Напоминание

"Социализация и адаптация детей с ОВЗ"


Автор: Осодоева Туяна Доржи-Хандуевна
Должность: учитель–дефектолог
Учебное заведение: ГОКУ СКШ №2 г. Ангарска
Населённый пункт: город Ангарск Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Социализация и адаптация детей с ОВЗ"
Раздел: начальное образование





Назад




Социализация и адаптация детей с ОВЗ

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

в настоящее время остается одним из приоритетных направлений. Процесс

социализации

осуществляется

на

протяжении

всей

жизни

человека

в

деятельности, в общении и самосознании и представляет собой совокупность

всех

социальных

процессов,

благодаря

которым

индивид

усваивает

и

воспроизводит

систему

знаний,

норм

и

ценностей,

в

дальнейшем

они

позволяют ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Смысл

социализации

раскрывается

в

понятии

компетентности.

Получается, быть компетентным означает умение ребенка мобилизовать в

определенной ситуации полученные знания, умения, учебный и жизненный

опыт,

ценности

и

интересы.

На

сегодняшний

день

ключевыми,

т.е

универсальными по своему характеру и степени применимости, являются

следующие компетенции:

социальная (участие в совместном принятии решения);

коммуникативная (расширение сферы общения);

информационная (владение новыми технологиями);

учебно-познавательная

(способность

к

обучению,

владение

знаниями,

умениями и навыками).

Условиями успешной социализации детей являются:

формирование мотивации к обучению

контакт со сверстниками

усвоение опыта

связь обучения с - жизнью ребенка;

- его интересами;

- игрой;

- трудом

оказание помощи ребенку в реализации своих имеющихся задатков и

формировать определенные индивидуальные качества

Главная

проблема

детей,

обучающихся

на

дому,

заключается

в

нарушении

его

связи

с

миром,

в

ограниченной

мобильности,

бедности

контактов

со

сверстниками

и

взрослыми,

в

ограниченном

общении

с

природой,

недоступности

ряда

культурных

ценностей,

а

иногда

и

элементарного образования. В 2013 году организовали занятия в «ШКОЛЕ

РАДОСТИ» в ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа №2 г. Ангарска».

Цель:

Создание

условий

для

успешной социализации и адаптации

детей в обществе, формировать уверенность в своих силах.

Задачи:

формировать и развивать познавательную деятельность

прививать навыки общения

воспитывать положительное отношение к здоровому образу жизни

научить творческой деятельности

Направления

Занятия

проводят

педагоги

дефектологи,

учителя

начальных

классов,

учитель музыки и трудового обучения. «Школа Радости» проводится один раз

в месяц, по субботам. Продолжительность занятий 40 минут. Не является

обязательным мероприятием, родители ведут своих детей для их развития,

вместо кружков и секций.

Начинали мы проводить занятия по двум направлениям, это «Мир вокруг

нас»

и

«Непоседы».

Родители

очень

были

рады

занятиям,

так

как

нет

возможности водить детей по секциям, их не принимают по рядам причин,

или нет времени.

На занятия детей по направлениям мы отправляли, учитывая их интересы

и возможности. Сначала было сложно в том плане, что дети разновозрастные:

одним

интересно,

другим

страшно

в

новой

обстановке,

с

незнакомыми

детьми и педагогами. Родители хотели заниматься по времени дольше, и

представляли занятия не как дополнительное, внеклассное, а как

уроки в

обычной школе. Приходилось объяснять цель нашей работы.

Постепенно,

по

просьбам

родителей

и

по

нашей

инициативе,

мы

организовали еще два направления в нашей «Школе Радости», это «Веселые

нотки»

и

«Очумелые

ручки».

Педагоги

стараются

восполнить

дефицит

общения, стабилизировать эмоциональное состояние ребёнка, нетрадиционно

подойти

к организации

обучения

и воспитания,

в коррекционно —

развивающую

работу

внести

элементы

творчества,

дидактические

игры,

сюрпризный

момент,

настраивающий

ребёнка

на

положительные

эмоции

и контакт.

«Мир вокруг нас» - направлен на развитие познавательных способностей

детей.

Задача

заключается

в

формировании

у

детей

познавательной

деятельности,

интереса,

умении

сравнивать,

различать,

устанавливать

простые связи. Упорядочивать свои представления об окружающем. Занятие

носит комплексный характер - включает в себя творческую, познавательную

и практическую деятельность детей. В процессе практической деятельности

помогаем

детям

проявить

фантазию,

побуждать

их

к

любознательности,

проводить эксперименты, изучать интересные темы такие как, «Снежинки и

сосульки», «Волшебные карандаши», «Далекий Север», «Хлеб всему голова»,

«Светофорыч». Проводим беседы на темы «Что такое хорошо, а что такое

плохо», «Что можно, а чего нельзя».

Детям очень нравится рассказывать то, что они уже знают сами, делится

знаниями с другими, проявлять свои творческие способности, рассказывают,

что они умеют. Всегда все теоретические знания закрепляем на практике, т.е.

обязательно

в

конце

занятий

дети

выполняют

групповую

или

индивидуальную работу по изученному. Это стенгазета, или композиция на

тему, рисунок, поделка.

«Непоседы»

-

носит

оздоровительную

направленность,

включает

элементы двигательной и элементы физической активности с целью отдыха,

развлечения

и

общения,

способствует

развитию

у

детей

привычек

и

потребностей к здоровому образу жизни.

Занятия проводятся в спортивном зале под музыку, иногда на улице.

Используют спортивный инвентарь, объясняют и рассказывают о назначении

их. Дети на занятия переодеваются в спортивную форму.

Начинаются

занятия

с

разминки

(выстраиваются

в

одну

шеренгу,

проходят круг по залу или пробежка, используют элементы гимнастики,

приседают,

упражнения

на

пространственную

ориентировку

и

другое),

заучивают элементы танца, разучивают подвижные игры, проводят мини-

эстафеты, соревнования. Детям очень нравится побеждать, соревноваться,

переживать друг за друга. Педагоги знакомят детей со спортивными играми.

«Веселые нотки» - направлена на творческую активность и культурного

развития детей.

На занятиях дети инсценируют детские песни, выполняют движения под

музыку,

«путешествуют»

в

мир

музыкальных

инструментов,

отгадывают

загадки, рисуют настроение музыки.

Начинается

урок

с

приветствия,

затем

ритмическая

разминка

(изображают дробь барабанных палочек, игра на пианино, гитаре), пение,

слушание музыки, хороводы, движения под музыку, игры.

Многие дети даже не могли просто напевать мелодию, не знали детских

песен. Теперь же они не только поют, но и сами выбирают, какую песню они

споют сначала, а какую потом споют, если останется время.

Особенно детям нравится петь песни на «зверином языке».

Инсценируют потешки, и у детей это получается даже без подготовки и

репетиции. Дети на уроках музыки более раскрепощенные, эмоции у детей

положительные.

«Очумелые

ручки»

. Трудовое

воспитание –

важное

средство

всестороннего

развития

личности

ребенка.

Труд

должен

доставлять

удовольствие и радость, а это возможно при условии, что он посилен ребенку.

Дети обучаются в кабинете трудового обучения по столярному делу, где они

знакомятся

с

инструментами,

станками,

их

назначениями.

Чувство

товарищества и коллективизма, которые формируются в процессе трудового

обучения детей, учит их совместной работе, распределению обязанностей, а

также согласованным действиям с другими детьми. Ребята делают для себя

игрушки

(клюшки,

мечи,

самолеты,

машинки),

для

мамы

кухонные

лопаточки, швабры для мытья окон, для птиц - кормушки.

Учитель трудового обучения заранее заготавливает им заготовки для

будущих изделий, он прекрасно знает, кто и что будет делать, кому что

нравится, и посильно.

Мальчишки, заходя в кабинет, сразу надевают фартуки, это так для них

важно. Объясняют, что нельзя без учителя подходить к станкам, брать без

него инструменты.

Пока дети занимаются, родители их жду в гостевой для родителей, где

они

общаются

друг

с

другом,

советуются,

получают

консультацию

по

вопросам обучения, пьют чай.

Впервые с детьми и их родителями мы выезжали в оздоровительный

детский лагерь с дневным пребыванием, (родители боялись, как дети поведут

себя, боялись, что дети от них не отойдут – незнакомая обстановка, много

людей, по времени долго. Оказалось все наоборот, родители сами успели

накататься на коньках, лыжах, отдохнуть, а дети самостоятельно без них

играли с аниматорами и на горках, и в игровой комнате ).

Ребята с удовольствием посещают занятия в «ШКОЛЕ РАДОСТИ», у

детей повысился познавательный интерес, расширился кругозор, научились

делать простые выводы, повысилась самостоятельность. Дети обращаются

друг к другу по имени, работают парами, группами, нет стеснения.

Хочется

отметить,

что

правильно

организованная

работа

дает

возможность

удовлетворить

потребность

детей

в

новых

знаниях,

впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного

и успешного ребенка, а значит успешно его социализировать. Дети чувствуют

себя комфортно в общении, даже проявляют некоторую одарённость (хорошо

р и с у ю т,

п о ю т,

у ч а с т в у ю т

в конкурсах

различного

уровня).



В раздел образования