Напоминание

"Родственные слова"


Автор: Родина Татьяна Владимировна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: ГКОУ ВО "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа г. Гусь–Хрустальный"
Населённый пункт: город Гусь–Хрустальный, Владимирская область
Наименование материала: конспект логопедического занятия
Тема: "Родственные слова"
Дата публикации: 10.07.2018
Раздел: начальное образование





Назад




Родственные и однокоренные слова.

(логопедическое занятие с учащимися 6 класса)

Подготовила:

учитель-логопед, учитель-дефектолог

высшей квалификационной категории

Родина Татьяна Владимировна

Цель занятия: предупреждение и устранение морфемных аграмматизмов в

устной и письменной речи учащихся-логопатов.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять понятие о родственных и однокоренных словах и корне как

значимой части слова;

Учить находить родственные слова и выделять общую часть слов

(корень);

Учить подбирать родственные слова к заданному слову;

Учить дифференцировать «родственные слова» с омонимичными

корнями, не являющимися родственными.

Коррекционные:

Расширять активный и пассивный словарь, связную речь;

Развивать навыки звуко – буквенного и слогового анализа и синтеза

слов;

Развивать слуховое и зрительное внимание, пространственную

ориентацию;

Развитие смысловой и образной памяти;

Коррекция наглядно-образного и словесно-логического мышления.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к родному языку, любознательность;

Формирование творческой активности, навыков сотрудничества,

культуры общения.

Оборудование:

Ход занятия:

Организационный момент (эмоциональный настрой учащихся на работу)

-Встаньте в круг, возьмитесь за руки, почувствуйте ладошку друга.

Назовите своё имя.

-Как назвать Диму ласково?

Дети выполняют.

-Молодцы! А теперь мы будем работать и постараемся на занятии и в

жизни друг к другу относиться доброжелательно.

Учащиеся садятся на свои рабочие места и записывают число в тетрадях.

Разминка (подготовка к усвоению знаний и умений; развитие навыков

звуко -буквенного и слогового анализа и синтеза слов).

Отгадывание ребуса: Смор1а

-Какое слово зашифровано на доске?

-Произнесите слово по слогам, назовите ударный гласный.

-Название каких букв вызывает затруднение?

-Для запоминания слова нужно запомнить сочетание ОРО.

Дети рисуют веточку смородины с ягодами и записывают в одну из ягод букву О.

-Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, обозначьте орфограммы.

Актуализация опорных знаний учащихся.

1. -Что произойдёт со словом смородина, если убрать его первый слог?

(Получится слово РОДИНА) (работа над лексическим значением слова)

-Объясните значение слова, как вы его понимаете?

-Послушайте стихотворение и скажите, какие слова звучат похоже на

слово РОДИНА?

Если скажут слово Родина,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, родная улица,

Толстый тополь у ворот.

Вся родня моя любимая,

Родственники здесь и там!

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

-Какие слова звучат похоже на слово Родина? (Родина, родная, родня,

родственники).

Дети записывают эти слова в тетрадь (один ученик у доски).

-Что общего у всех этих слов? (Корень, общее значение).

-Выделите корень в этих словах и поставьте ударение.

-Как называются эти слова? (Родственные или однокоренные).

-Почему их называют однокоренными? (Одинаковый корень)

-Что означает слово КОРЕНЬ? (Это подземная часть растения, с

помощью которого оно укрепляется в почве и получает питание).

-Какую роль играет корень в жизни растений?

- Почему корень слова можно назвать главной (значимой) частью?

(В корне заключено главное значение слова).

2. Прочитай пары слов (на доске).

Рис - рисунок, гора - горевать, полы - поле, шипеть - шиповник.

-Можно ли назвать эти слова однокоренными? Почему?

Вывод: родственные (однокоренные) слова должны не только иметь

одинаковый корень, но и быть близки по значению!

Закрепление опорных знаний и умений:

-Сегодня мы будем находить однокоренные слова, выделять корень, будем

подбирать однокоренные слова.

1.«Ребусы».

Детям раздаются карточки с ребусами.

-Разгадай ребус, запиши получившиеся слова, обозначь корень слов.

(дом, домик, домище, домовой, домашний, бездомный, надомник)

(сад, садик, садовник, садовый)

-Докажите, что эти слова - родственные. (Одинаковый корень, они похожи

по значению).

2.От существительных образуй глагол и прилагательное, выдели корень.

Что? Какой? Что делает?

Дым

Игра

Шум

Мороз

Дыхательная гимнастика.

Дети выполняют гимнастику, на основе дыхательной гимнастики Стрельниковой. Под

музыку «Гномики».

3.Игра «Кто самый внимательный и любознательный!»

(

Закрепление умения и навыки по нахождению родственных слов и выделению корня,

развитие умения сравнивать и исключать «лишнее» слово; развитие зрительного

внимания, пространственной ориентации)

-Для выполнения задания вам потребуется внимание, умение сравнивать

слова и доказывать своё мнение.

Учащимся раздаются листы с индивидуальными заданиями

-К вам попали веточки с разных деревьев и необычного «словесного» сада.

Посмотрите, как они расположены на листах.

-Найдите верхнюю правую веточку, нижнюю правую, нижнюю левую.

-Прочитайте слова про себя, найдите группу родственных слов сначала на

верхней правой веточке, потом на нижней правой, далее на левой.

Выделите в словах общую часть – корень и закрасьте каждую из

выделенных групп слов-родственников одним цветом.

-Подумайте, все ли слова войдут в группы? Не будет ли «заблудившихся»

слов?

Проверка:

-Прочитаем слова, расположенные на верхних правых веточках. Какие

слова вошли в группу? Объясните правильность своего выбора.

-Какие слова заблудились? По какому признаку (почему) вы их

исключили? (имеют другой корень, другое значение)

-Объясните, как вы понимаете слово СТОЛБИК? НОСИЛЬЩИК?

-Похожи ли по значению слов МОРОЗНЫЙ и ХОЛОДНЫЙ? Почему их

нельзя назвать однокоренными?

4. «Вырасти» своё дерево, составь однокоренные слова из слов жар, гриб.

Дифференциация родственных слов и слов с амонимичными корнями.

(комплексное применение знаний и способов действий на текстовом

материале).

-Мы выполняли задания со словами, вырастили деревья. Но ведь растения

нуждаются в поливе.

-Внимательно послушайте сказку и постарайтесь правильно подобрать

родственные слова к слову вода.

Чужак.

Собрались у воды родственники. Подводник с водицей беседуют.

Водолаз с водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке

наигрывает.

Водомерка с водорослями заигрались. Водичка по камешкам на одной

ножке скачет. Даже сам водяной пожаловал. И все ждут старуху Воду.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака

приметила. Велела ему идти прочь, в свою семью. Пошёл чужак,

пригорюнился: где ему родственников искать?

Беседа по содержанию сказки.

- Кто из родственников Воды пришёл к ней в гости?

- Посмотрите на маленькую доску, кого из родственников мы не

вспомнили?

- Что общего у всех этих слов?

-Вы сумели найти «чужака» в прочитанной сказке? Кто им оказался?

Почему им оказался водитель?

-Подберите родственников к слову водитель.(Водит, проводник, водящий).



В раздел образования