Автор: Горбачева Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ КВ "Детский сад №2"
Населённый пункт: город Дзержинский московская обл.
Наименование материала: нод
Тема: "В гости к Лесовичку"
Раздел: дошкольное образование
Непосредственно образовательная деятельность «В гости к Лесовичку»
(Старшая группа)
Направление образования и развития (образовательная
область): Социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие;
речевое развитие.
Цель: создание условий для опытно-экспериментальной деятельности,
формирования представлений о зелёном веществе, находящемся в листьях.
Задачи:
Образовательные: Обобщить знания об осенних изменениях в природе.
Формирование навыков опытно-экспериментальной деятельности.
Развивающие: Формировать умение находить решение, проблемной
ситуации; развивать познавательный интерес детей.
Воспитательные: Воспитывать у детей интерес и любознательность.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная,
познавательно-исследовательская, изобразительная.
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: игры, упражнения,
отгадывание загадок, экспериментирование, изготовление продукта детского
творчества.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор - экран, видео, листья
деревьев, мяч, фонограмма «Звуки леса», экспериментальный уголок, лупы,
кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики, цветные
карандаши, гуашь, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы,
вырезанные из цветной бумаги листья разных деревьев, круги с
прикрепленными к ним рисунками с изображением знакомых детям деревьев,
листы бумаги с заданиями«Полет листка», панно для картины.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций леса (деревьев,
листьев) чтение сказок, стихотворений о лесе; беседа «Правила поведения в
лесу» «Обитатели леса»; сюжетно – ролевые игры; дидактические игры;
аппликация «Осенний ковер» (из листьев).
Ход занятия:
Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки
возьмёмся. И друг другу улыбнёмся.
- Ребята, я смотрю, у вас хорошее настроение. Давайте поздороваемся и
улыбнемся нашим гостям. А теперь еще раз улыбнёмся друг другу.
- Я предлагаю вам отгадать мою загадку. Её отгадка обозначит то место, куда
мы с вами отправимся. Согласны?
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём.(Лес)
- Вы готовы отправиться в путь?
- Тогда не будем терять время, закроем глаза и скажем волшебные слова:
«Повертелись, покружились. И в лесу мы очутились». (Дети кружатся, на
экране появляется картина с темным лесом и Лесовичок грустный. )
Слайд №1
- Вот мы с вами и в лесу, сам хозяин леса – Лесовичок нас встречает. Что-то
здесь не так? Ребята я сейчас узнаю . Лесовичок здравствуй, что у тебя
случилось ?
«Ох ,хо ,хо заколдовала нас злая колдунья ,со мной и лесом беда! Лес стал
бесцветным ,а я забыл всё: какое время года в лесу, чем сегодня хотел
заняться в своей лесной лаборатории. Колдунья сказала ,что помочь нам
можно только тем, если выполнить правильно все задания. Помогите мне
пожалуйста.»
- Поможем Лесовичку? (да)
-Тогда скажите, какое время года сейчас?
-Назовите три месяца осени.
-Какие приметы осени вы знаете? (На улице стало холодно. Солнце светит
мало. Часто идет дождь. Листочки желтеют. опадают. Листопад.
Травка пожелтела. Птицы улетают в теплые края. Звери готовятся к
зиме.)
-Правильно ,молодцы!
-Ой ребята ,здесь стоит какая то шкатулка. Давайте посмотрим что внутри?
-Посмотрите. Что вы видите? (Листья)
-А какого цвета листья осенью? .( Листья.
Желтые, красные, коричневые)
-А, листья-то все разные! (Показываю дубовый листик.)
-С каких деревьев упали эти листья? (дуб, клен ,береза)
-Если этот лист упал с дуба, березы, клена ?
-Значит, какой это лист? (дубовый)
-А как вы узнали что это лист дубовый, кленовый ,березовый? (по форме)
Дидактическая игра «С какого дерева листья?»
-Посмотрите на столе лежат опавшие листья. А на мальбертах изображения
знакомых вам деревьев. Вам нужно прикрепить листья к своему дереву.
Делимся на 3 команды
-Молодцы, ребята!
Слайд №2
- Посмотрите в лесу становится светлее. У нас всё получается. Появилось
голубое небо. Солнце выглянуло из за тучи.
Слайд № 3
- Ребята, Лесовечок приглашает нас с вами в свою лесную лабораторию.
- Осень – очень красивое время года, потому что деревья меняют свои
зеленые наряды на разноцветные. Листья не только украшают дерево,
благодаря листьям дерево дышит.
-Лесовичок передал нам какой то предмет, я не могу вспомнить что это и для
чего он нужен?
-Правильно. Это лупа. Она поможет нам рассмотреть строение листа.
-Проходите за столы. Перед вами лежит лупа и лист.
Исследование строения листа с помощью лупы
-Посмотрите : черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой. Повтори
Петя, как называется эта часть листа?
На листке хорошо видны жилки — тонкие полосочки, которые идут от
черешка к краю листа .Повтори Миша ,как называется тонкие полосочки на
листе? Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа, которая называется
листовая пластинка. Она вбирает в себя солнечный свет и потому всегда
темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, если перевернете
листок и рассмотрите его нижнюю поверхность. Повтори пожалуйста
Маша ,как называется эта часть листа?
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая
она у вашего листочка. Скажи пожалуйста Катя,как называется край листа?
-Кладем на стол лупы и листочки.
-Давайте немножко отдохнем.
Динамическая пауза «Мы листики осенние»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидели,
Ветер дунул - полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.( Плавное покачивание руками вверху над головой.
Руки в стороны, плавные движения, бег.
Медленно присесть на корточки.
Встать, руки в стороны.
Бег с плавными движениями.
Присесть.)
-А как вы думаете, почему же листья желтеют осенью?
-Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу.
Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Опыт «Почему лист зеленый?»
Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой
ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь
ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? На ткани появились зеленые пятна.
Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет. (Для
опыта лучше брать сочные листья комнатных растений). Когда наступает
осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое
вещество постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем. Тогда лист
становится желтым, оранжевым.
Слайд №4
- Осень в гости к нам пришла. И, с собою принесла… Что? Скажите наугад!
Ну конечно… (Листопад)
-Ребята, а вы знаете что из осенних листьев можно сделать красивую
аппликацию.
- Я предлагаю вам сделать открытки из разноцветных листьев.
-Я вам раздам заранее заготовленные открытки ,а вы выберите листья и
приклеити юбочки к балеринкам.
-А кто из вас знает какой сегодня праздник ?( день дошкольного работника)
-Давайте подарим открытки нашим гостям, пусть у них сенью будет
хорошее настроение не смотря на дождливую и хмурую погоду.
Слайд №5
Посмотрите, Лесовичок пока мы мастерили открытки ,раскрасил деревья в
сезонный наряд и лес ожил. Лесовичок всё вспомнил.
-Молодцы ребята. Спасибо за помощь.
Давайте попрощаемся с Лесовичком, нам пора в детский сад. Закройте глаза
и скажите волшебные слова:
«Повертелись, покружились и в детском саду мы очутились»
-Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать,
И вопросы задавать.
Кому я брошу мяч, тот отвечает на мой вопрос.
-Где мы с вами сегодня были?
- Что ты делал в лесу?
- Что тебе понравилось больше всего?
- Когда мы выполнили все задания, что ты услышал, увидел?
Ребята, вы все сегодня молодцы. Спасибо