Напоминание

«Использование игровых технологий в речевом развитии детей».


Автор: Хроменок Любовь Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Звёздочка"
Населённый пункт: город Куйбышев, Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: «Использование игровых технологий в речевом развитии детей».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование игровых технологий

в речевом развитии детей

старшего дошкольного возраста.

Одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста —

развитие речи. По средствам речевого общения ребенок делится своими переживаниями,

выражает

чувства,

взаимодействует

с

окружающими

людьми,

получает

знания

из

словесных объяснений взрослого. В настоящее время достаточно часто в высказываниях

детей

мы

можем

наблюдать

такие

характерные

особенности

нарушения

речи

как,

отсутствие

последовательности,

при

изложении

своих

мыслей,

использование

преимущественно коротких фраз, нарушение грамматического строя в предложениях.

Если

говорить

о

детях

старшего

дошкольного

возраста,

это

может

препятствовать

обучению ребенка в школе и его социальной адаптации (неуверенность в себе, сложность

в общении со сверстниками). Поэтому, крайне важно для ребенка дошкольного возраста

научиться говорить содержательно, последовательно, ясно, иными словами связно.

Для того, чтобы обучение по развитию речи стало интересным, занимательным и

развивающим, в своей работе мы используем игровые технологии. Применение игровых

технологий позволило создать максимально благоприятные условия для развития речи

детей, так как между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны,

речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под

влиянием развития речи. Играя, дети проявляют дружеские отношения друг к другу, а

речь помогает проявить своё отношение, чувства, мысли, переживания к выполняемому

действию.

В работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста особенно

эффективно использование такой технологии как

мнемотехника,

которую

применяем

при

составлении

рассказов,

пересказах

художественной литературы, отгадывании и загадывании загадок, заучивании стихов.

Мнемотехника

это

совокупность

правил

и

приёмов,

облегчающих

процесс

запоминания. Модель позволяет детям легко запомнить информацию и применять её в

практической деятельности. В мнемотехнике информация, которая трудно запоминается,

переводится в зрительные образы, которые легко запоминаются нашим мозгом, создается

ассоциативная связь и в таком виде информация запоминается надолго. Дидактическим

материалом служат:

Мнемоквадраты — изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание,

его характеристики или простое предложение.

Мнемодорожки — состоят из 3–4 символов, по которым можно составить небольшой

рассказ в 2–3 предложения

Мнемотаблицы— представляют собой изображения основных звеньев, в том числе

схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или

даже стихотворение. Важно передать условно-наглядную схему, изобразив таким

образом, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы могут быть представлены в виде:

– Сенсорно-графических схем (автор Воробьева В. К.) Данные схемы помогают детям

ознакомиться:

с логической структурой мысли отдельного предложения; с правилами

смысловой связи предложений; с правилами строения рассказа.

– Предметно-схематических моделей (автор Ткаченко Т. А.) В предметно-схематических

моделях

используются

опорные

сигналы

(схематические

картинки),

в

которых

представлены существенные признаки, связи, отношения. Являясь зрительным планом,

они направляют процесс связного высказывания

Блоков-квадратов

(автор

Глухов

В.

П.)

Блоки-квадраты,

используются

в

условной

наглядной схеме при моделировании сюжета произведения и обозначают отдельные

фрагменты рассказа.

Схемы

составления

рассказов

(автор

Ефименкова

Л.

Н.)

При

составлении

схемы

используются

опорные

предметные

картинки,

которые

располагаются

в

последовательности рассказа

– Коллажа (автор Большева Т. В.) Коллаж представляет собой лист картона (плотной

бумаги, магнитной доски) на который наклеиваются или крепятся различные картинки,

буквы, геометрические фигуры, цифры. Задача коллажа — связать все картинки, буквы,

геометрические фигуры, цифры между собой. В результате чего происходит отработка

сюжетного метода запоминания

Речь

детей

старшего

дошкольного

возраста

должна

иметь

богатый

словарный

запас. Незаменимую помощь в этом нам оказывают составление синквейна. Синквейн

это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти

нерифмованных

строк.

Дидактический

синквейн

основывается

на

содержательной

стороне и синтаксической заданности каждой строки:

Первая

строка

тема

синквейна,

заключает

в

себе

одно

слово

(обычно

существительное или местоимение), которое обозначает явление или предмет, о котором

пойдет речь.

– Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), которые

описывают свойства и признаки этого явления или предмета. – Третья строка —

образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия

явления или предмета.

– Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение, мнение,

чувство автора синквейна к описываемому предмету или явлению.

– Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или явления о

котором говориться в дидактическом синквейне. Чёткое соблюдение правил написания

синквейна

не

обязательно.

Так,

для

улучшения

текста

в

некоторых

строках

можно

увеличить

количество

слов,

возможно

использование

и

других

частей

речи.

При

составлении дидактического синквейна, детям необходимо из всего своего словарного

запаса найти необходимые слова-признаки, слова-действия, составить распространенное

предложение с этими словами, подобрать слово, которое ассоциативно связано с этим

понятием. Применение данной творческой работы позволяет развивать у детей речевые

способности - развитие связной речи: составление рассказа из опыта, развитие словаря.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок

должен иметь достаточный лексический запас.

Работа по обучению детей составлению синквйна велась несколькими этапами.

На начальном этапе использовались следующие упражнения:

«Подбери определения» – например, к слову «яблоко». Какое оно: спелое, сочное,

румяное, вкусное.

«Узнай предмет по определению»- белое, длинное, чистое, махровое … (полотенце)

«Кто что делает?» – повар … (варит, жарит, печет); лист … (падает, кружится, летит,

растет).

«Что чем делают?» – рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой)

«Назови часть целого» – дерево … (ствол, ветки, корень, листья); и др.

На

втором

этапе

вводилось

понятие:

“слово-предмет”,

предъявляется

модель-

существительное, модель – предмет (игрушка, картинка). Дети на этапе овладевают

понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам,

обозначающим предметы.

На третьем этапе вводилось понятие «слово, обозначающее действие предмета»,

тем самым готовилась платформа для последующей работы над предложением.

На четвертом этапе, давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», дети

накапливали материал для распространения предложения определением.

Использование наглядно-графических схем помогают детям быстрее усвоить эти

понятия.

Начинать надо с простых понятий, знакомой темы. Например, «Игрушки»:

1. Машинка.

2. Красная, быстрая.

3. Едет, гудит, везет.

4. Я люблю играть машинками.

5. Игрушка.

Задания для детей на составление синквейна могут быть различными:

к одному слову-предмету по лексической теме

к разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой.

составление

короткого

рассказа

по

готовому

дидактическому

синквейну

с

использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна.

коррекция и совершенствование готового синквейна

анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан

синквейн

без

указания

темы

без

первой

строки,

необходимо

на

основе

существующих ее определить). «Составь загадку», «Отгадай загадку».

Чем

выше

уровень

речевого

развития

ребенка,

тем

интереснее

получаются

синквейны.

Кажущаяся

простота

формы

этого

приёма

скрывает

сильнейший,

многосторонний

инструмент

для

рефлексии.

Ведь

оценивать

информацию,

излагать

мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто

даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа.

Все дети очень любят не только слушать сказки, но и сочинять. Основой для

придумывания сказок детьми служат карты Проппа, которые придумал замечательный

фольклорист В. Я. Пропп. Изучая волшебные сказки проанализировал их структуру и

выделил постоянные функции. Согласно системе Проппа их 31. Но разумеется не каждая

сказка содержит их в полном объёме. Преимущество карт очевидно, каждая из них –

целый

срез

сказочного

мира.

С

помощью

карт

Проппа

можно

приступить

к

непосредственному сочинению сказок, но в начале этой работы необходимо пройти так

называемые «подготовительные игры», в которых дети выделяют происходящие чудеса в

сказках, например:

• На чём можно отправиться за тридевять земель? – ковёр – самолёт, сапоги – скороходы,

на сером волке;

• Что помогает указать дорогу? – колечко, пёрышко, клубок;

• Вспомните помощников, помогающих выполнить любое указание сказочного героя –

молодцы из ларца, двое из сумы, джин из бутылки;

• Как и с помощью чего осуществляются разные превращения? – волшебные слова,

волшебная палочка.

Карты

Проппа

стимулируют

развитие

внимания,

восприятия,

фантазии,

творческого

воображения, волевых качеств, активизируют связную речь, способствуют повышению

поисковой активности.

Из всего выше сказанного следует вывод: развитие дошкольного образования, его

переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования

игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста.



В раздел образования