Автор: Рубцова Юлия Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 110
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "ПРИБАВЛЕНИЕ ПО ЧАСТЯМ"
Раздел: начальное образование
ПРИБАВЛЕНИЕ ПО ЧАСТЯМ
Цели:
рассмотреть
правило
прибавления
по
частям;
учить
выполнять
сложение удобным способом; закреплять умение решать текстовые задачи
арифметическим способом; совершенствовать умения записывать решение
задачи; развивать логическое мышление и умение анализировать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Вычислите. (на доке)
10 + 7 =
17 – 7 =
17 – 10 =
10 + 2 =
12 – 2 =
12 – 10 =
10 + 5 =
3. З а д а ч и в с т и х а х.
Пять котят песок копают,
Три на солнце загорают,
Два купаются в золе.
Сколько всех? Скажите мне.
Р е ш е н и е: 5 + 3 + 2 = 10 (к.).
Четыре мышки-хохотушки,
Очень дружные подружки,
Вышли в поле погулять,
Прибежали еще пять.
Очень дружно они пели,
Всех их было ровно ... (девять).
Р е ш е н и е: 4 + 5 = 9 (м.).
III. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите рисунки на доске.
5
6
– Составьте к каждому рисунку математические записи, используя
схемы:
+
и
+ (
+
)
З а п и с ь: 5 + 8 6 + 9
5 + (5 + 3) 6 + (4 + 5)
– Сравните полученные суммы в каждом столбике. Чем они похожи? Чем
отличаются?
– Сегодня на уроке рассмотрим правило прибавления второго слагаемого
по частям.
IV. Изучение нового материала. Работа по учебнику (с. 41).
З а д а н и е № 1.
Это
задание
носит
подготовительный
характер.
Учащиеся
повторяют
состав числа 10 (все случаи без учета перестановки слагаемых) и учатся
подбирать к данному слагаемому удобное слагаемое в смысле «дополнения
до десятка».
–
Дополните
каждую
сумму
слагаемым
так,
чтобы
значение
суммы
равнялось 10.
З а п и с ь:
5 + 5 = 10 8 + 2 = 10 4 + 6 = 10
7 + 3 = 10 1 + 9 = 10 5 + 5 = 10
6 + 4 = 10 3 + 7 = 10 2 + 8 = 10
З а д а н и е № 2.
– Рассмотрите предложенный способ вычисления значения суммы
7 + 5.
7 + 5 = 7 + (3 + 2) = (7 + 3) + 2 = 10 + 2 = 12.
– Назовите второе слагаемое.
– Как вы думаете, почему второе слагаемое 5 было представлено в виде
суммы 3 + 2?
– Чем удобно такое представление числа 5? (Первое слагаемое 7 можно
дополнить до десятка: 7 + 3 = 10.)
Такое представление числа называют р а з л о ж е н и е м н а у д о б- н ы
е с л а г а е м ы е, а такой способ сложения – п р и б а в л е н и е м п о ч а
с т я м.
–
Каким
правилом
сложения
мы
пользовались,
чтобы
прибавить
по
частям? (Правило прибавления суммы к числу.)
– Дополните запись так, чтобы значение суммы 4 + 8 было найдено
способом прибавления по частям с разложением на удобные слагаемые.
4 + 8 = 4 + (6 + 2) = (4 + 6) + 2 = 10 + 2 = 12.
– Назовите первое слагаемое. (4.)
– Каким числом можно дополнить до десятка слагаемое 4? (Число 6.)
– На какие удобные слагаемые можно разложить число 8 = 6 +
? (8
= 6 + 2.)
– Проверьте правильность вычислений значения суммы 4 + 8 с помощью
«Таблицы сложения».
З а д а н и е № 3.
Учащиеся работают в парах. Сначала каждый ученик должен записать
необходимые вычисления, используя способ прибавления по частям, а потом
его сосед по парте должен проверить правильность вычислений с помощью
«Таблицы сложения».
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Работа в печатной тетради № 2 (с. 66–67).
Учащиеся выполняют задания № 1–5 по выбору учителя.
VI. Работа по учебнику (с. 88).
З а д а н и е № 1.
– Прочитайте задачу.
– Назовите условие этой задачи. (В спортивном зале занимались 5 девочек
и 2 мальчика. Пришли еще 3 мальчика.)
– Сформулируйте требование задачи. (Сколько детей в спортивном зале?)
– Запишите решение задачи.
З а п и с ь: (5 + 2) + 3.
– Выполните вычисления разными способами.
(5 + 2) + 3 = 7 + 3 = 10 (д.)
(5 + 2) + 3 = 5 + (2 + 3) = 5 + 5 = 10 (д.)
(5 + 2) + 3 = (5 + 3) + 2 = 8 + 2 = 10 (д.)
– Какое правило вы использовали? (Правило прибавления числа к сумме.)
– Какой способ более удобный?
З а д а н и е № 2.
Учащиеся упражняются в применении способа прибавления по частям и в
дополнении данного числа до полного десятка.
З а п и с ь:
8 +
2
= 10 7 +
3
= 10
З а д а н и е № 3.
– Вычислите удобным способом.
З а п и с ь:
4 + (6 + 8) = (4 + 6) + 8 = 10 + 8 = 18
3 + (7 + 9) = (3 + 7) + 9 = 10 + 9 = 19
2 + (6 + 8) = (2 + 8) + 6 = 10 + 6 =16
–
Какие
знания
помогли
вам
выполнить
это
задание? (Правила
прибавления суммы к числу и знание состава числа 10.)
З а д а н и е № 4.
– Вычислите, прибавляя по частям.
При этом все задания разбиты на три группы. В каждой группе заданий
сначала
учащиеся
должны
выполнить
вычисления,
сопровождая
их
подробной
записью,
а
уже
потом,
рассуждая
по
аналогии,
выполнить
вычисления в устной форме и записать только результат.
З а п и с ь:
5 + 6 = 5 + (5 + 1) = (5 + 5) + 1 = 10 + 1 = 11
5 + 7 = 12
5 + 8 = 13
5 + 9 = 14
VII. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие свойства сложения вы использовали на уроке?