Авторы: Фомина Татьяна Владимировна, Абдюкова Гузель Ахнафовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №6 "Светлячок"
Населённый пункт: Мурманская область, г. Гаджиево
Наименование материала: проект
Тема: "Зеленая аптека"
Раздел: дошкольное образование
Проект "Зелёная аптека" (средняя группа)
Паспорт проекта
Руководители проекта: Фомина Татьяна Владимировна и Абдюкова Гузель
Ахнафовна
Педагогическая деятельность: познавательно-развивающая
Аудитория: дети средней группы
Тип проекта: познавательный, развивающий, долгосрочный, внутригрупповой.
Срок реализации: сентябрь – май
Заказчик проекта: МБДОУ № 6 «Светлячок»
Актуальность: Ситуации
активизирующего
общения
и
непосредственно-
образовательная
деятельность
с
детьми
в
детском
саду
после
внедрения
ФГОС (Федерального
государственного
образовательного
стандарта) заменила проводимую ранее деятельность. Поэтому в данный вид
деятельности
стало
вводиться
больше
игровых
моментов,
игр,
игр-
экспериментов,
трудовых
поручений.
Предлагаемый
материал
объединяет
несколько видов игр и деятельности детей одним сюжетом - дети становятся
участниками научного исследования «Зелёная аптека». В проекте «Зелёная
аптека»
мы
хотим
продолжать
знакомить
детей
с
народными
средствами
лечения и применение их в реальных условиях жизни.
Проблемные вопросы: Познать строение и полезные свойства лекарственных
растений и способы их приготовления.
Цель проекта:
Продолжать закреплять представления детей о лекарственных дикорастущих
растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.
Развивать игровое творчество, смекалку.
Продолжать воспитывать бережное отношение к растениям. Развивать речь:
обогащать
словарь,
побуждать
задавать
вопросы,
составлять
рассказы-
описания, сказки, загадки.
Задачи проекта:
Сформировать представление о неразрывной связи человека с природой.
Создать условия для усвоения детьми знаний о лекарственных растениях, их
значении в жизни человека.
Формирование
предпосылок
поисково-исследовательской
деятельности,
интеллектуальной инициативы.
Развитие
познавательной
активности,
игрового
творчества,
внимания,
смекалки, навыков поведения в различных ситуациях.
Планируемый результат:
сформированные знания о лекарственных растениях;
навыки использования этих растений в лечебных целях,
умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой
деятельности.
бережное отношение детей к лекарственным растениям.
Ожидаемые результаты:
Сформированные
представления
у
детей
о
лекарственных
растениях,
их
значимости в жизни человека.
Умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой
деятельности.
Бережное отношение детей к природе.
Продукт: Выставка,
памятка,
досуг,
продуктивная
деятельность,
подборка
произведений
художественной
литературы,
в
рамках
сотрудничества
с
семьями
воспитанников – изготовление травяного мешочка.
Оборудование и ТСО: мультимедийное оборудование, аудиозаписи, видеофильмы,
мультфильмы, картины, гербарий, растения в природе, оборудование для трудовых
действий.
Была
проведена диагностика
уровня
развития
детей
в
рамках
проекта
«Зеленая
аптека».
Результаты следующие:
1.Имеет представление о лекарственных растениях, умеет различать и называть их.-
10%
2.
Знает
простейшие
способы
использования
некоторых
растений
для
лечения
человека.-10%
3. Знает названия и различает комнатные растения- 15%
4. Охотно выполняет поручения по уходу за растениями, помогает при пересадке.-
0%.
5. Проявляет чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья-
0%
6. Охотно участвует в коллективной деятельности по проекту-50%
7. Стремится к самостоятельному разрешению поставленной проблемы.-35%
Нами были применены следующие методы исследования.
1. Наблюдение (в повседневной жизни и был организован цикл наблюдений за луком
и календулой в разные отрезки времени). Наблюдение было направлено на познание
и
практическое
преобразование
(осмотре
объектов,
заполнение
дневников
наблюдения)
2. Словесный метод (Чтение книг по нашей тематике)
3. Непосредственно образовательная деятельность
4. Совместная практическая деятельность (воспитатель - дети, воспитатель-родители-
дети, родитель -дети)
Работа проводилась в три этапа.
1 этап. Подготовительный
Мы знакомились с темой, выделили её актуальность, спланировали т деятельность,
распределили обязанности.
2 этап. Практический этап
Дети проводили опыты, эксперименты.
3 этап Аналитический этап, заключительный
Результаты экспериментов фиксировали в календаре – наблюдения.
Совместно
с
родителями
был
выпущена
«Книга
лекарственных
растений»,
включающая в себя народные рецепты, фотоматериалы, рисунки, стихи, рассказы,
описание лекарственных растений.
Организационные формы работы над проектом.
Мероприятия
Ответственный
Сроки
Подготовительный
этап сентябрь.
Сбор литературы о
лекарственных растениях:
стихи, загадки, пословицы,
поговорки, рассказы, сказки
воспитатели
группы ,
родители
Сентябрь
октябрь2017
Родительское собрание
«Участвуем в проекте «Зеленая
аптека».
Воспитатели,
группы,
октябрь
2017 год
Приобретение необходимого
оборудования, семян
Родительский
комитет группы
Октябрь -
ноябрь 2017
Трудовая деятельность-полив
цветников
Воспитатели
групп
В течение
всего
проекта
Экскурсии в , прогулки по
экологической тропе.
Воспитатели
группы,
В течение
всего
проекта
Основной этап
Повторение, изученных в
прошлом году, лекарственный
растений (одуванчик,
подорожник, ромашка, рябина,
крапива, брусника, черника,
морошка). Чтение книги и
просматривание иллюстраций
Воспитатели
группы, дети
Ноябрь
2017
Коммуникация. Беседа «Дикие
лекарственные растения».
Тематическое занятие «В мире
лекарственных растений»
Воспитатели
группы, дети
ноябрь
Знакомство детей с
лекарственным растением
календула ( строение
календулы, размножение и
развитие, сбор лекарственного
растения. )
Воспитатели
группы, дети
Декабрь
2017
Опытно-экспериментальная
деятельность, Трудовая
деятельность «мы посадим
ноготки». Цель:
Учить детей правильно сажать
семена календулы, наблюдение
за ростом, полив растения.
Воспитатели
группы, дети
В течении
проекта
Чтение художественной
литературы: стихотворения
«ноготки», «календула» Цель:
развивать внимание,
формировать способность к
заучиванию.
Воспитатели
группы, дети
декабрь
Художественное творчество:
продуктивная деятельность.
Рисование «Лекарственный
цветочек» Цель: учить
рисовать календулу, передавая
особенности ее строения.
Воспитатели
группы, дети
Декабрь
Социализация. Сюжетно-
ролевая игра «Поликлиника»,
«У медвежонка горлышко
болит». Цель: продолжать
учить детей распределять роли,
выполняя игровые действия в
соответствии с игровым
замыслом.
дети
декабрь
Знакомство детей с
лекарственным растением
шиповник ( строение
Воспитатели
группы, дети
январь
шиповника, размножение и
развитие, сбор лекарственного
растения. )
Чтение художественной
литературы о лекарственном
растении, загадки. «Зимняя
сказка о шиповнике». Цель:
развивать внимание,
формировать интерес к
произведениям, развивать
внимание, способность к
запоминанию и заучиванию.
Воспитатели
группы, дети
январь
Художественное творчество:
продуктивная деятельность.
Поделка из плодов шиповника.
Воспитатели
группы, дети,
родители
январь
Социализация. Сюжетно-
ролевая игра «Аптека»,
«Готовим отвар для мишутки».
Цель: помогать детям
налаживать взаимодействия в
совместной игре, обогащать
словарь, развивать речь детей.
Воспитатели
группы, дети
январь
Коммуникация. Беседа
«Лекарственные свойства
шиповника». Цель:
Воспитывать
любознательность, интерес к
родной природе. Познакомить
с поговорками и приметой,
связанными с растением.
Воспитатели
группы, дети
январь
Знакомство детей с
лекарственным растением –
лопух( строение лопуха,
размножение и развитие, сбор
лекарственного растения. )
Воспитатели
группы, дети
февраль
Чтение художественной
литературы о лекарственном
растении, загадки. «Одинокий
лопух». Цель: развивать
внимание, формировать
интерес к произведениям,
развивать внимание,
способность к запоминанию и
заучиванию.
Воспитатели
группы, дети
февраль
Коммуникация. Беседа «Лопух
или репей». Цель: Воспитывать
любознательность, интерес к
родной природе. Познакомить
с поговорками и приметой,
связанными с растением.
Воспитатели
группы, дети
февраль
Художественное творчество:
продуктивная деятельность.
Рисование «Лопух» Цель:
Развивать творческие
способности, воображение,
воспитывать аккуратность..
Воспитатели
группы, дети
февраль
Коммуникация. Беседа
«домашние лекарственные
растения», Тематическое
занятие «В мире
лекарственных растений»
Воспитатели
группы, дети
март
Знакомство детей с домашним
лекарственным растением –
лук ( строение лука,
размножение и развитие, сбор
лекарственного растения. )
Воспитатели
группы, дети
март
Чтение художественной
литературы о лекарственном
растении, загадки. Цель:
Воспитатели
группы, дети
март
развивать внимание,
формировать интерес к
произведениям, развивать
внимание, способность к
запоминанию и заучиванию.
Опытно-экспериментальная
деятельность: Посадка лука в
горшочки Цель:
Учить детей правильно сажать
луковицы, наблюдение за
ростом, полив растения.
Воспитатели
группы, дети
март
Художественное творчество:
продуктивная деятельность.
Рисование «Лук» Цель:
Развивать творческие
способности, воображение,
воспитывать аккуратность.
Воспитатели
группы, дети
март
Опытно-экспериментальная
деятельность: «Как заварить
целебный чай»
Воспитатели
группы, дети,
мед сестра
апрель
Сочинение сказок, загадок,
рассказов о лекарственных
растениях
Воспитатели
группы, дети,
апрель
Проведение дидактических игр
«Что лечит это растение?»,
«узнай по запаху», «От какого
растения часть?»
В течении
всего
проекта
Разучивание с детьми стихов,
загадок, песен о растениях
В течении
всего
проекта
Заключительный
этап
Оформление дополнение
«Книга о лекарственных
растений»
родители
Проведение КВН «Знатоки
лекарственных трав» (дети,
родители)
Логопед,
воспитатели
группы
Май 2018
год
Изготовление травяного
мешочка
Дети,
воспитатели
группы ,
родители
Подведение итогов реализации
проекта.
Выводы:
1. Выпущены совместная «Книга лекарственных растениях», изготовление травяного
мешочка.
2. Узнали, что есть не только дикие лекарственные растения, но еще и домашние,
узнали как растет и развивается календула и лук.
3. Мы сделали вывод, что если употреблять в зимний период лук, чеснок, пить чай с
шиповника то мы станем меньше болеть.
4. Полезные растения нас окружают дома, в садике, в лесу, на огороде и научились
ими пользоваться.