Автор: Мазуренко Елена Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ "Экономическая гимназия"
Населённый пункт: г.Хабаровск
Наименование материала: внеклассное мероприятие
Тема: "Здоровье дороже богатства"
Раздел: среднее образование
Разработка
классного часа в 5 классе
по теме
«Здоровье дороже богатства»
Цель: ученики осознают ценность здоровья и здорового образа жизни.
Задачи: создать условия для активизации знаний по теме здоровье, познакомить учащихся с
системой физического воспитания в разные исторические времена, научить правильно строить
свой режим дня, познакомить с правилами закаливания, провести диагностику «Правильно ли вы
питаетесь?», «Богатство ли для меня мое здоровье?»
Способы и методы подачи информации: словесный, наглядный, частично – поисковый,
проблемный.
Этап подготовки:
1) изучение и подбор информации по проблеме сохранения
и укрепления здоровья;
2) подготовка театрализации;
3) составление презентации.
4) подготовка раздаточного материала
5) расставить парты так, как нужно для работы в командах (предварительно дети разбиваются на
команды 6-7 человек)
Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор, экран, тесты, раздаточный материал,
листы А3, клей карандаш
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Ребята, поздоровайтесь друг с другом.
А что вы хотели сказать этим словом «Здравствуйте».
При встрече люди говорят друг другу: «Здравствуйте!»
- Кто может сказать, что обозначает это слово?
Какие родственные слова вы можете к нему подобрать?
(здравствуйте, здравие,
здоровье).
Издревле люди этим приветствием желали друг другу здоровья.
Еще в Древней Руси говорили: «Здравствуйте, доброго здоровья!»,
«Как ваше драгоценное здоровье?!»
И это не случайно. Ведь: «Здоровье дороже богатства».
Учитель:
Значит, речь сегодня пойдет о…(дети хором) здоровье.
Мы будем учиться сохранять и укреплять здоровье.
- От чего зависит здоровье человека? (ответы детей).
В большей степени здоровье человека зависит от него самого, но на наше здоровье также
влияют
образ
жизни,
состояние
окружающей
среды,
рациональное
питание.
(На
экране
презентация, которая сопровождает весь материал)
Учитель:
- А как же относились к здоровью люди, которые жили до нас?
Древние греки,
например, мало болели и долго жили. Отчего же им так везло? А все очень просто:
пищу ели растительную, мяса употребляли мало, табака не знали, вино пили только
после 30 лет и то разбавленное. Но самое главное – с раннего детства до преклонных
лет закалялись и неустанно пребывали в движении.
В
древнегреческом
государстве
Спарта
с
семи
лет
мальчики
воспитывались
в
государственных
школах.
Основными
занятиями
считались
охота,
физкультурные
упражнения, религиозные и военные танцы. Воспитанников приучали быть сильными,
закаленными, неприхотливыми, выносливыми.
Учитель: Давайте поговорим, как сохранять и укреплять свое здоровье?
1) Соблюдение режима дня.
Учитель: - Посмотрите сценку и ответьте, какие ошибки совершил мальчик и что приучает
человека к аккуратности, дисциплине, укрепляет здоровье?
СЦЕНКА «РЕЖИМ ДНЯ».
Учитель: А ты, Вова, знаешь, что такое режим?
Вова: Конечно! Режим…Режим…куда хочу, туда скачу!
Учитель: Режим – это распорядок дня. Вот ты, например, выполняешь распорядок дня?
Вова: Даже перевыполняю!
Учитель: Как же это?
Вова: По распорядку мне надо гулять два часа в день, а я гуляю – четыре!
Учитель: Нет, ты не выполняешь его, а нарушаешь! Знаешь, каким должен быть распорядок дня?
Вова: Знаю. Подъем. Зарядка. Умывание. Уборка постели. Завтрак. Прогулка. Обед – и в
школу.
Учитель: Хорошо…
Вова: А можно еще лучше!
Учитель: Как же это?
Вова: Вот так! Подъем. Завтрак. Прогулка. Второй завтрак. Прогулка. Обед. Прогулка. Чай.
Прогулка. Ужин. Прогулка. И сон.
Учитель: Ну нет. При таком режиме вырастет из тебя лентяй и неуч.
Вова: Не вырастет!
Учитель: Это почему же?
Вова: Потому что мы с бабушкой выполняем весь режим!
Учитель: Как это «с бабушкой»?
Вова: А так: половину – я, половину – бабушка. А вместе мы выполняем весь режим.
Учитель: Не понимаю – как это?
Вова: Очень просто. Подъем выполняю я, зарядку выполняет бабушка, умывание – бабушка,
уборку постели – бабушка, завтрак – я, прогулку – я, уроки – мы с бабушкой, прогулку
– я, обед – я…
Учитель: И тебе не стыдно? Теперь я понимаю, почему ты такой недисциплинированный…
Дети отвечают на поставленные вопросы.
Учитель обобщает ответы детей: Конечно, мальчик неправильно распределил время: прогулка,
обед, прогулка… Сплошной отдых. А где же труд?
Ребята, а вы сможете составить правильный режим дня (ученики в командах составляют режим
дня из заранее приготовленных заготовок).
7.00 - 8.00 - Подъём. Зарядка. Утренний туалет. Завтрак.
8.00 - 12.30 - Уход в школу. Учебные занятия.
12.45 - 13.30 - Возвращение домой. Обед.
13.40 - 16.00 - Отдых. Прогулка. Магазин.
16.00 - 17.30 - Приготовление уроков .
17.30 - 19.00 - Отдых.
19.00 - 20.15 - Ужин. Чтение. Игры.
20.15 - 21.00 - Подготовка ко сну.
21.00 - Сон.
Учитель:
Ребята, чтобы все успеть. В первую очередь надо беречь время, А чтобы научиться
беречь время, надо правильно организовать режим дня.
Если будешь ты стремиться
Распорядок выполнять –
Будешь лучше ты учиться,
Лучше будешь отдыхать.
Оценка Режима на доске
Учитель: Надо запомнить, что правильное выполнение режима, чередование труда и отдыха. Они
улучшают работоспособность, приучают к аккуратности, дисциплинируют человека, укрепляют
его здоровье.
Ведь в далекие времена для того, чтобы прокормиться, нашим предкам приходилось много ходить,
бегать, охотиться, спасаться от погони. Сама жизнь ставила условие: чтобы не умереть, надо
двигаться. Об этом и говорит всем известный афоризм: «Движение – это жизнь». Я предлагаю вам
подвигаться под весёлую музыку.
Физкультурная минутка под музыку (видео).
2) Занятие физкультурой, спортом, закаливание.
Показ слайдов с разными видами спорта.
Учитель: Что еще способствует укреплению здоровья?
Учитель: Занимайся волейболом,
Греблей, плаваньем, футболом.
Змеев пестрых запускай,
На коньках зимой гоняй.
Езди на велосипеде
И всегда стремись к победе,
Сильным будь на радость всем –
Славный, удалой спортсмен.
- Кто из вас назовет имена великих спортсменов России?
- Как вы думаете, с чего они начинали, когда были детьми?
- Поднимите руки, кто из вас имеет пятерки по физкультуре?
- Какими видами спорта вы занимаетесь?
- Какие из них любимые?
- Какие спортивные секции посещаете?
- Ходите ли в турпоходы, на экскурсии?
Учитель:
Я уверена, что именно из таких, как вы ребят вырастают просто здоровые,
крепкие люди, а, может быть, и будущие олимпийские чемпионы. А знаете ли вы, ребята, что
сам Зевс
был основоположником олимпийских игр? Игры носили сначала ритуальный
характер, чтобы отблагодарить богов за победу, хороший урожай и в честь победителей
олимпиад сооружались статуи, их имена были записаны на мраморных досках. Главной
наградой был всеобщий почет и венок из ветвей оливы.
А в каком году и в каком городе пройдет зимняя олимпиада в России?
Вы знаете, ребята, что на Руси ещё в 9 веке люди укрепляли своё здоровье с помощью
закаливания.
Но прежде, чем приступить к закаливанию, необходимо усвоить важные правила. Какие это
правила? ( Дети высказывают свое мнение).
Учитель подводит итог всему сказанному и выводит правила закаливания на экран.
Правила закаливания.
1.
Прежде,
чем
приступить
к
закаливанию,
надо
избавиться
от
«микробного
гнезда»
в
организме в виде больных зубов, воспаленных миндалин, насморка.
2. Закаливание должно быть постепенным, то есть температуру воды, например, надо снижать
на один градус, а не сразу на несколько градусов.
3. Закаливаться нужно систематически, не пропуская ни одного дня.
4. Необходимо учитывать индивидуальные особенности, ведь одному полезен прохладный
душ, а другому – более теплый.
5. Надо выбрать основное средство закаливания: душ, обтирание, купание, солнечные ванны
или хождение босиком.
(правила закаливания раздаются каждому учащемуся)
3) Рациональное питание.
Учитель: Что является главным источником энергии человеческого организма?
Питание – одна из основных потребностей человека. «Мы то, что мы едим». Клетки нашего
организма образуются из питательных веществ, полученных с пищей. Если пища содержит все
минеральные и органические вещества, необходимые организму, то человек всегда будет здоров.
Каждый человек, заботящийся о своём здоровье, должен соблюдать правила питания.
Постарайтесь в группе составить правила питания. (работают в группе)
Правила питания. (Дети читают.)
-Ешь продукты, полезные для здоровья;
- Ешь в одно и то же время;
- Ешь не быстро и не очень медленно;
- Каждый кусочек тщательно пережевывай;
- НЕ объедайся;
- Сладости ешь только во второй половине дня;
-Употребляй больше фруктов, ягод и овощей – источников витаминов.
Учитель: Я предлагаю, каждому из вас проверить себя, правильно ли вы питаетесь?
4) Диагностика «Правильно ли вы питаетесь?».
ТЕСТ «ПРАВИЛЬНО ЛИ ВЫ ПИТАЕТЕСЬ?»
1.
Употребляете ли вы в пищу свеклу, морковь, капусту?
А) Всегда, круглый год (5 б.)
Б) Иногда, когда заставляют (2 б.)
В) Никогда (0 б.)
2. Сколько раз в день вы едите?
А) 4 – 6 раз (5 б.)
Б) 3 раза (3 б.)
В) 2 раза (0 б.)
3. Вы употребляете в пищу овощи и фрукты?
А) Ежедневно, несколько раз (5 б.)
Б) 2 – 3 раза в неделю (3 б.)
В) Очень редко (1 б.)
Г) Никогда (0 б.)
4. Когда и что вы едите на ночь?
А) Мясо с гарниром в 9 часов (1 б.)
Б) Кашу молочную в 9 часов (2 б.)
В) Стакан кефира или молока в 9 часов (5 б.)
Г) Ем, когда захочу и что захочу, до 11 часов (0 б.)
5. Употребляете ли вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?
А) Иногда петрушку и укроп в супе, салате (1 б.)
Б) Лук и чеснок не ем никогда (0 б.)
В) Все это употребляю ежедневно в небольшом количестве (5 б.)
Г) Ем иногда или когда заставляют (2 б.)
Подведение итогов тестирования.
13 – 15 балов. Достаточно употребляете в пищу овощей и фруктов, у вас правильный режим
питания.
9 – 12 балов. Вы не занимаетесь своим здоровьем, едите, когда и что придется. Но у вас дома
об этом заботится кто-то другой, так что вы достаточно правильно питаетесь.
0 – 9 балов. Вам нужно задуматься о своем питании, как и о режиме. Чем быстрее вы этим
займетесь, тем лучше будет ваше здоровье.
Делайте выводы.
Учитель: – А теперь подведем итог классного часа и проверим достаточно ли вы взрослые и
понимаете ли вы значимость здоровья?
Тест «Богатство ли для меня мое здоровье?
№
Виды физической активности
регулярно
нерегулярно
не
делаю
1.
Утренняя гимнастика
10
7
0
2.
Передвижение из школы и в школу
пешком
10
6
0
3.
Физкультура в школе
10
5
0
4.
Физкультура в свободное время (секции,
самостоятельные занятия)
30
10
0
5.
Турпоходы, экскурсии
15
7
0
6.
Закаливание
10
5
0
7.
Участие в спортивных соревнованиях
10
5
0
8.
Выполнение физической работы дома.
5
3
0
Результат: 70 - 60 баллов –« 5» – здоровье для тебя богатство
60 - 45 баллов –« 4» – здоровьем дорожите
45 - 25 баллов – « 3» – слабая забота о здоровье
25 баллов -0 –« 2» – не дорожит здоровьем
Посчитайте свои результаты и кто-то один из вашей группы расскажет нам какой итог у вас
получился.
Учитель: Я рада, что для многих из вас здоровье является богатством, что вы дорожите своим
здоровьем, соблюдаете режим дня, занимаетесь физкультурой и спортом, правильно питаетесь. А
кто еще не научился дорожить здоровьем, давайте с этого дня займемся решением этой проблемы.
Вы обещаете, что будете укреплять свое здоровье? А я вам в этом помогу. Сейчас приближается
зима и вам принесут пользу витамины, которые содержатся в этих фруктах. (учитель раздает
фрукты детям, играет музыка)
Учитель: Ребята, спасибо за работу и внимание.
Будьте здоровы!