Автор: Пучкова Марина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Таскаевская СОШ
Населённый пункт: село Таскаево Барабинский район Новосибирская область
Наименование материала: учебный проект
Тема: «Серебряный век: лики модернизма», 11 класс
Раздел: полное образование
Учебный проект по литературе «Серебряный век: лики модернизма», 11 класс
Визитная карточка учебного проекта
«Серебряный век: лики модернизма», 11 класс
Авторы проекта:
Эмблема проекта:
Пучкова Марина Владимировна
учитель русского языка и литературы
учащиеся 11 класса
МКОУ Таскаевская СОШ Барабинского района
Новосибирской области
Девиз: « Будем как солнце!»
(Из книга поэтов-символистов 1903г.)
Описание проекта
Название темы учебного проекта:
«Серебряный век: лики модернизма»
Учебный проект «Серебряный век: лики модернизма»
является внутриклассным, т.е. предполагает участие уч-ся
одного класса, и межпредметным, поскольку объединяет
учебный материал двух разделов: «Серебряный век
Оборудование:
аудиозаписи стихотворений поэтов
Серебряного века (А.Ахматовой, А
Блока, С.Есенина и др.),
презентации, проекты уч-ся, стихи
одаренных уч-ся, иллюстрации к
стихотворениям поэтов 20 века, муз.
Композиции, романсы на стихи
С.Есенина и др.
русской поэзии» и «Культура 20 века», трёх предметных
областей – литературы, МХК и истории.
На реализацию проекта отведено 10 часов (три учебные
недели). Из них 4ч. – литературы, 6ч. – индивидуально-
групповой деятельности, что соответствует программным
требованиям.
Проект предназначен для уч-ся 11 класса,
занимающихся по программе «Литература»
Т.Ф.Курдюмовой.
Проект учитывает возрастные особенности уч-ся,
направлен на формирование и развитие личностных
результатов, регулятивных, познавательных и
коммуникативных учебных действий, предполагает
организацию познавательной деятельности в условиях
максимального психологического комфорта.
Актуальность проекта:
Тема: «Серебряный век русской поэзии: лики модернизма» - одна из самых интересный тем в
курсе «Литература» 11 класс.
Краткое содержание проекта:
Урок №1
Урок №2
Урок №3
Основой для изучения данной темы является знание
материала по следующим темам из программы 11
класса:
Происхождение и смысл определения понятия
«Серебряный век». Философские и эстетические
предпосылки. Декаданс – модернизм – авангард.
Типология литературных направлений: от реализма к
модернизму. Диалог с классической традицией.
Основные модернистские течения (направления).
Символизм. Теория и практика; европейские истоки
и национальное своеобразие; идея двоемирия и
обновление художественного языка. Два поколения
русских символистов: Старшие символисты. В.
Брюсов – 2конструктор» русского символизма.
Д.Мережковский – теоретик символизма (трактат «О
причинах упадка и о новых течениях современной
русской литературы как первый манифест нового
направления»). К. Бальмонт – «музыка прежде
всего». Младшие символисты. Роль А. Блока,
Андрея Белого, Вяч. Иванова в эволюции
символизма.
Урок №4
Акмеизм. Полемика с символизмом; состав
поэтической группы «Цех поэтов» (А.Ахматова,
О.Мандельштам, С.Городецкий и др.); поиски
определения: от адамизма к акмеизму; предметность
как художественный принцип. Н.Гумилев – теоретик и
практик акмеизма.
Футуризм. Манифест как жанр; эпатаж как принцип;
текст и жест; «слово как таковое» и тема города. Две
версии футуризма: эгофутуризм (Игорь Северянин) и
кубофутуризм. Живописность (Д.Бурлюк) и
«самовитое слово» (А.Кручёных) как принципы
поэтики футуризма. В.Хлебников – ретрофутурист и
утопист. Роль В.Маяковского в истории футуризма.
Цели проекта:
Повторить и обобщить учебный материал по выше
перечисленным темам, избегая пассивного
восприятия учебного содержания, утомляющего
детей;
Через организацию самостоятельной
исследовательской деятельности с
художественными произведениями поэтов
Серебряного века добиться более глубокого и
прочного усвоения уч-ся данной темы. Включить в
самостоятельную деятельность по добыванию
знаний уч-ся с разным уровнем подготовки,
обеспечить активную позицию в обучении всех уч-ся
класса;
Решить современную проблему дефицита общения
между сверстниками, детьми и родителями,
поскольку в ходе проекта школьники помогают друг
другу, а родители вовлекаются в общение с детьми
по поводу проекта, что способствует созданию в
классе атмосферы сотрудничества, взаимопомощи
и товарищества;
Развить чуткость восприятия поэтического слова;
формировать высокие эстетические вкусы,
воспитывать чувство прекрасного, умение ценить и
понимать произведения икусства;
Помочь уч-ся овладеть различными способами
поиска, сбора, обработки, анализа информации в
соответствии с поставленными задачами;
Развивать творческие способности уч-ся;
формировать чувство уверенности в своих силах и
собственной успешности, что важно для воспитании
гармонической личности.
Тип проекта:
По доминирующей деятельности:
Исследовательско-поисковый
По комплексности: межпредметный
По характеру контактов: внутриклассный
По продолжительности: краткосрочный
По количеству участников: индивидуально-групповой
Предмет:
Литература
Класс:
11
Приблизительная
продолжительность проекта:
3 недели, 9 уроков
Основа проекта:
Образовательные стандарты:
Формирование умений анализировать,
классифицироватьматериал; осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовать
необходимую информацию.
Совершенствование способности применять
приобретённые знания, умения и навыки в процессе
речевого общения в учебной деятельности и
повседневной жизни.
Развитие речевой и мыслительной деятельности,
коммуникативных умений и навыков,
обеспечивающих свободное владение русским
литературным языком в разных сферах и ситуациях
общения; готовности и способности к речевому
взаимодействию и взамопониманию; потребности в
речевом самосовершенствовании.
Планируемые результаты
обучения:
После завершения проекта учащиеся приобретут
следующие умения:
1. Личностные:
развитие мотивации к получению новых знаний;
понимание значимости позитивного стиля
общения и развития навыков сотрудничества;
развитие самостоятельности и ответственности.
2. Метапредметные:
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу,
структурировать материал, подбирать
аргументы для подтверждения собственной
позиции, выделять причинно- следственные
связи в устных и письменных высказываниях,
формулировать выводы;
умение планировать и оценивать учебные
действия в соответствии с задачей, находить
средства для её осуществления;
готовность слушать собеседника, излагать своё
мнение, разрешать споры и конфликты,
договариваться друг с другом;
освоение форм самонаблюдения, самоанализа
и самооценивания;
умение искать, собирать и обрабатывать
информацию.
3 Предметные:
умение устанавливать причинно-следственные
связи, выделять главное, обобщать,
систематизировать, делать выводы;
умение анализировать литературное
произведение, понимать тему, идею,
нравственный пафос; характеризовать его
героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос:
«Что делать нам с бессмертными стихами?»
(Н.С.Гумилёв)
Проблемные вопросы учебной
темы:
1. Как поэзия Серебряного века отражает состояние
общества, человека?
2. Почему происходят изменения в поэтической
системе?
3. Серебряный век: ренессанс или упадок?
Учебные вопросы:
Вопросы для 1-й группы:
В чём заключаются особенности творчества поэтов
Серебряного века?
Что такое символизм?
В чём вы видите особенность символизма?
Каково отношение символистов к жизни?
Вопросы для 2-й группы:
В чём заключаются особенности творчества поэтов
Серебряного века?
Что такое акмеизм?
В чём видите особенность акмеизма?
Каково отношение акмеистов к жизни?
Вопросы для 3-й группы:
В чём заключаются особенности творчества поэтов
Серебряного века?
Что такое футуризм?
В чём вы видите особенность футуризма?
Каково отношение футуристов к жизни?
План оценивания:
График оценивания:
До работы над проектом
Во время работы над проектом
После завершения работы
над проектом
1. Анкетирование.
2. Обсуждение вопросов.
3. Формирование
творческих групп.
4. Тестирование базовых
знаний в командах.
5. Вводная презентация.
6. Инструкция и памятки.
7. Бланк.
1. Составление контрольного
листа.
2. Бланк.
3. Интервьюирование в
командах.
4. Обсуждение промежуточных
результатов.
5. Самооценивание
деятельности в группе.
6. Лист оценивания группы и
педагога.
7. Взаимооценивание.
1. Контрольный лист
оценивания.
2. Таблица оценивания
проекта.
3. Рефлексия (зачёт).
4. Бланк.
5. Результат (презентация,
рефераты, доклады,
буклеты, тестовые
задания для тренинга).
Описание методов оценивания:
Цель стратегии оценивания: обеспечение контроля реализации задач проекта.
Задачи оценивания:
определить, как ученик овладевает умениями по добыванию и использованию знаний в
проекте;
развивать умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать
себя;
мотивировать уч-ся на успех.
Методы оценивания:
1. мотивирующее оценивание в процессе работы;
2. самооценивание;
3. внитригрупповая оценка;
4. взаимооценка работ другими группами;
5. экспертная оценка учителя;
6. итоговая оценка
Сведения о проекте:
Необходимые начальные знания, умения, навыки
Для выполнения проекта уч-ся должны:
знать программный материал по курсу «Литература»;
иметь навыки работы на компьютере (обрабатывать текстовую информацию и
представлять результаты исследования в презентации или в сетевых сервисах).
Учебные мероприятия:
выбор темы в соответствии с рабочей программой и учебным планом;
постановка целей и задач проекта;
формулирование основополагающего вопроса;
определение тем для исследования;
создание буклета для уч-ся;
разработка инструкций для групп;
обсуждение проблемных вопросов по теме проекта;
выбор темы уч-ся и формирование групп;
распределение обязанностей в группах;
выбор исследовательских методов и форм представления результатов «Мозговой штурм»);
ознакомление с правилами работы в группе, критериями оценки и планом работы в группе;
рекомендации по поиску информации;
тестирование по теме с целью выявления пробелов в знаниях уч-ся (тест «Проверь себя»);
организация работы по устранению пробелов с помощью карточек для индивидуального
опроса;
обсуждение планов работы групп;
выдвижение гипотезы и поиск путей её решения;
исследовательская деятельность уч-ся;
консультативная помощь учителя;
устное самооценивание и взаимооценивание;
создание презентаций по теме исследования;
оформление результатов проекта;
самооценка уч-ся с помощью листов самооценивания;
оценка вклада группы в работу;
защита проектов;
оценка деятельности групп.
Материалы для дифференцированного обучения:
Ученик с проблемами усвоения
1. Участвовать в поиске информации по конкретным
учебного материала (проблемный
ученик)
вопросам.
2. Создать презентацию по учебной теме.
3. Участвовать в представлении результатов проекта.
Одарённый ученик
1 Взять на себя обязанности координатора группы.
2 Организовать совместную работу в Интернете по
созданию итоговой презентации.
3 Оказывать помощь остальным уч-ся в поиске
материала и выполнении поручений группы.
4 Подготовить презентацию, проанализировать
поэтические произведения представителя
модернистского течения.
5 Подготовить выступление группы.
Ученик - координатор
1. Найти материал по проблеме проекта, составить
библиографию.
2. Проанализировать стихотворение поэта.
3. Участвовать в поиске информации по конкретным
вопросам.
4. Подготовить выразительное чтение стихотворений
поэтов.
5. Создать компьютерный тренажёр по учебной теме.
6. Участвовать в представлении результатов проекта.
Подведение итогов урока.
Дом. задание (по группам). Индивидуальные задания.