Автор: Руденко Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Центр развития ребенка–детский сад"№140
Населённый пункт: г.Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: «Особенности речевого развития в дошкольном возрасте»
Раздел: дошкольное образование
«Особенности речевого развития в
дошкольном возрасте»
Воспитатель:Руденко Ирина Владимировна
Владивосток
2018
Особенности речевого развития в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного
языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической,
грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве
является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и
нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.
Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет
им пользоваться в дальнейшем.
В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более
самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают
общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками.
Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения
средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования
к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.
Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее
практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь
становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Это и обуславливает актуальность данной темы.
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к
школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить
данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном
психическом развитии. Для того, чтобы понять сущность речевой готовности к
школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в
содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для
изучения речи.
Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и
пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа,
словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий,
развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи. Овладение
языком является важным условием умственного развития, поскольку
содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе,
обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.
Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к
школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом,
испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для
выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем
лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения,
грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в
физиологии, психологии, психолингвистике.
В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны:
количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е.
овладение значениями слов. Дошкольный возраст - период быстрого
обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и
воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников
одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные
слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной
отечественной методике нормой считается 10-12 слов к году. Развитие
понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После
полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к
концу второго года жизни он составляет 300-400 слов, а к трём годам может
достигнуть 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не
только и не столько за счёт овладения способами образования слов из речи
взрослых, сколько за счёт овладения способами образования слов. Развитие
словаря осуществляется за счёт слов, обозначающих предметы ближайшего
окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие
годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы
этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни - период наибольшего
увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до
1900, в 5 лет - до 2000-2500, а в 6-7 лет - до 3500-4000 слов.
Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды.
По словам Д.Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо
другой сфере психического развития».
Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее
растёт число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых,
условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей
с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени
прилагательного как наиболее абстрактной части речи.
Первые слова очень своеобразны, для них характерен полисемантизм. Эти
первые слова, в сущности, ещё не являются словами. Настоящее слово
рождается, как обозначение предмета и связано непосредственно с жестом,
который указывает на предмет.
После 4-5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а
ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими,
ребёнок ещё не осознаёт всего того смыслового содержания, которое они
выражают. Детьми может быть усвоена предметная отнесённость слова, а
система абстракций и обобщений, стоящая за ним, нет.
Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит
усвоение основного значения. Значения детских слов динамичны. Л.С.
Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово при тождестве
отнесённости к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребёнка
разного возраста и разного уровня развития разное. У ребёнка в 3 - 5 лет
центральное место занимает процесс овладения чёткой предметной
отнесённостью слов и их конкретными значениями, а в 5 - 6 лет - системой так
называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют
эмоционально-образные, наглядные связи.
Таким образом, в своей конкретно-отнесённой форме значение слова возникает
раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие,
обозначенное словом, будучи обобщённым образом действительности, растёт,
расширяется, углубляется по мере развития ребёнка, по мере того как
расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается
круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего
развития речь ребёнка перестаёт быть зависимой от чувственной ситуации.
Овладение грамматическим строем речи оказывает огромное влияние на общее
развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.
Формирование грамматического строя речи предполагает формирование
морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам),
способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов
словосочетаний и предложении). Без овладения грамматикой невозможно
речевое общение.
Освоение грамматического строя представляет большую сложность для детей,
поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и
отвлеченностью. К тому же грамматический строй русского языка отличается
наличием большого числа непродуктивных форм и исключений из
грамматических норм и правил.
Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложен, он связан с
аналитика - синтетической деятельностью коры головного мозга.
Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным
лингвистом А.Н. Гвоздевым. По данным исследования ребенок усваивает
грамматическую систему родного языка уже к трем годам во всех ее наиболее
типичных проявлениях. Усвоение ребенком грамматического строя речи
происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые
характеризуются наличием знания. Время и последовательность усвоения
отдельных категорий зависят от характера их назначений. У детей вызывает
затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано
логикой детской мысли, т. е. то, что не ясно по значению.
Овладение способами словообразования - одна из сторон речевого развития
детей. Дошкольники пользуются в основном морфологическим способом
словообразования, в основе которого лежит сочетание различных по значению
морфем. Для образования слов ребенок должен освоить словообразовательные
модели, лексические значения основ слов, и смысл значимых частей слова. В
психологической и психолингвистической литературе словообразование
сравнивается с детским словотворчеством, которое свидетельствует об активном
усвоении детьми грамматического строя. К концу дошкольного возраста детское
словообразование сближается с нормативным, в связи с чем снижается
интенсивность словотворчества.
В дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения
звуковой стороной русского языка. К ним можно отнести соответствующее
развитие коры головного мозга в целом, фонематического восприятия речи и
речедвигательного аппарата. Способствуют овладению звуковым составом речи
и такие особенности ребенка - дошкольника, как высокая пластичность нервной
системы, повышенная подражательность, особая восприимчивость к звуковой
стороне языка, любовь детей к звукам речи.
По мнению большинства, ученых, дошкольный возраст является наиболее
благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка.
Несовершенства произношения в старшем дошкольном возрасте нетипичны:
при правильной постановки работы дети к этому времени могут овладеть
произношением всех звуков. Звукопроизношение совершенствуется, но у части
детей еще окончательно не сформированы трудные в артикуляционном
отношении звуки (шипящие и р). Процесс становления этих звуков даже при
условии целенаправленного систематического обучения идет медленнее, так как
навык неправильного произношения становится более прочным. Однако, к
старшему дошкольному возрасту у детей развивается способность к
самоконтролю, осознание несовершенства своей речи и соответственно
необходимости приобретения знаний и потребность в обучении. Поэтому
учебная деятельность приобретает более серьезный характер.
Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь
речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась
говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и
связано с усложнением детской деятельности и формами общения с
окружающими людьми.
В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного
практического опыта. Главной особенностью этого возраста является
возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей
деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь,
инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому
о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает
форму монологической, контекстной.
Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д.Б. Эльконина,
происходит к 4-5 годам. Вместе с тем элементы связной монологической речи
появляются уже в 2-3 года. Переход к контекстной речи тесно связан с
освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с
развитием умения произвольно использовать средства родного языка. С
усложнением грамматической структуры речи высказывания становятся все
более развернутыми и связными.
В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом
детей, что отражается на формах речи. Для неё характерны неполные,
неопределённо-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого;
названия предметов заменяются местоимениями. Наряду с монологической
речью продолжает развиваться и диалогическая речь. В дальнейшем обе эти
формы сосуществуют и используются в зависимости от условий общения.
Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной
беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно
рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь ещё
несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и
поправлять ответу товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют
образец взрослого, содержат нарушение логики; предложения внутри рассказа
часто связаны лишь формально (ещё, потом).
В среднем дошкольном возрасте происходит некоторые изменения в понимании
и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного
опыта ребёнка. Дети правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году
появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно
воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.
У ребёнка 4-5 лет начинает в полной мере функционировать механизм
формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста.
Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с
содержанием и особенности художественной выразительности не возникает
спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного
возраста.
Осознание дошкольниками речи, формирование представлений о слове,
усвоение его семантики, вычленение языковых средств выразительности и
образности речи способствуют усвоению родного языка в детском саду и тем
самым решают проблему подготовки ребенка к школе в плане его речевого
развития.
К моменту поступления в школу у детей должно быть сформировано отношение
к речи как языковой действительности, элементарное осознание строения речи,
частности осознания ее словесного состава, первоначальное представление о
слове как языковой единице. Это имеет важное значение и для подготовки
обучению грамоте, и для изучения родного языка в начальной школе.