Напоминание

"Рыбы реки Обь"


Автор: Бельская Олеся Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МК ДОУ д⁄с № 249
Населённый пункт: Г. Новосибирск
Наименование материала: Познавательно–ориентированный проект
Тема: "Рыбы реки Обь"
Дата публикации: 11.07.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

«детский сад № 249 «Колобок» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением физического

развития и оздоровления всех воспитанников»

Познавательно – ориентированный проект

«Рыбы реки Обь»

Воспитатель 1 квалификационной категории

Бельская Олеся Николаевна

Новосибирск 2018 год

Паспорт.

Тип проекта:

познавательно –ориентированный.

Вид проекта:

групповой.

Продолжительность:

краткосрочный.

Образовательная область:

познавательное развитие.

Основные направления проекта:

Познавательное развитие;

Художественно – эстетическое развитие;

Социально – коммуникативное развитие;

Речевое развитие.

Участники проекта:

Родители;

Дети;

Воспитатель.

Сроки реализации:

март 2018 год.

Бюджет проекта:

материалы для реализации проекта имеются в группе и педагогическом кабинете ДОУ,

дополнительных вложений не требуется.

Нормативно – правовая база:

-

Федеральный закон «Об образовании в РФ» (Принят 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ)

-

Постановление главного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года за № 26. Санитарно- эпидемиологические требования

к устройству, содержанию и организации режима работы в образовательных организациях (СанПиН 2.4.1.3049-13)

-

ФГОС ДОУ (Приказ министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155)

-

Устав МК ДОУ.

Модель трех вопросов

Имя ребенка

Что мы знаем о

рыбах?

Что еще хотим

узнать?

Как узнаем? Где

можем узнать ответы

на свои вопросы?

Предложения

родителей

Чудинова Лиза

Знаю, что они виляют

хвостом, открывают

рот, у них есть

чешуйки.

Хочу знать. Как они

живут в воде?

Можем прочитать в

книжке

Найти интересный

материал о рыбах.

Андреева Варя

У них есть ротик,

глаза. Они живут в

воде.

Чем они питаются в

воде?

Можно посмотреть по

телевизору.

Показать ребенку

интересную передачу

о рыбах и их

обитании.

Александров Даниил

Они плавают, едят

корм.

Где их можно купить?

В рыбном магазине.

Съездить с ребенком

в зоомагазин.

Трунова Юля

Рыбки живут в

океане, море.

Почему рыбы такого

цвета?

На море, в книгах.

Показать ребенку

картинки с

изображением рыб.

Казакова Алина

Они булькают, говорят

пузырьками.

Зачем их ловят?

Прочитать в журнале.

Каргаш Артем

Они любят кушать

червяков. Их можно

ловить.

От куда рыбы

появляются?

На море, спросить у

воспитателей.

Помочь воспитателям

собрать интересную

информацию о рыбах.

Консур Виталя

Живут в воде, они

цветные.

Сколько много рыб?

Посмотреть по

телевизору.

Масленников Даниил

У рыб есть икра.

От куда рыбы

появляются? Что

едят?

Прочитать в книжке,

посмотреть в

интернете.

Поискать красочные

картинки о рыбах.

Казанцева Надя

Живут в воде. Они

Почему блестят?

Спросить у

блестят.

Умеют ли рыбы пить?

родителей.

Серов Дима

Живут в аквариуме, в

море.

Какие рыбы занесены

в красную книгу?

Посмотреть в

энциклопедии,

прочитать в красной

книге.

Алиева Милана

Они красивые,

блестящие, цветные.

Сколько видов рыб?

Можно посчитать или

прочитать в книге.

Предложить детям

съездить на выставку

рыб.

Антонов Илья

Они скользкие.

Почему они

скользкие?

Спросить у мамы.

Полуянов Иван

Они плавают в воде.

Чем они дышат под

водой?

Посмотреть по

телевизору.

Рыковская Настя

Рыб очень много, они

живут в воде. Едят

червячков.

Может ли речная

рыбка жить в

аквариуме?

Спросить у

воспитателя или

прочитать в книге.

Загоруйко Яна

Они плавают. Они

прыгают. Они

уплывают к себе

домой.

Как бы я могла их

покормить?

Спросить у папы.

Казанцева Таня

Что есть разные

рыбы, например –

акулы, щука.

Как щука плавает в

воде и почему она ест

маленьких рыбок?

Посмотреть картинки.

Тиханович Кирилл

У рыб есть хвост, у

некоторых есть

фонтан на спине.

Почему у некоторых

рыб много зубов?

В компьютере, по

телевизору.

Александров Даниил

Есть хвост, живот

Кто такие рыбы?

В книжке прочитать.

Андагулова Альмира

Есть плавники, глазки,

тело.

Как рыбы так быстро

плавают?

Спросить в садике.

Ливаков Даниил

Рыбки играют,

плавают, гуляют по

Почему у них нет ног?

Посмотреть в

телевизоре.

воде.

Авдеенко Костя

Плавают, ныряют.

Что едят?

Спросить у мамы.

Актуальность

На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является

отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются ещё в

дошкольном возрасте. Экологическому воспитанию в детском саду всегда уделялось много времени. Наш город

находится с двух сторон реки Обь. Что бы сохранить нашу реку, необходимо воспитывать у детей бережное и осознанное

поведение по отношению к родной природе. Но, к сожалению, из бесед с детьми следует что, они очень мало знают о

флоре и фауне рек. С целью осознания уникальности данного природного объекта и воспитания экологически

грамотного поведения и был разработан образовательный проект «Рыбы реки Обь».

Река Обь — одна из крупнейших рек России и всего земного шара, третья по водности после рек Енисея и Лены.

Образуется слиянием рек Бия и Катунь на Алтае, пересекает с юга на север территорию Западной Сибири и впадает в

Обскую губу Карского моря. Длина Оби 3650 км, площадь бассейна 2990 тыс. км2, включая внутренние бессточные

области площадью 528 тыс. км2). Основная часть бассейна (около 85 %) находится на Западно-Сибирской равнине, юго-

восточная в горах Южной Сибири (Алтай, Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж и Горная Шория). Общее число рек в

бассейне более 150 тыс. Бассейн отличается разнообразием физико-географических условий от полупустыни на юге до

тундры на севере. Значительная часть бассейна покрыта лесами, занята болотами.

Река Обь очень богата и разноообразна своими обитателями. Наиболее значимыми видами рыб Обского бассейна

являются: осетр сибирский, стерлядь, нельма, муксун, пелядь, сиг пыжьян, чир, таймень, хариус сибирский, язь, елец,

плотва, лещ, окунь, судак, налим и щука.

При обследовании специальными службами состояния водоохранных зон установлено, что рыбаки на личном

автотранспорте подъезжают к самому урезу воды. С рыболовами были проведены беседы, но на все требования они

отвечали, что отсутствие запрещающих знаков или информационных щитов дает им возможность поступать по своему

усмотрению. По берегам Оби размещены свалки строительного и бытового мусора, на берегу ведется добыча песка. Все

это ведет к очень большим проблемам: резким колебаниям уровня воды в Оби, не способствующим нормальному

нересту рыб, в целях сохранения осетровых и сиговых, уже занесенных в Красные Книги РФ и Новосибирской области.

В ходе проектной деятельности, при тесном взаимодействии с детьми и родителями, было сформировано бережное

отношение как к самой реке Обь, так и к ее обитателям, в частности к рыбам. Повысился уровень экологических знаний

за счет познавательных занятий и продуктивной деятельности. У детей появилось желание узнать больше о рыбах реки

Обь. Содержание экологического проекта должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в

различных видах деятельности: совместной, самостоятельной, продуктивной, познавательной. Но сформировать

экологическую культуру без знаний об окружающем мире невозможно. А вокруг нас так много неизведанного и

прекрасного. Необходимо, чтобы дети познакомились с этим загадочным и таинственным миром. Участие детей

в проекте позволит максимально обогатить знания и представления о жизни речных рыб, развить связную речь,

творческие способности детей, воспитать чувство любви к природе, желание беречь и охранять её.

Цель:

уточнить знания детей о рыбах, об их внешнем виде,

защитной окраске, повадках и местах обитания; способствовать закреплению полученных

знаний о рыбах;

Задачи:

-

расширять знания детей о взаимосвязях в природе;

-

развивать у детей связную речь посредством беседы о рыбах, логическое мышление,

творческое воображение;

-

активизировать и обогащать словарь ребёнка;

-

воспитывать интерес к изучению природы, бережное отношение к рыбам, ко всему

живому на Земле.

-

Способствовать тесному сотрудничеству детей, родителей и ДОУ в процессе реализации

проекта.

Продукт проектной деятельности:

Создание энциклопедии для детей «Река Обь и рыбы, которые в ней обитают»

Лэпбук «Рыбы реки Обь»

Методы:

Словесные: объяснения, пояснения, беседы, указания, художественное слово.

Наглядные: фотографии, рисунки, макеты, иллюстрации, картины, слайды.

Практические: опыты, эксперименты, дидактические игры, инсценировки, дидактически

упражнения, игры – драматизации.

Игровые: дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые игры, сюрпризные моменты, игровые

действия и ситуации, игры – соревнования.

Принципы реализации проекта:

1.

Единство целей, задач, методов, путей в их достижении.

2.

Командный подход.

3.

Признание ребенка как полноценного участника образовательных отношений.

4.

Сотрудничество детей, воспитателей и родителей.

5.

Принцип индивидуализации, системности, непрерывности образования.

6.

Развитие инициативы, самостоятельности дошкольников в различных видах детской деятельности.

7.

Принцип развивающего образования через деятельность ребенка в зоне его ближайшего развития.

Формы и приемы организации образовательного процесса

Совместная образовательная деятельность

педагога и детей

Самостоятельна

деятельность детей

Образовательная

деятельность в семье

Непосредственно –

образовательная

деятельность

Образовательная

деятельность в

режимных моментах

Показ

Наблюдение

Беседа

Занятия

Игровые упражнения

Дидактические игры

Подвижные игры

Проектная

деятельность

Продуктивная

деятельность

Напоминание

Объяснение

Обследование

Наблюдение

Развивающие игры

Проблемные ситуации

Игровые упражнения

Рассматривание

альбомов

Тематические

выставки

Игры с правилами

Реализация проекта

Развивающие и

подвижные игры

Игры со

строительным

материалом

Наблюдение

Продуктивная

деятельность

Беседа

Просмотр

видеофильмов

Прогулки

Совместное

конструктивное

творчество

Экскурсии

Предполагаемые результаты

1.

Дети получат познавательную информацию об особенностях жизни речных рыб, их внешнем виде,

среде обитания. Воспроизводят в своей деятельности вместе со взрослым или по его показу знания

об особенностях строения тела обитателей водоемов, способах их передвижения (плавает, способах

маскировки, путем составления описательного рассказа с использованием рисунка); понимают, что

деятельность человека и окружающая среда тесно взаимосвязаны между собой, что существует

определенное поведение человека в природе; применяют полученные знания, навыки и умения в

своей игровой и повседневной деятельности.

2.

Реализуются потребности детей в продуктивных видах деятельности.

3.

Создание в группе условий для формирования первоначальных навыков экологической культуры.

4.

Родители принимают участие в педагогическом процессе, укрепляют заинтересованность в

сотрудничестве с детским садом.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный.

Сроки

реализации

Содержание

Работа с родителями,

специалистами

Январь, февраль

2018 год

Планирование этапов проекта

Подбор методической, познавательной литературы

Подготовка конспектов НОД, совместная деятельность

Подбор иллюстраций, фотографий рыб

Подбор познавательных сюжетных картинок

Пополнение предметно – пространственной среды

альбомами, книгами, мультимедийными презентациями

Изготовление макета реки с ее обитателями - рыбами

Воспитатель

Воспитатель, родители

Воспитатель

Воспитатель, родители

Воспитатель

Воспитатель, родители

Воспитатель. Родители

2 этап – основной.

Сроки

реализаци

и

НОД

Работа вне НОД

Игровая

деятельность

Художественн

ая литература

Работа с

узкими

специалистам

и родителями

1 неделя

марта

Речевое развитие

Беседа

«Описание рыб,

которые обитают

в реке Обь» (по

фотографиям)

Цель: расширить

представления

детей о рыбах,

обитающих в

реке Обь,

особенностях

поведения,

образе жизни.

Познавательное

развитие

Тема: «Река Обь и

рыбы, которые в

ней обитают»

Книжный уголок,

рассматривание

альбомов «Река

Обь», «Рыбы реки

Обь», «Красная

книга НСО»

Рассматривание

альбомов, книг,

фотографий с

изображением рыб.

Д/и «Сделай рыбку»

(выкладывание из

счетных палочек) –

развивать мелкую

моторику рук,

произвольное

внимание,

воображение,

фантазию.

Игра «Рыбак и

рыбки»

Д\и «Кто

лишний»,

закреплять

названия рыб,

обитающих в

НСО, уметь

отделять

речных рыб от

морских

Собирание

пазлов с

изображением

рыб

«Дед хотел уху

сварить»,

«Рыбки» р. н.

песенки

«Змея и рыба»

(армянская

сказка)

И. Крылов

«Лебедь, щука

и рак»

Информация

родителей о

запуске

проекта

Родители

подбирают

фотографии

рыб

обитающих в

реке Обь

Цель: дать детям

знания о

разнообразии

рыб, рассказать

интересные

факты о рыбах.

2 неделя

марта

Речевое развитие

Тема:

«Составление

сказки на тему:

Если б я был(а)

рыбкой» - учить

детей составлять

творческий

рассказ по теме и

плану,

использовать в

речи сложные

предложения и

прямую речь.

Художественно-

эстетическое

развитие

Лепка «Рыбка»

Цель: продолжать

Крнструктивно-

модельная

деятельность

Тема: «Рыбка» (в

технике Кинусайга

или Печворг без

иглы)

- продолжать

знакомить детей с

нетрадиционными

техниками,

развивать мелкую

моторику рук.

Д/и «Скажи

ласково» -

закреплять умения

детей образовывать

уменьшительные

формы

с/р игра

«Зоомагазин»

отдел с

аквариумами.

Цель:

развивать

сюжет игры,

распределять

роли. Вести

ролевые

диалоги,

использовать

игрушки-

заместители

А. С. Пушкин

«Сказка о

рыбаке и

рыбке»

Роберт Деснос

«Щука»

Д. Габе «Река»

Е. Пермяк

«Первая

рыбка»

Оформление

страниц

энциклопедии

развивать умение

работать с

пластилином,

вылепливать все

детали тела рыбы

(овальная форма

тела, хвост,

плавники)

прилагательных,

расширять

представления о

рыбах.

3 неделя

Познавательное

развитие

Тема: «Польза

рыб»

- рассказать

детям о пользе

рыб для здоровья

человека.

Художественно-

эстетическое

развитие

Аппликация

(нетрадиционная)

Тема: «Насып

Конструктивно-

модельная

деятельность

Тема: «Рыбка» в

технике Айрис-

фолдинг

- познакомить детей

с нетрадиционными

техниками,

обогатить

творческий опыт

детей

Д/и «Покажи где

рыбка» -

Д/и «Собери

рыбку» из

разрезных

картинок,

пазлы.

Игра-ситуация

«Плаваем,

ныряем»

Д\и «Речные

рыбы», «Рыбы

морей и

океанов»

С.В Сахарнов

«Кто в море

живет. В

теплом море

живет»

И. П.

Токмакова

«Где спит

рыбка»

В. Т. Коржиков

«Морской

сундучок»

Ральф Парве

«Два рыбака»

Закупить

канцтовары

изобразитель

ные средства.

Выставка

детских

рисунков.

солью»

Цель: учить детей

использовать

нетрадиционные

приемы

аппликации с

элементами

рисования.

способствовать

логическому

мышлению,

сообразительности,

развитию памяти.

3 этап – заключительный.

Создание энциклопедии «Река Обь и рыбы, которые в ней обитают»

Презентация энциклопедии «Река Обь и рыбы, которые в ней обитают»

Создание лэпбука «Речные рыбы»

Практическая значимость проекта

Содержание общеобразовательной программы ДОУ по стандарту (ФГОС ДОУ) должно обеспечивать

развитие личности, мотивации и способности детей в развитии различных видах деятельности, поэтому

данный проект является важным звеном экологического воспитания дошкольников. Через его

реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей

к пониманию красоты окружающего мира, охране и защите рыб, обитающих в реке Обь, пробудить в

детях стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу.

Дети и взрослые получат огромное эстетическое удовольствие и моральное удовлетворение, когда своими

руками сделают макет реки Обь с его обитателями-рыбами. Привлечь как можно больше родителей к

реализации проекта.

Таким образом, привлекая детей и родителей к теме проекта, вырабатывается бережное отношение к

природе, защите редких видов рыб.

Способы измерения результатов:

-

Наблюдения за воспитанниками в различных видах детской деятельности;

-

Беседы;

-

Разговоры;

-

Д/и, настольные игры;

-

Анализ результатов продуктивной деятельности;

-

Обсуждение итогов наблюдений с узкими специалистами, родителями.

Достигнутые результаты

В проекте участвовали все воспитанники группы. Был составлен план реализации проекта с учетом

баланса инициатив детей – родителей – педагога. Работа в НОД и продуктивной деятельности проходила

через интеграцию образовательных областей с учетом ФГОС ДОУ. На познавательных занятиях дети

узнали о строении рыб, поведении, местах обитания, питании, размножении, пользе для человека и

многих интересных фактах о рыбах. В процессе совместной деятельности ребята активно делились

своими впечатлениями о создании макета реки Обь и ее обитателях-рыбах. Воспитанники вместе с

родителями принимали участие в сборе информации и разработке энциклопедии о рыбах реки Обь. Дети,

которые не всегда, были активны на занятиях, благодаря совместной с родителями работе, стали более

открытыми и с удовольствием рассказывали новую информацию, о которой им прочли родители. Во

время таких бесед всегда обращалось внимание на речь детей: последовательность высказываний,

использование в речи сложных предложений и прямой речи. Уровень развития речи увеличился на 10 %,

познавательный интерес возрос на 30%. В процессе продуктивной деятельности ребята очень много

работали в нетрадиционных техниках, что вызывало еще большее желание работать. Во время работы

они использовали: краски, соль, ткань, карандаши, пластилин. 80% детей могут самостоятельно

заниматься продуктивной деятельность, остальные нуждались в незначительной помощи и принимали ее

не только от воспитателя, но и от более активных товарищей.

В процессе реализации проекта стала более тесной связь детей и родителей, воспитателей и родителей,

которые в свою очередь с большим удовольствием участвовали в поиске информации для энциклопедии и

лэпбука. Очень укрепились детско – родительские отношения. Дети часами и с огромным удовольствием

рассматривали творения, созданные совместно с родителями и воспитателем.

Большинство родителей отмечали, что дети ежедневно делились новой познавательной информацией

с ними, со сверстниками. Навыки самоорганизации дошкольников составляют 50 %. Воспитанники

овладели способами нетрадиционной аппликации: сформировано – 5 человек – 23,8%

находятся в стадии

формирования – 13 человек – 61,9%

не сформировано – 3 человека – 14,3%

Мне было очень приятно, что все родители приняли участие в реализации моего проекта, они

поддержали не только меня, но и своих детей. Наше общение с родителями стали еще более

доброжелательными, и они уже интересуются моими новыми идеями.

23,80%

61,90%

14,30%

Овладение способом нетрадиционной аппликации

сформировано

находится в стадии формирования

не сформированы

начало проекта

окончание проекта

0%

5%

10%

15%

20%

25%

30%

35%

Уровень речевого развития

Столбец1

начало проекта

окончание проекта

0

0,1

0,2

0,3

0,4

0,5

0,6

0,7

Познавательный интерес детей

Столбец1

Участие родителей в проекте

колличество родителей принявших участие в реализации проекта 100%

Список учебно-методической, научно-популярной литературы:

1.

ООП ДОУ 2015-2019гг

2.

Алябьева Е.А. «Нравственно - эстетические беседы и игры с дошкольниками», Творческий центр «Сфера».

Москва, 2004.

3.

Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А «Основная образовательная программа дошкольного образования «От

рождения до школы», Мозаика-Синтез, Москва, 2015

4.

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., ЩетининаВ. В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для

дошкольников», Творческий центр «Сфера». Москва, 2002.

5.

Каушкаль О.Н., Карпеевой М.В. «Формирование целостной картины мира», Центр Педагогического Образования,

Москва, 2015.

6.

Колдина Д.Н., «Аппликация с детьми 4-5 лет», издательство Мозаика – Синтез, Москва, 2011.

7.

Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет», издательство Мозаика – Синтез, Москва, 2012.

8.

Коломина Н.В., «Воспитание основ экологической культуры в детском саду», Творческий центр «Сфера». Москва,

2003.

9.

Лыкова И.А. «Лепим. Фантазируем. Играем», Творческий центр «Сфера». Москва, 2001.

10.Новикова И.В. «Аппликация из природных материалов в детском саду», Ярославль, Академия развития, 2006.

11.Острун Н., Лев А. «Бумажный зоопарк», Айрис – Пресс, Москва, 2008.

12.Павлова Л.Ю., «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром», издательство Мозаика –

Синтез, Москва, 2011.

13.Селихова Л.Г. «Интегрированные занятия ознакомление с природой и развитие речи», Творческий центр «Сфера».

Москва, 2005.

14.Скоролупова О.А «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода», издательство «Скрипторий»,

Москва, 2003.

15.Соломенникова О.А., «Занятия по формированию элементарных экологических представлений», издательство

Мозаика – Синтез, Москва, 2010.

16.Третьякова Н.Г., «Обучение детей рисованию в детском саду», Ярославль, Академия развития.

17.Шаляпина И.А., «Нетрадиционное рисование с дошкольниками», Творческий центр «Сфера». Москва, 2017.

18.Швайко Г.С., «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», ГИЦ «Владос», Москва, 2006.

Информационные ресурсы:

1.

Информационные стенды ДОУ.

2.

Родительский уголок в группе.

3.

Интерактивная смарт-доска.

4.

Сайт МК ДОУ д/с № 249

5.

Выставки, фотовыставки.

6.

Информация ресурсов интернета.

Планы на будущее

Продолжать использовать в работе с дошкольниками образовательные проекты с целью развития

познавательного и творческого интереса детей с изготовлением лэпбука.

Способствовать более тесному сотрудничеству и взаимодействию с родителями в процессе

проектной деятельности.



В раздел образования