Автор: Семёнова Алёна Владимировна
Должность: преподаватель по классу домры
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств № 5 г. Йошкар-Олы"
Населённый пункт: РМЭ г.Йошкар-Ола
Наименование материала: Методическая работа
Тема: "Вопросы постановки рук, работа над техническим комплексом в классе трехструнной домры"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств № 5 г. Йошкар-Олы»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
План-конспект открытого урока
по специальности в классе домры на тему:
«Вопросы постановки рук, работа над техническим комплексом
в классе трехструнной домры»
Выполнила:
преподаватель по классу домры
Семёнова Алёна Владимировна
Учебный предмет: «Специальность. Домра»
Дата и время проведения урока: 2.03.2017г./13.00-13.40/
Место проведения: ДШИ № 5, корпус № 3, каб. № 111
Сведения об ученице: Актуганова Дарья
класс: второй;
срок обучения - 8(9)лет,
образовательная
программа:
дополнительная
предпрофессиональная
общеобразовательная программа в области
музыкального
исполнительства
«Народные инструменты. Домра»
Продолжительность урока (по учебному плану) - 40 мин.
Форма проведения урока: индивидуальная
Тип урока: комбинированный
Методы ведения:
Эвристический (устное изложение, анализ музыкального текста, беседа)
Практический (работа над музыкальным произведением)
Аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления)
В процессе урока используется диагностический метод: наблюдение, беседы,
творческие задания.
Оборудование: 2 домры ( для ученицы и для преподавателя), пульт, нотный
материал, компьютер.
Цель: отразить специфику развития технических навыков обучающихся на
начальном этапе обучения.
Задачи:
Обучающие:
- дать ученику представление о том, что техника естественным образом связана
сообразным строем произведения;
- научить ребёнка владеть разными видами техники в пределах изучаемых на
данном этапе произведений;
-
формирование умения самостоятельно и творчески работать; способность
оценивать своё исполнение с точки зрения художественности
Воспитательные:
- воспитание культуры исполнения;
- воспитание терпения и настойчивости для преодоления технических проблем;
- воспитание ответственности за результат своего труда;
-
воспитание самостоятельности в работе, творческой инициативы.
Методы работы:
- объяснительно-иллюстративный.
- опрос-беседа.
- сравнение, наблюдение.
- практическая работа.
Использование педагогических технологий:
1.
Технология
проблемного
обучения.
Проблемные
задания
на
уроке
составляются с учетом всех видов деятельности: при игре на инструменте,
восприятии музыки, интеллектуальных заданий.
2. Технология развивающего обучения: логическое осмысление получаемого
учебного
материала,
практическое
освоение
музыкальной
информации,
творческое оперирование с учебным материалом.
3. Технология формирования мотивации к деятельности: при подборе учебной
программы
преподаватель
должен
учитывать
индивидуальные
особенности
учащихся, но в то же время материал должен быть достаточно сложным и, но
доступным.
4 . Здоровьесберегающие
технологии:
стиль
общения
педагога
с
учеником
влияет на состояние здоровья школьников. Если процесс получения знаний
интересен
и
мотивирован,
то
усвоение
материала
не
создает
эффекта
перегрузки.
Творческая характеристика учащейся Актугановой Дарьи
Актуганова Дарья, 2006 года рождения, учится во 2 классе детской школы
искусств №5 г. Йошкар-Олы по ДПОП «Народные инструменты. Домра».
Поступила в школу в 2015 году.
Результаты прослушивания при поступлении:
- Слух – хорошо;
- Память – хорошо;
- Ритм – хорошо.
По характеру Дарья спокойная, мягкая, добрая, терпимая, отзывчивая, и вместе
с
тем,
сдержанная
в
общении.
Отношение
к
учебе
серьезное,
с
радостью
посещает
музыкальные
занятия,
быстро
схватывает
новый
материал,
четко
реагирует на замечания педагога и быстро исправляет ошибки в исполнении.
Работает
за
инструментом
увлеченно,
с
полной
отдачей.
Игровые
приемы
усваивает легко, руки достаточно свободны и хорошо организованы для игры на
инструменте.
Домашнее задание выполняет регулярно, уроки не пропускает, активно
реагирует на настроение музыки, занимается с интересом, умеет работать в
классе и дома.
Проблема - недостаток эмоциональности.
План урока:
1.Вступительное слово.
2. Организационный момент.
3. Посадка. Постановка инструмента.
4. Постановка правой руки. Положение медиатора.
5. Постановка левой руки. Функции пальцев левой руки.
6. Работа над репертуаром:
*Е. Дербенко «Маленькая принцесса»;
* РНП «Пойду ль я, выйду ль я» Обр. А. Гречаникова.
7. Подведение итогов.
8. Домашнее задание.
Вступительное слово преподавателя
Творческие способности заложены в каждом ребенке. Все дети без исключения
–
музыканты,
художники,
поэты.
Обучаясь
музыке,
ребенок
общается
с
искусством,
что
позволяет
«разбудить»
его
эмоциональность,
развить
способности к переживанию и сопереживанию, иначе - формировать основы
его
музыкальной
культуры.
В
школьном
возрасте
музыка
активно
и
непосредственно воздействует на развитие ребенка. Входя в мир народной и
современной
отечественной
музыки,
ребенок
подсознательно
ощущает
сопричастность к родной ему культуре, осознает, что является неотъемлемой
частью своего общества.
На начальном этапе музыкального обучения дети овладевают сложными
навыками постановки, усваивают в элементарном виде почти все основные
приёмы домровой техники, вырабатывают начальные технические навыки игры
на инструменте, основанные на тонких двигательных ощущениях и требующие
координации сложных действий той и другой руки. Этот процесс усвоения
первоначальных технических навыков игры на инструменте взаимосвязан с
развитием
у
обучающихся
многообразных
слуховых,
метроритмических
и
музыкально-художественных
представлений,
которые
они
приобретают
на
занятиях с педагогом по специальности и в музыкально-теоретических классах.
Образно
говоря,
в
первые
два-три
года
обучения
музыканта
начинается
закладка
фундамента
его
музыкальных
представлений,
уме ний,
исполнительских и технических навыков.
Ход урока
Преподаватель озвучивает тему урока, проговаривает цели и задачи урока.
Затем просит сыграть
Гамму Соль мажор. Ученица играет гамму в одну октаву. Проверяем
аппликатуру – при наличии ошибок уточняем аппликатуру и - исправляем.
Дарья играет гамму на тремоло нечетким поверхностным звуком. Прошу ее
проследить за частотой тремоло и свободным состоянием тела, после чего звук
существенно улучшается.
Преподаватель- Даша, для выработки координации левой и правой руки
сыграй
гамму
приёмом «дуоль»,
а
также «триоли,
квартоли,
квинтоли».
(Озвучиваем
для
аудитории: эти
приёмы
приучают
слух
к
отчётливому
исполнению каждого звука, к цепкости, активной работе пальцев.)
- А сейчас для беглости пальцев и координации рук на струне «ля», я
попрошу сыграть упражнение, которое обеспечивает правильную постановку
пальцев на грифе, учит освобождаться от лишних движений.
Пояснение
для
присутствующих
на
уроке
преподавателей
-
первые
условия их правильной работы – независимость каждого пальца, чтобы все
были свободны. Пальцы необходимо ставить на струну так, чтобы они как бы
слегка
ударяли
ее,
подобно
молоточкам. При игре слежу за тем, чтобы
большой палец левой руки «плыл» по грифу, а не оставался позади. Так же
локоть должен «рулить», т.е. заворачивать в сторону корпуса для того,
чтобы помочь беглости пальцев.
- Сейчас Даша сыграет следующее упражнение Шрадика.
Пояснение для присутствующих на уроке преподавателей
- Во время
исполнения
этого
упражнений
необходимо
внимательно
следить
за
тем,
чтобы не зажимать большой палец и не убирать его под гриф. Следует
обращать внимание на работу слабых пальцев - третьего и четвертого.
Во время исполнения упражнений или гамм особое внимание следует
уделять правой руке. Правая кисть должна работать без напряжения, при
помощи незначительного вращения кисти и использования естественной силы
тяжести самой кисти. Рука должна находиться в естественном положении.
Правильная
постановка
правой
руки
помогает
быстро
овладеть
нужными приёмами игры, различными штрихами. Правильно поставленный
исполнительский
аппарат
содействует
скорейшему
овладению
трудными
приёмами игры, развитию мелкой технике в левой руке, отработке частого
певучего тремоло в правой руке.
Важно,
чтобы
ученик
сам
ощущал
свободу
движений,
не
допускал
зажатости и напряженности.
Преподаватель – Даша, в целом, поставленные задачи при исполнении
гаммы и упражнений выполнены.
Переходим к работе над пьесами.
Первая
наша
пьеса
называется
«Маленькая
принцесса».
Композитора
Е.Дербенко.
О
композиторе:
Евгений
Петрович
Дербенко
-
заслуженный
деятель
искусств
Российской
Федерации,один
из
популярных
ро ссийских
композиторов,
работающих
в
жанре
музыки
для
русских
народных
инструментов. Сегодня, наверное, нет ни одного баяниста, который бы не знал
его обработок народных мелодий или оригинальных сочинений. Интересна
музыка этого автора и для других инструментов и ансамблей.
Анализ пьесы «Маленькая принцесса:
Форма - двухчастная, репризная.
Тональность - ля-минор
Размер - две четверти.
Темп-con moto
(кон мотто) - с подвижностью.
Вопрос
к
ученице -
Даша,
какими словами ты можешь
описать
характер музыки.
- предполагаемый ответ - пьеса «Маленькая принцесса» лирическая по
характеру, изящная, танцевальная.
Слово
преподавателя
- эта пьеса относится к жанру программной
музыки - она имеет название и мы можем направить свое воображение в
нужном направлении.
Вопрос к ученице - что можно представить- чем занимается принцесса?
-Предполагаемый ответ - Я думаю, что принцесса танцует в старинном
замке. Принцесса в красивом платье (показывает свой рисунок).
Преподаватель - здесь есть ритмическая фигура - синкопа для чего она,
как ты думаешь?
Ученица – я думаю, что это приседания – реверансы, такие танцы были
в старину.
Преподаватель проговаривает технические задачи - Музыка требует
умения исполнять мелодию с быстрым движением («мелкая техника»), четкой
координации правой и левой рук.
Дарья исполняет пьесу.
Слово преподавателя к аудитории - Прохождение этой пьесы преследует
цель научить ровно и четко играть последовательности из шестнадцатых нот,
необходимо контролировать силу и качество звука от удара вверх и добиваться,
чтобы он не был слабее и качественно хуже звука получаемого от удара вниз.
Не снимать пальцы со струн раньше, чем это будет необходимо. Продолжать
работать над протяженностью звука, над короткими незаметными переходами,
над соединением звуков. Умение переходить с переменных ударов на тремоло.
Представленные пассажи в стремительном движении требуют ровной беглости,
виртуозности, выносливости аппарата и координации левой и правой рук.
Постоянная непрерывность пьесы требует от учащейся выносливости,
поэтому
очень
важно
иметь
свободный
аппарат,
то
есть
не
должно
быть
мышечного напряжения.
Одна из трудностей на данном этапе обучения является воспроизвести
пьесу красочно, т.е. исполнить с соответствующей динамикой.
Следующая пьеса для работы над техническими трудностями РНП
«Пойду ль я, выйду ль я» Обр. А. Гречанинова
Проговорить с ученицей,
что эта пьеса - народная. Жанр - песня-
плясовая.
Напомнить
слова
1-2-куплета.
Форма
–
вариационная.
Что
такое
вариация – видоизменение основной темы-показать в нотах.
В этой пьесе следует уделить особое внимание соединению нот ударами
вниз. Нужно слышать не только продолжительность исполняемого звука, но и
соединение с последующим. В такие моменты необходимо как можно дольше
держать палец на ладу исполняемой ноты и переход на следующий лад делать в
самый последний момент. Чем дольше струна прижата к ладу и чем быстрее
затем сделан переход, тем полнее и сочнее будет звучание исполняемой ноты
при этом нужно предельно сократить движения пальцев левой руки.
В
пьесе
«Пойду
ль,
выйду
ль
я»
встречается
новый
прием
игры
арпеджо (итал. arpeggio, от arpeggiarе - играть на арфе)
- исполнение звуков аккорда "вразбивку" одного за другим, как на арфе.
Медиатор должен глубоко проникать по струнам, издавая последовательный
звук.
Важно также, чтобы в процессе работы в сознании Дарьи возможно резче
«выгравировалась»
динамика,
были
слышны
контрасты P
и F,
от
точного
соблюдения которой зависит яркость художественного образа. Для этого надо в
одних случаях добиваться рельефных контрастов между фразами, в других –
осуществлять
энергичные
«вводы»
в
последующие
построения
путем
указанной автором динамикой. Работа над «Пойду ль, выйду ль я» может
принести
большую
пользу
в
отношении
развития
энергии,
ритмической
упругости исполнения.
В
конце
урока
закрепляем
знания,
умения
полученные
на
занятии.
Предлагаю
Дарье
в
форме
концерта
исполнить
«Маленькую
принцессу»
и
«Пойду ль, выйду ль я». Исполнение осмысленное, грамотное, техничное.
Подведение итогов
Краткий анализ проделанной работы совместно педагога и учащейся
(что удалось, что не очень; какая работа предстоит, чтобы каждая из пьес
получилась целостным произведением; чем помог учащейся сегодняшний урок;
понравился ли учащейся сегодняшний урок в целом).
Домашнее задание
Работа над упражнением Шрадика №1;2. Игра гаммы Соль мажор. Следить за
свободой исполнения.
«Маленькая принцесса» - отрабатывать тремоло, начинать его не набрасываясь,
а
мягко.
Играть
на legato,
соединять
каждые
шестнадцатые,
следить
за
переходом со струны на струну.
«Пойду ль, выйду ль я» - играть контрастно. Выслушивать все длительности
нот, держать темп.