Напоминание

Психологическое консультирование по проблемам, связанным с агрессивным поведением


Автор: Бусова Анна Николаевна
Должность: Педагог–психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ "№ 20 г.Липецк
Населённый пункт: г.Липецк, Липецкая область
Наименование материала: Эмпирическое исследование
Тема: Психологическое консультирование по проблемам, связанным с агрессивным поведением
Раздел: дополнительное образование





Назад




ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………

ГЛАВА 1. Теоретические основы психологического консультирования

по проблемам, связанным с агрессивным поведением…………………….

1.1. Понятие агрессии, ее виды и формы………………………………..

1.2. Методы изучения агрессивного поведения………………………..

1.3. Работа с агрессивным поведением в рамках психологического

консультирования………………………………………………………...

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование агрессивного поведения………..

2.1. База эмпирического исследования и выборка испытуемых………

2.2. Результаты исследование……………………………………………

Заключение…………………………………………………………………..

Список литературы…………………………………………………………..

Приложение 1. Методика «Агрессивное поведение» (Е.П.Ильин,

П.А.Ковалев)

Приложение 2. Бланк исследования и ответы испытуемых

3

5

5

9

13

16

16

18

23

25

2

Введение

В

последние

десятилетия

проблема

насильственного,

агрессивного

поведения

стала

объектом

самого

широкого

научного,

практического

и

житейского интереса. Число исследований, относящихся к этой проблеме,

возрастает

значительно

быстрее,

чем

по

любым

вопросам

в

области

общественных наук.

Современная реальность заставляет психологов по-новому взглянуть на

проблему агрессии в обществе. Агрессивное поведение в наши дни скорее

обыденность, чем исключение. Юноши и девушки в нашей стране живут

сегодня

в

эпоху

стремительного

изменения

социально-экономических

условий и политической напряженности, что часто приводит к усилению

проявлений агрессии с их стороны. Особенности агрессивного поведения

таковы, что, затрагивая эмоциональную сферу личности, они способствуют

усугублению

морального

диссонанса,

формированию

стрессового

и

депрессивного

состояний.

Высокий

уровень

агрессии

у

лиц

юношеского

возраста является настораживающим фактором, так как негативно влияет не

только на учебную деятельность, взаимоотношения с родителями, друзьями,

сверстниками, индивидуальное развитие, но и на успешность их будущей

личной и профессиональной деятельности.

Актуальность данного исследования обусловливается необходимостью

специального изучения причин, факторов, механизмов проявления агрессии,

ее структуры, а также потребностью создания программ психологической

коррекции агрессивного поведения.

Объект исследования: группа молодых людей.

Предметом исследования является наличие агрессивного поведения у

испытуемых.

Гипотеза: различная социальная среда формирует различный уровень

агрессивного поведения.

Ц е л ь

и с с л ед о ва н и я :

и зу ч и т ь

о с н о в ы

п с и хо л о г и ч е с ко г о

3

консультирования по проблемам, связанным с агрессивным поведением.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть, понятие агрессии, ее виды и формы,

- описать методы изучения агрессивного поведения,

-

раскрыть

работу

с

агрессивным

поведением

в

рамках

психологического консультирования,

- описать базу эмпирического исследования и выборка испытуемых,

- проанализировать результаты исследования.

Методы: изучение литературы, эмпирическое исследование.

База, на которой проводится эмпирическое исследование:

- Методика «Агрессивное поведение» (Е.П.Ильин, П.А.Ковалев).

4

ГЛАВА 1. Теоретические основы психологического консультирования по

проблемам, связанным с агрессивным поведением

1.1. Понятие агрессии, ее виды и формы

Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление

или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного

обращения.

Под

агрессией,

по

Э.Фромму,

следует

понимать

любые

действия,

которые

причиняют,

или

имеют

намерение

причинить

ущерб

другому

человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще

всякому неживому объекту [15, с. 108].

Агрессивность,

по

Р.С.Немову,

понимается

как

враждебность

поведение

человека

в

отношении

других

людей,

которое

отличается

стремлением причинить им неприятности, нанести вред [6, с. 183].

«Психологический

словарь»

под

редакцией

Зинченко

предлагает

следующее

определение:

Агрессия

-

мотивированное

деструктивное

поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в

обществе,

наносящее

вред

объектам

нападения

(одушевленным

и

неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у

них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние

напряженности, страха, подавленности) [6, с. 186].

Проявление агрессии весьма разнообразно.

Различают два основных типа агрессивных проявлений:

- целевая агрессия;

- инструментальная агрессия [12, с. 50].

Целевая агрессия выступает как осуществление агрессии в качестве

заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба

объекту.

Инструментальная

агрессия

совершается

как

средство

достижения

5

некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.

Агрессивные проявления различаются по своей структуре:

1. По направленности:

- Агрессия, направленная вовне;

- Аутоагрессия - направленная на себя.

2. По цели:

- Интеллектуальная агрессия;

- Враждебная агрессия.

3. По методу выражения:

- Физическая агрессия;

- Вербальная агрессия.

4. По степени выраженности:

- Прямая агрессия;

- Косвенная агрессия.

5. По наличию инициативы:

-Инициативная агрессия;

-Оборонительная агрессия [12, с. 55].

Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как ситуативной

реакции. Если же агрессивны действия периодично повторяются, то в этом

случае следует говорить об агрессивном поведении. Сама же агрессивность

подразумевает

ситуативное,

социальное,

психологическое

состояние

непосредственно

перед

или

во

время

агрессивного

д е й с т в и я .

Следует

подчеркнуть,

что

в

агрессивности

есть

определенные

здоровые

черты,

которые

просто

необходимы

для

активной

жизни.

Это

-

настойчивость,

инициатива,

упорство

в

достижении

цели,

преодоление

препятствий (В. Клайн). Эти качества присущи лидерам [9, с. 21].

Р.С.Хоманс считает, что агрессию может вызвать ситуация, связанная со

стремлением к справедливости [26, с. 35].

Реан

А.А.,

Бютнер

К.

и

другие

рассматривают

некоторые

случаи

агрессивного проявления как адаптивное свойство, связанное с избавлением

6

от фрустрации и тревоги [24, с. 6].

С о с т о я н и е

ф р у с т р а ц и и

-

э т о

п с и х и ч е с ко е

с о с т о я н и е ,

характеризующееся наличием стимулированной потребности не нашедшей

своего

удовлетворения.

Это

состояние

сопровождается

различными

отрицательными переживаниями: раздражением, отчаянием.

Таким

образом, агрессию

можно

рассматривать

как

биологически

целесообразную

форму

поведения,

которая

способствует

выживанию

и

адаптации. С другой стороны, агрессия расценивается как зло, как поведение,

противоречащее позитивной сущности людей.

Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее

нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред

объектам

нападения

(одушевленным

и

неодушевленным),

приносящее

физический

ущерб

людям

или

вызывающее

у

них

психологический

дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха,

подавленности).

Человек,

как

биологический

вид,

имеет

множество

врожденных

программ

поведения

(человек

рождается

с

некоторыми

знаниями

об

окружающем мире и правилами поведения в нем), и в нужный момент они

срабатывают. Эти программы создавались в далекие времена и в совсем иной

среде, мало похожей на ту, в которой живет современный человек. Поэтому

реализуемое им поведение не всегда адекватно обстановке, рационально и

даже желательно (срабатывает принцип не все что естественно - хорошо.) В

силу

изначальной

генетической

биологической

запрограммированности,

люди не абсолютно свободны в своем поведении, один сценарий его они

осуществляют легко, другой - с трудностями, а некоторые сценарии могут

быть вообще невыполнимы.

Для

большинства

ситуаций

человек

имеет

достаточный

набор

альтернативных программ, на основе которых можно построить несколько

вариантов поведения.

Мозг человека так устроен, что его отвечающая за сознание часть не

7

только не может ознакомиться с содержанием врожденных программ, но даже

не

знает

об

их

существовании.

Поэтому

когда

программа

начинает

реализовываться, сознание ее обслуживает, не замечая этого. Оно ищет и

находит

какие-то

свои

объяснения

поведения

и

его

мотивов,

совсем

не

обязательно верные.

Какую

программу

можно

считать

агрессивной?

Думается,

в

определении агрессивности решающее место должно принадлежать понятию

нормы. Нормы формируют своеобразный общественный механизм контроля

за обозначением тех или иных действий. Понятие нормы формируется в

процессе социализации ребенка. Поведение будем назвать агрессивным при

наличии двух обязательных условий:

-Когда имеют место губительные для жертвы последствия;

-Когда нарушены нормы поведения [3, с. 4].

Следует подчеркнуть, что важную роль в становлении агрессивного

поведения

играют

обучение

и

воспитание.

Р.Кратчфилд

и

Н.Левинсон

утверждают,

что

над

агрессивными

проявлениями

возможен

контроль,

связанный

с

процессом

социализации.

Социализацией

агрессии

можно

назвать процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений и

выражения

их

в

формах,

приемлемых

в

рамках

данной

цивилизации.

В

результате

социализации

многие

учатся

регулировать

свои

агрессивные

импульсы, адаптируясь к требованиям общества. Другие же остаются весьма

агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко: через словесные

оскорбления, скрытые принуждения, завуалированные требования и прочее.

Третьи ничему не научаются и проявляют свои агрессивные импульсы в

физическом насилии. И здесь важную роль играет ранний опыт воспитания

ребенка

в

конкретной

культурной

среде,

семейные

традиции

и

эмоциональный фон отношения родителей к ребенку [16, с. 18].

8

1.2. Методы изучения агрессивного поведения

Научное исследование агрессивного поведения порождает ряд проблем,

потому что интересующее исследователя поведение опасно. Недопустимо

применять методы исследования, при которых люди могут причинить друг

другу вред. Поэтому для исследования агрессии безопасным и одновременно

строго

научным

способом

разработаны

методики,

позволяющие

изучать

агрессию, не причиняя никому реального вреда.

1. Опросники

Самый прямой метод – просто опросить людей, опросники позволяют

непосредственно задавать вопросы. Для измерения агрессивности психологи

разработали множество опросников. Некоторые из них посвящены общей

агрессивности, другие предназначены для изучения агрессивного поведения в

конкретных ситуациях. Во многих случаях опросники составлены так, чтобы

испытуемые не знали о заинтересованности исследователя в выявлении их

агрессивности [2, с. 76].

Опросы являются лучшим способом для изучения поведения и эмоций,

в которых люди, может быть, не хотят признаваться.

2. Архивные исследования

Архивные исследования состоят в сборе информации из публичных

источников.

3. Анкеты

В анкетах людей спрашивают об их собственной агрессивности или об

их непосредственном опыте, связанном с агрессивным поведением других.

Большинство

подобных

опросников

предназначены

для

оценки

агрессии

в

конкретных

ситуациях.

Штраус(1979)

и

Штайнметц(1977)

применяли

анкеты

в

исследовательской

программе,

предназначенной

для

выявления причин и последствий насилия в семье. Их стандартный опросник

«Шкала тактики поведения в конфликтах», состоит из списка нарастающих

по агрессивности действий. Респонденты указывают степень, с которой они

9

или члены их семьи проявляли данное поведение в отношениях друг с другом

за указанный период времени. Это позволяет исследователю одновременно

определить агрессивность самого респондента и то, в какой мере он был

объектом агрессивных действий со стороны других людей.

Иногда опросники, предназначены для измерения постоянного уровня

агрессивности.

Такие

опросники

являются,

в

сущности,

разновидностью

личностных тестов. Наиболее часто употребляется тест Басса – Дарки (1957).

4. Оценивание другими

Еще один вид вербальной информации – оценивание другими - состоит

в том, что человека, оценивают люди, отличные от него. Этот метод наиболее

часто

используется

в

исследованиях

детской

агрессивности.

Оценивание

обычно делаются людьми знакомыми с поведением испытуемого (родители,

друзья).

Преимущества такого оценивания в том, что окружающие могут быть

более

объективны,

чем

сам

испытуемый.

С

другой

стороны,

подобные

оценивания

зависят

от

восприятия

испытуемого

окружающими,

которое

может быть искаженным.

Паттерсон

(1977)

приводит

две

проблемы,

касающиеся

сообщений

родителей о поведении их детей:

1. Родители зачастую не обращают внимание на поведение, которое

может заинтересовать исследователя.

2.

Родители

склонны

переоценивать

позитивные

и

недооценивать

негативные тенденции в поведении детей.

5. Проективные методы

Проективные

методы

особенно

полезны

для

изучения

агрессии

и

враждебности, так как не раскрывают испытуемым, что именно интересует

исследователей. Наиболее часто используются два проективных метода –

Тест математической апперцепции (ТАТ) и Тест чернильных пятен Роршаха.

Тест математической апперцепции состоит из серии картинок, о которых

испытуемый

пишет

или

рассказывает

истории:

что

происходит

и

что

10

предшествовало

событиям

на

картинке.

В

случае

теста

Роршаха

исследователь

показывает

испытуемому

серию

карточек

с

чернильными

пятнами и просит сказать, на что они похожи или, о чем ему напоминают.

Одна из главных проблем при работе с проективными методами, что они

могут быть довольно трудны для интерпретации, и поэтому непросто найти

двух человек, согласных с одной и той же интерпретацией [7, с. 82].

6.Методы с использованием наблюдения.

Эти

подходы

предусматривают

«прямую

запись

поведения

подготовленным наблюдателем, который придерживается строгих правил и

установленной процедуры для регистрации текущего реального поведения»

(Bertilson,1983). Наблюдения могут проводиться как в полевых условиях, так

и

в

лаборатории.

Независимо

от

того,

каким

образом

осуществляется

наблюдение, главное преимущество таких методов состоит в том, что они

позволяют изучать причиняющее реальный вред поведение.

Существует

целый

ряд

методик,

используемых

при

проведении

систематических

исследований

в

полевых

условиях.

Одна

из

наиболее

общеупотребительных

методик

заключается

в

том,

что

водителям,

остановившимся

у

светофора,

при

загорании

зеленого

света

мешают

возобновить движение. Затем наблюдают за их реакцией, которая выражается

в характере подаваемых ими звуковых сигналов, в вербальных комментариях,

жестикуляции. В методиках, основанных на прямой конфронтации, ассистент

экспериментатора

грубо

провоцирует

испытуемых,

толкая

при

посадке

в

общественный транспорт или влезая перед ними в очередь. Эти методики

обеспечивают высокую степень реализма, что позволяет получать валидные

измерения агрессии, но использование этих методик связано с серьезными

этическими проблемами и поэтому требует от исследователя осторожности и

чувства меры.

7. Лабораторные наблюдения.

Наиболее общий способ наблюдения агрессии, состоит в наблюдении

за поведениемв контролируемых лабораторных условиях. У этого метода

11

немало важных достоинств:

-

Экспериментатор

может

аккуратно

управлять

характером

происходящих в лаборатории событий, так же как и определяющими их

условиями.

Часто

бывает

легко

добиться

систематической

манипуляции

факторами, которые предполагаются значимыми для агрессии.

- Исключается любая возможность причинения вреда испытуемым, и

лица, участвующие в таких исследованиях, предварительно знакомятся с

характером

действий,

которые

их

попросят

предпринять.

Во

время

обсуждения

дается

полное

и

детальное

объяснение

исследования

и

его

основное

предназначение.

Эти

принципы

решают

этические

проблемы,

которые возникают при изучении агрессии [1, с. 112].

Лабораторные

исследования

зачастую

оказываются

гораздо

более

эффективными в смысле затраченного времени и усилий, чем остальные

подходы:

визиты

испытуемых

назначены

на

определенное

время,

и

проявление агрессии могут быть вызваны у них со сравнительно высокой

частотой. В естественной обстановке акты агрессии нередко стоят далеко

друг от друга как во времени, так и в пространстве.

Для

исследования

агрессии

в

лабораторных

условиях

были

разработаны разнообразные методы. Большинство из них относится к одной

из четырех категорий:

1. «игровые» меры;

2. вербальное нападение на других;

3. «безопасное», не приносящее вреда нападение на другого человека;

4. «якобы причиняющее вред» нападение [10, с. 96].

«Игровые»

меры

агрессии,

сравнительно

безопасный

метод

наблюдения

агрессивного

поведения

в

лаборатории.

Предусматривает

нападение

индивидов

(обычно

детей)

на

различные

неживые

объекты.

Впервые

этот

метод

применил

Бандура

с

коллегами.

Это

особенно

эффективно

при

изучении

при

изучении

процесса

усвоения

индивидом

агрессивных

моделей

поведения.

Когда

цель

исследования

выявление

12

факторов, способствующих актуализации этих, уже усвоенных реакций, их

ценность незначительна.

Измерение уровня вербальной агрессии. Этот метод вполне безопасен и

дает возможность получить количественно выраженные данные об уровне

агрессии.

Вербальная

атака

является

широко

распространенной

формой

агрессивного поведения, а те ограничения, которые удерживают индивидуума

от обращения к невербальным формам агрессии, на нее не распространяются,

ее

нетрудно

вызывать

и

изучать

в

лабораторных

условиях.

Измерения

вербальной агрессии валидны лишь в том случае, когда комментарии или

оценочные суждения испытуемых могут причинить реципиенту какой-нибудь

вред.

Прямая физическая агрессия, вред без ущерба. Это один из наиболее

часто

используемых

методов

изучения

агрессии

предусматривает

прямое

физическое нападение на живую жертву. Действия испытуемых при таких

нападениях

сильно

напоминают

действия,

совершаемые

агрессорами

в

реальных

условиях,

а

сами

испытуемые

имеют

полную

свободу

выбора

относительно того, как вести себя с жертвой – агрессивно или нет, подобные

процедуры

обладают

определенными

достоинствами.

Отрицательный

момент, есть некоторая вероятность того, что жертве все-таки может быть

причинен

реальный

вред

и

того,

что

испытуемые

могут

расценить

свои

действия как игровые.

Более

распространены

лабораторные

методы

изучения

физической

агрессии, основанные на том, что испытуемые, сознательно введенные в

заблуждение экспериментаторами, действуют, искренне веря в то, что они

могут каким-то образом причинить реальный вред другому человеку, хотя на

самом деле это не так. Существует несколько версий таких процедур.

Экспериментальные

методики

позволяют

нам

делать

более

точные

выводы о причинно – следственных связях, не исключено, что они будут

неприемлемы

при

изучении

некоторых

видов

агрессивного

поведения

13

(например,

плохого

обращения

с

детьми,

криминальной

агрессии).

Лабораторные

методы

дают

исследователю

возможность

наилучшего

контроля над ситуацией и посторонними влияниями на интересующее его

поведение, не всегда возможно или этично проводить исследование в рамках

лабораторной ситуации. Ни одно исследование и ни один вид исследований

не может дать ответа на все наши вопросы об агрессивном поведении у

людей.

1.3. Работа с агрессивным поведением в рамках психологического

консультирования

Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к

развитию всех её областей, которые традиционно обозначаются как методы

психологического

воздействия.

Среди

них

одно

из

важнейших

мест,

несомненно, принадлежит психологическому консультированию. Трудно дать

четкое определение этому виду деятельности или однозначно указать сферы

его

применения,

поскольку

слово

«консультирование»

уже

давно

представляет

родовое

понятие

для

различных

видов

консультативной

практики [5, с. 236].

Консультирование

включает

в

себя

и

профконсультирование,

и

педагогическое, и промышленное консультирование и многое другое.

Психологическое

консультирование

тесно

связано,

а

во

многом

непосредственно

переплетается

с

психологической

коррекцией

и

психотерапией. Определим консультирование как непосредственную работу с

людьми,

направленную

на

решение

различного

рода

психологических

проблем,

связанных

с

трудностями

в

межличностных

отношениях,

где

основным

средством

воздействия

являются

определённом

образом

построенная беседа.

Анализируя

различные

концепты

консультирования,

не

трудно

их

14

разделить на две большие группы - концепты воздействия и взаимодействия.

Концепты воздействия почти столько же влиятельны и распространенны, как

и в определении сущности психотерапии.

Методы

коррекции

агрессивного

поведения

определяют,

как

подходящие

к

индивидуальному

консультированию

с

агрессивными

проявлениями и не подходящие.

К первым относятся все игры и методы, направленные на усвоение

иных

форм

поведения,

когда

консультируемый

посредством

игры

и

с

помощью консультанта постепенно осознаёт свою агрессию (не правильное

поведение), а потом учится частично её контролировать, усваивая другие

варианты своей реакции на происходящее. Сюда подходят некоторые игры, в

которых проигрывается та или иная ситуация.

Ко

вторым,

можно

отнести

методы,

подразумевающие

выражение

агрессивных импульсов.

Выход агрессии через действия или их имитацию в игре - такая форма,

как нам кажется, больше проходит для групповой коррекции агрессии.

Конечно,

что-то

из

последних

разбираемых

методов

и

возможно

реализовать в консультации, но они уже не будут традиционными, а значит и

применимыми в большинстве случаев.

Наиболее

рациональной

считается

следующая

последовательность

этапов изучения конкретного случая:

1) Анализ информации, полученной в первичной беседе;

2) Беседа направленная на получение сведений о предшествующих

этапах

развития

человека,

его

здоровья,

внутрисемейных

отношениях

и

обстоятельствах социально – бытового плана;

3) Сбор информации из других учреждений, включая предшествующие

психологические обследования (если они имеются);

4) Сведения о состоянии здоровья (к моменту обследования);

5)

Экспериментально

психологическое

обследование;

совокупный

анализ всех полученных материалов (желательно обсуждение различными

специалистами) [8, с. 85].

15

ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование агрессивного поведения

2.1. База эмпирического исследования и выборка испытуемых

Исследование проводилось с 15 февраля по 18 февраля 2011 года. В

исследовании принимали участие группа людей в возрасте от 30 до 40 лет,

различного социального статуса.

Возрастные показатели испытуемых представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Возрастные показатели испытуемых

По

гендерному

признаку

испытуемые

разделились

следующим

образом:

9 человек – женщины

6 человека – мужчины.

Социальный статус испытуемых следующий:

Руководители - 5 человек,

ИТР – 5 человек

Рабочие - 5 человек.

Все испытуемые имеют высшее образование.

Для

исследования

были

отобраны

три

одинаковые

по

количеству

группы различного социального положения для подтверждения гипотезы о

том,

что

люди

различной

социальной

среды

имеют

различный

уровень

агрессивного поведения.

16

Исследование

проводилось

по

методике

«Агрессивное

поведение»

(Е.П.Ильин, П.А.Ковалев).

Методика

предназначена

для

выявления

склонности

респондента

к

определенному типу агрессивного поведения.

Инструкция:

Перед вами ряд утверждений. Определите, насколько вы согласны с

каждым из них. Если вы согласны с утверждением, выберите ответ: «Да»,

если не согласны – «Нет».

Тестовый материал и ключ к нему представлены в Приложении 1.

В результате исследования определится на сколько процентов каждый

человек имеет склонность с определенному виду агрессии. Данная методика

определяет склонность к следующим видам агрессии:

- Склонность к прямой вербальной агрессии;

- Склонность к косвенной вербальной агрессии;

- Склонность к косвенной физической агрессии;

- Склонность к прямой физической агрессии.

Также в данной методике также определяется уровень несдержанности

респондента, который рассчитывается по следующей формуле:

косвенная

физическая агрессия + прямая физическая агрессия + прямая вербальная

агрессия.

17

2.2. Результаты исследование

Бланки заполнялись психологом со слов испытуемых. Проанализировав

заполненные анкеты испытуемых (Приложении 2) внесем данные в таблицу

№ 1.

Таблица № 1. Данные, полученные с помощью методики «Агрессивное

поведение» (Е.П.Ильин, П.А.Ковалев)

п.п

Испытуемые

ФИО, соц.статус

Возраст

Пол

Склонность к

прямой

вербальной

агрессии

Склонность

к косвенной

вербальной

агрессии

Склон-

ность к

косвен-

ной

физичес-

кой

агрессии

Склонность

к прямой

физической

агрессии

уровень

несдержа

нности

1.

Курдюкова В. В., ИТР

33

Жен.

9

7

1

9

19

2.

Вострикова Д.А., ИТР

35

Жен.

3

3

0

1

4

3.

Тюрин О.Г., ИТР

32

Муж.

2

0

0

2

4

4.

Петров С.В., ИТР

33

Муж.

4

3

2

1

7

5.

Титлинов С.Ю., ИТР

35

Муж.

2

1

1

3

6

6.

Машковцева П.Ю., Рук.

40

Жен.

2

6

3

1

6

7.

Дядищева В.П., Рук.

38

Жен.

7

6

2

2

11

8.

Пожильцова О.И., Рук

38

Жен.

8

7

8

9

25

9.

Попов И.П., Рук.

39

Муж.

9

8

3

8

20

10.

Смалев Ю.В., Рук.

36

Муж.

6

4

1

5

12

11.

Корчагина Е.Д., Рабоч.

37

Жен.

9

0

2

2

13

12.

Никитина О.В., Рабоч.

36

Жен.

3

3

0

0

3

13.

Галушкина М.С.,

Рабоч.

31

Жен.

3

3

0

0

3

14.

Петрухин А.И., Рабоч.

33

Муж.

8

4

1

5

14

15.

Скороходова М.В.,

Рабоч.

30

Жен.

4

6

0

0

4

В

результате

исследования

было

выявлено,

что

по

уровню

несдержанности

группа руководителей имеет самые высокие показатели.

Среди них, 2 человека (Пожильцова О.И. и Попов И.П.) показали баллы 25 и

20, это означает, что они несдержанны в агрессии.

Остальные

испытуемые

показали

результаты

достаточной

сдержанности.

Рассмотрим результаты по склонности к различным видам агрессии по

18

группам (ИТР, руководители и рабочие) по средним значениям. Результаты

представим в таблице № 2.

Таблица № 2. Результаты исследования, сгруппированные по группам

п.п

Наименование группы

Склонность к

прямой

вербальной

агрессии

Склонность к

косвенной

вербальной

агрессии

Склонность к

косвенной

физической

агрессии

Склонность к

прямой

физической

агрессии

1.

ИТР

4

2,8

0,8

3,2

2.

Руководители

6,4

6,2

3,4

5

3.

Рабочие

5,4

3,2

0,6

1,4

На основе данных таблицы № 2 проанализируем каждый вид агрессии

в разрезе групп.

1. Склонность к прямой вербальной агрессии. Результаты по данному

виду агрессии представим на рисунке 2.

Рисунок 2 – Результаты исследования склонности к прямой вербальной

агрессии

Из рисунка 2 видно, что среди испытуемых Руководители в большей

степени склонны к

прямой вербальной агрессии, то есть могут наносить

оскорбления и вербальные формы унижения другого.

2.

Склонность

к

косвенной

вербальной

агрессии.

Результаты

по

данному виду агрессии представим на рисунке 3.

19

Рисунок 3 – Результаты исследования склонности к косвенной вербальной

агрессии

Рисунок 3 показывает, что и в

склонности к косвенной вербальной

агрессии

по

значению

лидирует

группа

руководителей.

Это

означает

руководители

в

большей

степени направлены

на

обвинение

или

угрозы,

которые осуществляются в различных высказываниях.

3.

Склонность

к

косвенной

физической

агрессии.

Результаты

по

данному виду агрессии представим на рисунке 4.

Рисунок 4 – Результаты исследования склонности к косвенной физической

агрессии

Рисунок 4 наглядно показывает, что группа ИТР и Рабочие набрали

примерно

равный

показатель

по

склонности

к

косвенной

физической

агрессии и он очень низкий. Руководители имеют баллы в 4 раза выше, чем у

ИТР

и

Рабочих,

что

говорит

о

том,

что

склонность

Руководителей,

направленная

на

принесение

какого-либо

материального

ущерба

другому

20

через непосредственные физические действия намного выше, чем у других

социальных групп среди испытуемых..

4. Склонность к прямой физической агрессии.

Результаты по данному виду

агрессии представим на рисунке 5.

Рисунок 5 – Результаты исследования склонности к прямой физической

агрессии

Прямая

физическая

агрессия

представляет

собой

непосредственное

нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижения. Она

может

принимать

символическую

и

реальную

форму.

Символическая

агрессия

представляет

собой

угрозы

и

запугивание,

прямая

агрессия

непосредственное

физическое

нападение.

Исследование

испытуемых

показало, что склонность к данной агрессии также выше у Руководителей.

Но следует отметить, что у ИТР склонность к прямой физической

агрессии среди испытуемых тоже велика.

Подведем общий итог. Исследование проводилось среди 15 человек,

которые были разделены на 3 равные группы по социальному статусу: ИТР,

Руководители

и

Рабочие.

Была

исследована

склонность

данных

групп

к

различным видам агрессии. В результате исследования было выявлено, что

21

руководители по всем изученным видам агрессии более склонны к ней. ИТР

и Рабочие примерно на одном

уровне и более низком, чем руководители

склонны к агрессии. Можно сделать вывод о том, что гипотеза о том, что

люди различной социальной среды имеют различный уровень агрессивного

поведения верна.

22

Заключение

Обобщая

результаты

проведенного

теоретико-экспериментального

исследования, сформулируем некоторые основные выводы.

1 . Анализ психологической литературы показывает, что агрессивное

поведение чаще всего рассматривается исследователями как одна из форм

реагирования

человека

на

различные

неблагоприятные

в

физическом

и

психическом

отношении

жизненные

ситуации,

вызывающие

стресс,

фрустрацию и другие подобные состояния, выражающаяся в нападении на

непосредственный источник напряженности или объект, замещающий его. В

любом

из

этих

случаев

цель

нападения

психологически

заключается

в

поисках

разрядки

обусловленной

стрессом

внутренней

психической

напряженности.

2.

В

зависимости

от

степени

осознания

ситуации

психической

напряженности возможны три основных формы агрессивного поведения: 1)

субъект

осознает

источник

напряженности

и

непосредственно

на

него

нападает; 2)субъект осознает, чем вызвана его напряженность, но, не имея

возможности по тем или иным причинам непосредственно на него напасть,

подыскивает объект, нападение на который давало бы разрядку; 3) субъект не

осознает, где источник напряженности, и нападает на доступный ему объект.

Агрессия при этом может выступать как одна из форм защиты «Я» и

представлять

собой

основной

способ

решения

проблем,

связанных

с

контролем и сохранением чувства собственной ценности (часто искаженного,

неправильно

понимаемого,

завышенного),

так

как

представляет

собой

действие,

которое

может

приносить

незамедлительные

результаты.

Способность путем применения силы вынудить противника к выполнению

нежелательных для него действий подтверждает контроль над окружением, а

также сохраняет или повышает чувство собственной ценности. Учитывая, что

оценка собственной ценности зависит от сравнения собственного положения

с

положением

других

людей

по

субъективной

шкале

ценностей,

можно

сделать вывод о том, что даже символическая агрессия, не говоря о других ее

23

видах,

может

защитить

от

неприятностей,

связанных

со

сравнительным

снижением собственного статуса.

3.

Исследование

проводилось

среди

15

человек,

которые

были

разделены на 3 равные группы по социальному статусу: ИТР, Руководители и

Рабочие. Была исследована склонность данных групп к различным видам

агрессии. В результате исследования было выявлено, что руководители по

всем изученным видам агрессии более склонны к ней.

ИТР и Рабочие

примерно на одном

уровне и более низком, чем руководители склонны к

агрессии. Можно сделать

вывод о том, что гипотеза о том, что люди

различной

социальной

среды

имеют

различный

уровень

агрессивного

поведения верна.

24

Список литературы

1.

Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы

психологии. – 2000. - №6. –С.112-121.

2.

Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. — М., 2002.

3.

Братусь Б.С. К проблеме человека к психологии. // Вопросы психологии.

1997, №5, с. 4-18

4.

Бурлачук J1. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической

диагностике. — Киев, 1989.

5.

Бурменская

Г.В.,

Карабанова

О.А.,

Лидерс

А.Г.

Возрастно-

психологическое консультирование. - М.: МГУ, 1990.

6.

Вельдер

Р.

К

вопросу

о

феномене

подсознательной

агрессивности

//

Общественные науки и современность. – 1993. - №3. –С.183 –190.

7.

Добров В.В. Консультативная работа: опыт и проблемы // Конструктивная

психология. Опыт и перспективы / Под ред. Б.И. Хасана. - Красноярск,

1990.

8.

Дубинко Н.А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии //

Социально- педагогическая работа. 1997. № 4. 1997. С.85–92.

9.

Ениколопов

С.Н.

Некоторые

результаты

исследования

агрессии

//

Личность преступника как объект психологического исследования. - Под

ред. А.В.Петрова – М.: Из-во Наука, - 1979. – с. 21 – 46.

10.Златогорская О. На тропе доверия. Программа коррекции агрессивного

поведения подростков. // Школьный психолог №№30,31, 2003.

11.Исурина

И.Г.«Групповая

динамика

в

тренинговых

группах

//журнал

практического психолога.1998.№1. С.31-44

12.Кап у с т и н

С . А .

Гр а н и ц ы

во зм ож н о с т е й

п с и хо л о г и ч е с ко г о

консультирования // Вопросы психологии. - 1993. - № 5. - С. 50-56.

13.Клеп

И.П.

Социально-психологиче ские

аспекты

а д ап т а ц и и

формирующейся личности // Человеческий капитал, 2010. - №6. - С.189-

191.

25

14.Клеп

И.П.

Ценностно-смысловые

основания

психологиче ской

безопасности

формирующейся

личности

//

Социальная

политика

и

социология, 2009.- №9.- С.82-88.

15.Козырев, Г.И. Внутриличностные конфликты [Текст] / Г.И. Козырев //

Социально-гуманитарное знание. - М.: 1999. № 2. - С. 108.

16.Колосова С. Агрессия и агрессивность. //Школьный психолог. 2000. № 26.

С. 18.

17.Копьев

А.Ф.

К

методологии

краткосрочного

психологического

консультирования // Вопросы психологии. - 1996. - №4.

18.Лалаянц И. Энергия агрессивности // Семья и школа. – 1995. -№6. –С.20-

21.

19.Левитов Н.Д. Психиатрический состав агрессии // Вопросы психологии .

1972. - №6.

20.Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. – М.:

Академия, 1998. – 302 с.

21.Мясищев

В.Н.

Персонология,

психология

и

медицина.

//

Клинико-

психологические исследования личности. - Л., Медицина. 1971. - С. 5 - 19.

22.Психологический

статус

личности

в

различных

социальных

условиях:

диагностика

и

коррекция

/

Межвузовский

сборник

//

Под

ред.

В.С.Мухиной. – М.: Прометей, 1992, 198 с.

23.Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной

личности // Ананьевские чтения - 97. - 1997. - №2. - С. 13-16.

24.Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности

у

подростков

//

Актуальные

проблемы

деятельности

практических

психологов. - 1999. - №3. - С.6-7.

25.Реан,

А.А.

Агрессия

и

агрессивность

личности.//

Психологический

журнал. 1996. №5. С.3-18.

26.Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 1992. -

№5/6. – С.35-40.

27.Флоренская

Т.А.

Диалог

как

метод

психологии

консультирования

26

(духовно-ориентированный подход) // Психологический журнал , 1994,

т.15,№5,с.44-55

28.Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта //

Психологическое консультирование и психотерапия. Хрестоматия - т. 1.

Теория и методология. - М., 1999. 29 с.

29.Эткинд А.М. Эмоциональные компоненты самоотчетов и межличностных

суждений // Вопросы психологии, 1981, № 2.

27



В раздел образования