Напоминание

" Как развивать у ребёнка желание познавать окружающий мир"


Автор: Комарова Ирина Николаевна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: ГБОУ ШКОЛЫ № 953, ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ № 1
Населённый пункт: Г. МОСКВА
Наименование материала: Статья
Тема: " Как развивать у ребёнка желание познавать окружающий мир"
Дата публикации: 12.07.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Как развивать у ребенка желание познавать окружающий мир.

Желание познавать мир заложено в человеке природой. Но вот сохранить это

желание поможет только воспитание. Есть у ребёнка период, который

психологи назвали «почемучка». Этот период начинается примерно в четыре

годика. Ребёнок проявляет инициативу и любознательность. И очень важно

удовлетворить его интерес, даже если ответ ему будет непонятен. Он должен

знать, что ответы есть, что он может до них дорасти, стать таким же умным,

как мама и папа и воспитатель. Если родители, воспитатели перехватывают

инициативу у детей, не стимулируют его активность, то в будущем ребенок

теряет возможность стать предприимчивым, самостоятельным в суждениях,

творчестве и он вырастает пассивным исполнителем. С каждым годом число

несамостоятельных дошкольников неуклонно растет. В ходе наблюдения за

детьми, можно выделить таких воспитанников, которые не проявляют

инициативу в различных видах детской деятельности: затрудняются в

самостоятельном выборе вида деятельности, преобладает в действиях

исполнительность, не способны предложить новые способы выполнения

поручений, не задают вопросы. Набрав детей 3-4 лет, я поставила задачу,

чтобы дети научились: задавать тон в игре, в самостоятельной деятельности

были неистощимы в придумывании сюжета, инициативны в выборе видов и

содержания труда, демонстрировали высокое качество работы, часто

задавали вопросы, способны предложить свои варианты выполнения

задания, брали на себя лидерские функции. И в этом мне помогает проект

«Легознайка». «Легознайка», на мой взгляд, наиболее приемлем для развития

инициативы и самостоятельности у детей, для формирования умения

малышей делать выбор, он открывает возможности детям для овладения

новыми навыками и расширения круга интересов. А поставленные задачи

помогут детям стать коммуникативными, любознательными,

инициативными и более самостоятельными. Необходимым условием

развития инициативного поведения является воспитание ребенка в условиях

развивающего, а не авторитарного общения. Поэтому я использую

педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания,

терпимости и упорядоченности деятельности, которое является условием

полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка На

первом этапе я создала разнообразную предметно – развивающую среду,

которая мне помогает обеспечить познавательную активность каждого

ребенка, соответствует его интересам и имеет развивающий характер. В

нашем уголке «Легознайка» имеются конструкторы различной модификации

(от простых кубиков, до конструктора лего – дупло, лего дакта), схемы,

образцы построек, дидактические игры. В проектной деятельности я

стараюсь быть партнером, помощником ребенка. Схема развития любого вида

деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выготского такова: сначала

она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в

совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится

самостоятельной деятельностью ребенка. К деятельности я побуждаю детей

через мотивацию. Мотивация помогает мне побуждать ребёнка к

деятельности, придаёт деятельности направленность, ориентированную на

достижение цели. Поэтому на разных этапах реализации проекта я

использую разные виды мотивации, это и игровая мотивация – «Помоги

машинке» ( построй мост), при которой ребёнок достигает цели обучения,

решая проблемы игрушек; также использую дидактические игры.

Мотивация - помощь взрослому – «Помоги мне», когда мотивом для детей

является общение со взрослым, дает возможность получить одобрение, и

также повышает интерес к совместным делам, которые можно выполнять

вместе. Также использую такой мотив, как «Научи меня» ( построй по схеме),

который основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

А такой мотив как «создание предметов своими руками для себя»,

основанный на внутренней заинтересованности ребёнка, побуждает детей к

созданию предметов для собственного употребления. Мотивируя детей, я не

навязываю ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка

будет свой путь решения проблемы). При выполнении совместных действий

спрашиваю у ребёнка разрешения заняться с ним конструированием, за

полученный результат обязательно хвалю ребёнка( даря смайлик), действуя

совместно с ребёнком, знакомлю его со своими планами, способами их

достижения( показываю или создаем вместе план-схему). Соблюдая эти

правила, не только даю детям новые знания, но и развиваю любознательность

и инициативность. В для 3-4 лет детей требования к лего - конструированию

достаточно просты. Но даже это позволяет не только развивать у детей

навыки конструирования, но и решать задачи других образовательных

областей, предусмотренные программой. Развитие способностей к

конструированию активизирует мыслительные процессы ребенка, рождает

интерес к творческому решению поставленных задач, формирует

изобретательность, самостоятельность, стремление к поиску нового и

оригинального. Я считаю, что выбранные мною методы и приемы помогают

ребенку познавать окружающий мир.



В раздел образования