Автор: Гулеватая Ирина Николаевна
Должность: библиотекарь
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 45" г. Читы
Населённый пункт: Забайкальский край, г. Чита
Наименование материала: Библиотечный урок
Тема: "Зимующие птицы нашего города"
Раздел: начальное образование
Гулеватая Ирина Николаевна,
библиотекарь
Библиотечный урок
«Зимующие птицы нашего города»
(начальные классы)
Цели: Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах и о способах помощи им зимой.
Задачи:
1) образовательные:
-расширить знания о зимующих птицах, показать их разнообразие и красоту, научить выделять существенные признаки птиц, дать
представление о значении подкормки для зимующих птиц;
2) -развивающие:
- развивать умение классифицировать птиц, развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире, развитие
устойчивости внимания, долговременной зрительной памяти, восприятия, мелкой моторики через выполнение коррекционных заданий,
расширение и обогащение словарного запаса.
3) воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к птицам, желание помочь им в зимнее время.
Тип урока: сообщение новых знаний
Метод урока: объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: ПК библиотекаря, презентация.
Книжная выставка про зимующих птиц. От земли до неба. Атлас-определитель: книга для учащихся начальных классов. Плешаков А.А;
Разные кормушки для птиц;
семена подсолнечника, крупа пшенки, сухофрукты, конфеты, перловая крупа, овсяная крупа, кедровые орехи, разрезные картинки с
изображением птиц.
Этап работы
Содержание этапа
Деятельность библиотекаря
Деятельность учащихся
1.
1минут
а
Организационный
момент
Приветствие учащихся, приглашение сесть.
Приветствие библиотекаря, настрой на урок.
2.
2 мин.
Мотивация учебной
деятельности
Библиотекарь читает стихотворение.
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Скажите, о каком времени года идет речь в
стихотворении? Какие приметы зимы?
Если птицы остались здесь, то где они остались где?
Дети слушают.
Зима, лес в сугробах, птицы остались здесь
Речь идет о времени года- зиме.
Лес в сугробах, зимний лес, серебром окутан.
Птицы остались в городе, их называют
зимующие.
3
3 мин..
Целеполагание
Какая тема урока?
Какая цель урока?
Какие задачи нашего урока?
Что мы будем узнавать?
На какие виды делятся птицы?
Давайте прогуляемся по зимнему парку и посмотрим,
как там живут птицы?
Определяют тему и цель урока: Зимующие
птицы нашего города, узнать какие зимующие
птицы в нашем городе остались,
о видах, о подкормки для птиц.
Виды: кочующие и оседлые.
4
15 мин
Изучение нового
материала
1) Беседа с учениками
-Представьте, что мы оказались в зимнем парке.
Отгадай загадки и скажи, каких птиц мы там
встретим? (демонстрация картинки птицы после
отгадывании загадки).
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а все же птица.
Ведут стайный образ жизни. Издает разнообразный
щебет, чаще всего известное всем чириканье.
Символ мира – это он
И отличный почтальон.
Ученики отгадывают загадку.
Воробей
Оседлый вид птиц. Живут повсюду в
Забайкалье. Слушают пение воробья.
Ученики отгадывают загадку.
А ещё и в дождь и в холод
Путь домой отыщет
Голубь один из самых обычных видов птиц сёл и
городов. Обитает в городских кварталах, крайне
редко залетают вглубь крупных лесопарков.
Питаются в зимнее время пищевыми отходами и
семенами различных растений.
Спинкою зеленовата,
животиком желтовата.
Черная шапочка
И полоска шарфика
Питается семенами деревьев и кустарников,
хлебными крошками. Гнездится у жилищ человека —
в городах, деревнях, селах. Зимой нуждаются в
подкормке.
Прилетела на базар,
Громко всем сказала: "Кар!
Пусть я в школе не учёна,
Но умна, ведь я –
Хорошо приспособился к жизни.
Зимний голод и холод заставляет эту осторожную
птицу жаться ближе к жилью человека. Посещает
свалки, мусорные контейнеры те места, где можно
найти пищевые отходы.
Зимой ведут одиночный образ жизни.
Чернокрылый, красногрудый,
Он везде найдет приют.
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут.
Эти птицы – гости с севера. Кочующий вид. Питается
преимущественно семенами, почками и ягодами.
Кормясь ягодами, выедает из них семена, а мякоть
плодов выбрасывает.
Голубь
Голуби могут иметь различную окраску –
сизую, бурую, белую.
Слушают пение голубей
Ученики отгадывают загадку.
Синица
Узнать можно по желтой грудке и сёрной
головке.
Слушают пение синички.
Ученики отгадывают загадку.
Ворона
Оседлый вид.
Селится даже в центре г.Читы.
Снегирь
Узнаем птицу по красной грудке
Слушают звуки вороны
Ученики отгадывают загадку.
Снегирь
Гнездится в хвойных и смешанных лесах,
предпочитая участки с преобладанием ели. Снегири
питаются семенами сорных растений и ягодами,
очень любят ягоды рябины, ягоды дикой яблони.
Кормясь ягодами, выедает из них семена, а мякоть
плодов выбрасывает.
Заиграли на свирелях,
Засвистели:"Свири-свир!
Мы клюём рябины кисти
Мы в лесу устроим пир!
Кочующий вид птиц”. Свиристели обитает в хвойных
и смешанных лесах. Питаются преимущественно
ягодами и плодами, например, брусникой, рябиной,
калиной. Птицы необычайно прожорливы и глотают,
ягоды целиком, не расклёвывая.
Гнездится в смешанных и хвойных лесах, состоящих
из сосны, березы и ели.
Чужие гнёзда разоряют,
Различным звукам подражают,
В корм орехи предпочитают,
Красивы и в лесу живут.
– Как эту птицу, скажи, зовут?
Оседлая птица Забайкалья. В зимний период кочует
стайками, парами и в одиночку. Обитает в сосновых,
лиственничных, смешанных лесах, рощах, в долинах
рек, в тайге. Зимой птиц привлекают жилища
человека, где они могут поживиться. Сойки часто
имитируют голоса других птиц и животных. Сойки —
всеядные птицы. Их рацион очень разнообразен:
мышевидные грызуны, яйца и птенцы мелких птиц,
ягоды, орехи, различные семена.
Зимой не заметить разноцветную стайку
снегирей просто невозможно.
Ученики отгадывают загадку.
Свиристель
Слушанье пение свиристеля
Ученики отгадывают загадку.
Их предположение ответов.
Сойка
Знакомятся с птицей.
Слушанье пение сойки
5
2 мин
Физминутка
- Сейчас мы с тобой находимся на прогулке в зимнем
парке.
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
Кар-кар-кар!
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
Кар-кар-кар!
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
Уснули.
Встали.
Прыгаем.
Хлопки над головой в ладоши
Повороты туловища влево -вправо.
Наклоны туловища влево -вправо
Хлопки над головой в ладоши
Машут руками как крыльями.
Садятся на корточки, руки под щеку - засыпают.
Сели на место.
6
3 мин
3 мин
Продолжение работы
над темой урока
Беседа «Зачем и чем
кормить птиц зимой?»
Мастер класс
«Изготовление
кормушек»
Подкормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся,
Как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Птицам трудно приходиться зимой?
Особенно часто птицы погибают в конце зимы, когда
почти весь корм повсюду съеден.
Особенно важно регулярно наполнять кормушку.
Люди заботятся о них. А как они о них заботятся?
А вы желали бы, помочь зимующим птицам? Как?
Я, покажу из чего вам можно своими руками
смастерить кормушку.
Когда ночная температура падает до –10°С и ниже,
птицы за ночь теряют до 10% собственного веса!
Чтобы поддержать температуру тела, а она у них
около +40°С и выжить, птицам с самого раннего
Птицам очень трудно зимой.
Мастерят кормушки для птиц.
Смастерить кормушки своими руками.
Запоминают изготовление кормушек.
3 мин
5 мин
Игра «Накормим птиц?»
Игра « Составь целое из
частей»
(пазлы)
утра нужен корм. Но бывает, что к нему не добраться
— естественные места кормления либо занесены
сугробами, либо покрыты непробиваемой ледяной
коркой.
И помочь птицам выжить могут только люди!
Я вам покажу семена, которыми можно покормить
птиц.
- Что можно давать?
(семена тыквы, арбуза, подсолнечника, не солёное
сало, кедровые, арахисовые орехи, сухофрукты).
-Что нельзя давать?
(ржаной хлеб, цитрусовые, соленое сало, чипсы,
жаренные и копчёные продукты)
Ставлю коробку в которой мешочки: семена тыквы,
арбуза, подсолнечника, кедровые, арахисовые орехи,
сухофрукты, ржаной хлеб, цитрусовые, , чипсы,
мармелад, конфеты.
Приложение 1
Один из учеников по желанию. Выбирает
мешочек с кормом и сообщает можно
выбранный корм насыпать в кормушку.
Другой выбирает, что нельзя давать ( в
мешочках: конфеты, печенье, мармелад, чипсы,
печенье)
Собирают пазлы с разрезными картинками
зимующих птиц. Составляют по подгруппой из
разрезных картинок птицу.
Чья команда соберет, называет название птицы,
говорит её вид, чем можно подкормить.
7
1 мин.
Рекомендуемая
литература для чтения
Выставка книг
1.Борис Павлов «Кто поёт в зимнем лесу»
2. Геннадий Снегирёв «Птицы наших лесов»
3. Геннадий Снегирёв «Про птиц»
4.Александр Барков «Зимние птицы»
5.М. Пришвин «Птицы под снегом»
6. Г.Скребицкий «Крылатые соседи»
8
3 мин.
Итог урока
- Что больше всего понравилось на уроке?
- О ком мы говорили сегодня на уроке?
- Каких птиц мы называем зимующими?
- Чем питаются зимующие птицы?
- Природу нужно любить и беречь, и тогда жизнь на
Земле будет счастливой!
На уроке мы говорили о зимующих птицах
нашего города. Это те птицы, которые не
улетели в тёплые края, а остались зимовать.
Называют -зимующие . Два вида: оседлые и
кочующие. Обязательно нужно подкармливать!
Не давать сладкое, солёное, жареное, копчёное.
9
1 мин
Домашнее задание
Раздаю карточки. Приложение2
- По карточке найди зимующих птиц, раскрасить их
правильно.