Напоминание

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ


Авторы: Шипикина Татьяна Александровна, Тераз Ольга Александровна
Должность: воспитатель,воспитатель,воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №85"
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Раздел: дошкольное образование





Назад




СТАТЬЯ НА ТЕМУ

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ

ВОЗРАСТЕ

Аннотация.

Патриотизм

зарождается

с

дошкольного

возраста

на

основе любви к Родине, семье, обществу. Успешность патриотического

воспитания зависит во многом от создания для ребенка условий и теплой

уютной атмосферы в детском саду и семье.

Ключевые слова: патриотизм, нравственность, гражданин, личность,

героизм, поступок.

Annotation. Patriotism comes from early childhood on the basis of love

for the country, family, society. The success of the patriotic education depends on

creating the conditions for a child and a warm cozy atmosphere in kindergarten

and family.

Keywords: patriotism, morality, citizen identity, heroism act.

На

данный

момент,

когда

идут

различные

изменения

в

жизни

общества,

главным

из

основных

направлений

работы

с

подрастающим

поколением

стало

патриотическое

воспитание.

В

современном

мире,

в

период нестабильности, возникает острая необходимость снова вернуться к

вековым корням нашего народа, таким понятиям, как «родство», «род»,

Родина.

Современная дошкольная система образования призвана полноценно

обеспечить

воспитание

будущих

патриотов

России.

Реализация

данной

системы

образования

практически

невозможна

без

глубоких

знаний

основных

традиций

своего

края,

своей

Родины.

В

основе

этого

педагогического процесса лежит формирование чувств [1].

Дошкольный возраст как период развития основ личности имеет свои

благоприятные

возможности

для

формирования

высших

социальных

чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Для того, чтобы найти

верный

путь

воспитания

многогранного

чувства

любви

к

Родине,

необходимо представить, на основании каких именно чувств эта любовь

может сформироваться и без какой именно эмоционально - познавательной

основы она не сможет появиться.

Если

патриотизм

рассмотреть

как

преданность,

привязанность,

ответственность по отношению к Родине, то ребенка еще в самом раннем

возрасте необходимо учить быть привязанным к кому-то, чему-то. Прежде

чем ребенок будет сопереживать проблемам и бедам Родины, он должен

приобрести необходимый опыт сопереживания как человеческого чувства.

Восхищение просторами страны, ее богатствами и красотами возникает

лишь тогда, если научить ребенка видеть эту красоту вокруг себя. Прежде

чем

личность

сможет

трудиться

на

благо

Родины,

оно

должен

уметь

ответственно и добросовестно выполнять любое дело, за которое берется

[1].

Что же такое патриотизм? Патриотические чувства формируются в

процессе

жизни

личности.

Люди

с

рождения

естественно

и

незаметно

вбирают в себя содержание окружающей их среды, природы и культуры

своей страны, быта своего народа. Такое освоение всегда сопровождается

позитивными переживаниями, поэтому основой для развития патриотизма

являются глубинные чувства привязанности и любви к культуре, истории,

языку своей страны и своему народу – это и является патриотическим

воспитанием в широком смысле слова.

Как

же

ребенок-дошкольник

может

проявить

свой

патриотизм?

Любовь дошкольника к Родине всегда начинается с отношения к самым

близким ему людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, к своему детскому

саду, дому, городу. Патриотическое воспитание включает в себя не только

2

нравственное, но и трудовое, интеллектуальное, эстетическое и физическое

воспитание.

В.А. Сухомлинский писал, что детство –

это есть каждодневное

открытие

ребенком

мира

и

необходимо

делать

так,

чтобы

оно

стало

познанием человека и отечества, их красоты и величия.

Поэтому

в

период

дошкольного

детства

необходимо

решать

определенные задачи патриотического воспитания: воспитание любви к

семье,

дому,

детскому

саду,

своей

улице,

городу;

развитие

интереса

к

русским

традициям;

расширение

представлений

о

городах

России;

ознакомление детей с символами государства; развитие чувства гордости за

достижения

страны;

формирование

толерантности,

чувства

уважения

к

другим народам, их традициям [3].

Патриотическое воспитание на сегодняшний день – одно из важных

звеньев всей системы воспитательной работы. Патриотические чувства не

возникают сами по себе. Это результат длительного целенаправленного

воспитательного

воздействия

на

человека,

начиная

с

самого

раннего

возраста.

Воспитание

патриотизма

у

дошкольника

происходит

ежесекундно,

на

мероприятиях,

занятиях,

праздниках,

в

играх

и

быту.

Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого

воспитанника детского сада.

Патриотизм

в

сегодняшнем

ДОО

это

воспитание

в

ребенке

нравственных

качеств,

из

которых

впоследствии

и

вырастут

чувство

ответственности, любви, интереса к стране, трудолюбие, желание доводить

дело до конца; ощущение принадлежности к своей земле; своему народу;

чувство и сознание собственной востребованности и незаменимости в этой

стране [2].

Главный мотив в патриотическом воспитании – воспитание в детях

чувства привязанности и ответственности. Именно они являются залогом

патриотизма. Если ребенок ни к чему не привязан, то это будет «здание на

песке».

Чувство

привязанности

необходимо

начинать

с

воспитания

3

привязанности к любимой игрушке, к дому, к детскому саду, любимому

уголку.

Чтобы

у

ребенка

были

вещи,

которые

он

любит,

о

которых

вспоминает и за которые несет ответственность [3].

Таким

образом,

чувство

патриотизма

формируется

на

основании

любви к Родине, обществу, своей семье. С самого детства ребенок учится

не

только

говорить,

ходить,

но

и

любить.

Любить

семью,

родителей,

большую и малую Родину, гордиться сначала своей семьей, а далее и своей

страной. Именно родителями изначально ребенку прививается любовь к

родному краю, а также преданность памяти своих предков, гордость за них.

Очень важно вырастить дошкольника в мире национальной культуры,

так как именно в народном творчестве и сохранились мышление и черты

нации. Погружая дошкольника в национальный быт, мелодику песен, речи,

мы формируем естественную среду для овладения языком родного народа,

его укладом жизни, народными традициями и таким образом развиваем

любовь к большой и малой Родине. Опыт подсказывает, что успешность

патриотического воспитания зависит в первую очередь от создания для

ребенка условий и теплой уютной атмосферы, а также от воспитателя,

который сам должен знать историю жизни своего народа, любить его и

побуждать в детях чувство восторга и гордости за свой народ.

Приучать их наиболее бережно относиться к тому, что уже создано

дедушками, бабушками, папами, мамами, к их труду, ко всему, что их

окружает.

Вся

работа

по

патриотическому

воспитанию

детей

в

ДОО

проводится в следующих направлениях: - развитие чувства привязанности

к своему детскому саду, дому, друзьям в детском саду, своим близким; -

развитие чувства любви к своей малой Родине, к своему родному краю, на

основе

приобщения

детей

к

родной

культуре,

природе

и

традициям;

-

воспитание уважения и благодарности к подвигу соотечественников в годы

войны, а также к воинам Российской Армии [1].

Существуют

различные

формы

воспитания

у

дошкольников

патриотических чувств. Это беседы о родном городе, о хороших людях,

4

Родине, о природе; чтение художественной литературы на патриотические

темы,

знакомство

с

произведениями

народного

фольклора:

пословиц,

поговорок,

загадок,

прибауток,

народных

сказок;

изобразительная

деятельность

по

краеведению

(«Национальные

узоры»,

«Родной

дом»,

«Прогулка по городу»).

Дети рассматривают картины И. Левитана, И. Шишкина и других

больших художников, которые с любовью изображают природу Отчизны;

слушают стихи А. Блока, С. Есенина; знакомятся с различными предметами

народно-прикладного

искусства;

слушают

музыку

П.

Чайковского,

С.

Прокофьева. Также делается определенный подбор стихов и песен для

разучивания; проводятся целенаправленные игры. Конечно, очень важен и

личный пример родителей и педагогов. На детей огромное впечатление

производят рассказы о героях Великой Отечественной войны и труда [3].

Одной

из

основных

задач

патриотического

воспитания

детей

дошкольного возраста является развитие у них активного положительного

отношения к славным защитникам нашей Родины – воинам Российской

армии.

Мужество,

героизм,

стойкость,

а

также

готовность

совершать

подвиги

во

имя

Родины

все

эти

черты

российского

воина

понятны

старшим дошкольникам, вызывают у них желание подражать им, быть

такими

же

мужественными

и

смелыми.

Патриотическое

воспитание

дошкольников включает в себя решение задач не только нравственного, но

и

интеллектуального,

трудового,

эстетического,

умственного,

а

также

физического воспитания.

Данные задачи решаются во многих видах детской деятельности и

развивают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют

его

взаимоотношения

со

сверстниками

и

взрослыми.

Дошкольник

постепенно постигает мир человеческих отношений, а также открывает

законы, по которым и строится взаимодействие людей, то есть его нормы

поведения.

Дошкольник,

стремясь

стать

взрослым,

подчиняет

свои

действия различным общественным правилам поведения и нормам [1].

5

В работе по патриотическому воспитанию воспитатели используют

различные

формы

и

методы

работы

с

родителями.

В

первую

очередь

проводится анкетирование родителей по вопросам семейного воспитания.

Организуется

совместная

работа

родителей

и

детей:

составление

герба

с емьи,

гене а логиче ского

дерева

с емьи.

Чувство

го р д о с т и ,

добросердечности,

дружелюбное

отношение

к

своим

родственникам

возникает тогда, когда дети рассматривают свои работы. С родителями

также

проводятся

тематические

беседы,

консультации

по

вопросам

семейного воспитания

Патриотическое

воспитание

дошкольников

должно

стать

некой

объединяющей

силой,

которая

сможет

вырастить

поколение

настоящих

патриотов,

любящих

свою

Родину,

которое

сможет

приумножить

национальные богатства, а уровень жизни сделать более качественным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В.

Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005.

2.

Веракса

Н.Е.

ОТ

РОЖДЕНИЯ

ДО

ШКОЛЫ.

Примерная

общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е.

Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,

2014.

3. Комратова Н.Г. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет / Н.Г.

Комратова, Л.Ф. Грибова. – М.: Творческий Центр Сфера, 2007.

6



В раздел образования