Напоминание

«Особенности речевого развития в дошкольном возрасте»


Автор: Руденко Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Центр развития ребенка–детский сад"№140
Населённый пункт: г.Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: «Особенности речевого развития в дошкольном возрасте»
Дата публикации: 10.07.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Особенности речевого развития в

дошкольном возрасте»

Воспитатель:Руденко Ирина Владимировна

Владивосток

2018

Особенности речевого развития в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного

языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической,

грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве

является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и

нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития.

Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет

им пользоваться в дальнейшем.

В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более

самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают

общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками.

Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения

средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования

к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее

практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь

становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Это и обуславливает актуальность данной темы.

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к

школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить

данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном

психическом развитии. Для того, чтобы понять сущность речевой готовности к

школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в

содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для

изучения речи.

Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и

пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа,

словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий,

развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи. Овладение

языком является важным условием умственного развития, поскольку

содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе,

обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.

Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к

школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом,

испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для

выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем

лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения,

грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в

физиологии, психологии, психолингвистике.

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны:

количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е.

овладение значениями слов. Дошкольный возраст - период быстрого

обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и

воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников

одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные

слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной

отечественной методике нормой считается 10-12 слов к году. Развитие

понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После

полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к

концу второго года жизни он составляет 300-400 слов, а к трём годам может

достигнуть 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не

только и не столько за счёт овладения способами образования слов из речи

взрослых, сколько за счёт овладения способами образования слов. Развитие

словаря осуществляется за счёт слов, обозначающих предметы ближайшего

окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие

годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы

этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни - период наибольшего

увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до

1900, в 5 лет - до 2000-2500, а в 6-7 лет - до 3500-4000 слов.

Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды.

По словам Д.Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо

другой сфере психического развития».

Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее

растёт число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых,

условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей

с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени

прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

Первые слова очень своеобразны, для них характерен полисемантизм. Эти

первые слова, в сущности, ещё не являются словами. Настоящее слово

рождается, как обозначение предмета и связано непосредственно с жестом,

который указывает на предмет.

После 4-5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а

ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими,

ребёнок ещё не осознаёт всего того смыслового содержания, которое они

выражают. Детьми может быть усвоена предметная отнесённость слова, а

система абстракций и обобщений, стоящая за ним, нет.

Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит

усвоение основного значения. Значения детских слов динамичны. Л.С.

Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово при тождестве

отнесённости к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребёнка

разного возраста и разного уровня развития разное. У ребёнка в 3 - 5 лет

центральное место занимает процесс овладения чёткой предметной

отнесённостью слов и их конкретными значениями, а в 5 - 6 лет - системой так

называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют

эмоционально-образные, наглядные связи.

Таким образом, в своей конкретно-отнесённой форме значение слова возникает

раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие,

обозначенное словом, будучи обобщённым образом действительности, растёт,

расширяется, углубляется по мере развития ребёнка, по мере того как

расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается

круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего

развития речь ребёнка перестаёт быть зависимой от чувственной ситуации.

Овладение грамматическим строем речи оказывает огромное влияние на общее

развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.

Формирование грамматического строя речи предполагает формирование

морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам),

способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов

словосочетаний и предложении). Без овладения грамматикой невозможно

речевое общение.

Освоение грамматического строя представляет большую сложность для детей,

поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и

отвлеченностью. К тому же грамматический строй русского языка отличается

наличием большого числа непродуктивных форм и исключений из

грамматических норм и правил.

Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложен, он связан с

аналитика - синтетической деятельностью коры головного мозга.

Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным

лингвистом А.Н. Гвоздевым. По данным исследования ребенок усваивает

грамматическую систему родного языка уже к трем годам во всех ее наиболее

типичных проявлениях. Усвоение ребенком грамматического строя речи

происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые

характеризуются наличием знания. Время и последовательность усвоения

отдельных категорий зависят от характера их назначений. У детей вызывает

затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано

логикой детской мысли, т. е. то, что не ясно по значению.

Овладение способами словообразования - одна из сторон речевого развития

детей. Дошкольники пользуются в основном морфологическим способом

словообразования, в основе которого лежит сочетание различных по значению

морфем. Для образования слов ребенок должен освоить словообразовательные

модели, лексические значения основ слов, и смысл значимых частей слова. В

психологической и психолингвистической литературе словообразование

сравнивается с детским словотворчеством, которое свидетельствует об активном

усвоении детьми грамматического строя. К концу дошкольного возраста детское

словообразование сближается с нормативным, в связи с чем снижается

интенсивность словотворчества.

В дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения

звуковой стороной русского языка. К ним можно отнести соответствующее

развитие коры головного мозга в целом, фонематического восприятия речи и

речедвигательного аппарата. Способствуют овладению звуковым составом речи

и такие особенности ребенка - дошкольника, как высокая пластичность нервной

системы, повышенная подражательность, особая восприимчивость к звуковой

стороне языка, любовь детей к звукам речи.

По мнению большинства, ученых, дошкольный возраст является наиболее

благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка.

Несовершенства произношения в старшем дошкольном возрасте нетипичны:

при правильной постановки работы дети к этому времени могут овладеть

произношением всех звуков. Звукопроизношение совершенствуется, но у части

детей еще окончательно не сформированы трудные в артикуляционном

отношении звуки (шипящие и р). Процесс становления этих звуков даже при

условии целенаправленного систематического обучения идет медленнее, так как

навык неправильного произношения становится более прочным. Однако, к

старшему дошкольному возрасту у детей развивается способность к

самоконтролю, осознание несовершенства своей речи и соответственно

необходимости приобретения знаний и потребность в обучении. Поэтому

учебная деятельность приобретает более серьезный характер.

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь

речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась

говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и

связано с усложнением детской деятельности и формами общения с

окружающими людьми.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного

практического опыта. Главной особенностью этого возраста является

возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей

деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь,

инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому

о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает

форму монологической, контекстной.

Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д.Б. Эльконина,

происходит к 4-5 годам. Вместе с тем элементы связной монологической речи

появляются уже в 2-3 года. Переход к контекстной речи тесно связан с

освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с

развитием умения произвольно использовать средства родного языка. С

усложнением грамматической структуры речи высказывания становятся все

более развернутыми и связными.

В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом

детей, что отражается на формах речи. Для неё характерны неполные,

неопределённо-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого;

названия предметов заменяются местоимениями. Наряду с монологической

речью продолжает развиваться и диалогическая речь. В дальнейшем обе эти

формы сосуществуют и используются в зависимости от условий общения.

Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной

беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно

рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь ещё

несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и

поправлять ответу товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют

образец взрослого, содержат нарушение логики; предложения внутри рассказа

часто связаны лишь формально (ещё, потом).

В среднем дошкольном возрасте происходит некоторые изменения в понимании

и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного

опыта ребёнка. Дети правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году

появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно

воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

У ребёнка 4-5 лет начинает в полной мере функционировать механизм

формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста.

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с

содержанием и особенности художественной выразительности не возникает

спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного

возраста.

Осознание дошкольниками речи, формирование представлений о слове,

усвоение его семантики, вычленение языковых средств выразительности и

образности речи способствуют усвоению родного языка в детском саду и тем

самым решают проблему подготовки ребенка к школе в плане его речевого

развития.

К моменту поступления в школу у детей должно быть сформировано отношение

к речи как языковой действительности, элементарное осознание строения речи,

частности осознания ее словесного состава, первоначальное представление о

слове как языковой единице. Это имеет важное значение и для подготовки

обучению грамоте, и для изучения родного языка в начальной школе.



В раздел образования