Автор: Глущенко Инна Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Самарская СШ №1 имени П.А. Половинко
Населённый пункт: село Самарское Азовского района Ростовской области
Наименование материала: Технологическая карта урока русского языка в 3 классе
Тема: "Корень – главная значимая часть слова."
Раздел: начальное образование
Автор: Глущенко И. П. МБОУ Самарская СОШ №1
Предмет: русский язык
УМК: «Планета знаний»
Класс: 3 «А»
Технологическая карта урока
Тема урока
Корень – главная значимая часть слова. Однокоренные слова.
Тип урока
Урок актуализации знаний
Дата урока
Образовательные
ресурсы
Л. Я. Желтовская «Русский язык», 3 класс, учебник для уч-ся
Презентация
Интерактивная доска
Цель
Актуализировать знания уч-ся о корне слова и однокоренных словах
Формы и методы
обучения
Методы: частично-поисковый
Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах
Основные понятия
Корень слова, однокоренные слова, омонимичные корни, сложные слова, суффиксы, приставки, форма слова
Межпредметные
связи
Окружающий мир, чтение
Организационная структура урока
Этапы урока
Обучающие и
развивающие
компоненты,
задания и
упражнения
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Формы
совзаимо-
действия на
уроке
Планируемые
результаты
Формы
контроля
1.
Организационный
момент
Цели:
-обеспечить
эмоциональную
готовность урока,
создать условия
для осознанного
вхождения
учащихся в
пространство
деятельности на
уроке
Подготовка класса к
работе
Проверяет
готовность учащихся
к уроку, создает
доброжелательную
эмоциональную
обстановку
Организуются и
настраиваются на урок,
проверяют готовность
рабочего места,
включаются в деловой
ритм урока
Фронталь-
ная
Личностные:
формирование
положительного
отношения к
процессу познания
эмоциональная
готовность к
обучению
Метапредметные:
нацеливание на
успешную
деятельность,
самоорганизация
фронталь
ная
2. Мотивация.
Минутка
каллиграфичес-
кого письма.
Цель: выработка
на личностно
значимом уровне
внутренней
готовности
выполнения
Слайды презентации
Анаграмма «Корень»
На доске пословицы:
«Человек без друзей,
что дерево без
корней», «Корень
учения горек, да
плод его сладок»,
«Зри в корень»
Актуализирует
знания уч-ся о
морфемах.
Предлагает
расшифровать
анаграмму «корень».
Организует минутку
каллиграфического
письма, предлагает
прочитать
Дети вспоминают, что
слова состоят из частей,
графически обозначают
на доске корень,
суффикс, приставку,
окончание.
Расшифровывают
анаграмму «корень»
Списывают
Фронталь-
ная,
индивиду-
альная
Личностные:
осмысление
внутренней позиции
ученика на уровне
положительного
отношения к уроку
Предметные:
закрепление
графических
навыков
Фронталь
ная
нормативных
требований
учебной
деятельности
пословицы, затем
записать
каллиграфически
правильно то
высказывание,
смысл которого
могут объяснить.
Напоминает уч-ся о
критериях
каллиграфического
письма,
контролирует
правильность
выполнения задания
высказывание,
контролируя себя по
следующим критериям:
высота, ширина, наклон
букв, правильность
соединения.
Метапредметные:
рефлексия способов
и условий действия,
контроль и оценка
процесса и
результатов
действия;
-анализ объектов с
целью выделения
общих признаков;
-контроль в форме
сличения способа
действия и его
результата с
заданным эталоном
Самоконт
роль
3. Целеполагание.
Цель:
Организовать
формулировку
целей и задач урока
детьми
Запись на доске
темы, целей,
учебных задач урока
по опорным словам
Организует
подводящий диалог с
целью определения
темы, цели и задач
урока.
Принимают
утверждение,
сформированное с
помощью учителя:
«Корень – главная
значимая часть слова.
Однокоренные слова».
Определяют цель
урока, исходя из темы:
раскрыть значение
корня и родственных
слов в русском языке.
С помощью опорных
слов формулируют
учебные задачи:
-уточнить
Фронталь-
ная
Личностные:
сохранять
мотивацию к
учебной
деятельности,
проявлять интерес к
новому учебному
материалу.
Метапредметные: -
выдвижение гипотез,
структурирование
знаний, создание
алгоритма
деятельности при
решении проблем;
-целеполагание как
постановка учебной
представление о корне
и однокоренных словах;
-определять в словах
корень;
-образовывать
однокоренные слова;
-применять знания и
умения на практике;
-делать вывод о
значимости корня и
однокоренных слов
задачи, составление
плана и
последовательности
действий;
-планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками
4. Определение
критериев
достижений по
данной теме и
прогностическая
оценка (первичная
рефлексия)
Работа с картой
достижений
Создает условия для
первичной
рефлексии на основе
составленной ранее
таблицы с учебными
задачами
Осуществляют
рефлексию ЗУНов по
теме на начало урока.
Заполняют таблицу
«Карта достижений»
индивидуаль
ная
Личностные:
осознание своих
возможностей в
обучении
Метапредметные:
действие с учетом
выделенных
учителем
ориентиров,
прогнозирование
результатов уровня
усвоения изучаемого
материала
самоконт
роль
5. Актуализация
знаний (решение 1,
Слайды:
Загадка 1:
1. Предлагает
приступить к
1. Дети отгадывают
загадку о корне, с
Фронталь-
ная
Предметные:
лексическое
Фронталь
ная
2, 3 учебных задач)
Цель:
Воспроизведение
знаний и способов
действий,
необходимых и
достаточных для
открытия новых
знаний
Определение
границ знания и
незнания
Я у дуба, я у зуба, я у
слов и у цветов. Я
упрятан в темноту, я
не вверх, я вниз
расту.
Загадка 2: у
родственных слов с
корнем «лес»
спрятан корень
Слайды:
Рыбак, рыбачить,
рыбка, окунь,
ловить, рыбный,
рыбак
решению учебных
задач, совершив
виртуальное
путешествие в
«словесный лес»
деда Корнея.
Актуализирует
знания уч-ся о
многозначности
слова «корень»,
подводит к выводу,
что корень – главная
значимая часть
слова, которая
передает основное
значение слова, его
смысл.
2. Организует
составление
кластера.
3. Предлагает
сформулировать
задание по
выявлению
родственных слов в
данной группе слов.
4.Совместно с
детьми формулирует
причину затруднения
и способ ее
преодоления.
помощью слайдов
презентации
устанавливают, что
слово «корень» -
многозначное, одно из
его значений – часть
слова.
Расшифровывают
следующую загадку,
приходят к выводу, что
корень – главная часть
слова, которая передает
основное значение
слова, его смысл.
2. С помощью учителя
начинают составление
кластера.
3. Формулируют
задание к
предложенной группе
слов: найти
родственные
(однокоренные слова).
4. В совместной
деятельности с
учителем выявляют
причину затруднения
Индивидуал
ьная
значение слов,
многозначные слова,
определение корня и
однокоренных слов,
признаки
однокоренных слов,
способы
образования
родственных слов.
Личностные:
установление связи
между целью
учебной
деятельности и ее
мотивом.
Метапредметные:
-принятие и
сохранение учебной
задачи, инструкции
педагога и четкое
следование им;
-пошаговый и
итоговый контроль
своих действий;
-коррекция способов
действия в случае
расхождения эталона
и его результата;
-саморегуляция как
способность к
волевому усилию;
-поиск и выделение
необходимой
Самоконт
роль
Слайды:
изображение грибов,
загадки о грибах
5. Организует работу
по решению второй
учебной задачи.
Помогает уч-ся
найти новый способ
определения корня в
слове.
при доказательстве
правильности
выполнения задания и
способ выхода из
затруднительной
ситуации:
родственными можно
считать те слова,
которые имеют общую
часть (корень) и
значение которых
можно объяснить с
помощью одного и того
же слова.
Записывают
однокоренные слова,
выделяют корень,
оценивают свои навыки
по решению первой
учебной задачи.
5. Определяют корни
слов в названиях
грибов, стараясь
объяснить
происхождение
названия грибов:
подосиновик – осина,
лисички-лиса, боровик
– бор, подберезовик –
береза.
Записывают пары
родственных слов,
Работа в
парах
информации;
-рефлексия способов
и условий действия,
контроль и оценка
процесса и
результатов
деятельности;
-самостоятельное
создание алгоритмов
деятельности при
решении проблем
поискового
характера;
-моделирование,
преобразование
объектов в
пространственно-
графическую форму;
-выбор оснований и
критериев для
сравнения,
классификации
объектов;
-подведение под
понятие, выделение
следствий;
-осознанное и
произвольное
построение речевого
высказывания в
устной форме;
-учет позиции
партнеров по
Фронталь
ная
Самоконт
роль
Взаимо-
контроль
Слайды:
Изображение
деревьев с корнями –
сад-, -свет-, -снег-,
-уч-
Сказка о двух
корнях (ЦОР)
6.Организует работу
по решению 3
учебной задачи.
Актуализирует
знания уч-ся,
осуществляя
межпредметную
связь: какие условия
необходимы
деревьям для роста?
Помогает детям
провести аналогию –
для «роста»
однокоренных слов
нужны суффиксы и
приставки.
Организует
групповую работу
детей и ее проверку
С помощью
возможностей
программы Smart
выделяют корень,
осуществляют
самоконтроль и
промежуточную
рефлексию на данном
этапе
6. Вспоминают
способы образования
родственных слов (с
помощью приставок и
суффиксов). Образуют
родственные слова с
корнем –сад-.
Записывают слова на
доске.
Работают в группах:
образуют родственные
слова с корнем –свет-,
-снег-, -уч-.
Дополняют кластер.
При проверке
объединяют
родственные слова в
группы по частям речи.
Делают вывод, что
родственные слова
могут относиться к
разным частям речи.
Дополняют кластер.
Групповая
общению и
деятельности;
-умение слушать и
вступать в диалог,
участвовать в
коллективном
обсуждении
проблем;
-построение
продуктивного
взаимодействия
сотрудничества со
сверстниками и
учителем
Фронталь
ная
Самоконт
роль
6. Обобщение
Тест в программе
Организует
Выполняют тест
Индивидуал
Личностные:
Самоконт
усвоенного и
включение его в
систему ранее
усвоенных ЗУНов
Цель:
формирование
навыка
применения
знаний и умений в
новой ситуации,
выявление
качества и уровня
усвоения знаний и
способов действия
Smart
Коллекция игр:
Вихри, Шары,
Сказка «Чужак»
(ЦОР)
выполнение теста,
проверяют с
помощью
интерактивной
доски. Помогает
детям выявить
причину
затруднения: как
отличить форму
одного и того же
слова от
родственного?
Объясняет правила
игр на
интерактивной
доске:
«Водовороты»,
«Шарик».
Знакомит с понятием
«омонимичные
корни».
Организует
самостоятельную
работу уч-ся с
текстом «Чужак» и
проверку с помощью
ключа.
Помогает детям
сделать вывод по
результатам
наблюдений за
родственными
словами.
самостоятельно.
Проверяют результаты
с помощью
интерактивной доски.
При решении одного из
заданий теста
встречаются с
проблемной ситуацией:
как отличить форму
одного и того же слова
и родственные слова.
Совместно с учителем
находят пути решения
проблемы.
Знакомятся с новым
понятием
«омонимичные корни».
Применяют новые
знания на практике:
игра «Водовороты».
Самостоятельно
работают с текстом
«Чужак». Выписывают
«семейку» родственных
слов с корнем ВОД.
Продолжают
наблюдение над
словами с
омонимичными
корнями и сложными
словами. Проверку
осуществляют с
помощью «ключа».
ьная
Фронтальна
я
Индивиду-
альная
осознают свои
возможности в
учении;
-способны судить о
причинах своего
успеха или неуспеха
в учении, связывая
успехи с усилиями,
трудолюбием.
Метапредметные:
действовать точно по
инструкции, в
соответствии с
алгоритмом,
применять
освоенные способы
действия,
осуществлять
пошаговый и
итоговый контроль.
Предметные:
уметь работать с
тестом, обобщать и
систематизировать
знания по теме с
помощью кластера;
-различать
родственные слова и
формы одного и того
же слова, различать
омонимичные корни
роль
Самоконт
роль
Слайд с кластером
Организует игру
«Микрофон», в ходе
которой уч-ся
обобщают знания о
корне и
однокоренных
словах, делают
вывод о значимости
корня и родственных
слов.
Наблюдают над
произношением и
написанием гласной в
записанных
родственных словах.
Делают вывод: корни
родственных слов
пишутся одинаково, не
зависимо от
произношения.
В ходе игры
«Микрофон» с опорой
на составленный
кластер обобщают и
систематизируют
знания о корне и
однокоренных словах.
Делают вывод о
значении корня и
родственных словах
для проверки
орфограмм: В корне
заключается смысл
слова. Это помогает
правильно подобрать
родственные слова и
проверить
орфограммы в корне
слова.
Фронталь-
ная
7. Рефлексия
Цель: осознание
учащимися
Слайд
презентации:
Дерево настроения
Организует
рефлексию уч-ся по
всем учебным
Осуществляют
рефлексию своих
знаний, планируют
Индивидуал
ьная
Личностные:
-способность к
самооценке на
Самооцен
ка
результатов своей
учебной
деятельности
задачам
дальнейшую работу на
уроках русского языка
основе критерия
успешности учебной
деятельности,
адекватное
понимание причин
успеха или неуспеха
в учебной
деятельности
Метапредметные:
-выделение и
осознание уч-ся
границ знания и
незнания, осознание
качества и уровня
усвоения;
-действия с учетом
выделенных
учителем
ориентиров