Напоминание

"Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора"


Автор: Гапонова Ирина Болеславовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Бебелевский"муниципального района "Ферзиковский район" Калужской области.
Населённый пункт: Калужская обл, Ферзиковский район, д Бебелево
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка

Методическая разработка

«Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста

«Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста

посредством фольклора»

посредством фольклора»

Дети с большим интересом относятся к традиционной культуре своего народа, способны оценить

и освоить её основы – а это определяет их физическое и духовное здоровье. Проведённые мною

наблюдения на занятиях, развлечениях, в самостоятельной деятельности детей подтвердили в

целом выдвинутую мной проблему.

После выбора темы развитие у детей старшего дошкольного возраста певческих способностей

посредством русского фольклора, проанализировав литературу, и изучив теоретические основы,

ознакомились с методиками диагностики детей (Приложение) провели диагностирование детей

дошкольного возраста. В результате получили следующие данные: уровень певческих навыков и

полученных знаний по фольклору первичная диагностика показала – 70% средний, 30% - высокий.

Приступая к работе, планируем свою деятельность, составляем план фольклорных мероприятий

на

период

работы

над

проектом.

Так

же,

в

нашей

работе

используем

следующие

формы:

проведение познавательных бесед о народном творчестве, праздниках, обрядах; внедрение и

использование

песенного фольклора; работа с детьми по формированию певческих навыков;

использование песен без музыкального сопровождения; сочетание пения с хореографическими

движениями; включение фольклорного материала в праздники, развлечения и самостоятельную

деятельность детей; взаимодействие с родителями, участие в концертах, конкурсах и фестивалях

детского творчества.

В

середине

проекта

проводим

текущую

диагностику,

получаем

следующие

данные:

уровень

певческих навыков и полученных знаний по фольклору –

Высокий – 70%, средний – 30%

Песенный фольклор – внедрение и использование в работе с детьми.

Песенный

фольклор

широко

используем

на

музыкальных

занятиях.

Музыкальный

репертуар

берем из основной программы, добавляем из методического пособия Т.А Будариной «Знакомство

детей с русским народным творчеством», «Русская народная песня для детей», Е И Яковишиной,

журналы

«Музыкальный

руководитель»,

а

также

используем

записи

фольклора

Калужской

области.

Русская песня – это обилие гласных, ритмический рисунок, интересное

содержание все это необходимо в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того

русская

песня

обладает

огромной

художественно-воспитательной

ценностью:

формирует

художественный вкус ребенка, обогащают речь типично народными выражениями, эпитетами,

поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка- муравушка ит.д.)

Дети проявляют живой

интерес к содержанию, быстро запоминают текст. Подбираю материал по обучению пению детей

– народные попевки, песни, хороводы. Их мелодии просты и доступны дошкольникам. Эти песни

чаще исполняются без сопровождения, формируют вкус, способствуют развитию слуха. Поэтому я

включаю в репертуар песни : «Во поле берёза стояла» р.н.п. в обр. Н. Римского-Корсакова; «На

горе-то калина» р. н. м. в обр. Ю. Чичкова; «Как пошли наши подружки» р. н. п. в обр. И

.Иорданского; «Ходила младешенька по борочку» р. н. п. в обр. Н. Римского- Корсакова; «Речка» р.

н. п. в обр П. Чайковского; «Со вьюном я хожу» Р. н. п. в обр. А. Гречанинова, дошкольники с

большим удовольствием поют песни: « А я по лугу», «Во кузнице», «Блины» и т.д. эти песни

хороши еще тем, что их можно инсценировать.

Работа с детьми по формированию певческих навыков. Для того чтобы развить певческие

навыки

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

необходимо

проводить

активную

работу

со

специально подобранным песенным репертуаром.

Народные песни способствуют развитию

льющего легкого звука. Ритмический рисунок народных песен, небольшие по объему и равные по

длине

фразы

способствуют

развитию

певческих

навыков.

Необходимо

знать

возрастные

особенности

голосового

аппарата

детей

дошкольного

возраста,

использовать

в

работе

по

развитию певческих способностей унисонное пение во время пения песен и попевок. При этом

эффективно формируется певческое дыхание, так как в напевных песнях используется много

звуков большей длительности. При исполнении напевных песен углубляется вдох и удлиняется

выдох, это активизирует диафрагму, ребенок учится постепенно расходовать воздух. Поэтому

русские народные песни и попевки напевного характера являются необходимым материалом для

развития певческих навыков у дошкольников. В работе с детьми при формирование певческих

способностей

стараюсь разнообразить занятия и заинтересовать ребенка, для это использую

игры, хороводы, пляски, чтоб каждый ребенок мог проявить свои творческие способности и

заинтересованность не ослабла. Знакомство с песней начинаю с выразительного исполнения,

затем провожу беседу. Затем идет разучивание песни, использую пропевания мелодии, трудные

мелодические

обороты

пропеваем

и

повторяем

насколько

раз.

Детям

очень

нравятся

фольклорные

мелодии

меленькие

потешки

,

скороговорки,

считалки.

Во

время

разучивания

народных песен

развиваю вокальные навыки - дыхание, дикция, выразительное исполнение.

Дети овладевают хоровым, сольным и ансамблевым пением. Для развития ритмического навыка

использую народные мелодии (попевка - Андрей воробей не гоняй голубей) ит.д. во время пения

дети ходят в такт хороводной песне, и выполняют различные музыкально-ритмические движения,

(хлопки в ладоши, приставные шаги и т.д.) которые помогают воспитанию чувству ритма. «Мама

била,

била,

била»

использую

различный

ритм

хлопков.

Дети

в

народных

песнях

хорошо

запоминают интонационный символ и откладывают его в долговременную память, он всегда на

слуху у ребят, пример (считалки, дразнилки ит.д.). В занятии использую разучивание попевок,

считалок, потешок, так как попевочная формула проста и удобна для формирования правильного

дыхания,

артикуляции,

и

чувства

ритма

(попевка

-

за

высокими

горами…).

Для

того

чтобы

развивать

звонкость

и

силу

голоса,

эмоциональность

использую

различные

заклички

(жавороночек- дуда, прилети ты к нам сюда; дождик лей, лей, лей и т.д.)

Очень важный

момент в народном пении это хорошая дикция. При формировании певческих

навыков необходима яркая и выразительная дикция, четкое произношение согласных и гласных,

как

в

разговорной

речи.

Для

развития

артикуляции,

дикции

также

необходимо

подбирать

различные

упражнения

и

распевки.

Необходимо

использовать

упражнения,

которые

будут

убирать дефекты речи у детей, затем нужно выравнивать гласные и согласные.

Не

менее

важно

в

работе

по

формированию

певческих

навыков,

что

бы

дети

научились

правильно дышать во время пения. Вдох должен быть одновременно через нос и рот, выдох

должен быть спокойный и медленной до конца музыкальной фразы. В пении у детей существуют

тенденции «перебирания» дыхания или «запирания», что не дает возможности хорошей подачи

звука.

Музыкальная

фраза

должна

быть

плавной

и

неразорванной

на

маленькие

кусочки.

Народная

песня

(

во

поле

береза

стояла)

учу

детей

петь

на

одном

дыхании,

в

старшем

дошкольном возрасте учимся петь по фразам (по цепочке). Для формирования правильного

дыхания использую специальные упражнения.

В

пении

используем

«мягкую

атаку»

звука,

так

как

«твердая»

вредит

голосу

и

искажает

правильное звучание. При пении обращаю внимание детей, что петь нужно напевно, протяжно,

без

выкриков.

Певческие

навыки

вырабатываются

во

время

распеваний,

которые

помогают

разогревать и подготавливать голосовой аппарат. На занятиях певческие навыки формируются от

простого к сложному. В фольклоре разучивание и исполнения песен происходит « на слух»,

удобные

по

диапазону.

Чистоты

интонации

добиваюсь

благодаря

слушанью

песен

чисто

интонирующих

детей,

взрослых,

исполнения

песен

сольно

и

ансамблем.

Применяю

систематическое

повторение

выученных

песен,

поем

капелла).

Детей,

которые

нечисто

интонируют, сажаю с детьми, которые поют правильно, также ближе к инструменту, чтоб видели

правильное исполнение.

Исполнение песен с детьми без сопровождения.

Во время исполнения детьми народных песен без музыкального сопровождения формируются

певческие

способности

чистота

интонации,

протяжность

и

напевность,

дети

тренируют

свой

внутренний слух, учатся слышать музыку как бы внутри себя. Дети перенимают мелодию с голоса,

она воспринимается ими гораздо легче, так как мелодию закрывает сложный аккомпанемент. При

исполнении а капелла дети контролируют свой голос, внимание активизируется, развивается

чистота интонирования. При обучении народному пению поддерживаю голос ребенка своим,

пропеваем и повторяем сложные мелодические обороты.

Использование пения в сочетании с хореографическими движениями при инсценировании

знакомого детям фольклорного репертуара.

При

исполнении

народной

песни

применяем

с

детьми

хореографические

движения,

это

необходимо для развития у ребенка музыкально – ритмических способностей, вырабатывается

навык согласованных движений и музыки, укрепляется дыхание, чистота интонации, улучшается

дикция, качество хорового исполнения. При слиянии пения и хореографии у детей дошкольного

возраста развивается воображение, творческие способности. Дети очень любят при исполнении

народной песни выражать и показывать ее содержание музыкально-ритмическими движениями,

так же реализуется двигательная активность ребенка.

Включение

фольклорного

материала

в

праздники,

развлечения,

самостоятельную

деятельность .

Дети очень любят выступать на праздниках и развлечениях, в которых дети с удовольствием

исполняют народные песни, заклички, потешки, участвуют в фольклорных обрядах. Включаем

массовые

хороводы

с

пением,

игры,

частушки,

особый

интерес

проявляется

у

детей

в

инсценировках шуточных песен. Детям нравиться исполнять песни сольно, они проявляют свои

творческие способности, это побуждает их к знакомству освоению музыкального фольклора. В

самостоятельной деятельности дети используют песенки, дразнилки, попевки в повседневной

жизни

в

группе

и

на

прогулках.

Вместе

с

воспитателями

и

родителями

дети

изготавливают

жаворонков к празднику «Встреча весны», кукол. В детском саду силами взрослых и детей создан

мини-музей «Русская изба», здесь проходят праздники и занятия, в организации предметно-

развивающей

среды

большую

помощь

оказали

родители.

На

фольклорных

праздниках

воспитатели и родители принимают активное участие вместе с детьми, исполняют частушки,

народные

песни,

участвуют

в

инсценировках

небольших

сказок,

и

обрядах.

В

празднике

«Посиделки»

родители

вместе

с

детьми

исполняют

припевки,

поговорки,

русские

песни.

На

«Масленицу» водят хороводы с песнями, участвуют в обрядах, играют в народные игры с детьми

(«Ручеек» ит.д.) угощаются блинами. В «Русской избе» устраиваем чаепитие, дети знакомятся с

русскими традициями, покачивают зыбку, поют колыбельные песенки. Знакомство с фольклором

проходит вне занятий, это раскрепощает детей и взрослых, позволяет добиваться хороших успехов

и развивает творческие способности.

Участие детей в муниципальных, региональных конкурсах, фестивалях и концертах.

В

процессе

планомерной

систематической

и

направленной

работы

по

развитию

певческих

способностей посредством фольклора у детей старшего дошкольного возраста возрос интерес к

исполнительской певческой деятельности. Создавая выразительные художественные образы, дети

демонстрируют высокие показатели в музыкальной, творческой деятельности. Это доказывает

н а л и ч и е

п р и з о в ы х

м е с т

в

р а й о н н ы х

в о к а л ь н ы х

конкурсах, дети с удовольствием участвуют в муниципальных концертах, принимают участие в

региональных и всероссийских конкурсах и фестивалях детского творчества.

Взаимодействие с родителями по развитию певческих способностей.

В

работе

по

формированию

певческих

способностей

у

детей

используем

взаимодействие

с

родителями.

В

начале

проекта

провела

анкетирование

родителей

пришла

к

выводу,

что

необходимо целенаправленно вовлекать родителей процесс развития у детей певческих навыков

посредством фольклорного материала. Также анкетирование показало, что многие родители не

знают

какие

условия

нужно

создавать

для

развития

певческих

способностей,

большая

часть

родителей

не

осознает

важности

и

значимости

классической

и

народной

музыки,

отдавая

предпочтения

легкой

и

развлекательной

музыке.

Многие

считали,

что

не

каждый

ребенок

обладает музыкальными задатками и не видели необходимости для создания музыкальной среды

дома.

Проанализировала

и

изучила

анкеты

родителей

пришла

к

выводу

о

необходимости

просветительской

работы

с

родителями

по

вопросам

музыкального

воспитания,

привития

патриотических

чувств,

восстановления

народных

духовных

традиций,

через

консультации,

рекомендации

по

музыкальному

воспитанию,

через

концерты,

мероприятия,

развлечения,

привлечения

родителей

в

создании

предметно-развивающей

среды

в

ДОУ

по

воспитанию

народных традиций.

Систематически проводила консультации: « Фольклор для малышей», « Маме о колыбельной» и

т.д. Привлекала родителей для разучивания игр и хороводов, занятие по изготовлению предметов

народного быта. Все эти мероприятия помогли родителям осмыслить и понять восстановить

потерянные народные традиции.

Заключение.

Заключение.

В мае провели итоговую диагностику. На основании результатов проведенного исследования в

соответствии с поставленной целью была выявлена положительная динамика развития певческих

навыков.

Дети

научились

слушать

мелодическую

линию,

определять

характер

ее

движения,

правильно пользоваться своим голосом, дыханием, дикцией, чисто интонировать мелодию в

данной

тональности. В результате получили следующие данные: уровень певческих навыков и

полученных

знаний

по

фольклору

итоговая

диагностика

высокий

40%,

средний

-10%,

оптимальный – 50%.

Дети

старшего

дошкольного

возраста

с

удовольствием

принимают

участия

в

фольклорных

мероприятиях, концертах, фестивалях и конкурсах, углубили свои познания в области фольклора.

Проведено итоговое анкетирование родителей, по результатам анкет выявлено, что родители

понимают значимость проблемы и стараются принимать активное участие в ее решении.

На основании полученных результатов проведённой нами работы считаем основным условием

успешного формирования у детей певческих

способностей является систематическая и планомерная работа по данной теме на материале

русского народного творчества.

На протяжение нашей работы мы вели

с детьми целенаправленную работу по данной теме:

-

раскрывали

значение

русского

народного

творчества

во

всестороннем

развитии

ребенка

и

формировали у него певческие способности на материале народный фольклор;

-

показывали

доступность

к

пониманию

русского

народного

творчества

у

детей

старшего

дошкольного возраста для развития певческих способностей

-

использовали

новые

формы

работы

по

развитию

певческих

навыков

у

детей

старшего

дошкольного возраста

- устанавливали преемственность в работе с семьей.

Вывод.

Организация системы работы, направленной на развитие певческих способностей посредством

фольклора, использование системы вокальных упражнений, новых форм работы, расширенные

возможности пения и хореографических движений, вовлекать родителей в развитие певческих

навыков детей и т. д. способствовали эффективному формированию певческих навыков детей.



В раздел образования