Напоминание

Беседа как вид образовательной деятельности


Автор: Лесенкова Вера Вадимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 717 структурное подразделение № 8
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Беседа как вид образовательной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Беседа как вид образовательной деятельности

Среди

большого

многообразия

воспитательно-образовательных

методов хотелось бы выделить такой метод, как беседа. Беседа, как правило,

предназначена

для

закрепления

пройденного

материала,

а

так

же

для

обсуждения

некоторых

вопросов,

например,

связанных

с

обеспечением

безопасности жизнедеятельности. В ходе беседы педагог выясняет, что из

пройденного

материала

дети

поняли

и

запомнили,

а

что

усвоили

недостаточно

прочно.

Если

тема

достаточно

объемная,

то

планируется

занятие, на котором «слабые места» изучают повторно, а если отдельного

занятия не требуется, то прямо в ходе беседы повторяют наиболее важные

вопросы.

В ходе беседы можно стимулировать у детей желание порассуждать,

сделать

вывод,

высказать

свое

мнение.

Взрослый

мягко

направляет

ход

обсуждения

в

русле

заданной

темы.

Но

в

этой

особенности

беседы

заключается и определённая трудность, так как не всегда просто вызвать

ребенка на рассуждения, особенно, если он к такому формату занятия не

привык.

Занятие

в

чистом

виде

обычно

несколько

проще,

поскольку

подразумевает

просто

изложение

определённой

информации.

И,

конечно,

любое занятие содержит в себе принцип интерактивности, то есть элементы

беседы.

Беседа,

при

этом

это

более

активное

вовлечение

детей

в

обсуждение темы, в ходе которого дети учатся формулировать свои мысли,

что

чрезвычайно

важно

как

для

общего

развития,

так

и

для

чисто

утилитарной подготовке к школе. Кроме того, в ходе беседы ребенок, пусть и

в

упрощенной

форме,

но

учится

публично

выступать,

хотя

бы

и

своём

привычном окружении из детского сада.

В

целом

беседа

способ

развития

коммуникации

и

социальной

адаптации,

поскольку

в

ходе

беседы

и

активного

участия

в

ней

детей

происходит

и

воспитание

внимательности,

умения

слушать

своих

сверстников и взрослых, а так же – к сдержанности и терпению, уважению

чужого мнения.

Не

стоит

беседу

применять

для

обсуждения

нового

материала,

особенно достаточно объемн6ого и сложного. Беседа это скорее методика

закрепления материала, а так же способ своеобразной диагностики усвоения

этого материала. Новые темы надо излагать в виде повествования, используя

самые разнообразные методы зрительно-звуковой демонстрации, а вот в ходе

беседы можно свести использование наглядных пособий к минимуму, тем

самым стимулируя воспоминания и самостоятельные рассуждения. Впрочем,

беседа

может

использоваться

как

способ

расширить

объем

полученной

информации по конкретной теме, при условии, что предыдущий материал

усвоен

достаточно

хорошо.

Но

не

стоит

беседу

перегружать

новой

информацией.

Формирование

тематики

бесед

следует

производить

с

учётом

в о з р а с т н ы х

о с о б е н н о с т е й

в о с п р и я т и я

д е т ь м и

о к р у ж а ю щ е й

действительности.

С

младшими

детьми

тема

беседы

должна

касаться

максимально конкретных объектов и явлений, с которыми ребенок знаком

непосредственно.

Тему

беседы,

даже

если

она

повторяет

пройденный

и

усвоенный материал, следует закреплять в играх, совместной и творческой

деятельности.

Успешность такого метода как беседа проистекает из самого названия.

Знания

хорошо

усвоятся

тогда,

когда

ребенок

активно

участвует

в

обсуждении,

а

не

только

слушает

и

изредка

отвечает

на

вопросы.

Для

максимальной

эффективности

беседы

в

самом

начале

беседы

можно

рассматривать иллюстрации, фотографии или вспоминать об увиденном или

рассуждать о близких жизненному опыту ребенка явлениях. Это вступление,

или – опорная часть беседы, вокруг которой будет развиваться дальнейшее

действие.

Следующий

этап

беседы

анализ

об

объекте

или

явлении,

рассуждения, суждения. И, наконец, основная, заключительная часть беседы

– это обобщение, выводы.

Важно

заранее

подготовить

вопросы,

которые

помогут

направить

рассуждения детей в нужном педагогу направлении, но следует понимать, что

нет

раз

и

навсегда

одинакового

шаблона

беседы.

Иногда

возникает

необходимость придумывать новые вопросы или переформулировать уже

заготовленные. Более того, очень вероятно, что один и тот же вопрос нужно

будет

формулировать

по-разному,

учитывая

особенности

развития

конкретных детей, участвующих в беседе. В общем, педагогу надо быть

готовым к неожиданностям.

Основной

вид

вопросов

это

вопросы

об

объекте

или

явлении,

требующие или знаний или догадок. В общем, это вопросы типа «Что?»,

«Какой?», «Как?» и т.д. Более сложный уровень вопросов заставляет детей

делать простейшие обобщения и умозаключения. По объему их несколько

меньше,

поскольку

они

подводят

детей

к

более

сложным

процессам

умственной деятельности. И самая сложная часть вопросов - это те, которые

будут

стимулировать

детей

делать

выводы,

указывать

на

причинно-

следственные

связи,

рассказывать

о

своих

ощущениях

об

увидено

и

услышанном. Иногда детям сложно ответить на поставленный вопрос. Тогда

педагогу

следует

прибегнуть

к

подсказкам

или

предлагать

на

выбор

несколько вариантов ответов, например – «большая или маленькая?».

Формулируя вопрос следует использовать термины, понятные детям.

Очень часто, при всей очевидности ответа для взрослого, ответ для ребенка

совсем не очевиден. Например, назвать должность какого-нибудь работника

детского сада детям будет сложно, а вот ответить на вопрос, что делает этот

человек в детском саду будет намного проще – «играет на рояле», «приносит

еду», «она тут главная».

В целом стоит отметить важность беседы в образовательном процессе,

а грамотно подготовленная и умело проведенная беседа станет бесценным

вкладом в развитие детей. Таким образом, следует использовать беседы на

систематической основе.



В раздел образования