Автор: Бобровник Ольга Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Гимназия
Населённый пункт: город Абакан Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Роль театра на уроках иностранного языка в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Важной
задачей
стоящей
перед
школой
является
совершенствование
преподавания
английского языка и повышение качества учебно–воспитательного процесса. Для реализации
этой задачи особое значение имеет создание единой системы учебной и внеклассной работы по
английскому языку.
Наблюдая
за
детьми,
я
всегда
понимала,
что
материал
только
тогда
воспринимается и запоминается детьми, когда дети и я прожили этот урок. Я
постоянно чувствовала, что мне чего-то не хватает. И вот однажды ко мне в руки
попала
книга В.А.
Ильева
“Технология
театральной
педагогики
в
формировании и реализации замысла школьного урока”. Театр и школьный
урок! Как совместить эти два понятия?! “Театральная педагогика – дает пример
воспитания
не
только
актера,
но
и
человека
–
творца
вообще,
она
помогает
“выпрямить” человека: увлечь, повлиять на него, преобразить” – эти слова из книги
запомнились мне больше всего. И мне захотелось попробовать! Но это оказалось
достаточно сложно.
Театральная педагогика предполагает изменение роли учителя. Ребенок, как
и взрослый, нуждается в живом, чувствующем, удивляющемся, страдающем и
радующемся собеседнике. Ребенку должно быть интересно, иначе контакт с ним
никогда не будет в полном смысле диалогичен. Иначе и знание, которое педагог
передает
ребенку,
будет
последнему
неинтересно,
а
следовательно,
понизится
мотивация к изучению английского языка.
Практика
показывает,
что
театральные
постановки
являются
серьезным
подспорьем при изучении иностранного языка. Здесь прежде всего не следует
забывать, что любая обучающая пьеса помогает если не полностью снять, то хотя
бы в значительной степени преодолеть языковой барьер, – явление достаточно
широко распространенное как среди дошкольников и школьников, так и среди
студентов:
актеру
легче
скрыть
свою
неуверенность,
спрятавшись
под
маской
своего героя, поскольку при этом он говорит и действует как бы от третьего лица.
Идеи, которые преподавателю необходимо донести до обучающихся, также лучше
воспринимаются
последними,
поскольку
в
процессе
подготовки
спектакля
им
отводится несколько иная, чем на занятии роль и привычные отношения учитель –
у ч е н и к и
п е р е н о с я т с я
в
п л о с к о с т ь
р е ж и с с е р
–
а к т е р ы .
При
этом
преподаватель
при
тщательной
подготовке
спектакля
имеет
возможность
в
живой
и
ненавязчивой
обстановке
довести
до
автоматизма
необходимые для учебного процесса навыки (связанные, к примеру, с коррекцией
произношения, с использованием активной лексики и т.п.), – возможность, которой
он зачастую бывает лишен на обычном занятии из-за ограниченности выделяемого
времени. С этой целью преподаватель может добавлять по своему усмотрению
различные элементы (из области лексики и грамматики), которые в игровой форме
усваиваются
значительно
легче
и
быстрее,
а
многие
обороты
и
крылатые
выражения хорошо запоминаются и, как показывает практика, надолго входят в
используемый лексикон.
Учитывая особенности детей младшего школьного возраста, а я работаю в основном с
детьми
начальной
школы,
я
остановилась
на
использовании нескольких
приемов:
выразительное чтение, инсценировка, этюд, ролевая игра.
Одной из разновидностей игры в театральной педагогике является этюд. На
с в о и х
у р о к а х
я
р е ш и л а
п р и м е н и т ь м е т о д ы группового
этюда -
инсценировку. Упражнения типа “читайте по ролям, инсценируйте рассказ (текст,
историю, сказку)” занимают прочное место в арсенале методических приемов,
используемых на уроке иностранного языка. Именно поэтому с этого приема мои
ученики
и
я
начали
познавать
театральное
искусство.
Для
того,
чтобы
инсценировка была более зрелищной и запоминающейся, я использую на своих
уроках
картинки,
рисунки,
куклы.
Инсценировка
всегда
у
нас
начинается
с
перевоплощения
в
того
героя,
которого
ребенок
будет
играть.
Для
этого
я
использую различные игры (одиночные этюды).
Например, “Magic bag”. Ребенок достает из волшебного мешочка, не глядя в
него, рисунок или игрушку и играет роль того персонажа, которого он достал.
Перед тем как приступить к инсценировке на уроке, отрабатывается лексика
из диалога с помощью разных упражнений:
– Представьте, что на улице идет дождь (при этом я включаю пленку со звуками
дождя). Дождик смыл слова с афиши. Давайте восстановим текст афиши.
– Либо говорю “I am a silly chicken” и достаю картинку цыпленка, помогите мне,
пожалуйста,
составить
рассказ
из
разных
предложений.
Затем
мы
читаем
составленный рассказ по ролям и инсценируем его.
Я
стараюсь
сделать
так,
чтобы
успешный
ребенок
и
менее
успешный
поработали вместе. Время от времени я считаю целесообразным давать более
сложные роли ученикам, занимающим в жизни положение ведомых, дабы они
почувствовали уверенность в себе и осознали свою значимость в группе.
Для учащихся третьих классов, которые уже могут читать, я использую прием
“выразительного чтения” (одиночный этюд). Но это чтение тоже необычное! Я
предлагаю моим детям прочитать тот или иной текст, стихотворение от лица,
например, великана или лилипута, Буратино или Мальвины, или любого другого
сказочного
героя.
До
этого,
мы
отработали
лексику
по
темам
“Внешность”
и
“Черты характера”. Мы описывали этих героев и рассказывали про них. Иногда я
предлагаю ребятам самим провести физкультурную минутку от лица кого – либо.
Получается великолепно!
Ролевая игра – это еще один прием театральной педагогики (парный или
групповой этюды). Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельность
одновременно. Она обладает большими обучающими возможностями. Ролевая игра
имеет образовательное значение. Дети, хотя и в элементарной форме, знакомятся с
технологией
театра.
Само
же
перевоплощение
способствует
расширению
психологического
диапазона,
пониманию
других
людей.
Ролевую
игру
можно
расценивать как самую точную модель общения, так как она переплетает речевое и
неречевое поведение партнеров.
Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении
языкового материала, так как учебная ситуация строится по типу театральных пьес,
что предполагает описание обстановки, характера действующих лиц и отношений
между
ними
Ролевая
игра
обладает
большими
возможностями
мотивационно-
побудительного
плана.
Она
способствует
расширению
сферы
общения.
Это
предполагает предварительное усвоение языкового материала в тренировочных
упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые позволят учащимся
сосредоточиться на содержательной стороне высказывания. К распределению ролей
я
подхожу
очень
ответственно.
Приходится
учитывать
интересы,
темперамент,
взаимоотношения
между
учащимися
в
группе,
индивидуальные
особенности
каждого ученика.
При проведении урока с использованием элементов театральной педагогики я
придерживаюсь определенных методических принципов, таких как:
1.
Педагог активно воздействует на внимание, воображение и мысль учащихся.
2.
Класс примет соучастие в уроке – спектакле, если учитель будет органично
воздействовать на мысли и чувства учащихся с помощью правды и веры в
предлагаемые обстоятельства.
3.
Контрастность в подборе и выполнении упражнений. Принцип контрастности
развивает эмоциональность и способность быстро менять темпоритм поведения.
4.
Комплексность задач в уроке и в каждом упражнении. Комплексные упражнения всегда
активно тренируют слух, память, воображение и мышление, обучают умению в
ограниченные отрезки времени выполнять различные по содержанию действия.
5.
Подлинность и непрерывность педагогических действий. Очень важно, чтобы педагог
сам жил подлинно: смотрел и видел; слушал и слышал; сосредотачивал внимание;
увлекательно и лаконично ставил задачи; вовремя реагировал на верные и
продуктивные действия своих учеников; заражал эмоционально своих воспитанников.
Итак, хочется еще раз подчеркнуть, что использование элементов театральной
педагогики, позволяет целостно развивать личность с одновременным включением
интеллекта,
чувства
и
действия,
помогает
сделать
процесс
обучения
привлекательным и радостным. Кроме того, использование различных приемов
данной
технологии
в
изучении
английского
языка
способствует
освоению
коммуникативной
культуры:
помимо
языковых
форм
дети
учатся
постигать
внешнее и внутреннее содержание образа, развивают способность к обоюдному
пониманию
и
уважению,
приобретают
социальную
компетенцию,
обогащают
словарный запас.
Хочется привести пример использования театральной педагогики на самом
первом
этапе
изучения
английского
языка.
Ученикам
вторых
классов
было
предложено
сделать
собственную
азбуку
английского
алфавита,
затем
выбрать
любимую букву и буквально перевоплотиться в нее. Далее у каждого была своя
роль
-
своя
буква.
Ученик
представил
ее
наглядно
и
подготовил
небольшое
выступление, выучив английский стишок с использованием любимой буквы.