Напоминание

Комплексное применение в учебно–тренировочном процессе усовершенствованных методов и приемов обучения, форм занятий


Автор: Гребёнкин Алексей Михайлович
Должность: тренер–преподаватель
Учебное заведение: МКУ ДО "Сузунская ДЮСШ"
Населённый пункт: р.п.Сузун
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Комплексное применение в учебно–тренировочном процессе усовершенствованных методов и приемов обучения, форм занятий
Дата публикации: 10.08.2018
Раздел: дополнительное образование





Назад




Комплексное применение в учебно-тренировочном процессе

усовершенствованных методов и приемов обучения, форм занятий для

повышения внутренней мотивации обучающихся и эффективности учебно-

тренировочного процесса

Основным

фактором

образовательного

результата

для

меня

является

самостоятельная, познавательная деятельность моих воспитанников, (а не

просто выполнение определенных заданий, которые даёт тренер), и творческое

мышление как ключевой элемент результата образования, для этого я не только

использую различные методы, формы и приемы обучения, но и стараюсь их

совершенствовать, модифицировать с учетом особенностей обучающихся для

повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.

Организовать целенаправленную учебно-тренировочную деятельность

сложная методическая задача. Я решаю ее с помощью сочетания традиционных и

инновационных

(активных

и

интерактивных)

методов

обучения,

которые

содействуют

формированию

творческой,

активной

личности,

повышают

у

школьников мотивацию, самооценку, уверенность в себе.

Основные методы, используемые мною в учебном процессе:

- повторный метод

( в зависимости от целей и задач этапа подготовки

использую повторный метод в разных вариантах, различающихся по характеру и

величине проявляемых усилий (максимальный, умеренного воздействия и т.д.),

по

характеру

повторности

(повторный,

интервальный

и

т.д.),

по

составу

упражнения (целостный, расчлененный и т.д.);

-

игровой

метод

(позволяет

сохранить

интерес

в

процессе

занятия,

использую

игры-задания

по

освоению

захватов

различной

плотности

и

активности, по освоению блокирующих действий, по освоению умения теснения

по площади поединка, игры-задания с необычным началом поединка (дебютом),

спортивные игры в разных вариантах);

-

соревновательный

метод (вызывающий проявление резервных сил и

возможностей, создающих психологическую подготовленность).

В практике своей профессиональной деятельности пришел к выводу, что

эти методы «в чистом виде» в обучении рукопашному бою не очень эффективны,

так

как

многообразие задач, которые необходимо уметь решить в реальном

рукопашном

бою,

диктует

необходимость

многоплановой

подготовки

бойца:

уметь противостоять без оружия вооруженному холодным оружием противнику,

противодействовать

физически

более

сильному

врагу

или

нескольким

противникам

одновременно; вести

бой

на

ближней

дистанции,

позволяющей

производить броски и болевые приемы; освобождаться от захватов противников

за различные части тела и удушений и др. Такое многообразие задач заставляет

искать наиболее рациональные пути обучения рукопашному бою. Очевидно, что

решить стоящие на пути развития рукопашного боя проблемы можно только на

основе системного комплексного подхода.

Я изучил базово-кустовой метод обучения рукопашному бою, который

в

сочетании

с

вышеуказанными

методами,

несколько

модифицируя,

эффективно

применяю

в

учебно-тренировочном

процессе.

Главная

идея

метода состоит в расчленении сложного движения на простые составляющие

движения

различных

частей

тела.

Выполнение

любого

приема

основано

на

базовом движении, представляющем собой перемещение из одной стойки в

другую (заданную).

Одновременно с таким базовым движением производятся определенные

движения

корпусом,

руками,

кистями

и

т. д.

Построение

приема

можно

рассматривать

по

аналогии

со

строением

«куста».

На

«стволе»

базового

движения

«насажено»

движение

корпуса,

на

котором,

в

свою

очередь,

«крепится» то или иное движение руки, ноги и т. д. За такое сходство метод

получил название базово-кустового.

В процессе обучения по этому методу происходит отработка элементарных

движений,

составляющих

«куст».

Этих

движений

сравнительно

немного

несколько

базовых

перемещений

в

стойках,

несколько

движений

корпусом,

руками,

ногами,

головой.

Обучение

этим

простым

движениям

обычно

не

вызывает особых затруднений, так как они являются естественными движениями

человеческого тела и не требуют особых физических усилий.

Многие из этих движений, в том числе базовые перемещения, могут быть

включены в утреннюю зарядку, а также в общую разминку, проводимую в начале

занятия.

Путем построения «куста» из этих движений может быть создана огромная

масса

приемов

для

самых

разнообразных

боевых

ситуаций.

Очевидно,

что

простое механическое заучивание такого большого количества приемов весьма

затруднительно.

Обучаемый

же,

освоивший

базово-кустовой

принцип

построения приемов, не имеет в этом необходимости, прием «конструируется»

им для конкретно поставленных условий.

Благодаря базово-кустовому методу в основу действий бойца поставлена

работа

всего

тела.

Сами

базовые

движения

построены

на

работе

наиболее

мощного мышечного комплекса человеческого тела — мышц тазобедренного

пояса. Эти движения в сочетании с принципом воздействия на наиболее слабые и

уязвимые места и точки противника позволяют противостоять заведомо более

сильному физически человеку или нескольким противникам.

Базово-кустовой

подход

является

универсальным

для

различных

конкретных ситуаций. На одних и тех же базовых перемещениях и движениях

частями тела могут быть построены приемы для совершенно разных ситуаций в

бою: от нанесения ударов до болевых захватов, бросков и конвоирования. Кроме

того, может быть выбрана степень воздействия на противника в зависимости от

конкретной ситуации и поставленной боевой задачи. Базовые перемещения и

движения

частей

тела

возможны

и

при

применении

холодного

оружия

и

различных подручных средств. И в этом случае совершается та же работа тела,

но

эффект

воздействия

усиливается

за

счет

применения

особых

свойств

предмета

(штыкового

оружия,

магазина

автомата,

приклада,

острой

палки,

лопатки, ремня и др.). Данный метод обладает большим количеством вариантов

применения приемов. Например, построив прием на том или ином базовом

перемещении, его можно совершать с отходом назад, движением вперед на

противника, с уходом в сторону с линии атаки, с резким понижением центра

тяжести тела, с заходом за спину противника и т. д. Выбор того или иного

варианта определяется конкретной ситуацией (узкий проход и коридор, стена или

обрыв за спиной, наличие второго противника и др.).

Таким образом, в основе тактических и технических действий бойца лежит

принцип творческого подхода к данной ситуации, что, естественно, увеличивает

шансы на победу.

Важным достоинством этого метода является возможность значительного

повышения продуктивности учебного процесса, построенного на эффективной

методике обучения, и, как следствие, резкое сокращение времени, необходимого

для подготовки высокотехничного бойца.

Формы занятий, применяемые мною:

- по количеству детей: групповые, парные и индивидуальные. Систематически

применяю работу в парах, в малых группах,

так как вижу на практике, что эти

формы наиболее эффективны: мои воспитанники учатся вести совместный поиск

решения поставленной перед ними задачи, представлять полученные результаты;

у них формируется чувство ответственности, стремление к взаимопомощи. Пары

и

группы

постоянного

и

сменного

состава

формирую по

результатам

диагностики обучающихся в соответствии с целями, задачами и содержанием

конкретного учебного занятия;

- по особенностям коммуникативного взаимодействия тренера и обучающегося:

теоретические и практические, комбинированные

занятия, выступления на

соревнованиях различного уровня, участие в спортивно-массовых мероприятиях

и спортивных праздниках;

-

по

дидактической

цели: вводное занятие, занятие по совершенствованию

теоретической

подготовленности,

практические

занятия,

занятия

по

систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков,

комбинированные формы занятий.

Теоретическую

подготовку

провожу

в

форме

бесед,

лекций

в

процессе

тренировочных

занятий.

Она

органически

связана

с

физической,

технико-

тактической,

моральной

и

волевой

подготовкой

как

элемент

практических

занятий. Основным объемом теоретических знаний обучающиеся овладевают на

учебно-тренировочном этапе.

Особое внимание при построении бесед и рассказов направляю на то, чтобы

привить детям гордость за выбранный вид спорта и желание добиться высоких

спортивных результатов.

Применяю следующие виды упражнений:

общеразвивающие

упражнения;

подвижные

игры

и

игровые

упражнения;

самостраховка

и

элементы

акробатики;

технико-тактические

упражнения;

силовые

упражнения

виде

комплексов

тренировочных

заданий);

круговые

тренировки; комплексы упражнений для индивидуальных тренировок.

Считаю, что эффективность обучения упражнениям находится в прямой

зависимости от уровня развития физических качеств обучающихся, поэтому

на

начальном этапе в значительном объеме применяю упражнения скоростно-

силового

характера,

направленные

на

развитие

быстроты

и

силы,

это

способствует

более

успешному

формированию

и

совершенствованию

двигательных навыков, далее больше внимания уделяю специальной и технико-

тактической подготовке.

По опыту своей работы вижу, что только использование всех методов

спортивной

подготовки

в

комплексе,

в

правильно

и

оперативно

выбранном

соотношении может дать оптимальный результат.



В раздел образования