Напоминание

«Серебряный век: лики модернизма», 11 класс


Автор: Пучкова Марина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Таскаевская СОШ
Населённый пункт: село Таскаево Барабинский район Новосибирская область
Наименование материала: учебный проект
Тема: «Серебряный век: лики модернизма», 11 класс
Раздел: полное образование





Назад




Учебный проект по литературе «Серебряный век: лики модернизма», 11 класс

Визитная карточка учебного проекта

«Серебряный век: лики модернизма», 11 класс

Авторы проекта:

Эмблема проекта:

Пучкова Марина Владимировна

учитель русского языка и литературы

учащиеся 11 класса

МКОУ Таскаевская СОШ Барабинского района

Новосибирской области

Девиз: « Будем как солнце!»

(Из книга поэтов-символистов 1903г.)

Описание проекта

Название темы учебного проекта:

«Серебряный век: лики модернизма»

Учебный проект «Серебряный век: лики модернизма»

является внутриклассным, т.е. предполагает участие уч-ся

одного класса, и межпредметным, поскольку объединяет

учебный материал двух разделов: «Серебряный век

Оборудование:

аудиозаписи стихотворений поэтов

Серебряного века (А.Ахматовой, А

Блока, С.Есенина и др.),

презентации, проекты уч-ся, стихи

одаренных уч-ся, иллюстрации к

стихотворениям поэтов 20 века, муз.

Композиции, романсы на стихи

С.Есенина и др.

русской поэзии» и «Культура 20 века», трёх предметных

областей – литературы, МХК и истории.

На реализацию проекта отведено 10 часов (три учебные

недели). Из них 4ч. – литературы, 6ч. – индивидуально-

групповой деятельности, что соответствует программным

требованиям.

Проект предназначен для уч-ся 11 класса,

занимающихся по программе «Литература»

Т.Ф.Курдюмовой.

Проект учитывает возрастные особенности уч-ся,

направлен на формирование и развитие личностных

результатов, регулятивных, познавательных и

коммуникативных учебных действий, предполагает

организацию познавательной деятельности в условиях

максимального психологического комфорта.

Актуальность проекта:

Тема: «Серебряный век русской поэзии: лики модернизма» - одна из самых интересный тем в

курсе «Литература» 11 класс.

Краткое содержание проекта:

Урок №1

Урок №2

Урок №3

Основой для изучения данной темы является знание

материала по следующим темам из программы 11

класса:

Происхождение и смысл определения понятия

«Серебряный век». Философские и эстетические

предпосылки. Декаданс – модернизм – авангард.

Типология литературных направлений: от реализма к

модернизму. Диалог с классической традицией.

Основные модернистские течения (направления).

Символизм. Теория и практика; европейские истоки

и национальное своеобразие; идея двоемирия и

обновление художественного языка. Два поколения

русских символистов: Старшие символисты. В.

Брюсов – 2конструктор» русского символизма.

Д.Мережковский – теоретик символизма (трактат «О

причинах упадка и о новых течениях современной

русской литературы как первый манифест нового

направления»). К. Бальмонт – «музыка прежде

всего». Младшие символисты. Роль А. Блока,

Андрея Белого, Вяч. Иванова в эволюции

символизма.

Урок №4

Акмеизм. Полемика с символизмом; состав

поэтической группы «Цех поэтов» (А.Ахматова,

О.Мандельштам, С.Городецкий и др.); поиски

определения: от адамизма к акмеизму; предметность

как художественный принцип. Н.Гумилев – теоретик и

практик акмеизма.

Футуризм. Манифест как жанр; эпатаж как принцип;

текст и жест; «слово как таковое» и тема города. Две

версии футуризма: эгофутуризм (Игорь Северянин) и

кубофутуризм. Живописность (Д.Бурлюк) и

«самовитое слово» (А.Кручёных) как принципы

поэтики футуризма. В.Хлебников – ретрофутурист и

утопист. Роль В.Маяковского в истории футуризма.

Цели проекта:

Повторить и обобщить учебный материал по выше

перечисленным темам, избегая пассивного

восприятия учебного содержания, утомляющего

детей;

Через организацию самостоятельной

исследовательской деятельности с

художественными произведениями поэтов

Серебряного века добиться более глубокого и

прочного усвоения уч-ся данной темы. Включить в

самостоятельную деятельность по добыванию

знаний уч-ся с разным уровнем подготовки,

обеспечить активную позицию в обучении всех уч-ся

класса;

Решить современную проблему дефицита общения

между сверстниками, детьми и родителями,

поскольку в ходе проекта школьники помогают друг

другу, а родители вовлекаются в общение с детьми

по поводу проекта, что способствует созданию в

классе атмосферы сотрудничества, взаимопомощи

и товарищества;

Развить чуткость восприятия поэтического слова;

формировать высокие эстетические вкусы,

воспитывать чувство прекрасного, умение ценить и

понимать произведения икусства;

Помочь уч-ся овладеть различными способами

поиска, сбора, обработки, анализа информации в

соответствии с поставленными задачами;

Развивать творческие способности уч-ся;

формировать чувство уверенности в своих силах и

собственной успешности, что важно для воспитании

гармонической личности.

Тип проекта:

По доминирующей деятельности:

Исследовательско-поисковый

По комплексности: межпредметный

По характеру контактов: внутриклассный

По продолжительности: краткосрочный

По количеству участников: индивидуально-групповой

Предмет:

Литература

Класс:

11

Приблизительная

продолжительность проекта:

3 недели, 9 уроков

Основа проекта:

Образовательные стандарты:

Формирование умений анализировать,

классифицироватьматериал; осуществлять

информационный поиск, извлекать и преобразовать

необходимую информацию.

Совершенствование способности применять

приобретённые знания, умения и навыки в процессе

речевого общения в учебной деятельности и

повседневной жизни.

Развитие речевой и мыслительной деятельности,

коммуникативных умений и навыков,

обеспечивающих свободное владение русским

литературным языком в разных сферах и ситуациях

общения; готовности и способности к речевому

взаимодействию и взамопониманию; потребности в

речевом самосовершенствовании.

Планируемые результаты

обучения:

После завершения проекта учащиеся приобретут

следующие умения:

1. Личностные:

развитие мотивации к получению новых знаний;

понимание значимости позитивного стиля

общения и развития навыков сотрудничества;

развитие самостоятельности и ответственности.

2. Метапредметные:

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу,

структурировать материал, подбирать

аргументы для подтверждения собственной

позиции, выделять причинно- следственные

связи в устных и письменных высказываниях,

формулировать выводы;

умение планировать и оценивать учебные

действия в соответствии с задачей, находить

средства для её осуществления;

готовность слушать собеседника, излагать своё

мнение, разрешать споры и конфликты,

договариваться друг с другом;

освоение форм самонаблюдения, самоанализа

и самооценивания;

умение искать, собирать и обрабатывать

информацию.

3 Предметные:

умение устанавливать причинно-следственные

связи, выделять главное, обобщать,

систематизировать, делать выводы;

умение анализировать литературное

произведение, понимать тему, идею,

нравственный пафос; характеризовать его

героев, сопоставлять героев одного или

нескольких произведений.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос:

«Что делать нам с бессмертными стихами?»

(Н.С.Гумилёв)

Проблемные вопросы учебной

темы:

1. Как поэзия Серебряного века отражает состояние

общества, человека?

2. Почему происходят изменения в поэтической

системе?

3. Серебряный век: ренессанс или упадок?

Учебные вопросы:

Вопросы для 1-й группы:

В чём заключаются особенности творчества поэтов

Серебряного века?

Что такое символизм?

В чём вы видите особенность символизма?

Каково отношение символистов к жизни?

Вопросы для 2-й группы:

В чём заключаются особенности творчества поэтов

Серебряного века?

Что такое акмеизм?

В чём видите особенность акмеизма?

Каково отношение акмеистов к жизни?

Вопросы для 3-й группы:

В чём заключаются особенности творчества поэтов

Серебряного века?

Что такое футуризм?

В чём вы видите особенность футуризма?

Каково отношение футуристов к жизни?

План оценивания:

График оценивания:

До работы над проектом

Во время работы над проектом

После завершения работы

над проектом

1. Анкетирование.

2. Обсуждение вопросов.

3. Формирование

творческих групп.

4. Тестирование базовых

знаний в командах.

5. Вводная презентация.

6. Инструкция и памятки.

7. Бланк.

1. Составление контрольного

листа.

2. Бланк.

3. Интервьюирование в

командах.

4. Обсуждение промежуточных

результатов.

5. Самооценивание

деятельности в группе.

6. Лист оценивания группы и

педагога.

7. Взаимооценивание.

1. Контрольный лист

оценивания.

2. Таблица оценивания

проекта.

3. Рефлексия (зачёт).

4. Бланк.

5. Результат (презентация,

рефераты, доклады,

буклеты, тестовые

задания для тренинга).

Описание методов оценивания:

Цель стратегии оценивания: обеспечение контроля реализации задач проекта.

Задачи оценивания:

определить, как ученик овладевает умениями по добыванию и использованию знаний в

проекте;

развивать умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать

себя;

мотивировать уч-ся на успех.

Методы оценивания:

1. мотивирующее оценивание в процессе работы;

2. самооценивание;

3. внитригрупповая оценка;

4. взаимооценка работ другими группами;

5. экспертная оценка учителя;

6. итоговая оценка

Сведения о проекте:

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Для выполнения проекта уч-ся должны:

знать программный материал по курсу «Литература»;

иметь навыки работы на компьютере (обрабатывать текстовую информацию и

представлять результаты исследования в презентации или в сетевых сервисах).

Учебные мероприятия:

выбор темы в соответствии с рабочей программой и учебным планом;

постановка целей и задач проекта;

формулирование основополагающего вопроса;

определение тем для исследования;

создание буклета для уч-ся;

разработка инструкций для групп;

обсуждение проблемных вопросов по теме проекта;

выбор темы уч-ся и формирование групп;

распределение обязанностей в группах;

выбор исследовательских методов и форм представления результатов «Мозговой штурм»);

ознакомление с правилами работы в группе, критериями оценки и планом работы в группе;

рекомендации по поиску информации;

тестирование по теме с целью выявления пробелов в знаниях уч-ся (тест «Проверь себя»);

организация работы по устранению пробелов с помощью карточек для индивидуального

опроса;

обсуждение планов работы групп;

выдвижение гипотезы и поиск путей её решения;

исследовательская деятельность уч-ся;

консультативная помощь учителя;

устное самооценивание и взаимооценивание;

создание презентаций по теме исследования;

оформление результатов проекта;

самооценка уч-ся с помощью листов самооценивания;

оценка вклада группы в работу;

защита проектов;

оценка деятельности групп.

Материалы для дифференцированного обучения:

Ученик с проблемами усвоения

1. Участвовать в поиске информации по конкретным

учебного материала (проблемный

ученик)

вопросам.

2. Создать презентацию по учебной теме.

3. Участвовать в представлении результатов проекта.

Одарённый ученик

1 Взять на себя обязанности координатора группы.

2 Организовать совместную работу в Интернете по

созданию итоговой презентации.

3 Оказывать помощь остальным уч-ся в поиске

материала и выполнении поручений группы.

4 Подготовить презентацию, проанализировать

поэтические произведения представителя

модернистского течения.

5 Подготовить выступление группы.

Ученик - координатор

1. Найти материал по проблеме проекта, составить

библиографию.

2. Проанализировать стихотворение поэта.

3. Участвовать в поиске информации по конкретным

вопросам.

4. Подготовить выразительное чтение стихотворений

поэтов.

5. Создать компьютерный тренажёр по учебной теме.

6. Участвовать в представлении результатов проекта.

Подведение итогов урока.

Дом. задание (по группам). Индивидуальные задания.



В раздел образования