развивается в первые три года жизни ребенка.

Уже в 2—2,5 года общая картина строения головного мозга у детей мало отличается от

строения такового у взрослого. Клетки коры головного мозга детей обладают большой

способностью фиксировать и удерживать установленные вновь приспособительные связи.

Высокая пластичность коры головного мозга в детском возрасте во многом определяет и

способность ребенка к сравнительно легкому освоению новых движений.

До 6 лет у ребенка в деятельности центральной нервной системы процессы возбуждения

еще преобладают над процессами торможения, поэтому, как правило, дошкольник очень

подвижен,

его

движения

быстрые,

импульсивные,

внимание

неустойчивое.

Ребенку

дошкольного возраста свойственна склонность к подражанию. В связи с этим обучение

детей

движениям

целесообразно

основывать

на

наглядном

показе.

Вместе

с

тем

в

дошкольном

возрасте

происходит

активное

овладение

речью.

Поэтому

объяснение

при

разучивании движений имеет большое значение.

В 5—6 лет дети достаточно хорошо осваивают и выполняют различные произвольные

движения. Однако у них наблюдается еще некоторая неподготовленность к выполнению

сложных двигательных действий из-за медленной концентрации торможения, отмечается

слабая способность анализировать мышечные напряжения, неточность ответных движений

на

комплексные

раздражители

и

т.

д.

В

связи

с

этим

движения

дошкольников

часто

неточные, беспорядочные, неэкономные, сопровождаются вовлечением в работу лишних

15

групп мышц, значительным усилением деятельности сердечнососудистой и дыхательной

систем.

У детей до 7 лет свойства центральной нервной системы таковы, что они быстро устают,

но и быстро отдыхают, поэтому большие кратковременные нагрузки с частыми перерывами

допустимы в обучении плаванию дошкольников. Детей больше утомляет однообразная

деятельность, требующая большой точности движений.

Правильное физическое воспитание ребенка немыслимо без закаливания его организма.

Самые эффективные средства закаливания — воздух, солнце, вода. Наиболее действенным

является закаливание водой. Его легко дифференцировать - по силе и продолжительности

благодаря различным способам применения воды необходимой температуры — при

обтирании, обливании, купании. Особенно эффективны купание, плавание, так как сочетают

в себе воздействие на организм ребенка воды, воздуха, солнечных лучей и сопровождаются

движением.

Список литературы

1.

Булгакова И. Ж. Азбука спорта (плавание). М., 1999.

2.

Булгакова И. Ж. Игры и развлечения на воде: Методические рекомендации. М., 2001.

3.

Воронова Е. К. Программа обучения детей плаванию в детском саду. СПб., 2003.

4.

Игнатова Л.В. и др. Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах. М.,

2008.

5.

Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим. М., 2004.

6.

Кудрявцев В. Т. Развивающая педагогика оздоровления. М., 2000.

7.

Литвинов А. А., Иванчин Е. В. Азбука плавания. СПб., 1997.

8.

Лоурэнс Д.М. Аквааэробика. Упражнение в воде. М., 2000.

9.

Макарепко Л. П. Учите плавать на спине. М.,1999.

10.

Маханева М. Д. Здоровый ребенок. М., 2004.

11.

Осокина Т. И. Обучение плавания в детском саду. М.,1999.

12.

Протченко

Т.

А.

Обучение

плаванию

дошкольников

и

младших

школьников:

Практическое пособие. М., 2003.

13.

Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М., 2000.

14.

Рокосовская Л. Г. Обучение плаванию способом «брасс». М., 2009. №1.

15.

Урвачева Л.Н

Учимся плавать играя. М., 2008. №1.Яблонская С. В. Физкультура и

плавание в детском саду. М2008

16

16.

17



В раздел образования