Напоминание

"Зимующие птицы нашего города"


Автор: Гулеватая Ирина Николаевна
Должность: библиотекарь
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 45" г. Читы
Населённый пункт: Забайкальский край, г. Чита
Наименование материала: Библиотечный урок
Тема: "Зимующие птицы нашего города"
Раздел: начальное образование





Назад




Гулеватая Ирина Николаевна,

библиотекарь

Библиотечный урок

«Зимующие птицы нашего города»

(начальные классы)

Цели: Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах и о способах помощи им зимой.

Задачи:

1) образовательные:

-расширить знания о зимующих птицах, показать их разнообразие и красоту, научить выделять существенные признаки птиц, дать

представление о значении подкормки для зимующих птиц;

2) -развивающие:

- развивать умение классифицировать птиц, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире, развитие

устойчивости внимания, долговременной зрительной памяти, восприятия, мелкой моторики через выполнение коррекционных заданий,

расширение и обогащение словарного запаса.

3) воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к птицам, желание помочь им в зимнее время.

Тип урока: сообщение новых знаний

Метод урока: объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: ПК библиотекаря, презентация.

Книжная выставка про зимующих птиц. От земли до неба. Атлас-определитель: книга для учащихся начальных классов. Плешаков А.А;

Разные кормушки для птиц;

семена подсолнечника, крупа пшенки, сухофрукты, конфеты, перловая крупа, овсяная крупа, кедровые орехи, разрезные картинки с

изображением птиц.

Этап работы

Содержание этапа

Деятельность библиотекаря

Деятельность учащихся

1.

1минут

а

Организационный

момент

Приветствие учащихся, приглашение сесть.

Приветствие библиотекаря, настрой на урок.

2.

2 мин.

Мотивация учебной

деятельности

Библиотекарь читает стихотворение.

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром окутан весь.

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь.

Скажите, о каком времени года идет речь в

стихотворении? Какие приметы зимы?

Если птицы остались здесь, то где они остались где?

Дети слушают.

Зима, лес в сугробах, птицы остались здесь

Речь идет о времени года- зиме.

Лес в сугробах, зимний лес, серебром окутан.

Птицы остались в городе, их называют

зимующие.

3

3 мин..

Целеполагание

Какая тема урока?

Какая цель урока?

Какие задачи нашего урока?

Что мы будем узнавать?

На какие виды делятся птицы?

Давайте прогуляемся по зимнему парку и посмотрим,

как там живут птицы?

Определяют тему и цель урока: Зимующие

птицы нашего города, узнать какие зимующие

птицы в нашем городе остались,

о видах, о подкормки для птиц.

Виды: кочующие и оседлые.

4

15 мин

Изучение нового

материала

1) Беседа с учениками

-Представьте, что мы оказались в зимнем парке.

Отгадай загадки и скажи, каких птиц мы там

встретим? (демонстрация картинки птицы после

отгадывании загадки).

В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орёл, а все же птица.

Ведут стайный образ жизни. Издает разнообразный

щебет, чаще всего известное всем чириканье.

Символ мира – это он

И отличный почтальон.

Ученики отгадывают загадку.

Воробей

Оседлый вид птиц. Живут повсюду в

Забайкалье. Слушают пение воробья.

Ученики отгадывают загадку.

А ещё и в дождь и в холод

Путь домой отыщет

Голубь один из самых обычных видов птиц сёл и

городов. Обитает в городских кварталах, крайне

редко залетают вглубь крупных лесопарков.

Питаются в зимнее время пищевыми отходами и

семенами различных растений.

Спинкою зеленовата,

животиком желтовата.

Черная шапочка

И полоска шарфика

Питается семенами деревьев и кустарников,

хлебными крошками. Гнездится у жилищ человека —

в городах, деревнях, селах. Зимой нуждаются в

подкормке.

Прилетела на базар,

Громко всем сказала: "Кар!

Пусть я в школе не учёна,

Но умна, ведь я –

Хорошо приспособился к жизни.

Зимний голод и холод заставляет эту осторожную

птицу жаться ближе к жилью человека. Посещает

свалки, мусорные контейнеры те места, где можно

найти пищевые отходы.

Зимой ведут одиночный образ жизни.

Чернокрылый, красногрудый,

Он везде найдет приют.

Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут.

Эти птицы – гости с севера. Кочующий вид. Питается

преимущественно семенами, почками и ягодами.

Кормясь ягодами, выедает из них семена, а мякоть

плодов выбрасывает.

Голубь

Голуби могут иметь различную окраску –

сизую, бурую, белую.

Слушают пение голубей

Ученики отгадывают загадку.

Синица

Узнать можно по желтой грудке и сёрной

головке.

Слушают пение синички.

Ученики отгадывают загадку.

Ворона

Оседлый вид.

Селится даже в центре г.Читы.

Снегирь

Узнаем птицу по красной грудке

Слушают звуки вороны

Ученики отгадывают загадку.

Снегирь

Гнездится в хвойных и смешанных лесах,

предпочитая участки с преобладанием ели. Снегири

питаются семенами сорных растений и ягодами,

очень любят ягоды рябины, ягоды дикой яблони.

Кормясь ягодами, выедает из них семена, а мякоть

плодов выбрасывает.

Заиграли на свирелях,

Засвистели:"Свири-свир!

Мы клюём рябины кисти

Мы в лесу устроим пир!

Кочующий вид птиц”. Свиристели обитает в хвойных

и смешанных лесах. Питаются преимущественно

ягодами и плодами, например, брусникой, рябиной,

калиной. Птицы необычайно прожорливы и глотают,

ягоды целиком, не расклёвывая.

Гнездится в смешанных и хвойных лесах, состоящих

из сосны, березы и ели.

Чужие гнёзда разоряют,

Различным звукам подражают,

В корм орехи предпочитают,

Красивы и в лесу живут.

– Как эту птицу, скажи, зовут?

Оседлая птица Забайкалья. В зимний период кочует

стайками, парами и в одиночку. Обитает в сосновых,

лиственничных, смешанных лесах, рощах, в долинах

рек, в тайге. Зимой птиц привлекают жилища

человека, где они могут поживиться. Сойки часто

имитируют голоса других птиц и животных. Сойки —

всеядные птицы. Их рацион очень разнообразен:

мышевидные грызуны, яйца и птенцы мелких птиц,

ягоды, орехи, различные семена.

Зимой не заметить разноцветную стайку

снегирей просто невозможно.

Ученики отгадывают загадку.

Свиристель

Слушанье пение свиристеля

Ученики отгадывают загадку.

Их предположение ответов.

Сойка

Знакомятся с птицей.

Слушанье пение сойки

5

2 мин

Физминутка

- Сейчас мы с тобой находимся на прогулке в зимнем

парке.

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

Кар-кар-кар!

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Кар-кар-кар!

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

Уснули.

Встали.

Прыгаем.

Хлопки над головой в ладоши

Повороты туловища влево -вправо.

Наклоны туловища влево -вправо

Хлопки над головой в ладоши

Машут руками как крыльями.

Садятся на корточки, руки под щеку - засыпают.

Сели на место.

6

3 мин

3 мин

Продолжение работы

над темой урока

Беседа «Зачем и чем

кормить птиц зимой?»

Мастер класс

«Изготовление

кормушек»

Подкормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся,

Как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима.

Птицам трудно приходиться зимой?

Особенно часто птицы погибают в конце зимы, когда

почти весь корм повсюду съеден.

Особенно важно регулярно наполнять кормушку.

Люди заботятся о них. А как они о них заботятся?

А вы желали бы, помочь зимующим птицам? Как?

Я, покажу из чего вам можно своими руками

смастерить кормушку.

Когда ночная температура падает до –10°С и ниже,

птицы за ночь теряют до 10% собственного веса!

Чтобы поддержать температуру тела, а она у них

около +40°С и выжить, птицам с самого раннего

Птицам очень трудно зимой.

Мастерят кормушки для птиц.

Смастерить кормушки своими руками.

Запоминают изготовление кормушек.

3 мин

5 мин

Игра «Накормим птиц?»

Игра « Составь целое из

частей»

(пазлы)

утра нужен корм. Но бывает, что к нему не добраться

— естественные места кормления либо занесены

сугробами, либо покрыты непробиваемой ледяной

коркой.

И помочь птицам выжить могут только люди!

Я вам покажу семена, которыми можно покормить

птиц.

- Что можно давать?

(семена тыквы, арбуза, подсолнечника, не солёное

сало, кедровые, арахисовые орехи, сухофрукты).

-Что нельзя давать?

(ржаной хлеб, цитрусовые, соленое сало, чипсы,

жаренные и копчёные продукты)

Ставлю коробку в которой мешочки: семена тыквы,

арбуза, подсолнечника, кедровые, арахисовые орехи,

сухофрукты, ржаной хлеб, цитрусовые, , чипсы,

мармелад, конфеты.

Приложение 1

Один из учеников по желанию. Выбирает

мешочек с кормом и сообщает можно

выбранный корм насыпать в кормушку.

Другой выбирает, что нельзя давать ( в

мешочках: конфеты, печенье, мармелад, чипсы,

печенье)

Собирают пазлы с разрезными картинками

зимующих птиц. Составляют по подгруппой из

разрезных картинок птицу.

Чья команда соберет, называет название птицы,

говорит её вид, чем можно подкормить.

7

1 мин.

Рекомендуемая

литература для чтения

Выставка книг

1.Борис Павлов «Кто поёт в зимнем лесу»

2. Геннадий Снегирёв «Птицы наших лесов»

3. Геннадий Снегирёв «Про птиц»

4.Александр Барков «Зимние птицы»

5.М. Пришвин «Птицы под снегом»

6. Г.Скребицкий «Крылатые соседи»

8

3 мин.

Итог урока

- Что больше всего понравилось на уроке?

- О ком мы говорили сегодня на уроке?

- Каких птиц мы называем зимующими?

- Чем питаются зимующие птицы?

- Природу нужно любить и беречь, и тогда жизнь на

Земле будет счастливой!

На уроке мы говорили о зимующих птицах

нашего города. Это те птицы, которые не

улетели в тёплые края, а остались зимовать.

Называют -зимующие . Два вида: оседлые и

кочующие. Обязательно нужно подкармливать!

Не давать сладкое, солёное, жареное, копчёное.

9

1 мин

Домашнее задание

Раздаю карточки. Приложение2

- По карточке найди зимующих птиц, раскрасить их

правильно.



В раздел образования