Автор: Ледовская Елена Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с "Крепыш"
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: Рассказывание русской народной сказки "Хаврошечка"
Раздел: дошкольное образование
Тема: Рассказывание русской народной сказки «Хаврошечка»
Задачи:
Образовательные задачи: расширять представления детей о русских народных сказках,
приобщать детей к истокам русской культуры; вызвать эмоциональный отклик к сказке.
Учить детей элементам выразительности.
Воспитательные задачи: воспитывать любовь к русскому народному творчеству;
проявление добрых чувств по отношению друг к другу, развивать умение отличать сказку
от других литературных произведений, развивать познавательную и речевую активность
детей.
Методы и приемы: Наглядный, словесный, игровой.
Виды детской деятельности: продуктивная, музыкально - художественная, двигательная,
чтение, игровая.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций к сказкам, игрушек, чтение
русских народных сказок. Экскурсия в библиотеку, работа с родителями.
Оформление: Выставка книг с русскими народными сказками, выставка дидактических
игр, народные костюмы, тематические игрушки, макет дерева яблоня, волшебный
клубочек, книга со сказкой «Хаврошечка»
Ход НОД
Воспитатель появляется перед детьми в русском народном костюме под русскую
народную музыку. Воспитатель просит детей назвать известные им русские народные
сказки, сказать, какое из этих произведений самое любимое. Правильные и полные ответы
оцениваются жетонами. Тот, кто набрал больше всех жетонов, получает в подарок книжку.
Воспитатель: А русская народная сказка, которую я расскажу вам сегодня, начинается
так: «Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не
стыдятся». Повторяет фразу, дети договаривают подчеркнутые слова.
Воспитатель: Ребята, а как вы понимаете смысл выражения «Есть и такие, которые своего
брата не стыдятся?»
Если сказка начинается такой фразой, то как же жилось Хаврошечке, главной ее героине?
Воспитатель начинает рассказывать сказку:
Посылали молодицу
Под горушку по водицу,
А водица далеко,
А ведерко велико.
Это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди. И начинается сказка «Хаврошечка».
Воспитатель: Грустная или веселая эта сказка? За что она вам понравилась? Понравилась
ли вам главная героиня? Почему? А кто из героев вам не понравился?
А теперь дети, давайте с вами угадаем какие в этой сказке есть персонажи. (Одноглазка,
Трехглазка, волшебная яблоня, корова-волшебница).
Скажите, что в сказке было такое, что не может быть в жизни. (Хаврошечка влезала в
коровье ушко и дело делалось, из коровьих косточек выросла яблоня и т.д).
Затем воспитатель просит двух детей воспроизвести диалог Хаврошечки и рябой коровы.
Хаврошечка: Коровушка-матушка! Меня бьют, хлеба не дают, плакать не велят. К
завтрашнему дню мне велено новую работу исполнить.
Коровушка: Красная девица! Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет
сработано.
Воспитатель дает детям пример правильного и выразительного произнесения данных
фраз. Обращает внимание детей на интонацию, с которой произносится каждая реплика.
Затем педагог предлагает детям зажмуриться и представить волшебную яблоню. Когда
дети открывают глаза, она предъявляет рисунок с реальным изображением дерева. Дети
должны сказать, что это не волшебная яблоня и почему? Педагог просит их зажмуриться
еще раз и заменяет прежнюю иллюстрацию новой – сказочной. Дети должны ответить,
почему это именно волшебная яблоня, и как они догадались.
Воспитатель: «Угостила Хаврошечка сильного человека наливными яблоками, и он на
ней женился».
Ребята, а что дальше было в этой сказке? («И стала она в добре поживать, лиха не
знать»).
Воспитатель: Скажите, ребята, добрая ли это сказка? А почему она такая? А бывают ли
вообще злые сказки? (Подводит детей к мысли, что все русские народные сказки очень
добрые, душевные, с хорошим концом).
В конце занятия воспитатель предлагает рассказать сказку дома родным. И спросите у
мамы, наклонилась бы яблонька к тебе? Почему?