Напоминание

"Корень – главная значимая часть слова."


Автор: Глущенко Инна Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Самарская СШ №1 имени П.А. Половинко
Населённый пункт: село Самарское Азовского района Ростовской области
Наименование материала: Технологическая карта урока русского языка в 3 классе
Тема: "Корень – главная значимая часть слова."
Раздел: начальное образование





Назад




Автор: Глущенко И. П. МБОУ Самарская СОШ №1

Предмет: русский язык

УМК: «Планета знаний»

Класс: 3 «А»

Технологическая карта урока

Тема урока

Корень – главная значимая часть слова. Однокоренные слова.

Тип урока

Урок актуализации знаний

Дата урока

Образовательные

ресурсы

Л. Я. Желтовская «Русский язык», 3 класс, учебник для уч-ся

Презентация

Интерактивная доска

Цель

Актуализировать знания уч-ся о корне слова и однокоренных словах

Формы и методы

обучения

Методы: частично-поисковый

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах

Основные понятия

Корень слова, однокоренные слова, омонимичные корни, сложные слова, суффиксы, приставки, форма слова

Межпредметные

связи

Окружающий мир, чтение

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и

развивающие

компоненты,

задания и

упражнения

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формы

совзаимо-

действия на

уроке

Планируемые

результаты

Формы

контроля

1.

Организационный

момент

Цели:

-обеспечить

эмоциональную

готовность урока,

создать условия

для осознанного

вхождения

учащихся в

пространство

деятельности на

уроке

Подготовка класса к

работе

Проверяет

готовность учащихся

к уроку, создает

доброжелательную

эмоциональную

обстановку

Организуются и

настраиваются на урок,

проверяют готовность

рабочего места,

включаются в деловой

ритм урока

Фронталь-

ная

Личностные:

формирование

положительного

отношения к

процессу познания

эмоциональная

готовность к

обучению

Метапредметные:

нацеливание на

успешную

деятельность,

самоорганизация

фронталь

ная

2. Мотивация.

Минутка

каллиграфичес-

кого письма.

Цель: выработка

на личностно

значимом уровне

внутренней

готовности

выполнения

Слайды презентации

Анаграмма «Корень»

На доске пословицы:

«Человек без друзей,

что дерево без

корней», «Корень

учения горек, да

плод его сладок»,

«Зри в корень»

Актуализирует

знания уч-ся о

морфемах.

Предлагает

расшифровать

анаграмму «корень».

Организует минутку

каллиграфического

письма, предлагает

прочитать

Дети вспоминают, что

слова состоят из частей,

графически обозначают

на доске корень,

суффикс, приставку,

окончание.

Расшифровывают

анаграмму «корень»

Списывают

Фронталь-

ная,

индивиду-

альная

Личностные:

осмысление

внутренней позиции

ученика на уровне

положительного

отношения к уроку

Предметные:

закрепление

графических

навыков

Фронталь

ная

нормативных

требований

учебной

деятельности

пословицы, затем

записать

каллиграфически

правильно то

высказывание,

смысл которого

могут объяснить.

Напоминает уч-ся о

критериях

каллиграфического

письма,

контролирует

правильность

выполнения задания

высказывание,

контролируя себя по

следующим критериям:

высота, ширина, наклон

букв, правильность

соединения.

Метапредметные:

рефлексия способов

и условий действия,

контроль и оценка

процесса и

результатов

действия;

-анализ объектов с

целью выделения

общих признаков;

-контроль в форме

сличения способа

действия и его

результата с

заданным эталоном

Самоконт

роль

3. Целеполагание.

Цель:

Организовать

формулировку

целей и задач урока

детьми

Запись на доске

темы, целей,

учебных задач урока

по опорным словам

Организует

подводящий диалог с

целью определения

темы, цели и задач

урока.

Принимают

утверждение,

сформированное с

помощью учителя:

«Корень – главная

значимая часть слова.

Однокоренные слова».

Определяют цель

урока, исходя из темы:

раскрыть значение

корня и родственных

слов в русском языке.

С помощью опорных

слов формулируют

учебные задачи:

-уточнить

Фронталь-

ная

Личностные:

сохранять

мотивацию к

учебной

деятельности,

проявлять интерес к

новому учебному

материалу.

Метапредметные: -

выдвижение гипотез,

структурирование

знаний, создание

алгоритма

деятельности при

решении проблем;

-целеполагание как

постановка учебной

представление о корне

и однокоренных словах;

-определять в словах

корень;

-образовывать

однокоренные слова;

-применять знания и

умения на практике;

-делать вывод о

значимости корня и

однокоренных слов

задачи, составление

плана и

последовательности

действий;

-планирование

учебного

сотрудничества с

учителем и

сверстниками

4. Определение

критериев

достижений по

данной теме и

прогностическая

оценка (первичная

рефлексия)

Работа с картой

достижений

Создает условия для

первичной

рефлексии на основе

составленной ранее

таблицы с учебными

задачами

Осуществляют

рефлексию ЗУНов по

теме на начало урока.

Заполняют таблицу

«Карта достижений»

индивидуаль

ная

Личностные:

осознание своих

возможностей в

обучении

Метапредметные:

действие с учетом

выделенных

учителем

ориентиров,

прогнозирование

результатов уровня

усвоения изучаемого

материала

самоконт

роль

5. Актуализация

знаний (решение 1,

Слайды:

Загадка 1:

1. Предлагает

приступить к

1. Дети отгадывают

загадку о корне, с

Фронталь-

ная

Предметные:

лексическое

Фронталь

ная

2, 3 учебных задач)

Цель:

Воспроизведение

знаний и способов

действий,

необходимых и

достаточных для

открытия новых

знаний

Определение

границ знания и

незнания

Я у дуба, я у зуба, я у

слов и у цветов. Я

упрятан в темноту, я

не вверх, я вниз

расту.

Загадка 2: у

родственных слов с

корнем «лес»

спрятан корень

Слайды:

Рыбак, рыбачить,

рыбка, окунь,

ловить, рыбный,

рыбак

решению учебных

задач, совершив

виртуальное

путешествие в

«словесный лес»

деда Корнея.

Актуализирует

знания уч-ся о

многозначности

слова «корень»,

подводит к выводу,

что корень – главная

значимая часть

слова, которая

передает основное

значение слова, его

смысл.

2. Организует

составление

кластера.

3. Предлагает

сформулировать

задание по

выявлению

родственных слов в

данной группе слов.

4.Совместно с

детьми формулирует

причину затруднения

и способ ее

преодоления.

помощью слайдов

презентации

устанавливают, что

слово «корень» -

многозначное, одно из

его значений – часть

слова.

Расшифровывают

следующую загадку,

приходят к выводу, что

корень – главная часть

слова, которая передает

основное значение

слова, его смысл.

2. С помощью учителя

начинают составление

кластера.

3. Формулируют

задание к

предложенной группе

слов: найти

родственные

(однокоренные слова).

4. В совместной

деятельности с

учителем выявляют

причину затруднения

Индивидуал

ьная

значение слов,

многозначные слова,

определение корня и

однокоренных слов,

признаки

однокоренных слов,

способы

образования

родственных слов.

Личностные:

установление связи

между целью

учебной

деятельности и ее

мотивом.

Метапредметные:

-принятие и

сохранение учебной

задачи, инструкции

педагога и четкое

следование им;

-пошаговый и

итоговый контроль

своих действий;

-коррекция способов

действия в случае

расхождения эталона

и его результата;

-саморегуляция как

способность к

волевому усилию;

-поиск и выделение

необходимой

Самоконт

роль

Слайды:

изображение грибов,

загадки о грибах

5. Организует работу

по решению второй

учебной задачи.

Помогает уч-ся

найти новый способ

определения корня в

слове.

при доказательстве

правильности

выполнения задания и

способ выхода из

затруднительной

ситуации:

родственными можно

считать те слова,

которые имеют общую

часть (корень) и

значение которых

можно объяснить с

помощью одного и того

же слова.

Записывают

однокоренные слова,

выделяют корень,

оценивают свои навыки

по решению первой

учебной задачи.

5. Определяют корни

слов в названиях

грибов, стараясь

объяснить

происхождение

названия грибов:

подосиновик – осина,

лисички-лиса, боровик

– бор, подберезовик –

береза.

Записывают пары

родственных слов,

Работа в

парах

информации;

-рефлексия способов

и условий действия,

контроль и оценка

процесса и

результатов

деятельности;

-самостоятельное

создание алгоритмов

деятельности при

решении проблем

поискового

характера;

-моделирование,

преобразование

объектов в

пространственно-

графическую форму;

-выбор оснований и

критериев для

сравнения,

классификации

объектов;

-подведение под

понятие, выделение

следствий;

-осознанное и

произвольное

построение речевого

высказывания в

устной форме;

-учет позиции

партнеров по

Фронталь

ная

Самоконт

роль

Взаимо-

контроль

Слайды:

Изображение

деревьев с корнями –

сад-, -свет-, -снег-,

-уч-

Сказка о двух

корнях (ЦОР)

6.Организует работу

по решению 3

учебной задачи.

Актуализирует

знания уч-ся,

осуществляя

межпредметную

связь: какие условия

необходимы

деревьям для роста?

Помогает детям

провести аналогию –

для «роста»

однокоренных слов

нужны суффиксы и

приставки.

Организует

групповую работу

детей и ее проверку

С помощью

возможностей

программы Smart

выделяют корень,

осуществляют

самоконтроль и

промежуточную

рефлексию на данном

этапе

6. Вспоминают

способы образования

родственных слов (с

помощью приставок и

суффиксов). Образуют

родственные слова с

корнем –сад-.

Записывают слова на

доске.

Работают в группах:

образуют родственные

слова с корнем –свет-,

-снег-, -уч-.

Дополняют кластер.

При проверке

объединяют

родственные слова в

группы по частям речи.

Делают вывод, что

родственные слова

могут относиться к

разным частям речи.

Дополняют кластер.

Групповая

общению и

деятельности;

-умение слушать и

вступать в диалог,

участвовать в

коллективном

обсуждении

проблем;

-построение

продуктивного

взаимодействия

сотрудничества со

сверстниками и

учителем

Фронталь

ная

Самоконт

роль

6. Обобщение

Тест в программе

Организует

Выполняют тест

Индивидуал

Личностные:

Самоконт

усвоенного и

включение его в

систему ранее

усвоенных ЗУНов

Цель:

формирование

навыка

применения

знаний и умений в

новой ситуации,

выявление

качества и уровня

усвоения знаний и

способов действия

Smart

Коллекция игр:

Вихри, Шары,

Сказка «Чужак»

(ЦОР)

выполнение теста,

проверяют с

помощью

интерактивной

доски. Помогает

детям выявить

причину

затруднения: как

отличить форму

одного и того же

слова от

родственного?

Объясняет правила

игр на

интерактивной

доске:

«Водовороты»,

«Шарик».

Знакомит с понятием

«омонимичные

корни».

Организует

самостоятельную

работу уч-ся с

текстом «Чужак» и

проверку с помощью

ключа.

Помогает детям

сделать вывод по

результатам

наблюдений за

родственными

словами.

самостоятельно.

Проверяют результаты

с помощью

интерактивной доски.

При решении одного из

заданий теста

встречаются с

проблемной ситуацией:

как отличить форму

одного и того же слова

и родственные слова.

Совместно с учителем

находят пути решения

проблемы.

Знакомятся с новым

понятием

«омонимичные корни».

Применяют новые

знания на практике:

игра «Водовороты».

Самостоятельно

работают с текстом

«Чужак». Выписывают

«семейку» родственных

слов с корнем ВОД.

Продолжают

наблюдение над

словами с

омонимичными

корнями и сложными

словами. Проверку

осуществляют с

помощью «ключа».

ьная

Фронтальна

я

Индивиду-

альная

осознают свои

возможности в

учении;

-способны судить о

причинах своего

успеха или неуспеха

в учении, связывая

успехи с усилиями,

трудолюбием.

Метапредметные:

действовать точно по

инструкции, в

соответствии с

алгоритмом,

применять

освоенные способы

действия,

осуществлять

пошаговый и

итоговый контроль.

Предметные:

уметь работать с

тестом, обобщать и

систематизировать

знания по теме с

помощью кластера;

-различать

родственные слова и

формы одного и того

же слова, различать

омонимичные корни

роль

Самоконт

роль

Слайд с кластером

Организует игру

«Микрофон», в ходе

которой уч-ся

обобщают знания о

корне и

однокоренных

словах, делают

вывод о значимости

корня и родственных

слов.

Наблюдают над

произношением и

написанием гласной в

записанных

родственных словах.

Делают вывод: корни

родственных слов

пишутся одинаково, не

зависимо от

произношения.

В ходе игры

«Микрофон» с опорой

на составленный

кластер обобщают и

систематизируют

знания о корне и

однокоренных словах.

Делают вывод о

значении корня и

родственных словах

для проверки

орфограмм: В корне

заключается смысл

слова. Это помогает

правильно подобрать

родственные слова и

проверить

орфограммы в корне

слова.

Фронталь-

ная

7. Рефлексия

Цель: осознание

учащимися

Слайд

презентации:

Дерево настроения

Организует

рефлексию уч-ся по

всем учебным

Осуществляют

рефлексию своих

знаний, планируют

Индивидуал

ьная

Личностные:

-способность к

самооценке на

Самооцен

ка

результатов своей

учебной

деятельности

задачам

дальнейшую работу на

уроках русского языка

основе критерия

успешности учебной

деятельности,

адекватное

понимание причин

успеха или неуспеха

в учебной

деятельности

Метапредметные:

-выделение и

осознание уч-ся

границ знания и

незнания, осознание

качества и уровня

усвоения;

-действия с учетом

выделенных

учителем

ориентиров



В раздел образования