Напоминание

Виды продуктивной деятельности


Автор: Шульц Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Металлплощадская СОШ
Населённый пункт: г. Кемерово, п. Металлплощадка, Кемеровская обл. Кемеровский р–н
Наименование материала: Методика продуктивных видов деятельности
Тема: Виды продуктивной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Виды продуктивной деятельности: рисование, лепка,

аппликация, конструирование.

Исследования последних лет показывают, что из года в год растет количество

детей, имеющихотклонения в речевом и личностном развитии.

Развитие

детской

личности является

актуальной

проблемой

современной

педагогики. Развивать личность детей необходимо различными путями, в том

числе и с помощью продуктивной деятельности.

Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от

степени

сформированности

тонких

движений

пальцев

рук.

Работа

на

занятиях продуктивной деятельностью способствует развитию воображения,

представления,

развиваются

разнообразные

движения

пальцев

рук:

координация

обеих

рук,

координация

глаз-рука-предмет,

зрительный

контроль.

Основа

продуктивной

деятельности

это

интегрированный

подход

к

занятию, т.е., это процесс который позволяет ребенку снять напряжение,

утомление, это переключение на различные виды деятельности.

Продуктивной

деятельностью называют

деятельность

ребенка

под

руководством

взрослого,

в

результате

которого

появляется

определенный

продукт созданный ребенком.

К продуктивным видам

деятельностиотносятся: конструирование, рисование, лепка, аппликация и

др.

Самое большое удовольствие для ребенка – это работа с природными или

«необычными»

материалами

+

традиционные

элементы

продуктивной

деятельности.

Созданный в ходе продуктивной деятельности продукт позволяет определить

отношение ребенка к окружающему миру, его эмоциональное настроение,

понимание

предмета,

как

образ

целого.

Следовательно,

продуктивную

деятельность можно рассматривать как инструмент диагностики ребенка на

развитие когнитивных навыков, а так же на личностное развитие ребенка.

Рисование, лепка, конструирование и аппликация способствуют раскрытию

индивидуальности

ребенка,

эмоции,

получаемые

ребенком

при

работе

с

различным материалом, являются движущей силой, которая лечит детскую

психику, помогает справиться с различными трудностями и негативными

жизненными обстоятельствами.

Конструирование

Конструктивная

деятельность значима

и

актуальна

для

развития

и

коррекции

пространственных

представлений,

образного

мышления,

речи,

творческого

воображения,

моторики,

предпосылок

компьютерного

конструирования

у

ребенка

с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

их

нормально

развивающихся

сверстников.

Однако

с и с т е м н ы е

и с с л е д о в а н и я

п о

р а з в и т и ю

конструктивных способностей у детей с задержкой

психического развития практически отсутствуют.

Основополагающим

моментом

в

конструировании

выступает аналитико-

синтетическая

деятельность

по

обследованию

предметов,

дающая

возможность определить структуру объекта и его частей, учесть логику их

соединения.

Коррекционно-развивающиеся задачи:

1. развивать

конструктивные

способности,

с а м о с тоя т е л ь н о с т ь ,

коммуникативные умения у детей с ЗПР, мелкую моторику, интерес к

конструированию и движениям;

2. повышать самооценку у детей с ЗПР;

3. анализ постройки совместно с взрослым (дети с ЗПР);

Воспитательные задачи:

1. доставить детям радость от совместной деятельности;

2. воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, аккуратность.

Лепка

В с е

п р е к р а с н о

з н а ют,

ч то л е п к а

и з

пластилина помогает малышу развить мелкую

м о т о р и к у,

у с и д ч и в о с т ь ,

в н и м а н и е ,

пространственное

мышление,

фантазию.

Познакомить ребёнка с пластилином можно

тогда,

когда

его

можно

удобно

усадить

и

помочь ему владеть своими ручками. Но дети

с

ограниченными

возможностями,

как

показывает

наша

практика,

пластилин

не

любят,

но

отказываться

от

этого

вида

продуктивной деятельности нельзя, ни в коем

случае.

Мы

заменяем

пластилин соленым

тестом и

по степенно

приучаем

малышей

работать с ним. Тем более, что соленое тесто можно приобрести и в готовом

виде, оно очень яркое и приятное для детей.

Рисование

Рисование тесно

связано

с

развитием

наглядно-действенного

и

наглядно-

образного мышления, а также с выработкой новых

навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения,

обобщения и т.п.

Работая

над

рисунком,

ребенок

учится

выделять

внешние

особенности

предмета,

главные

и

второстепенные

детали,

соотносит

одну

часть

предмета с другой. Учится представлять результат

своей работы.

Занятия рисованием очень важны. Ребенок учится

удерживать определенное положение корпуса, рук,

развивает

тонкую

координацию

пальцев;

регулирует

наклон

карандаша,

кисти, размах, темп движения, силу нажима; учится слушать и выполнять

задание. В течение детства изобразительное искусство проходит ряд стадий.

По ним можно определить развивается ребенок в соответствии со своим

возрастом, опережает его или отстает в развитии. Настоящий возраст ребенка

и «возраст развития» не всегда совпадают.

На занятиях с детьми мы учитываем их возможности, их потенциал ставим

цели для себя и ребенка и последовательно достигаем их. Каждая возрастная

норма имеет свои цели и задачи. Самым сложным для нас и детей – это до

изобразительный

этап,

так

называемые «каракули».

Для

того

чтобы

«каракули» появились необходимо научиться применять силу мышц кисти,

научиться удерживать карандаш.

Аппликация

Аппликация –

один

из

любимых

детьми

видов

изобразительной

деятельности:

детей

радуют

яркий

цвет

бумаги,

расположение

фигур,

большой интерес вызывает у них техника вырезания и наклеивания.

На

занятиях

аппликацией

особо

следует

выделить организацию

обследования предметов.

Обследование –

это

организованный

взрослыми

процесс

восприятия

предмета, который, заключается в том, чтобы выделить стороны и свойства

предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно осуществить

процесс изображения. В процессе такого восприятия у детей формируются

отчетливые представления о тех свойствах и качествах предметов, которые

важны для изображения (о форме, величине, строении и цвете предмета).

Нужно учить детей воспринимать. Самостоятельно они не могут овладеть

этим

процессом.

Форма,

строение,

цвет,

прежде

всего,

воспринимаются

зрительно,

поэтому

предметы

необходимо

рассмотреть,

а

самое

главное

ощупать.

Наиболее интересной и доступной для детей,

является а п п л и к а ц и я

и з

бу м а г и

я р к и х

расцветок.

У

детей,

имеющих

отставание

в

развитии,

всегда

нарушена

тонкая

координация

рук,

поэтому

само стоятельно

п ол ь з о ват ь с я

ножницами они не могут, все заготовки для

аппликаций

готовятся

специалистами

или

родителями. Также бумагу можно просто рвать

на

мелкие

кусочки,

что

доставляет

детям

огромную радость оттого, что они это делают

самостоятельно, это улучшает мелкую моторику, увеличивает силу мышц

кисти,

улучшает

координацию

пальцев

рук,

формирует

захваты

пальцев.

Затем эти кусочки дети окунают в клей и наклеивают на лист бумаги.

Аппликация, лепка, конструирование, рисование -

являются

очень

важным

инструментом

при

формировании

двух

высших

мозговых

функций

– праксиса и гнозиса.

Практическое задание 2. Разработать перспективный план работы

по развитию продуктивной деятельности (на месяц). Возрастную группу

и образовательную программу слушатель выбирает самостоятельно.

Перспективное планирование по развитию продуктивной

деятельности на ноябрь по работе с детьми 3-4 лет.

Задачи развития

Форма организации

образовательного

процесса

Организация среды

Учить ребенка проявлять

эмоциональное отношение к

процессу деятельности;

создавать яркие образы:

Продолжать учить

правильно держать

карандаши, кисть, не

напрягая мышц и не сжимая

сильно пальцы;

Упражнять рисовать

предметы окружной формы,

передавать в рисунке прямые

длинные (горизонтальные)

линии.

Учить чередовать цвета.

Закреплять знание названий

цветов (красный, синий,

желтый, зеленый).

Воспитывать стремление

добиваться хорошего

результата. Развивать

цветовое восприятие.

Вызывать у детей радость

от созданного ими

изображения. Формировать

навыки аккуратной работы.

Учить ориентироваться на

плоскости листа (вправо-

влево, вниз-верх, правый

левый угол, и Т.Д.)

«Колечки большие и

маленькие»

«Красивые и воздушные

шары»

«Яблоки»

«Украсим коврик для

щенят»

Бедный зайчик заболел, ни

чего сутра, ни ел.

Пластмассовые кольца

(большие и маленькие ½

альбомного листа, цветные

карандаши).

Воздушные шары 2 цвета

гуашь. (Шары по

количеству детей) ½

альбомного листа.

½ альбомный лист с

изображением контура

дерева, гуашь (красная,

желтая), муляжи яблок.

½ альбомного листа,

гуашь два цвета, игрушка

собачка.

Кисти, клей, салфетки,

формы, два зайчика

(грустный, веселый),

альбомный лист.

½ альбомного листа,

зеленые треугольники;

6см, 5см, 4см и высотой

3см, 2,5см, 2см,

коричневый квадрат 1х1см,

цветные маленькие

Наклеивать готовые формы

в определенной

последовательности,

учитывать их величину и

высоту, от самого большого

до самого маленького.

Участвовать в совместимой

деятельности.

В ходе лепки подводить

детей к изображению посуды

(тарелка, ложка, блюдце):

Учить лепить из круглой

формы чашку, путем

вдавливания пластилина,

сглаживать поверхность

мокрой тряпочкой;

Учить детей самостоятельно

намечать тему, доводить

задуманное до конца.

Развивать художественный

вкус и эмоциональную

отзывчивость.

Воспитывать заботливое

отношение к животным и

интерес к ним.

Овладевать элементарными

конструкторскими навыками

(представлять, прикладывать,

делать простые

прикрытиями).

Учить сравнивать предметы

по ширине.

«Елочка-елка»

«Чашка для молока»

«По замыслу»

кружочки.

Пластилин, доски,

мокрые салфетки, образы

керамической и

деревянной посуды.

Пластилин, дощечки,

салфетки, природный

материал.

Схема, кирпичики

строительный материал.

Игрушки для построек.

Образец постройки.

Строительный набор,

схема ворот.

Учить выполнять

простейшую конструкцию по

графической модели.

Развивать умении

соотносить элементы

графической модели с

частями предметного

образца, устанавливать

соответствие между ними.

Сформировать понятие

(широкая- узкая).

Обогащать речь детей

высказыванием: красная

дорожка шире зеленой,

зеленая дорожка уже

красной.

Воспитывать аккуратность.

«Дорожки разной ширины»

«Ворота для заборчика»



В раздел образования