Напоминание

Тревожность и проблемы саморегуляции в подростковый период


Автор: Бусова Анна Николаевна
Должность: Педагог–психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 20 г.Липецк
Населённый пункт: г.Липецк, Липецкая область
Наименование материала: Эмпирическое исследование
Тема: Тревожность и проблемы саморегуляции в подростковый период
Раздел: среднее образование





Назад




Содержание

Введение…………………………………………………………………..

1. Тревожность в структуре личности подростка………………………

1.1. Общая характеристика понятия тревожности………………….

1.2.

Особенности

формирования

и

развития

тревожности

в

подростковом возрасте…………………………………………………...

2.Понятие

саморегуляции.

Основные

проблемы

саморегуляции

в

подростковом возрасте ………………………………………………….

2.1. Понятие саморегуляции …………………………………………

2.2. Проблемы саморегуляции в подростковом возрасте…………..

Выводы…………………………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………..

Список литературы……………………………………………………….

3

5

5

8

11

11

13

17

18

19

2

Введение

Психологические

трудности,

а

также

аффективные

расстройства

и

нарушения поведения довольно часто встречаются в детском и подростковом

возрастах.

Тревожность

имеет

ярко

выраженную

возрастную

специфику,

обнаруживающиеся

в

ее

источниках,

содержание,

формах

проявления

компенсации

и

защиты.

Для

каждого

возрастного

периода

существуют

определенные

области,

объекты

действительности,

которые

вызывают

повышенную

тревогу

большинства

детей

в

независимости

от

наличия

реальной

угрозы

или

тревожности

как

устойчивого

образования.

Эти

«возрастные пики тревожности» являются следствием наиболее значимых

социогенных потребностей.

В настоящее время отношение к явлению тревожности в современной

психологии

существенно

изменилось,

и

мнения

относительно

этой

личностной

особенности становятся менееоднозначными и категоричными.

Современный подход к феномену тревожности основывается на том, что

последнюю

не

следует

рассматривать

как

изначально

негативную

черту

личности;

она

представляет

собой

сигнал

неадекватности

структуры

деятельности субъекта по отношению к ситуации. Для каждого человека

характерен

свой оптимальный

уровень

тревожности, так

называемая

полезная тревожность, которая является необходимым условием развития

личности.

К настоящему времени тревожность изучается как один из основных

параметров индивидуальных различий. При этом ее принадлежность к тому

или иному уровню психической организации человека до сих пор остается

спорным вопросом; ее можно трактовать и как индивидное, и как личностное

свойство человека.

Данная

тема

актуальна

потому,

что

при

повышении

уровня

тревожности,

что

особенно

часто

происходит

в

подростковый

период,

3

человек теряет возможность к актуализации собственной личность, так как

повышенная тревожность мешает ему двигаться вперед, расти по социальной

и

профессиональной

лестнице.

Ученые

всего

мира

занимаются

проблематикой

регуляции

подростковой

тревожности,

и

установлением

взаимосвязи между уровнем тревожности и поступками подростка.

Гипотеза.

Между

уровнем

развития

тревожности

подростка

и

его

поведением,

существует

прямая

взаимосвязь.

Подростку

с

повышенным

уровнем тревожности сложно идти на контакт с незнакомыми людьми, очень

тяжело достичь успеха в какой-либо деятельности. Такие подростки в своем

большинстве ведут замкнутый образ жизни.

Предмет

исследования:

проявление

тревожности

и

проблем

саморегуляции в подростковом возрасте.

Объект

исследования:

особенности

проявления

тревожности

и

проблем саморегуляции в подростковом возрасте.

Цель

работы:

изучить

тревожность

и

проблемы

саморегуляции

в

подростковый период.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть тревожность в структуре личности подростка;

-

описать

понятие

саморегуляции,

раскрыть

основные

проблемы

саморегуляции в подростковом возрасте.

4

1. Тревожность в структуре личности подростка

1.1. Общая характеристика понятия тревожности

Тревожность

это

склонность

индивида

к

переживанию

тревоги,

характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из

основных параметров индивидуальных различий [1, с. 25].

Определенный

уровень

тревожности

естественная

и

обязательная

особенность

активной

деятельности

личности.

У

каждого

человека

существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это

так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в

этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля

и

самовоспитания.

Однако,

повышенный

уровень

тревожности

является

субъективным проявление неблагополучия личности.

Проявления

тревожности

в

различных

ситуациях

не

одинаковы.

В

одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они

обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от

складывающихся обстоятельств.

Ситуативно

устойчивые

проявления

тревожности

принято

называть

личностными

и

связывать

с

наличием

у

человека

соответствующей

личностной

черты

(так

называемая

“личностная

тревожность”).

Это

у с т о й ч и в а я

и н д и в и д у а л ь н а я

х а р а к т е р и с т и к а ,

о т р а ж а ю щ а я

предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него

тенденции

воспринимать

достаточно

широкий

“веер”

ситуаций

как

угрожающий,

отвечая

на

каждую

из

них

определенной

реакцией.

Как

предрасположенность,

личностная

тревожность

активизируется

при

восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные,

связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке,

самоуважению.

Ситуативно

изменчивые

проявления

тревожности

именуют

ситуативными,

а

особенность

личности

проявляющей

такого

рода

5

тревожность, обозначают как “ситуационная тревожность”. Это состояние

характеризуется

субъективно

переживаемыми

эмоциями:

напряжением,

беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает

как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по

интенсивности и динамичным во времени.

Личности,

относимые

к

категории

высокотревожных,

склонны

воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном

диапазоне

ситуаций

и

реагировать

весьма

напряженно,

выраженным

состоянием тревожности.

Поведение повышенно тревожных людей в деятельности направленной

на достижение успехов, имеет следующие особенности:

-

высокотревожные

индивиды

эмоционально

острее,

чем

низкотревожные, реагируют на сообщения о неудаче;

-

высокотревожные

люди

хуже,

чем

низкотревожные,

работают

в

стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на

решение задачи;

- боязнь неудачи - характерная черта высокотревожных людей. Эта

боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха;

- мотивация достижения успехов преобладает у низкотревожных людей.

Обычно она перевешивает опасение возможной неудачи;

-

для

высокотревожных

людей

большей

стимулирующей

силой

обладает сообщение об успехе, чем о неудаче;

- низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче [1,

с. 28].

Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и

оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в

себе угрозу.

Деятельность человека в конкретной ситуации зависит не только от

самой

ситуации,

от

наличия

или

отсутствия

у

индивида

личностной

тревожности, но и от ситуационной тревожности, возникающей у данного

человека в данной ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств.

6

Зигмунд Фрейд выделил три вида тревожности:

- Реальный страх - тревожность, связанная с опасностью во внешнем

мире.

- Невротическая тревожность - тревожность, связанная с неизвестной и

не определяемой опасностью.

- Моральная тревожность - так называемая «тревожность совести»,

связанная с опасностью, идущей от Супер-Эго.

По cфере возникновения различают:

- Частную тревожность - тревожность в какой-либо отдельной сфере,

связанную

с

чем-то

постоянным

(школьная,

экзаменационная,

межличностная тревожность и т. п.)

-

Общую

тревожность

тревожность,

свободно

меняющую

свои

объекты, вместе с изменением их значимости для человека.

По адекватности ситуации различают:

- Адекватную тревожность - отражает неблагополучие человека.

- Неадекватную тревожность (собственно тревожность) - тревожность,

проявляющуюся в благополучных для индивида областях реальности.

До сих пор нет единого мнения о причинах тревожности у людей.

Преобладает точка зрения, что тревожность имеет частично врождённую,

частично

приобретённую

природу.

Имея

некоторую

генетически

обусловленную

склонность

к

тревожности,

человек,

в

результате

неправильных

действий

родителей,

педагогов,

внутренних

конфликтов

(прежде всего самооценочного характера) и других социально обусловленных

причин, со временем приобретает её.

7

1.2. Особенности формирования и развития тревожности в подростковом

возрасте

Подростковый

возраст

богат

переживаниями,

трудностями

и

кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы

поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования; это пора

достижений, стремительно наращивания знаний, умений; становление «Я»,

обретение новой социальной позиции.

В подростковом и юношеском возрасте человек строит планы жизни,

ориентируясь на будущее, которое нередко выступает перед ним как сложное,

неопределенное,

пугающее,

что

стимулирует

возникновение

страхов

и

тревоги.

Это

особенно

заметно

в

крупных

промышленных

городах,

отдаленных

от

центра

регионах

России,

где

подрастающее

поколение

испытывает

состояние

неуверенности

и

тревожности

по

отношению

к

будущему.

Именно в этом возрасте, когда формируются самосознание, устойчивые

личностные диспозиции, становятся особенно значимыми воспитательные

воздействия

со

стороны

учителей,

школьных

психологов

и

родителей,

опирающиеся

на

достижения

современной

науки,

изучающей

феномены

развития личности в контексте обширных социальных изменений.

Социально-экономические

преобразования,

продолжающиеся

в

российском

обществе,

порождают

изменения

отношения

больших

масс

людей

к

существующим

условиям

жизни,

что

ведет

к

возникновению

у

подрастающих поколений новых проявлений тревожности.

Подростки

младшие

и

старшие

имеют

свои

отличительные

особенности, и они велики, но можно говорить о типичных, характерных

чертах

этого

периода,

по

уровню

и

характеру

психического

развития,

подростничество

типичная

эпоха

детства,

которая

имеет

ряд

стадий,

которые имеют свои особенности, с одной стороны, а с другой стороны

подросток – растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни [8, с. 74].

8

Достигнутый уровень психического развития, возросшие возможности

подростка,

вызывают

у

него

потребность

в

самостоятельности,

самоутверждении,

признания

со

стороны

взрослых

его

прав,

его

потенциальных возможностей, в том числе, участие в общественно значимых

делах. Между тем, взрослые, подчеркивают, что подросток уже не маленький

ребенок и предъявляя к нему повышенные требования, продолжают порой

отказывать

ему

в

праве

на

самостоятельность,

возможностях

на

самоутверждение. Отсюда и возникают большинство конфликтных ситуаций,

обиды и разнообразные формы протеста.

Основным

новообразованием

подросткового

возраста

является

самосознание,

как

результат

расширения

общения,

усложнившихся

отношений подростка с обществом, с взрослыми, со сверстниками.

Состояние тревожности это следствие подросткового кризиса, который

протекает, по-разному и дезорганирует личность подростка, влияет на все

стороны

его

жизни.

Эти

кризисы

могут

стать

причиной

разных

форм

отклоняющегося

поведения

и

личностных

нарушений,

в

том

числе

и

тревожности, на которой мы остановимся по подробней.

Оскорбление взрослыми чувства собственного достоинства подростка,

воспринимается

им

очень

чувствительно.

Из-за

незнания

взрослыми

периодизации возрастного развития, личность подростка будет развиваться

аномально,

то

есть

«кризис

подросткового

возраста»

будет

протекать

с

осложнениями.

Для

кризиса

идентичности

характерно

переживание

подростком

чувства

неполноценности,

депрессивное

состояние

и

сексуальные

намерения.

Кризис

идентичности,

по

мнению

Х. Решмидта,

можно

рассматривать

как

реакцию

на

утрату

статуса

ребенка,

на

несоответствие биологический возможностей социальным, на неуверенность

в своей компетенции, в своем статусе, на резкие биологические изменения,

происходящие в организме взрослеющего человека [10, с. 118].

Неуверенность и страхи могут достигать такой степени, что возникает

боязнь утратить телесное и душевное единство, поэтому «часто подростки

9

создают поведенческие ритуалы».

Подросток испытывает особую потребность в дружеских отношениях,

где только и возможна система реального равенства. Но возможны конфликты

на почве соперничества. Часто подростки занимают агрессивную роль по

отношению

к

тем

людям,

от

которых

исходит

угроза:

их

престижу,

самооценки. На самом деле, срабатывает механизм психической защиты и

часто он выражается в агрессии. В действительности у таких подростков

часто

низкая

самооценка,

повышенная

тревожность,

неуверенность,

мнительность.

Подростки

чутко

улавливают

отношение

к

ним

взрослых,

оценка

которых

оказывает

большое

влияние,

активно

формируя

самооценку

растущего

человека.

Она

может

быть

как

положительная,

так

и

отрицательная.

Таким образом, конфликты в школе могут приводить к требующим

коррекции поведенческим нарушениям, например, к «школофобии», в основе

часто лежит страх перед школой; боязнь издевательств и оскорблений к

прогулам. Вместе с тем родительский дом служит положительным фактором,

является

причиной

дезадаптации

подростка.

Сюда

входит

ряд

причин:

отягощенные

психические

условия

(дисгармония

в

семье,

частые

ссоры,

конфликты

и

т.д.),

экономическое

положение

родителей,

образование.

Причиной дезадаптации подростка может служить как следствие уход из

школы.

У

таких

подростков

обнаруживаются

личностные

нарушения

и

отклонения

социального

поведения.

Их

исходным

пунктом

часто

служат

нарушения формирования личности, склонность к сниженному настроению,

заниженная самооценка, и, следовательно, неуверенность в себе, высокая

тревожность.

10

2. Понятие саморегуляции. Основные проблемы саморегуляции в

подростковом возрасте

2.1. Понятие саморегуляции

Понятие «саморегуляция» носит междисциплинарный характер. Это

понятие широко применяется в различных областях науки для описания

живых и неживых систем, основанных на принципе обратной связи. Понятия

саморегуляции (от лат. regulare – приводить в порядок, налаживать), которое в

энциклопедическом

варианте

определяется

как

целесообразное

функционирование живых систем разных уровней организации и сложности,

получило развитие как в зарубежной, так и в отечественной психологии. В

настоящее

время

саморегуляция

определяется

как

системный

процесс,

обеспечивающий

адекватную

условиям

изменчивость,

пластичность

жизнедеятельности субъекта на любом из ее уровней.

Саморегуляция

это

системная

характеристика,

отражающая

субъектную

природу

личности,

ее

способность

к

устойчивому

функционированию

в

различных

условиях

жизнедеятельности,

к

произвольной регуляции личностью параметров своего функционирования

(состояния,

поведения,

деятельности,

взаимодействия

с

окружением),

которые оцениваются ею как желаемые [6, с. 293].

Саморегуляция – это заранее осознанное и системно организованное

воздействие индивида на свою психику с целью изменения ее характеристик

в желаемом направлении.

Природа

обеспечила

человека

не

только

способностью

адаптации,

приспособления

организма

к

изменяющимся

внешним

условиям,

но

и

наделила

возможностью

регулировать

формы

и

содержание

своей

активности. В этом плане различают три уровня саморегуляции:

- непроизвольного приспособления к среде (поддержание постоянства

кровяного

давления,

температуры

тела,

выброс

адреналина

при

стрессе,

11

адаптация зрения к темноте и др.);

-

установки,

обусловливающей

слабо

о сознаваемую

или

неосознаваемую готовность индивида действовать определенным образом

посредством навыков, привычек и опыта при предвосхищении им той или

иной

ситуации

(например,

человек

по

привычке

может

использовать

излюбленный прием при выполнении какой-то работы, хотя информирован о

других приемах);

-

произвольной

регуляции

(саморегуляции)

своих

индивидуально-

личностных

характеристик

(текущего

психического

состояния,

целей,

мотивов, установок, поведения, системы ценностей и т.п.).

Саморегуляция

базируется

на

совокупности

закономерностей

функционирования психики и их многочисленных следствиях, известных в

виде психологических эффектов. Сюда можно отнести:

-

активирующую

роль

мотивационной

сферы,

порождающей

деятельность

широком

смысле

слова)

индивида,

направленную

на

изменение своих характеристик;

-

управляющий

эффект

психического

образа,

произвольно

или

непроизвольно возникающего в сознании индивида;

-

структурное

и

функциональное

единство

(системность)

всех

психических

познавательных

процессов,

обеспечивающих

эффект

воздействия индивида на собственную психику;

-единство и взаимообусловленность сфер сознания и бессознательного

как объектов, через которые индивид реализует регулирующие воздействия

на себя;

- функциональную взаимосвязь эмоционально-волевой сферы личности

и ее телесного опыта, речи и мыслительных процессов [6, с. 298].

Саморегуляция

позволяет

человеку

меняться

в

соответствии

с

изменением

обстоятельств

внешнего

мира

и

условий

его

жизни,

поддерживает

необходимую

для

деятельности

человека

психическую

активность,

обеспечивает

сознательную

организацию

и

коррекцию

его

12

действий.

Саморегуляция – это раскрытие резервных возможностей человека, а

следовательно,

развитие

творческого

потенциала

личности.

Применение

приемов

саморегуляции

предполагает

активное

волевое

участие

и,

как

следствие,

является

условием

формирования

сильной,

ответственной

личности.

2.2. Проблемы саморегуляции в подростковом возрасте

Проблема

психической

саморегуляции

является

одной

из

наиболее

глобальных и фундаментальных проблем общей психологии. Это связано с

тем, что при взаимодействии с окружающим миром человек непрерывно

сталкивается

с

ситуацией

выбора

различных

способов

реализации

своей

активности

в

зависимости

от

поставленных

целей,

индивидуальных

особенностей и условий окружающей его действительности, особенностей

взаимодействующих с ним людей.

Особенности саморегуляции начинают формироваться в подростковом

возрасте, но эти особенности еще слишком противоречивы. В подростковом

возрасте

наблюдается

рассогласованность

развития

умений

осознанной

саморегуляции.

Период

юношества

сензитивен

для

овладения

психической

саморегуляцией. В данный период под влиянием психолого-педагогического

статуса,

половых,

индивидуально-личностных

особенностей

возникают

и

закрепляются определенные способы психической саморегуляции.

В

подростковом

возрасте

сформирована

потребность

выделять

значимые

условия

достижения

целей

в

зависимости

от

развитости

и

адекватности оценки результатов своей деятельности и поведения, а также от

способности перестраивать, вносить коррекции в систему саморегуляции

при изменении внешних и внутренних условий.

Подростки полагают, что большинство событий их жизни являются

13

результатом

случая

или

действия

других

людей,

не

считают

себя

ответственным

за

свое

здоровье,

но

ответственны

в

построение

межличностных

отношений

с

окружающими.

Они

предпочитают

действовать импульсивно, не могут самостоятельно сформировать программу

действий, часто сталкиваются с неадекватностью полученных результатов

целям деятельности и при этом не вносят изменений в программу действий,

действуют путем проб и ошибок.

В подростковом возрасте, чем больше сформирована потребность в

осознанном

планировании

деятельности,

тем

больше

потребность

продумывать

способы

своих

действий

и

поведения

для

достижения

намеченных целей, но при этом отличительной чертой подростков является

неадекватность

оценки

значимых

внутренних

условий

и

внешних

обстоятельств, они не всегда замечают изменения ситуации и в зависимости

от этого считают себя менее ответственными за построение межличностных

отношений с окружающими [12, с. 130].

Чем более выражена у подростков потребность продумывать способы

своих действий и поведения для достижения намеченных целей, тем они

более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей, а также склоны

приписывать важное значение внешним обстоятельствам, в зависимости от

выраженности

потребности

в

способности

самостоятельно

планировать

деятельность и поведение.

Подростки,

которые

характеризуются

пластичностью

регуляторных

процессов,

склонностью

обвинять

самого

себя

в

разнообразных

неприятностях и считать, что большинство важных событий в их жизни, это

результат их собственных действий, считают во многом себя ответственными

за своё здоровье.

В

подростковом

возрасте

не

обнаружено

связей

показателей

саморегуляции и субъективного контроля с автономностью.

Юношеский возраст характеризуется высоким уровнем субъективного

контроля,

а

также

большей

потребностью

в

осознанном

планировании,

14

продумывать способы своих действий и поведения, в зависимости от этого

юноши

более

способны,

чем

подростки

выделять

значимые

условия

достижения целей, как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем,

что проявляется в соответствии программ действий планам деятельности,

соответствии получаемых результатов принятым целям.

Юношей

отличает

высокий

уровень

субъективного

контроля

над

значимыми

и

эмоционально

положительными

событиями

и

ситуациями,

развитое чувство субъективного контроля по отношению к отрицательным

событиям

и

ситуациям,

большая

способность

перестраивать,

вносить

коррекции в систему саморегуляции при изменении внешних и внутренних

условий, адекватно реагировать на быстрое изменение событий.

Развитость субъективного контроля позволяет юношам, считать себя

ответственными за события, происходящие в его семейной жизни и за свое

здоровье, считать свои действия важным фактором организации собственной

производственной деятельности, самостоятельно планировать деятельность и

поведение,

организовывать

работу

по

достижению

выдвинутой

цели,

контролировать

ход

её

выполнения,

анализировать

и

оценивать

как

промежуточные, так и конечные результаты, у юношей проявляется большая

автономность в отличие от подростков.

Чем

выше

уровень

субъективного

контроля

над

эмоционально

положительными

событиями

и

ситуациями,

тем

чувство

субъективного

контроля по отношению к отрицательным ситуациям более развито, а также

ответственность

за

события

в

семейной

жизни

и

за

построение

межличностных отношений с окружающими возрастает.

Чем больше у юношей развито чувство субъективного контроля по

отношению

к

отрицательным

ситуациям,

тем

больше

ответственность

за

события, происходящие в семье, в производственной (учебной) деятельности,

за построение межличностных отношений с окружающими.

Автономность в юношеском возрасте проявляется в зависимости от

сформированной

потребности

продумывать

способы

своих

действий

и

15

поведения для достижения намеченных целей, сформированной адекватной

самооценки,

способности

перестраивать,

вносить

коррекции

в

систему

саморегуляции при изменении внешних и внутренних условий, способности

самостоятельно

планировать

деятельность

и

поведение,

организовывать

работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения,

анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты

деятельности.

16

Выводы

Тревожность это эмоциональное состояние, которое характеризуется

субъективным

ощущением

напряжения,

ожидания

неблагополучного

развития

событий.

Возникает

это

состояние

в

ситуации

неопределенной

опасности

(ожидание

негативной

оценки

или

агрессивной

реакции,

восприятие

отрицательного

к

себе

отношения

или

угрозы

своему

самоуважению, престижу) и часто обусловлено неосознаваемым источником

опасности.

Личность

с

выраженной

тревожностью

склонна

воспринимать

окружающий мир как несущий в себе потенциальную угрозу или опасность в

значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности.

Повышенная

тревожность,

несоразмерная

с

вызвавшим

ее

явлением

или

ситуацией,

препятствует

формированию

нормального

адаптивного

поведения, вызывает чрезмерные функциональные сдвиги в физиологических

системах

организма.

Причем

эти

сдвиги,

возникающие

под

влиянием

эмоционально

напряженных

ситуаций,

бывают

значительно

более

выраженными, чем при сильных физических перегрузках и нормализуются

обычно медленнее.

Чем выше уровень проявляемой тревожности у человека, тем сложнее

ему регулировать свои эмоции, и свое поведение. Между тревожностью и

саморегуляцией

существует

прямая

зависимость.

Под

воздействием

внутренней тревоги человек зачастую совершает необдуманные поступки,

так как все разумные мысли парализованы чувством страха и неуверенности

в себе. Таким людям тяжело идти на контакт, они очень редко достигают

успеха в чем-либо.

Подростки

же

с

нормальным

уровнем

тревожности

легко

владеют

ситуацией, своими эмоциями и поведением. Таким людям легко идти по

жизни. Они очень мобильны, общительны, целеустремленны.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что гипотеза,

выдвинутая нами в работе, полностью подтверждается.

17

Заключение

В ходе работы были сделаны следующие выводы:

Проблема

подростковой

тревожности,

как

основы

эмоциональных

расстройств,

в

настоящее

время

является

междисциплинарной.

Она

относится не только к области детской психиатрии, но и к сфере интересов

возрастной,

педагогической,

медицинской

психологии.

Уже

само

понятие

«тревога»

используется

в

различных

значениях,

что

порождает

неопределенность

его

трактовки

на

семантическом

уровне.

Тревогу

рассматривают

и

в

качестве

преходящего

психического

состояния,

возникающего под воздействием стрессогенных факторов, и как феномен,

сопутствующий

фрустрации

социальных

потребностей,

и

в

качестве

специфического личностного свойства.

Тревожность оказывает влияние на все психические функции, особенно

на эмоциональную сферу.

В

связи

с

тревожностью

исчезает

жизнерадостность,

развиваются

хроническая эмоциональная неудовлетворенность и удрученность, тревожно-

пессимистическая

оценка

будущего.

Мышление

становится

скованным

бесконечными

опасениями,

предчувствиями

и

сомнениями.

Из-за

эмоциональной

напряженности

и

боязни

сделать

что-то

не

то

и

не

так,

уменьшается познавательная активность, любознательность.

Тревожность подрывает уверенность в себе, настойчивость и упорство

в

достижении

цели.

Без

веры

в

свои

силы

развивается

пораженческая

психология.

Поскольку

тревожность

лежит

в

основе

целого

ряда

психологических трудностей в развитии личности, изучение тревожности

важно для понимания возрастных особенностей становления личности на

переломных этапах жизненного пути.

18

Список литературы

1.

Бортникова

Л.

Г.

Трудности

общения

как

фактор

становления саморегуляции произвольной активности в подростковом

возрасте [Текст] / Л. Г. Бортникова. - СПб.: Реноме, 2011. — С. 25-29.

2.

Волков Б.С. Психология подростка. – СПб.: ПоР, 2006. –

160 с.

3.

Давыдов

В.В.

Влияние

тревожно сти

учащихся

подросткового

возраста

на

стратегии

поведения

в

конфликтных

ситуациях. - М.: 2007. – 187 с.

4.

Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб.:

Союз, 1997.

5.

Изард К. Э. Эмоции человека. - М.: Издательство Московского ун-та,

1980

6.

Моросанова

В.

И.

Саморегуляция

и

индивидуальность

человека.

/

В. И. Моросанова; Ин-т психологии РАН; Психологический ин-т РАО. -

М.: Наука, 2010. - 519 с.

7.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология .- М.: Высшее образование, 2009.-

213 с.

8.

Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и

школьный возраст. – СПб.: Питер, 2007 – 192 с.

9.

Психология.

Словарь

/

Под

общ.

ред.

А.

В.

Петровского,

М.

Г.

Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990.

10. Ремшмидт

X.

Подростковый

и

юношеский

возраст:

Проблемы

становления личности. М.: Мир, 2004. – 319 с.

11.

Синягина

Н.

Ю.

Психолого-педагогическая

коррекция

детско-

родительских отношений. — М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

12. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология .- М.:

Юрайт, 2012.- 482 с.

19

13. Щербатых Ю. В., Ивлева Е. И. Психофизиологические и клинические

аспекты страха, тревоги и фобий. - Воронеж: Истоки, 1998.

20



В раздел образования