Автор: Лещенко Александр Петрович
Должность: заведующий отделом воспитательной работы
Учебное заведение: ФГКОУ "Санкт–Петербургский кадетский военный корпус"
Населённый пункт: г. Санкт–Петербург, г. Петергоф
Наименование материала: Статья
Тема: "Дискуссия как метод интерактивного обучения и воспитания"
Раздел: полное образование
Дискуссия как метод интерактивного обучения и воспитания
Дискуссия – одна из важнейших форм коммуникации, плодотворный метод решения
спорных
вопросов
и
вместе
с
тем
своеобразный
способ
познания.
Дискуссия
предусматривает
обсуждение
какого-либо
вопроса
или
группы
связанных
вопросов
компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения. Дискуссия
является
разновидностью
спора,
близка
к
полемике,
и
представляет
собой
серию
утверждений,
по
очереди
высказываемых
участниками.
Метод
–
Дискуссия
(от
лат.
discussio - рассмотрение, исследование) .Содержание метода Дискуссия предусматривает
обсуждение
какого
-
либо
вопроса
или
группы
связанных
вопросов
компетентными
лицами
с
намерением
достичь
взаимоприемлемого
решения.
Дискуссия
является
разновидностью спора, близкой к полемике, и представляет собой серию утверждений, по
очереди высказываемых участниками. Заявления последних должны относится к одному и
тому
же
предмету
или
теме,
что
сообщает
обсуждению
необходимую
связность.
Используемые в дискуссии средства должны признаваться всеми, кто принимает в ней
участие. Употребление других средств недопустимо и ведет к прекращению дискуссии.
Употребляемые
в
полемике
средства
не
обязательно
должны
быть
настолько
нейтральными, чтобы с ними соглашались все участники. Каждая из полемизирующих
сторон
применяет
те
приемы,
которые
находит
нужными
для
достижения
победы.
Противоположная сторона в дискуссии именуется обычно "оппонентом". У каждого из
участников
дискуссии
должны
иметься
определенные
представления
относительно
обсуждаемого предмета. Однако итог дискуссии - не сумма имеющихся представлений, а
нечто общее для разных представлений. Но это общее выступает уже не как чье-то частное
мнение,
а
как
более
объективное
суждение,
поддерживаемое
всеми
участниками
обсуждения или их большинством. Дискуссия - одна из важнейших форм коммуникации,
плодотворный метод решения спорных вопросов и вместе с тем своеобразный способ
познания. Она позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не
нашло еще убедительного обоснования. В дискуссии снимается момент субъективности,
убеждения одного человека или группы людей получают поддержку других и тем самым
определенную обоснованность.
Цель: Обсуждение какого-либо вопроса или группы связанных вопросов компетентными
лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения.
Задачи:
достижение
определенной
степени
согласия
участников
дискуссии
относительно
дискутируемого тезиса
формирование общего представления не как суммы имеющихся представлений, а как
более объективное суждение, подтверждаемое всеми участниками обсуждения или их
большинством
достижение
убедительного
обоснования
содержания,
не
имеющего
первоначальной
ясности для всех участников дискуссии.
Методика осуществления (пример)
Организационный этап
Тема дискуссии формулируется до ее начала. Группа обучающихся делится на несколько
малых групп. Количество групп определяется числом позиций, которые будут обсуждаться
в процессе дискуссии. Малые группы формируются либо по желанию обучающихся, либо
по
родственной
тематике
для
обсуждения.
Малые
группы
занимают
определенное
пространство, удобное для обсуждения на уровне группы. В группе определяются спикер,
оппоненты, эксперты. Спикер занимает лидирующую позицию, организует обсуждение на
уровне
группы,
формулирует
общее
мнение
малой
группы.
Оппонент
внимательно
слушает
предлагаемые
позиции
во
время
дискуссии
и
формулирует
вопросы
по
предлагаемой информации. Эксперт формирует оценочное суждение по предлагаемой
позиции своей малой группы и сравнивает с предлагаемыми позициями других групп.
Подготовительный этап
Каждая малая группа обсуждает позицию по предлагаемой для дискуссии теме в течение
отведенного времени. Задача данного этапа – сформулировать групповую позицию по теме
для дискуссии.
Основной этап – проведение дискуссии.
Заслушивается
ряд
суждений,
предлагаемых
каждой
малой
группой.
После
каждого
суждения
оппоненты
задают
вопросы,
выслушиваются
ответы
авторов
предлагаемых
позиций.
В
завершении
дискуссии
формулируется
общее
мнение,
выражающее
совместную позицию по теме дискуссии.
Этап рефлексии – подведения итогов
Эксперты предлагают оценочные суждения по высказанным позициям своих малых
групп, осуществляют сравнительный анализ первоначальной и окончательной позиции,
представленной своей малой группой во время дискуссии. Преподаватель дает оценочное
суждение окончательно сформированной позиции во время дискуссии. ПОПС-формула
представляет
собой
российский
вариант
юридической
технологии
профессора
права
Д.Маккойда-Мэйсона из ЮАР. Используется при организации споров, дискуссий. Ее суть
заключается в следующем. Обучающийся высказывает: П-позицию (объясняет, в чем
заключена его точка зрения, предположим, выступает на занятии с речью: «Я считаю, что
смертная казнь не нужна…»); О-обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и
доказывает,
начиная
фразой
типа:
«Потому
что
увеличивается
количество
тяжких
преступлений,
изнасилований,
убийств…»);
П-пример
(при
разъяснении
сути
своей
позиции пользуется конкретными примерами, используя в речи обороты типа: «Я могу
подтвердить
это
тем,
что
рост
преступности
наблюдается
за
последние
годы…»;
С-
следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например,
говорит: «В связи с этим (сохранением смертной казни, мы не наблюдаем уменьшения
роста преступности…»). Таким образом, выступление обучаемого занимает примерно 1-2
минуты
и
может
состоять
из
двух-четырех
предложений.
Самое
главное,
что
дает
применение
данной
технологии,
обучающиеся
высказывают
свою
точку
зрения,
отношение к предложенной проблеме. ПОПС-формула может применяться для опроса по
пройденной теме, при закреплении изученного материала, проверке домашнего задания.
Использованная литература:
1. Активные методы и инновации в учебном процессе. – М., 1998.
2.
Панина
Т.С.
Современные
способы
активизации
обучения
/
Т.
С.
Панина,
Л.
Н.
Вавилова. – Москва: Академия, 2008.
3. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение / А.
П. Панфилова. – Москва: Академия, 2009.