Напоминание

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии


Автор: Тютюнникова Елена Леонидовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ№92
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии
Раздел: среднее образование





Назад




Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Новый ФГОС предъявляет более высокие требования к уровню подготовки ученика в

общеобразовательной школе. Сегодня главное - не столько передать знания, сколько

«научить учиться», что предполагает умение каждого ученика находить и обрабатывать

различную информацию, применять ее в реальной жизни.

Современный урок биологии строится с использованием различных методических

приемов, методик и новых технологий. Но по-прежнему актуальной для учебного

процесса остается проблема активизации деятельности ученика на уроке. Чтобы

каждый учащийся на уроке смог продемонстрировать свои способности, принять

участие в обсуждении материала, ответить на вопросы, следует уделить внимание

активным методам обучения.

Вполне ясно, что понятие «активные методы» включает в себя понятия активность,

познавательная активность, активизация.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают

уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

При реализации активных методов обучения важным является

-пребывание учеников и учителя в одном смысловом пространстве;

-совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т.е. включение в единое

творческое пространство;

-согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;

-совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных

чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.

Развитие познавательной деятельности учащихся основывается на логических и

методических приемах:

- Постановка проблемы ;

- Сравнение;

- Выявление признаков;

- Лабораторно-исследовательские работы;

- Дидактические наглядные пособия(текстовые таблицы, карточки-задания, тесты);

- Деловое общение;

- Обобщающие уроки;

Часто одно и то же название используется для обозначения различного содержания,

и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами:

- Мозговой штурм;

-Творческие задания – исправить ошибки в научном тексте, придумать кроссворд , сказку

на тему…;

- Работа в малых группах – решение занимательных биологических задач;

- Проблемное обучение;

- Соревнования – викторины, игры;

- Интерактивная лекция;

- Ученик в роли учителя;

- Использование ИКТ;

- Проектный метод.

С учетом разных начальных условий для каждого конкретного ребенка, включенного в

процесс обучения, существует свой, индивидуальный уровень развития, который он

сможет достичь при условии наиболее благоприятной для него организации учебного

процесса. Найти и создать эти условия – задача каждого педагога.

Эффективность мыслительного процесса зависит от того, как сформулирован основной

вопрос урока или проблема. Развитие мышления учащихся затруднено, если отсутствует

главный вопрос или нечетко поставлена проблема

Чтобы понять сущность биологического явления я даю учащимся задания, в которых

необходимо сравнить одно биологическое явление с другим. При этом побуждаю

учащихся выявить не только черты различия, но и черты сходства. Результаты данной

работы учащиеся заносят в таблицу.

Выявление признаков.

Этот прием основан на анализе и синтезе в мыслительной деятельности.

Учащиеся по ряду известным им признакам могут найти и определить эти признаки в

другом объекте и сделать соответствующие выводы.

В процессе работы с учебником формируются умения осуществлять различные

мыслительные операции, делать мировоззренческие выводы, устанавливать связи теории с

практикой.

Лабораторные и исследовательские работы позволяют учащимся осуществлять

необходимые наблюдения исследовательского характера за различными биологическими

объектами и процессами, произвести анализ, сравнение, сделать выводы и обобщение.

Моделирование .

Составление тестов и экологических задач :

-Поиск информации для тестового задания

-Анализ и фрагментация выбранного текста

- Переформулирование фрагмента текста

-Составления вариантов ответов

- Составление тестового задания

Дидактические наглядные пособия :

- Текстовые таблицы

- Дидактические карточки-задания

- Гербарии

- Познавательные задачи

- Тестирование

- Кроссворды

- Деловое общение

Карточки – задания :

Этот вид работы мало способствует умственному развитию учащихся, но она

позволяет выработать основные умения и навыки, тем самым создать базу для

дальнейшего изучения материала.

При выполнении работ разрешается помощь учителя, пользоваться учебником,

записями в тетради.

Все это создает благоприятный климат для слабых учащихся. В таких случаях они

легко включаются в работу и выполняют ее.

По разноуровневым карточкам учащиеся привыкают работать самостоятельно.

Использование ИКТ на уроках биологии способствует развитию зрительной

памяти, сосредоточению внимания на важных объектах за счет фрагментальной

подачи материала. Презентация позволяет комбинировать одновременно несколько

компонентов: текст, рисунок, анимацию, звуковое сопровождение и другие

элементы. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации

сокращает время обучения.

Подводя итог сказанному, отметим, что уровень познавательной активности учащихся в

большей степени зависит от использования на уроках активных методов,

соответствующих им методических приемов и средств обучения. При выборе методов и

средств обучения следует учитывать такие важные факторы как:

- содержание учебного материала;

- возрастные особенности учащихся;

-задачи урока;

- оснащенность кабинета биологии учебным материалом;

- наличие раздаточного материала;

- наличие компьютерной техники.

Разумное следование вышеперечисленным факторам на уроках дает возможность

учащимся по мере овладения биологическими понятиями, создать необходимую базу для

их дальнейшего использования, вооружить школьников учебными умениями, а также

включить их в познавательную деятельность.



В раздел образования