Автор: Верхотурова Галина Балиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Радуга"
Населённый пункт: с.Ербогачен Иркутская область
Наименование материала: Конспект занятия в старшей группе
Тема: "Лекарственные растения нашего края"
Раздел: дошкольное образование
МКДОУ детский сад «Радуга», с. Ербогачен, Иркутской области.
Подготовила: Верхотурова Галина Балиевна
Познавательно – исследовательская деятельность на тему:
«Лекарственные растения нашего края».
Цель: Познакомить детей с лекарственными растениями нашего края:
одуванчик, крапива, подорожник, ромашка, пижма; расширить кругозор о
растениях.
Задачи:
Образовательные: Способствовать развитию умения узнавать растения по
внешнему виду. Обеспечить обогащение и уточнение словаря по теме.
Побудить интерес к лекарственным растениям и их лечебным свойствам.
Развивающие: Способствовать развитию внимания, памяти, мышления.
Воспитательные: Формировать у детей потребность к новым знаниям;
воспитывать гордость за наш край, в котором есть лекарственные растения.
Предполагаемый результат: Знают некоторые виды лекарственных трав и их
применение, умеют различать по внешнему виду.
Материал к занятию: мешочек с травами; презентация «Лекарственные
растения нашего края» со слайдами растений (одуванчик, крапива,
подорожник, ромашка, ); карта Ербогаченского района Иркутской области;
стаканчики с чаем и одуванчиковым медом по количеству детей.
Методические приемы: Игровой момент «Чудесный мешочек»;
художественное слово : «загадки о растениях»; физкультминутка,
сюрпризный момент «Угощение чаем с одуванчиковым медом»; дид. игра
«Угадай растение».
Ход НОД:
Организационный момент «Чудесный мешочек».
- Ребята, подойдите ко мне. Посмотрите, в руках у меня мешочек, но что в
нем, я вам не скажу. Вы должны сами догадаться, понюхав содержимое
мешочка.
Даю возможность всем детям понюхать, не заглядывая во внутрь мешочка.
(Предполагаемые ответы детей).
- Правильно, мой мешочек наполнен травкой. Я приглашаю вас совершить
удивительное путешествие в мир растений нашего родного края. А вы знаете
как называется край в котором мы живем? (Иркутская область, Катангский
район). Правильно, вы уже знакомы с картой Катангского района. Вот она.
Подойдите поближе. Как называется наше село? (Ербогачен). На берегу какой
реки находится наше село? (На берегу Нижней тунгуски). Давайте повернем
свои лица к речке, раскроем ладошки навстречу солнцу, наберемся тепла и
энергии. Вдохните глубоко. Чувствуете, как тело наше набирает энергию? Вот
теперь можно отправляться в мир растений нашего края.
(Приглашаю всех пройти на полянку и занять свой «пенечек» ( стульчик).
Начало презентации «Лекарственные растения нашего края».
- Мы пришли на луг и, что же видим перед собой? (Слайд №1.) (Разные
растения).
- Это не простые растения, они могут лечить, поэтому их называют
лекарственными.
Издавна люди заметили, что больные домашние животные заболев, уходят в
лес, чтобы найти траву, нужную им. Съев ее, они выздоравливали. Так и
человек ста искать помощи у разных растений. Наши предки знали полезные
средства многих цветов и трав. Сегодня мы познакомимся с некоторыми,
распространенными в нашей местности, лекарственными растениями и их
пользой. Для того, чтобы узнать о каком растении будем говорить, вы
должны отгадать загадку: Слайд №2.
«Ох, не трогайте меня,
Обожгу и без огня». (Крапива).
- Да, крапива обжигает. Кто – нибудь из вас обжигался крапивой? Знаете
почему она обжигает? На листьях и стеблях крапивы имеются особые
волоски. Каждый волосок – как игла крошечного шприца. Внутри волосков –
едкая жидкость. Дотронешься – получай уколы. Но пройдет немного времени
– и вы перестанете чувствовать жжение. Несмотря на это – крапива очень
полезное растение. В ней есть вещества, убивающие микробы. Она очень
хорошо останавливает кровь. Если вдруг вы порезались, возьмите крапиву,
растолките ее, превратите в кашицу и приложите эту кашицу к ранке. Кровь
остановится.
Если крапиву залить горячей водой, подождать, когда настоится и помыть
этим отваром голову, то вы узнаете, что крапива хорошо укрепляет волосы.
А еще из крапивы делают бумагу, веревки и мешковину. Помните сказку
Андерсена «Дикие лебеди». Ведь именно из крапивы пришлось сестрице
вязать рубашки для братьев, чтобы спасти их от чар колдуньи.
Еще из крапивы готовят великолепные щи. Я каждую весну собираю листья
крапивы и варю щи. Очень вкусно и полезно.
Слушаем следующую загадку: Слайд №3.
«Весь в пыли. Хоть сил немного,
У дороги он торчит.
У него согнулись ноги,
Неприметен он на вид». (Подорожник).
Поговорим о подорожнике. Может вы знаете почему его так назвали?
(Ответы детей).
Правильно, обычно он растет вдоль дорог. Мы его топчем, а он все равно
растет, потому что его листья стараются плотнее прижаться к земле. А листья
у него упругие, с прочными жилками. Он надежно укрепился в почве густым
пучком корней. Вот поэтому подорожник не боится вытаптывания, от чего так
страдают другие растения.
А знаете ли вы чем лечить царапины и разбитые коленки? Конечно же,
подорожником. Его еще называют зеленым бинтом. Сейчас мы с Алиной
покажем на примере как надо лечиться подорожником. Представьте себе,
что Алина упала и поранила руку. Первое, что надо сделать – это очистить его
от пыли. Помой, Алина листик в воде. Теперь помни его пальцами так, чтобы
из листика выделился сок. Ну, а теперь приложи к ранке, я тебе привяжу этот
подорожник бинтом. Царапина скоро заживет. Спасибо, Алина тебе за
помощь, иди на свой пенечек.
Физкультминутка
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
«Жу – жу – жу, жу – жу – жу –
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко – низко наклоняюсь».
- Слушаем следящую загадку:
Стоят сестрички – желтый глазок, белые реснички». (Ромашка). Слайд №4.
- Вы, конечно же все знаете этот цветок. Он растет и в полях, и в населенных
пунктах. Из ромашек плетут красивые венки, даже гадают по ним. В народе
ромашку называют целительницей. И не зря. Если вдруг заболело горлышко,
то лучший доктор – отвар из ромашки. Просто взять горсточку цветочков и
залить кипятком. Постоит немножко, полощи горло. Ну, а если сделать чай из
ромашки, то сон ваш будет крепкий и здоровый.
Следующая загадка: Слайд №5.
«Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух» (Одуванчик).
- Это растение вы знаете все. Расскажите мне о нем. (Рассказы детей).
В старину одуванчик считали хорошим средством улучшающим аппетит. Кто у
нас в группе плохо кушает? (Ответы детей). Вот вам, дети, надо попить отвар
из одуванчиков и тогда аппетит наладится. Из цветков одуванчика даже мед
варят. Такой мед полезен при простуде. Сейчас я хочу угостить вас чаем с
медом из одуванчиков. Чай уже разлит по стаканчикам, подойдите и
выпейте. (Дети угощаются чаем).
Понравился вам чай с медом одуванчиков? Занимайте снова свои пенечки.
Мы сегодня познакомились с некоторыми растениями нашего края, которые
называются одним словом – лекарственные. Как хорошо, что в нашем крае
они есть и можно лечиться ими. Ответьте мне на вопросы:
1.
С какими лекарственными растениями мы познакомились?
2.
Какие из этих растений растут на участке детского сада?
3.
Какие растения помогают вылечиться от простуды?
4.
Листья каких растений лечат ссадины и царапины?
5.
Из какого растения можно варить щи?
6.
Из какого растения можно сделать веревку?
7.
Дидактическая игра «Угадай растение» (показ всех слайдов с ответами
детей).
Вы все молодцы! Я очень надеюсь, что ваши знания будут помогать вам в
жизни.
-