Напоминание

"Индивидуальность ученика и искусство педагога"


Автор: Ситнова Наиля Абдулловна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ" Авиастроительного района г. Казани
Населённый пункт: Татарстан г. Казань
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Индивидуальность ученика и искусство педагога"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Индивидуальность ученика и искусство

педагога

Преподаватель: Ситнова Наиля Абдулловна

Преподаватель высшей квалификационной категории

МБУДО «ДШИ» Авиастроительного района г. Казани

2017

Выявление и развитие в процессе обучения индивидуальности ученика – одна из

важных

и

трудных

проблем

музыкальной

педагогики.

Дарование

и

мастерство

музыканта – педагога проявляется в умении выявить и развить лучшие задатки

каждого ученика, способствовать формирования его индивидуальности. А условия

индивидуальных

занятий

дают

возможность

для

чуткого

подхода

к

каждому

учащемуся для раскрытия и развития его способностей.

Педагогу важно сочетать в своей работе две задачи:

1.

Воспитание – выявление и развитие лучших задатков ученика;

2.

Обучение,

то

есть

передачу

ученику

знаний,

умений,

приемов

исполнительской работы.

Руководящими принципами педагогов – воспитателей должны быть:

– установление контакта с каждым учеником в процессе творческой работы;

– развитие и поощрение инициативы ученика;

– уважение к ученику, как к личности. Проявление такого отношения – это умение

слушать ученика, замечать привлекательные черты его исполнения, как бы скромны

они не были. Такое отношение повышает веру ученика в свои силы и он готов

добиваться того, что еще не умеет делать. Умение слушать – надежный признак

дарования педагога. Воспринимая игру ученика, педагог также помнит, как ученик

играл

вчера,

и

предвидит,

как

он

может

играть

завтра.

В

этом

и

проявляется

педагогическое искусство.

Воспитание инициативы и самостоятельности ученика начинается с развития

умения разбираться в нотном тексте и создавать свой исполнительский замысел.

Педагог вправе требовать от школьника грамотного и осмысленного разбора

текста, понимания всех авторских пояснений и умения передать их смысл. От более

подвитого учащегося можно ждать создания собственного исполнения.

Хороший педагог пользуется самыми различными методами воздействия на

ученика.

Особое

значение

в

педагогике

имеет

эмоциональное

воздействие

на

ученика, способность передать ему увлечение искусством, вызвать восторг перед

прекрасным.

– Это можно сделать путем законченного исполнения, то есть педагог исполняет

произведение,

как

оно

должно

звучать.

Услышанное

законченное

исполнение

увлекает ученика и дает ему понимание совершенного образа.

– Можно

показать

произведения

с

различных

сторон

(яркое

выделение

отдельных

средств

в

исполнении:

динамика,

контраст

темпов).

Педагог

может

воспроизвести

отрицательные

черты

исполнения

ученика.

Можно

сравнить

изучаемые произведения со сходными или контрастными.

По словам великого пианиста Г.Нейгауза: «Педагог часто оказывается для

ученика помощником и советчиком. Он дает ученику импульс, а сам незаметно

наблюдает, дает советы, направляет ученика».

Умение выжидать, не мешать ученику – одно из проявление педагогического

мастерства. Излишне требовать от ученика сегодня того, к чему он без нажима,

естественным

путем,

придет

завтра

сам.

Далеко

не

всегда

педагогу

удается

распознать индивидуальность ученика.

Каждый ученик, даже самый начинающий, испытывает влияние музыкального

окружения:

телевидения,

интернета

и

распространенной

в

быту

неполноценной

музыки. Педагог не должен игнорировать эти влияния. Необходимо контролировать

музыкальное окружение ученика и подчинять его целям воспитания. А в случае,

когда

ученик

уже

имел

некоторую

подготовку,

следует

учитывать

и

влияние

предшествующего обучения. Важно взять что–то хорошее от предшественника и

отсеять худшее, проявляя при этом большой такт и внимательность. Если даже

приходится переучивать ученика, важно при этом не критиковать прошлое. Это

очень деликатный вопрос и не у всех педагогов это получается. На моей практике

были такие случаи с коллегами, которые пытались заниматься ломкой, травмируя

этим самым психику ученика.

«Нужно заниматься не ломкой прошлого, а влиять на все технические навыки

путем развития его музыкальных представлений. Это – лучший путь заложить

фундамент

индивидуальной

техники

учащегося»

(из

книги

К.А.Мартенсена

«Индивидуальная фортепианная техника»).

Индивидуальное воспитание следует проводить на основе продуманного плана.

Индивидуальный план – это нечто гораздо большее, чем список произведений. План

– это педагогический диагноз и прогноз. Планирование и индивидуальный подход к

ученику

неразрывно

связаны.

Где

нет

продуманного

плана,

там

всегда

есть

опасность сбиться на шаблон.

В индивидуальном плане обязательно должна быть характеристика ученика

(которую мы, как правило, пишем в конце года). Это как бы диагноз: что ученик

достиг, что он из себя представляет, рост в техническом и эмоциональном плане.

Составить правильную характеристику вовсе не просто, так как ученик – личность

еще

не

сложившаяся,

развивающаяся.

От

педагога

требуется

умение

не

только

видеть то, что ученик может сегодня, но улавливать то, что едва пробивается.

Составляя индивидуальный план на новый учебный год мы ставим себе задачу:

сможем ли мы развить у ученика то, что он робко пытается применить в своем

исполнении.

Развитие многих учеников часто протекает не так спокойно и гладко. Им не

хватает исполнительских средств для того, чтобы воплотить свои музыкальные

запросы. В этом случаи у ученика есть стимул для роста. А задача педагога –

постепенно

поднять

технические

умения

ученика

до

уровня

его

музыкальных

стремлений.

С

одаренными

учениками

труднее

работать,

чем

со

средними,

уравновешенными.

Одаренным ученикам свойственны порывы и увлечения им

трудно

контролировать

чувство

меры.

Воспитание

таких

учеников

требует

от

педагога наибольшего такта, гибкости и дальновидности.

Остальные разделы индивидуального плана тоже зависят от способностей

учащегося. Это задача на ближайший период, репертуар. Умение подобрать для

каждого ученика наилучший репертуар – важнейший показатель педагогического

мастерства.

При

составлении

программы

необходимо

учитывать

доступность

изложения, технические трудности.

Программа должно быть разнообразной по стилям и жанрам. Наряду с

трудными сочинениями следует включить в план и более легкие и не опасаться, что

заданное

ученику

сочинение,

слишком

легкое.

Ведь

педагог

всегда

может

предъявить

более

высокие

требования

к

исполнению.

Педагогическое

и

исполнительское

мастерство

тесно

связаны.

Талантливые

педагоги

часто

умеют

развить в своих учениках такие качества и умения, которых им самим не хватает.

Одаренный педагог может научить большему, чем он сам умеет, а слабый педагог –

меньшему (из статьи М.Фейгина).

Из всего сказанного можно выявить в музыкальной педагогике две проблемы:

– педагог и ученик;

– педагог и музыка.

Вывод

Если педагогу нужно выявить одаренность ученика, то есть способен ли ученик

выйти за рамки нотного текста, то важно в ученике видеть личность. Мы должны

знать особенности ученика, его возможности и развивать их.

Педагог должен уметь работать на одной волне с учеником, выступать от имени

ученика,

вместе

с

учеником,

не

относиться

к

нему

с

высока,

чувствуя

свое

превосходство.

Надо

любить

всех

учеников

независимо

от

их

способностей

и

любить искренне. Дети безошибочно чувствуют искренность и подделку. Они не

должны видеть педагога только в качестве судьи.



В раздел образования