Напоминание

"Выход из конфликтных ситуаций как способ повышения культуры общения младших школьников."


Автор: Чикиткина Наталья Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №32
Населённый пункт: город Пенза
Наименование материала: Статья
Тема: "Выход из конфликтных ситуаций как способ повышения культуры общения младших школьников."
Раздел: начальное образование





Назад




Выход

из

конфликтных

ситуации

как

способ

повышения

культуры

общения

младших

школьников

.

Тема конфликта неисчерпаема. Это одна из проблем, которую

можно назвать извечной. Пока существуют люди, пока развивается

общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным

ситуациям.

Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей,

интересов, позиций, мнений и взглядов. Для возникновения

конфликта необходимо наличие инцидента – когда одна сторона

ущемляет другую.

Общение младшего школьника носит непосредственный

эмоциональный характер. Очень часто дети бурно реагируют на

простые замечания или требования, на любые не стандартные

ситуации и некоторые действия других детей. Непонимание со

стороны взрослых и одноклассников, неудовлетворенность своим

положением в обществе могут приводить к возникновению ярких

негативных эмоций. Такие эмоции могут стать причинами глубокого

и длительного расстройства всего поведения. Находясь в состоянии

волнения, ребѐнок не может последовательно думать,

последовательно и планомерно действовать, контролировать своѐ

поведение. В свою очередь это приводит к возникновению

конфликтов.

Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и

сами конфликты. Следует различать объективные причины и их

восприятие индивидами.

Объективные причины в достаточной степени условно можно

представить в виде нескольких укрепленных групп:

· ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;

· различие в целях, ценностях, методах поведения, уровне

квалификации, образования;

· взаимозависимость заданий неправильное распределение

ответственности;

· плохие коммуникации.

Вместе с тем объективные причины только тогда явятся причинами

конфликта, когда сделают невозможным личности или группе

реализовать свои потребности, заденут личные и/или групповые

интересы. Реакция индивида во многом определяется социальной

зрелостью личности, допустимыми для нее формами поведения,

принятыми в коллективе социальными нормами и правилами.

Кроме того, участие индивида в конфликте определяется

значимостью для него поставленных целей и тем, насколько

возникшее препятствие мешает их реализовать. чем более важная

цель стоит перед субъектом, чем больше усилий он прилагает, чтобы

ее достичь, тем сильнее будет сопротивление и жестче конфликтное

взаимодействие с теми, кто этому мешает.

Детский коллектив активно формирует межличностные отношения.

Общаясь со сверстниками, младший школьник приобретает личный

опыт отношений в социуме, социально-психологические качества

(умение понимать одноклассников, тактичность, вежливость,

способность к взаимодействию). Именно межличностные отношения

дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявить

эмоциональный отклик, помогают развивать самоконтроль.

Духовное влияние коллектива и личности взаимно.

Важна и социально-психологическая атмосфера коллектива. Она

должна создавать оптимальные условия для развития младшего

школьника: порождать чувство психологической защищенности,

удовлетворять потребность ребенка в эмоциональном контакте, быть

значимым для других людей.

Положительный психологический и педагогический потенциал

детского коллектива не может сложиться сам, стихийно. Нужна

―окружающая ребенка атмосфера‖ социальной мысли (Л.С.

Выготский), внешнее педагогическое влияние и руководство.

Поведение младших школьников импульсивно, самоконтроль

развит не у всех, и не всегда он способен сдерживать повышенную

эмоциональность данного возраста. Межличностные конфликты

есть и бывают в младших классах, но вспыхивают и гаснут они

легко.

Возрастные особенности младших школьников:

1. Преобразование социальной ситуации развития

(переход от

беспечного детства к позиции ученика), изменение привычного

образа жизни ребенка, распорядка дня.

2.Начало формирования отношений

с классным коллективом, с

учителями, необходимость считаться с мнением других участников-

субъектов учебно-воспитательного процесса.

3. Значительные физические изменения в организме

, что ведет к

избытку физической энергии.

4. Нарушение психического

равновесия

, неустойчивость в волевом отношении, изменчивость

настроений, излишняя впечатлительность в силу физиологических

изменений организма.

5. Неустойчивость внимания младшего школьника

, так как, во-

первых, у него преобладает возбуждение над торможением и, во-

вторых, проявляется естественное стремление к подвижности,

вследствие чего он не может заниматься одним и тем же видом

деятельности продолжительное время, так как быстро наступает

утомление, запредельное торможение.

6. Преобладание впитывающего характера познания, а не

запоминание

, стремление детей к исследовательской деятельности в

силу восприимчивости и впечатлительности, сравнению и анализу

окружающих их явлений, выражению своего личного отношения к

той или иной ситуации.

7. Появление новых потребностей и обязанностей:

подчиняться

требованиям учителя, выполнять домашние задания, овладевать

новыми знаниями, умениями, получать хорошую оценку и похвалу

учителя, общаться с учениками и учителем, что часто приводит к

противоречиям с возможностями и интересами ребенка.

8. Доверчивое подчинение авторитету

, но вместе с тем и становление

его собственного Я в окружающем мире, формирование самооценки,

потребность в защите со стороны взрослых.

9. Недолговечность, кратковременность эмоциональных

переживаний,

если, конечно, не имеют место глубокие потрясения.

10. Отсутствие житейского опыта конструктивного поведения в

случае возникновения

конфликтной ситуации

, преобладание стиля

поведения на интуитивном уровне.

11. Преобладание игровой деятельности

, как одного из средств

формирования умений и навыков ребенка при возрастающей роли

учебной деятельности.

Светлана Шабас отмечает: «в основном, конфликты детей между

собой бывают на почве разноуровневой подготовки ('он умеет читать,

а я – нет'), по причине разного возраста одноклассников ('я тебя

старше, так что ты вообще помолчи') и – естественно - разного пола

(я мальчик – я сильнее).

Но есть еще одна важная проблема, о которой практически не

говорят: это разный достаток семей. Это – очень сложный момент. О

достатке семьи в первую очередь, говорит предметный мир ребенка:

какие портфели, тетради и проч. может позволить купить родитель.

Ребенок говорит: 'а я привез себе ручку из Парижа', а у соседа ручка

за 2 руб. 30 коп... И не надо думать, что в младшей школе дети не

понимают этой разницы!»

Таким образом, причины можно разделить на две группы

эндогенные и экзогенные. К первой группе относятся причины

связанные с социальным статусом ребенка, материальным

положением семьи, особенностями воспитания, отношением учителя

к детям. К экзогенным причинам можно отнести особенности

нервной системы ребенка, его личностное развитие, уровень

развития коммуникативных компетенций.

Существуют основные этапы конфликта:

1. Предконфликт (скрытый этап, между оппонентами возникает

определенное противоречие, но они еще не осознают его и не

предпринимают никаких активных действий к отстаиванию своих

позиций).

2. Конфликтное взаимодействие (противодействие в активной

стадии, которое, в свою очередь, делится на три фазы: инцидент,

эскалация, сбалансированное взаимодействие).

3. Разрешение (завершение противостояния).

Большое влияние на конфликтное поведение школьников

оказывает учитель. Его воздействие может проявляться в различных

аспектах.

1.Стиль взаимодействия учителя с другими учениками служит

примером для воспроизводства во взаимоотношениях со

сверстниками.

Исследования показывают, что стиль общения и педагогическая

тактика первого учителя оказывают заметное влияние на

формирование межличностных отношений учащихся с

одноклассниками и родителями.

Личностный стиль общения и педагогическая тактика

"сотрудничества" обусловливают наиболее бесконфликтные

отношения детей друг с другом.

Большое количество конфликтов характеризует отношения в

классах "авторитарных" учителей.

2.Учитель обязан вмешиваться в конфликты учеников,

регулировать их. Это, конечно, не означает их подавление. В

зависимости от ситуации может быть необходимо административное

вмешательство, а может быть - просто добрый совет. Положительное

влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную

деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников,

особенно лидеров класса, и т.д..

Способы исключения и выхода из конфликтных ситуаций:

Уход от конфликта

как способ разрешения конфликтной ситуации

— это уход от разрешения возникшего противоречия со ссылкой на

недостаток времени, на неуместность, несвоевременность спора и т.

д. Этот способ следует использовать, чтобы не довести разговор до

конфликта. Однако такой исход — это просто откладывание

разрешения конфликтной ситуации. Обвиняемая сторона избегает

открытого столкновения, дает противоположной стороне «остыть»,

ослабить психическое напряжение, обдумать свои претензии.

Однако при появлении нового повода конфликт вспыхивает опять.

Сглаживание конфликта

— это согласие с претензиями, но «только

на этот момент». «Обвиняемый» старается таким способом успокоить

партнера, снять эмоциональное возбуждение. Он говорит, что его не

так поняли, что нет особых причин для конфликта, что он что-то не

сделал из-за неожиданно появившихся новых обстоятельств. Однако

это не значит, что он принял претензии и осознал суть конфликта.

Просто в данный момент он проявляет согласие, лояльность.

Компромисс

— это принятие наиболее приемлемого для обеих

сторон решения путем открытого обсуждения мнений и позиций.

Компромисс исключает принуждение в одностороннем порядке к

одному единственному варианту, а также откладывание

разрешения конфликта. Его преимущество состоит во взаимной

равности прав и обязанностей, принятых каждой стороной

добровольно, и открытости претензий друг к другу.

Рассмотренные способы выхода из конфликтных ситуаций являются

фактором повышения культуры общения младших школьников, так

как в наше время это довольно востребованное умение.

Правила речевого поведения для говорящего:

— Проявляй уважительность, доброжелательность к адресату речи.

— Будь вежливым.

— Не ставь в центр внимания собственное «Я».

— Ставь в центр внимания слушающего.

— Выбирай тему, интересную для партнера.

— Следи за логикой речи.

— Не старайся говорить громче собеседника.

Правила речевого поведения для слушающего

— Внимательно слушай собеседника, не перебивай его.

— Уважительно, доброжелательно, терпеливо относись к

говорящему.

— Ставь в центр внимания говорящего и его интересы.

— Вовремя оценивай речь собеседника.

Жесты, мимика и поза участников диалога

— Не нарушай личное пространство собеседника.

— Не забывай, что универсальным средством несловесного общения

является улыбка.

— Знай, что наиболее сильным «орудием» является контакт

глазами.

— Запомни, что твои жесты должны быть на уровне груди и пояса.

В работе можно использовать игры, упражнения на сплочение

школьников, цель которых – объединение участников группы для

совместного решения задач, развитие умения выражать симпатию и

уважение друг к другу.

Младший школьник - это человек, активно овладевающий

навыками общения. В этот период происходит интенсивное

установление дружеских контактов. Приобретение навыков

социального взаимодействия с группой сверстников и умение

заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом

возрастном этапе. Система личных отношений является наиболее

эмоционально насыщенной для каждого человека, поскольку

связана с его оценкой и признанием как личности. Поэтому

неудовлетворительное положение в группе сверстников

переживается детьми очень остро и нередко является причиной

неадекватных аффективных реакций.

Конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем

разрешить, а также для снижения количества деструктивных

межличностных конфликтов, для формирования конструктивного

опыта поведения при возникновении межличностного конфликта,

наряду с методами управления и разрешения конфликтных

ситуаций учителю необходимо владеть и методами по профилактике

таких ситуаций в школе.



В раздел образования