Напоминание

"Белая книга зимы (употребление предлогов)"


Автор: Учеваткина Наталья Владимировна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: ГКОУ ВО "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа г. Гусь–Хрустальный"
Населённый пункт: город Гусь–Хрустальный, Владимирская область
Наименование материала: конспект логопедического занятия
Тема: "Белая книга зимы (употребление предлогов)"
Дата публикации: 10.07.2018
Раздел: начальное образование





Назад




ТЕМА логопедического занятия: «Белая книга зимы»

Цель: формирование навыка употребления предлогов

Задачи:

1)

- Закрепление и расширение знаний о зимующих птицах

- Расширение словаря и развитие навыков словообразования

2)

-Коррекция пространственных представлений

- Коррекция языкового анализа

- Развитие логического мышления

3)

- Воспитание интереса к живой природе

- Воспитание желания приобретать новые знания

Оборудование: картинки с изображениями птиц, картина с изображением зимнего

леса, схемы предлогов, полоски для составления схемы предложения, текст сказки

«Как сорока клеста судила», снежинка

Ход занятия:

1)

Орг.момент

Вдохнём носом доброту, спокойствие, а выдохнем ртом все обиды, огорчения,

плохое настроение.

Чтобы у нас было хорошее настроение, чтобы у нас хорошо сложился день,

давайте передавать друг другу волшебную снежинку и желать «Доброго дня».

Логопед: «Доброго дня, Данил!»

Данил: «Доброго дня, Света!» и т.д.

2)

Артикуляционная гимнастика

3)

Повторение

- О чём мы говорили на прошлом занятии? (О предлогах)

- Давайте вспомним как появились предлоги. (Приложение 1)

4)

Введение в тему (загадка)

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокожа, светлолица,

Как махнула рукавом –

Всё покрыла серебром.

- Что за царица? (зима)

- Что за тройка? (зимние месяцы)

4) Основная часть

- Сегодня наше занятие будет посвящено зиме.

Рассказ о зиме «Книга зимы» Автор: В. В. Бианки

Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь — как

гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто ни пройдёт по ним, всяк

распишется: «Был здесь такой-то».

Днём идёт снег. Кончится — страницы чистые. Утром придёшь — белые страницы

покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью

были тут разные лесные жители, ходили, прыгали, что- то делали.

Кто был? Что делал?

Надо скорей разобрать непонятные знаки, прочесть таинственные буквы. Опять пойдёт

снег, и тогда, точно кто страницу перевернул, — снова только чистая, гладкая белая

бумага перед глазами.

- Чьи следы мы можем увидеть в зимнем лесу? (лисьи, волчьи, заячьи, птичьи)

- Чьих следов мы не увидим на снегу? (медвежьи, ежиные) Почему? (они находятся в

спячке)

- На снегу мы видим следы зверей и птиц и по ним мы можем прочитать истории о

том, как живётся им в зимнем лесу. Открывая эту белую зимнюю книгу, я хочу вам

рассказать очень интересную птичью историю. А какие птицы участвовали в этой

истории, вы мне скажите, отгадав загадки:

- Отгадывайте загадки и берите изображения этих птиц.

Красногрудый, чернокрылый, Непоседа пёстрая,

Любит зёрнышки клевать. Птица длиннохвостая,

С первым снегом на рябине Птица говорливая,

Он появится опять. (Снегирь) Самая болтливая. (Сорока)

Жёлтое брюшко у маленькой птички Всё время стучит, деревья долбит,

А зовут её … (Синичка) Но их не калечит, а только лечит.

(Дятел)

Не страшны ему метели,

Гнёзда вьёт зимой на ели, Маленький мальчишка в серомзипунишке

Крик его отрывист, прост, По деревьям прыг, песня: чик-чирик

Кривоносый красный … (Клёст) (Воробей)

- А сейчас я вам прочитаю историю, которая называется «Как сорока клеста судила».

Когда в истории будут участвовать ваши птицы, вы будите помещать их в то место,

которое услышите из истории. (Приложение 2)

- Ребята, а что вам помогло разместить своих птиц, именно на эти места? (Предлоги)

- А что такое предлоги? (Это маленькие слова, которые пишутся отдельно от других

слов)

5)Физпауза

Наконец пришла зима, (развести руки в стороны)

Стали белыми дома, (руки домиком над головой)

Снег на улице идёт, (двигать руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (имитировать)

Мы катаемся на санках, (присесть, руки вытянуть вперёд)

Пишем на катке круги, (руки заложить за спину, медленно кружиться)

Ловко бегаем на лыжах, (имитировать)

И играем все в снежки. (лепят и бросают снежки)

- История про клеста закончилась, птицы стали разлетаться по своим делам. Вы будите

забирать своих птиц и находить схемы предлогов, которые будут указывать на место,

которое выбрали птицы, когда улетели от клеста. Предложения написаны без

разделения на слова: «Сорокаспряталасьзапенёк». Поделить предложения на слова,

выделить предлог в треугольник, написать в тетрадь.

Сорока спряталась за пенёк.

Дятел спрятался под сосновыми ветками.

Синица кружит над молодыми берёзками.

Клёст спрятался в гнезде.

Снегирь порхал около берёз.

Воробей сел на пенёк.

Клёст вылетел из гнезда.

Дятел летит к берёзе.

Воробей спрыгнул с пенька.

Работа с деформированным предложением: тетерева, в, зарываются, ночью, снег,

мягкий. (Ночью тетерева зарываются в мягкий снег.) Составление схемы

предложения, запись в тетрадь.

5)Итог занятия

Приложение 1 (Фрагмент 1-ого занятия по теме «Предлоги»)

Послушайте небольшую сказку.

В древнем-древнем мире люди не могли говорить так же хорошо, как сейчас.

Разговаривать приходилось с помощью жестов, мимики, отдельных звуков.

В те давние времена людей повсюду подстерегала опасность. Они жили одной

большой семьёй (племенем), чтобы вместе преодолевать трудности.

Представьте, что мы сидим на лесной полянке. Рядом с нами расположились наши

соплеменники. Все заняты своим делом: дети играют, взрослые готовят пищу. Но есть

среди древних людей особенные – охраняющие покой племени. При грозящей

опасности они сразу оповещают людей, чтобы те успели спрятаться. Это охранники.

Сейчас представим, что вы – охранники. Совсем рядом – древний лес, стоящий стеной.

Там хищному зверю удобно притаиться и высматривать свою жертву.

Но вы очень хорошо умеете делать свою работу. У вас зоркие глаза, крепкие руки,

громкий голос. И вот среди деревьев и кустарников промелькнула коричневая шкура

хищника, а вот и блеснул голодный звериный глаз. Это медведь.

Что вы будите делать? Наверное, надо громко крикнуть, показать туда, откуда грозит

опасность! Иными словами предупредить людей.

Чем вы указали на то место, где прячется медведь? Правильно, указательным пальцем.

Я думаю, что очень часто для этих целей приходится использовать указательный

палец. (Правда, считается, что это не очень вежливо.)

Итак, древние люди общались с помощью жестов и отдельных звуков. Чтобы так

«разговаривать», руки у людей должны быть всегда свободными. Но ведь они руками

работали: собирали съедобные коренья, строили жилища. Как же они могли

передавать информацию, если руки были заняты?

Они научились пользоваться словами и стали передавать информацию при помощи

слов. Мы не знаем точно, как звучали древние слова. Но сейчас бы это звучало так –

Медведь в лесу.

Позже люди стали записывать свою речь. Сначала они делали «записи» с помощью

рисунков. Давайте мы попробуем это сделать. (Выставляются картинки – медведь, лес)

А как же нарисовать указательный жест? Мне кажется, что для этой цели лучше всего

подойдёт рисунок указки. Обратите внимание, даже слова похожи – указательный

палец, указка.

А теперь «запишите» с помощью рисунков предупреждение о медведе. (Рисунки –

медведь, указка, лес)

Прошло много-много лет. Люди придумали буквы и научились записывать с их

помощью слова.

Разложите, пожалуйста, полоски со словами поверх соответствующих им рисунков.

Люди заменили указки короткими словечками и назвали их предлогами. Предлоги

заменили указки. Значит, предлоги и указки выполняют одинаковую работу –

указывают, где находится какой-нибудь предмет. Предлоги – это слова-указки.

Приложение 2

Сказка «Как сорока клеста судила»

Тишина в зимнем лесу. Спит лес под тёплым снежным одеялом. Склонили головы

берёзы в белых шапках, согнули лапы под тяжестью снега ёлки.

Вдруг – шум, хлопанье крыльев, трескотня. Это сорока-белобока с разлёту шлёпнулась

на ветку ели, тряхнула с неё снег, затрещала, застрекотала. Из еловых ветвей выглянул

клёст.

- Слушай, не шуми, не трещи! Не пугай моих птенцов!

- Что? Птенцов? В зимнем лесу? Ты, клёст, лесные порядки нарушаешь. Птенцов

положено весной выводить. Эй, птицы, слетайтесь все сюда! Клеста судить будем за

нарушение лесных порядков.

Первым на зов сороки прилетел красногрудый красавец снегирь и уселся на макушку

сосны.

- Что за шум? За что клеста судить? – спросил он.

- Да вот, сорока говорит, что я лесные порядки нарушаю, зимой птенцов вывожу.

- И холодов не боишься?

- Нет. Мы гнездо делаем очень толстое, из мелких веточек, утепляем его шерстью,

перьями, прячем среди еловых веток. Туда клестиха и откладывает яйца. Тут около

снегиря примостился свиристель.

- А вдруг даже в таком тёплом гнезде яйца замёрзнут? – поинтересовался он.

- Нет! Клестиха на них полмесяца сидит, своим теплом согревает.

- А как же она питается? – спросила синица, которая уже давно подлетела к сороке и

слушала разговор.

- Я ей семена из еловых шишек ношу, почки ёлки и берёзы, - сказал клёст.

- Молодцы клесты! Не страшатся морозов, - включился в разговор воробей, который

сидел под сосной.

- Да, дружные птицы! Я давно за ними наблюдаю. И питание у них правильное – так

же любят еловые семена, как и я! –сказал дятел, сидевший у старого, засохшего

дерева.

- Молодцы, клесты! К весне их клестята на крыло встанут. А знаете, сколько ёлок

вырастет из семян, что они уронили? – спросила синица улетевшая подальше от

сороки.

- Не права ты, сорока! – сказал снегирь.

- Трещишь без толку! – поддержала его синица.

- Не за что клеста судить, - поставил точку дятел.

Тут все птицы зашумели, загалдели. Сорока махнула крылом и улетела.



В раздел образования