Автор: Хлызова Юлия Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №265"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: конспект развлечения
Тема: "Проводы зимы"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №265» г.Перми
Развлечение в старшей группе «Любознайки».
«Проводы зимы».
Подготовила Хлызова Юлия Сергеевна
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе формирования
представлений у детей о традициях празднования русским народом
масленицы.
Задачи: Создать условия для знакомства детей с традициями русского народ,
с праздником масленица. Создать
условия для формирования представлений о народных обрядах и обычаях
связанными с праздником масленица. Создать
условия для стимулирования речевой активности детей. Создать
условия для положительного эмоционального настроения у детей.
Воспитывать любовь к культуре своего народа.
Оборудование и атрибуты: ширма, куклы для кукольного театра (тетка
Маланья, скоморохи, чучело масленицы, деревянные палочки для игры по
количеству детей).
Ход праздника: (воспитатели за ширмой озвучивают персонажей).
Тетка Маланья: Здравствуйте, гости дорогие! А не надоела ли вам зима?
Намерзлись в морозы, намаялись. Ну да ничего. Скоро и к вам Весна красная
придет! Я сейчас стих прочитаю, а вы сами поймете, о чем речь пойдет.
В этот праздник не скучают, Всё
в веселье превращают
Печь на улице стоит
Выпекать блины велит
С маком, творогом, капустой
Чтобы было очень вкусно
К самовару подходи – ароматный чай бери!
Тетка Маланья: Что за праздник такой, люди в конце февраля, начале марта
празднуют и блины пекут?
Дети: Ответы.
Тетка Маланья: пусть за окном снег идет, а мы сейчас вместе Масленицу
позовем, чтобы она быстрее, к нам пришла и Весну за собой привела!
Приезжай к нам в гости Масленица,
На широкий двор –
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешаться!
(Дети повторяют закличку и ждут гостей.) Приходят скоморохи.
Скоморохи: И на горках покатаемся, и блинов поедим, и масленицу встретим.
Но сначала мы о ней расскажем вам.
Рассказ скоморохов:
- А вы знаете, почему Масленицу так назвали? Потому что все, целую
неделю, пекли блины. На блины звали дорогих гостей, чтоб больше
счастливых дней в году было. В сёлах и городах строили ледяные горки,
крепости из снега, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, столы с
разнообразными кушаньями и напитками. Взрослые ходили в гости, дети
забавлялись катанием на санках, объедались блинами.
Тетка Маланья: За окошком солнышко выглянуло, а не пора ли нам гости
дорогие поиграть с ребятишками.
Проводится игра «Родничок» (на полу кладутся две одинаковые веревки, они
обозначают родничок). Все дети выходят на середину и делятся на 2
команды. Обхватывают друг друга руками за пояс и поют:
Разлился родничок Золотой рожок
Разлился ключевой,
Белый, снеговой Уу-ух!
(На слове «Уу-ух!» нужно боком всем вместе перепрыгнуть через веревку. Та
команда, в которой ни один человек не наступит на веревку, выигрывает.)
(После игры дети снова садятся перед ширмой на стулья.)
Скоморохи: А сейчас загадки отгадайте!
Кто всю зиму лежал, а весной в лес побежал? (Снег)
Что выше леса, краше света, без огня горит? (солнце)
Без рук, без ног, а рисовать умеет? (Мороз)
Летели серые гуси, нароняли белого пуха (тучи и снег)
Молодцы, детишки, все-то вы знаете!
Скоморохи: А сейчас дальше про Масленицу расскажем.
Понедельник – назывался встреча. Дети зазывали: «Масленица, красная
Краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовой дом душою потешиться, умом
повеселиться.
Вторник – назывался заигрыши. В этот день звали родных и знакомых: «У
нас горы готовы и блины испечены – просим жаловать».
Среда – лакомки. В этот день приходили тёще на блины, звали гостей.
Четверг – назывался разгуляем. В этот день с утра до вечера веселились,
гуляли, водили хороводы, пели частушки.
Пятница – тещины вечеринки. С почестями тещу и ее родню приглашали на
обед.
Суббота – золовкины посиделки. Молодые приглашали в гости к себе
Золовок, дарились подарки. Последний день Масленицы – Прощеное
Воскресенье. Сжигали чучело – символ Зимы, провожали зиму до
следующего года. Также просили друг у друга прощения. А в ответ слышали:
«Бог простит». Уходит Масленица, а вместе с ней и Зима. Весна вступает в
свои права.
Тетка Маланья: А не поиграть бы нам в игру «Малечина – калечина». Надо
произнести: «Малечина – калечина, сколько часов осталось до вечера, до
зимнего?» После слов «До зимнего?» поставить палку на ладонь.
(Как только поставят палочки, воспитатель считает: «Один, два, три – 10».
Выигрывает тот, кто дольше продержит предмет (палку). Можно давать
разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать,
кружиться.)
Скоморохи: Давайте закличу произнесем и к солнышку обратимся:
Красное, разожгись!
С Весной красною вернись!
Красно-солнышко,
В дорогу выезжай!
Зимний холод прогоняй!
(Дети повторяют закличку несколько раз).
Появляется чучело масленицы.
Дети поют:
Ой, да Масленица на двор выезжает
Широкая на двор выезжает!
А мы, маленькие, ее встречаем!
Ой, да Масленица, погости немножко!
Ой, да широкая, погости немножко!
После песни рассказать детям об обычае сжигания чучела. Дети прощаются
с персонажами.
Представление заканчивается чаепитием.