Автор: Комарова Ирина Николаевна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: ГБОУ ШКОЛЫ № 953, ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ № 1
Населённый пункт: Г. МОСКВА
Наименование материала: Статья
Тема: " Как развивать у ребёнка желание познавать окружающий мир"
Раздел: дошкольное образование
Как развивать у ребенка желание познавать окружающий мир.
Желание познавать мир заложено в человеке природой. Но вот сохранить это
желание поможет только воспитание. Есть у ребёнка период, который
психологи назвали «почемучка». Этот период начинается примерно в четыре
годика. Ребёнок проявляет инициативу и любознательность. И очень важно
удовлетворить его интерес, даже если ответ ему будет непонятен. Он должен
знать, что ответы есть, что он может до них дорасти, стать таким же умным,
как мама и папа и воспитатель. Если родители, воспитатели перехватывают
инициативу у детей, не стимулируют его активность, то в будущем ребенок
теряет возможность стать предприимчивым, самостоятельным в суждениях,
творчестве и он вырастает пассивным исполнителем. С каждым годом число
несамостоятельных дошкольников неуклонно растет. В ходе наблюдения за
детьми, можно выделить таких воспитанников, которые не проявляют
инициативу в различных видах детской деятельности: затрудняются в
самостоятельном выборе вида деятельности, преобладает в действиях
исполнительность, не способны предложить новые способы выполнения
поручений, не задают вопросы. Набрав детей 3-4 лет, я поставила задачу,
чтобы дети научились: задавать тон в игре, в самостоятельной деятельности
были неистощимы в придумывании сюжета, инициативны в выборе видов и
содержания труда, демонстрировали высокое качество работы, часто
задавали вопросы, способны предложить свои варианты выполнения
задания, брали на себя лидерские функции. И в этом мне помогает проект
«Легознайка». «Легознайка», на мой взгляд, наиболее приемлем для развития
инициативы и самостоятельности у детей, для формирования умения
малышей делать выбор, он открывает возможности детям для овладения
новыми навыками и расширения круга интересов. А поставленные задачи
помогут детям стать коммуникативными, любознательными,
инициативными и более самостоятельными. Необходимым условием
развития инициативного поведения является воспитание ребенка в условиях
развивающего, а не авторитарного общения. Поэтому я использую
педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания,
терпимости и упорядоченности деятельности, которое является условием
полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка На
первом этапе я создала разнообразную предметно – развивающую среду,
которая мне помогает обеспечить познавательную активность каждого
ребенка, соответствует его интересам и имеет развивающий характер. В
нашем уголке «Легознайка» имеются конструкторы различной модификации
(от простых кубиков, до конструктора лего – дупло, лего дакта), схемы,
образцы построек, дидактические игры. В проектной деятельности я
стараюсь быть партнером, помощником ребенка. Схема развития любого вида
деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выготского такова: сначала
она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в
совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится
самостоятельной деятельностью ребенка. К деятельности я побуждаю детей
через мотивацию. Мотивация помогает мне побуждать ребёнка к
деятельности, придаёт деятельности направленность, ориентированную на
достижение цели. Поэтому на разных этапах реализации проекта я
использую разные виды мотивации, это и игровая мотивация – «Помоги
машинке» ( построй мост), при которой ребёнок достигает цели обучения,
решая проблемы игрушек; также использую дидактические игры.
Мотивация - помощь взрослому – «Помоги мне», когда мотивом для детей
является общение со взрослым, дает возможность получить одобрение, и
также повышает интерес к совместным делам, которые можно выполнять
вместе. Также использую такой мотив, как «Научи меня» ( построй по схеме),
который основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.
А такой мотив как «создание предметов своими руками для себя»,
основанный на внутренней заинтересованности ребёнка, побуждает детей к
созданию предметов для собственного употребления. Мотивируя детей, я не
навязываю ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка
будет свой путь решения проблемы). При выполнении совместных действий
спрашиваю у ребёнка разрешения заняться с ним конструированием, за
полученный результат обязательно хвалю ребёнка( даря смайлик), действуя
совместно с ребёнком, знакомлю его со своими планами, способами их
достижения( показываю или создаем вместе план-схему). Соблюдая эти
правила, не только даю детям новые знания, но и развиваю любознательность
и инициативность. В для 3-4 лет детей требования к лего - конструированию
достаточно просты. Но даже это позволяет не только развивать у детей
навыки конструирования, но и решать задачи других образовательных
областей, предусмотренные программой. Развитие способностей к
конструированию активизирует мыслительные процессы ребенка, рождает
интерес к творческому решению поставленных задач, формирует
изобретательность, самостоятельность, стремление к поиску нового и
оригинального. Я считаю, что выбранные мною методы и приемы помогают
ребенку познавать окружающий мир.