Напоминание

Формы и методы взаимодействия с семьей в ДОУ


Автор: Панова Татьяна Николаевна
Должность: заместитель заведующего
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №19
Населённый пункт: город Великие Луки Псковской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формы и методы взаимодействия с семьей в ДОУ
Дата публикации: 09.07.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формы и методы взаимодействия с семьей в ДОУ

Воспитывает ребенка все:

люди, вещи, явления, но

прежде всего и дольше всего -

люди. Из них на первом

месте - родители и педагоги.

А. С. Макаренко

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у

истоков нашего будущего. В статье 44 пункт1 Федерального закона

«Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г говорится: «Родители

(законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют

преимущественное право на обучение и воспитание детей перед

всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического,

нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Родители являются первыми педагогами с самого раннего возраста

детей. Закон «Об образовании» обязывает педагогов и родителей

стать не только равноправными, но и равноответственными

участниками

образовательного

процесса.

Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования предъявляет новые требования к

совершенствованию содержания, форм и методов взаимодействия

социального партнерства семьи и ДОУ, которое необходимо

рассматривать как ресурс социокультурного развития ребенка.

ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям

(законным представителям) в воспитании детей, охране и

укреплении их физического и психического здоровья, в развитии

индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений

их развития.

Одной из задач педагогического коллектива нашего дошкольного

учреждения является задача по взаимодействию детского сада и

семьи, начиная с групп раннего возраста.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

1.

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо

не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним,

научить его думать, размышлять.

2.

Как изменить такое положение?

3.

Как заинтересоватьродителей в совместной работе?

4.

Как создать единое пространство развития ребенка в семьеи

ДОУ, сделать родителей участниками

воспитательного

процесса?

Эти и другие вопросы должны решаться совместно на

педагогических советах, на родительских собраниях, в

1

индивидуальных беседах и консультациях с родителями,

использоваться в планировании деятельности детского сада с

семьями

воспитанников.

Для равноправного партнерства с родителями необходимо

создать условия, при которых родители будут принимать активное

участие не только в решении организационных и хозяйственных

вопросов ДОУ, но и в управление детским садом.

В связи с этим мы разработали систему

по организации работы

с родителями.

В разработке системы - положена современная нормативно-

правовая база (федеральные и региональные документы), опыт

работы многих авторов.

Цель системы: взята из основной образовательной программы

ДОУ

Это создание необходимых условий для формирования

ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и

развитие компетентности родителей

( способности разрешать разные типы социально- педагогических

ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права

родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского

сада.

СИСТЕМА ПРЕДПОЛАГАЕТ ПЛАНОВО-ПРОГНОСТИЧЕСКУЮ

И КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

- определение стратегии развития детского сада и модели

взаимодействия с семьями воспитанников;

- прогнозирование и планирование работы учреждения; (планирование

работы с семьями воспитанников - перспективное, календарное,

планирование методической

работы с сотрудниками детского сада);

- проектирование работы с семьями в рамках реализации программы

развития ДОУ и годового плана;

- конторольно- оценочная деятельность по результатам работы;

- проведение совместного анализа деятельности коллектива детского

сада.

В систему включены 4 содержательных раздела:

1

. Информационно- аналитический и диагностический;

2

. Просветительский ;

3

. Организация деятельности, вовлечение родителей в педагогический

процесс;

4.

Реализация воспитательно-образовательного процесса детского сада.

1. Информационно- аналитический и диагностический раздел;

Направлен на выявление интересов, потребностей, запросов родителей,

уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального

контакта между педагогами, родителями и детьми.

Этот раздел подразумевает

Информационно-аналитическое направление.

2

Определены задачи:

Создание системы изучения, анализа информации о семье и

ребенке в ДОУ.

Организация взаимодействия ДОУ и социума в вопросах сбора и

применения информации о семье и ребенке для эффективного

осуществления индивидуального и дифференцированного

подхода к семье.

По данному разделу проводим:

анкетирование;

тестирование.

Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из

семей различного социального статуса, имеют разный уровень

образования. Данные сведения используются при планировании

организационно-педагогической работы с родителями для привлечения

родителей к оказанию помощи учреждению, для определения

перспектив развития детского сада.

2. Просветительская раздел- даёт возможность донести до

родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично

о родительских обязанностях и ответственности .

и включает Наглядно-информационное направление.

Задачами этого раздела являются:

повышение педагогической культуры родителей:

обеспечение родителей психолого- педагогической информацией

защита права детей и родителей на удовлетворение их

потребностей.

формирование ответственной и активной позиции родителей в

воспитании и развитии детей.

разнообразие форм работы с семьей.

Данное направление включает:

родительский уголок, в котором размещается различная информация

нормативные документы;

объявления и рекламы;

продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки), результаты

деятельности детей в течении дня;

папки-передвижки.

Форма работы через родительские уголки, нормативные документы,

объявления и рекламы, продуктивную деятельность, папки-передвижки

является традиционной, но она необходима для работы с родителями,

потому что часто у педагога нет возможности подойти и побеседовать с

родителями на актуальную тему по воспитанию детей.

Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание

родителей и даёт свой положительный результат:

эмоциональный уголок: «Здравствуйте, я пришёл».

фотовыставки;

3

выпуск газет.

сайт

3. Организация деятельности и вовлечение родителей в педагогический

процесс- этот раздел направлен на ознакомление родителей с

возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного

возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания

детей.

Включает познавательное направление

Этот раздел решает следующие задачи.

создание сообщества единомышленников- родителей, педагогов

для совместной работы по развитию и воспитанию детей,

социальной адаптации их в обществе.

Осуществлять совместную деятельность (родителей и детей,

педагогов и родителей) с использованием различной мотивации.

Это направление включает:

общие, групповые собрания;

консультации и индивидуальные беседы;

выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с

родителями.

участие родителей в подготовке и проведении праздников,

развлечений, досугов.

совместные экскурсии;

открытые НОД.

совместное создание развивающей предметно - пространственной

среды;

телефон доверия (номер заведующей, воспитателей есть у всех

родителей);

утренние приветствия;

почта доверия;

семейные проекты.

Открытые просмотры очень, много дают родителям:

получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной

от семейной,

сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других

детей,

перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного

воздействия.

4. Реализация воспитательно-образовательного процесса детского сада-

призван устанавливать теплые доверительные отношения,

эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между

родителями и детьми. .

Этот раздел подразумевает Досуговое направление.

Задачами этого раздела являются:

4

привлечение родителей к участию в реализации образовательного

процесса.

разнообразие форм и методов включения родителей в совместную

деятельность.

Включение родителей в работу общественной организации- Совет

Учеждения, советы родителей (законных представителей).

Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и

самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие

позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка,

сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во

взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести

опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской

общественностью в целом.

Все мероприятия необходимо проводить не для родителей, а с

привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо

вложить при подготовке.

Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда

мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка,

как педагогов, у родителей появляется удовлетворение от совместной

работы и соответственно растет авторитет детского сада.

По данному направлению можно организовать:

праздники, которые можно закончить чаепитием.

развлечения;

знакомство с профессиями родителей;

празднование дней рождения;

выставка семейной коллекции

акции.

дни добрых дел.

Таким образом, воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия

родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески

развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они

способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться

понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть

терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.

В нашем детском саду существуют как традиционные, так и

нетрадиционные формы общения с родителями дошкольников, суть

которых - обогатить их педагогическими знаниями.

Традиционные формы взаимодействия с семьей представлены:

Коллективными

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции,

«Круглые столы» и др;

Индивидуальными

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями,

консультации;

5

наглядно-информационными

Наглядно-информационные формы знакомят родителей с условиями,

задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют

преодолению поверхностного суждения, о роли детского сада, оказывают

практическую помощь семье. К ним относятся записи видеофрагментов

организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;

фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки..

Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей представлены как:

Информационно- аналитические

Социологические опросы

Социологические срезы

тесты

анкетирование

почтовый ящик

информационные корзины

Наглядно- информационные

дни открытых дверей,

открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей,

выставки детских работ,

выставки совместных работ детей и родителей,

информационные проспекты для родителей,

выпуск газет,

организация мини-библиотек ,

использование современных технологий,

информационные стенды,

тематические выставки,

мини газеты,

Досуговые;

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

«Встреча Нового года»

«Масленица»

«Праздник мам»

«Праздник урожая»

«Спортивный праздник с родителями»

«Семейные театры»

«Семейные клубы»

различные выставки

Познавательные;

Семинары- практикумы

педагогическая гостиная,

игры с педагогическим содержанием,

«КВН»

«Педагогическое поле чудес»

«Педагогический случай»

6

«Что? Где? Когда?»

«Круглый стол»

«Телефон доверия»

«Викторины»

В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у

родителей пользуются нетрадиционные формы работы с родителями.

В нашем, ДОУ работают 2 семейных клуба;

- «Малая Академия для родителей »- воспитатель Марченкова И.М.;

- «Я с семьей, семья со мной, вместе мы с детским садом »- воспитатель

Ковалева Т.В.

Работа в клубах построена и направлена на установление контактов с

родителями, привлечение их внимания к детскому саду. В новых формах

взаимодействия, с родителями реализуется принцип партнерства,

диалога. Положительно то, что участникам не навязывается готовая

точка зрения, родителей побуждают думать, искать собственный выход

из той или иной ситуации.

Мы можем сказать, что при использовании этих форм происходят

позитивные изменения:

1. Создается атмосфера эмоциональной взаимоподдержки, комфорта,

взаимопонимания и сотрудничества, общности интересов в образовании

и развитии ребенка между родителями и педагогами.

2. Повышается заинтересованность родителей в сотрудничестве с

детским садом, возрастает доверие к дошкольному учреждению, в

частности к этим педагогам. Родители вновь поступающих детей

стремятся попасть к ним в группу.

Заключение:

Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для

всестороннего развития личности необходимо их взаимодействие.

Важным условием преемственности является установление

доверительного делового контакта между семьей и детским садом.

Использование разнообразных форм и методов работы помогает

родителям из «зрителей и наблюдателей » становиться активными

участниками образовательного и воспитательного процесса.

И сегодня мы представляем работу воспитателя Ковалевой Татьяны

Владимировны по организации работы с родителями (законными

представителями) детей групп раннего возраста.

7



В раздел образования