Автор: Гапонова Ирина Болеславовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Бебелевский"муниципального района "Ферзиковский район" Калужской области.
Населённый пункт: Калужская обл, Ферзиковский район, д Бебелево
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора"
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка
Методическая разработка
«Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста
«Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста
посредством фольклора»
посредством фольклора»
Дети с большим интересом относятся к традиционной культуре своего народа, способны оценить
и освоить её основы – а это определяет их физическое и духовное здоровье. Проведённые мною
наблюдения на занятиях, развлечениях, в самостоятельной деятельности детей подтвердили в
целом выдвинутую мной проблему.
После выбора темы развитие у детей старшего дошкольного возраста певческих способностей
посредством русского фольклора, проанализировав литературу, и изучив теоретические основы,
ознакомились с методиками диагностики детей (Приложение) провели диагностирование детей
дошкольного возраста. В результате получили следующие данные: уровень певческих навыков и
полученных знаний по фольклору первичная диагностика показала – 70% средний, 30% - высокий.
Приступая к работе, планируем свою деятельность, составляем план фольклорных мероприятий
на
период
работы
над
проектом.
Так
же,
в
нашей
работе
используем
следующие
формы:
проведение познавательных бесед о народном творчестве, праздниках, обрядах; внедрение и
использование
песенного фольклора; работа с детьми по формированию певческих навыков;
использование песен без музыкального сопровождения; сочетание пения с хореографическими
движениями; включение фольклорного материала в праздники, развлечения и самостоятельную
деятельность детей; взаимодействие с родителями, участие в концертах, конкурсах и фестивалях
детского творчества.
В
середине
проекта
проводим
текущую
диагностику,
получаем
следующие
данные:
уровень
певческих навыков и полученных знаний по фольклору –
Высокий – 70%, средний – 30%
Песенный фольклор – внедрение и использование в работе с детьми.
Песенный
фольклор
широко
используем
на
музыкальных
занятиях.
Музыкальный
репертуар
берем из основной программы, добавляем из методического пособия Т.А Будариной «Знакомство
детей с русским народным творчеством», «Русская народная песня для детей», Е И Яковишиной,
журналы
«Музыкальный
руководитель»,
а
также
используем
записи
фольклора
Калужской
области.
Русская песня – это обилие гласных, ритмический рисунок, интересное
содержание все это необходимо в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того
русская
песня
обладает
огромной
художественно-воспитательной
ценностью:
формирует
художественный вкус ребенка, обогащают речь типично народными выражениями, эпитетами,
поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка- муравушка ит.д.)
Дети проявляют живой
интерес к содержанию, быстро запоминают текст. Подбираю материал по обучению пению детей
– народные попевки, песни, хороводы. Их мелодии просты и доступны дошкольникам. Эти песни
чаще исполняются без сопровождения, формируют вкус, способствуют развитию слуха. Поэтому я
включаю в репертуар песни : «Во поле берёза стояла» р.н.п. в обр. Н. Римского-Корсакова; «На
горе-то калина» р. н. м. в обр. Ю. Чичкова; «Как пошли наши подружки» р. н. п. в обр. И
.Иорданского; «Ходила младешенька по борочку» р. н. п. в обр. Н. Римского- Корсакова; «Речка» р.
н. п. в обр П. Чайковского; «Со вьюном я хожу» Р. н. п. в обр. А. Гречанинова, дошкольники с
большим удовольствием поют песни: « А я по лугу», «Во кузнице», «Блины» и т.д. эти песни
хороши еще тем, что их можно инсценировать.
Работа с детьми по формированию певческих навыков. Для того чтобы развить певческие
навыки
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
необходимо
проводить
активную
работу
со
специально подобранным песенным репертуаром.
Народные песни способствуют развитию
льющего легкого звука. Ритмический рисунок народных песен, небольшие по объему и равные по
длине
фразы
способствуют
развитию
певческих
навыков.
Необходимо
знать
возрастные
особенности
голосового
аппарата
детей
дошкольного
возраста,
использовать
в
работе
по
развитию певческих способностей унисонное пение во время пения песен и попевок. При этом
эффективно формируется певческое дыхание, так как в напевных песнях используется много
звуков большей длительности. При исполнении напевных песен углубляется вдох и удлиняется
выдох, это активизирует диафрагму, ребенок учится постепенно расходовать воздух. Поэтому
русские народные песни и попевки напевного характера являются необходимым материалом для
развития певческих навыков у дошкольников. В работе с детьми при формирование певческих
способностей
стараюсь разнообразить занятия и заинтересовать ребенка, для это использую
игры, хороводы, пляски, чтоб каждый ребенок мог проявить свои творческие способности и
заинтересованность не ослабла. Знакомство с песней начинаю с выразительного исполнения,
затем провожу беседу. Затем идет разучивание песни, использую пропевания мелодии, трудные
мелодические
обороты
пропеваем
и
повторяем
насколько
раз.
Детям
очень
нравятся
фольклорные
мелодии
меленькие
потешки
,
скороговорки,
считалки.
Во
время
разучивания
народных песен
развиваю вокальные навыки - дыхание, дикция, выразительное исполнение.
Дети овладевают хоровым, сольным и ансамблевым пением. Для развития ритмического навыка
использую народные мелодии (попевка - Андрей воробей не гоняй голубей) ит.д. во время пения
дети ходят в такт хороводной песне, и выполняют различные музыкально-ритмические движения,
(хлопки в ладоши, приставные шаги и т.д.) которые помогают воспитанию чувству ритма. «Мама
била,
била,
била»
использую
различный
ритм
хлопков.
Дети
в
народных
песнях
хорошо
запоминают интонационный символ и откладывают его в долговременную память, он всегда на
слуху у ребят, пример (считалки, дразнилки ит.д.). В занятии использую разучивание попевок,
считалок, потешок, так как попевочная формула проста и удобна для формирования правильного
дыхания,
артикуляции,
и
чувства
ритма
(попевка
-
за
высокими
горами…).
Для
того
чтобы
развивать
звонкость
и
силу
голоса,
эмоциональность
использую
различные
заклички
(жавороночек- дуда, прилети ты к нам сюда; дождик лей, лей, лей и т.д.)
Очень важный
момент в народном пении это хорошая дикция. При формировании певческих
навыков необходима яркая и выразительная дикция, четкое произношение согласных и гласных,
как
в
разговорной
речи.
Для
развития
артикуляции,
дикции
также
необходимо
подбирать
различные
упражнения
и
распевки.
Необходимо
использовать
упражнения,
которые
будут
убирать дефекты речи у детей, затем нужно выравнивать гласные и согласные.
Не
менее
важно
в
работе
по
формированию
певческих
навыков,
что
бы
дети
научились
правильно дышать во время пения. Вдох должен быть одновременно через нос и рот, выдох
должен быть спокойный и медленной до конца музыкальной фразы. В пении у детей существуют
тенденции «перебирания» дыхания или «запирания», что не дает возможности хорошей подачи
звука.
Музыкальная
фраза
должна
быть
плавной
и
неразорванной
на
маленькие
кусочки.
Народная
песня
(
во
поле
береза
стояла)
учу
детей
петь
на
одном
дыхании,
в
старшем
дошкольном возрасте учимся петь по фразам (по цепочке). Для формирования правильного
дыхания использую специальные упражнения.
В
пении
используем
«мягкую
атаку»
звука,
так
как
«твердая»
вредит
голосу
и
искажает
правильное звучание. При пении обращаю внимание детей, что петь нужно напевно, протяжно,
без
выкриков.
Певческие
навыки
вырабатываются
во
время
распеваний,
которые
помогают
разогревать и подготавливать голосовой аппарат. На занятиях певческие навыки формируются от
простого к сложному. В фольклоре разучивание и исполнения песен происходит « на слух»,
удобные
по
диапазону.
Чистоты
интонации
добиваюсь
благодаря
слушанью
песен
чисто
интонирующих
детей,
взрослых,
исполнения
песен
сольно
и
ансамблем.
Применяю
систематическое
повторение
выученных
песен,
поем
(а
капелла).
Детей,
которые
нечисто
интонируют, сажаю с детьми, которые поют правильно, также ближе к инструменту, чтоб видели
правильное исполнение.
Исполнение песен с детьми без сопровождения.
Во время исполнения детьми народных песен без музыкального сопровождения формируются
певческие
способности
чистота
интонации,
протяжность
и
напевность,
дети
тренируют
свой
внутренний слух, учатся слышать музыку как бы внутри себя. Дети перенимают мелодию с голоса,
она воспринимается ими гораздо легче, так как мелодию закрывает сложный аккомпанемент. При
исполнении а капелла дети контролируют свой голос, внимание активизируется, развивается
чистота интонирования. При обучении народному пению поддерживаю голос ребенка своим,
пропеваем и повторяем сложные мелодические обороты.
Использование пения в сочетании с хореографическими движениями при инсценировании
знакомого детям фольклорного репертуара.
При
исполнении
народной
песни
применяем
с
детьми
хореографические
движения,
это
необходимо для развития у ребенка музыкально – ритмических способностей, вырабатывается
навык согласованных движений и музыки, укрепляется дыхание, чистота интонации, улучшается
дикция, качество хорового исполнения. При слиянии пения и хореографии у детей дошкольного
возраста развивается воображение, творческие способности. Дети очень любят при исполнении
народной песни выражать и показывать ее содержание музыкально-ритмическими движениями,
так же реализуется двигательная активность ребенка.
Включение
фольклорного
материала
в
праздники,
развлечения,
самостоятельную
деятельность .
Дети очень любят выступать на праздниках и развлечениях, в которых дети с удовольствием
исполняют народные песни, заклички, потешки, участвуют в фольклорных обрядах. Включаем
массовые
хороводы
с
пением,
игры,
частушки,
особый
интерес
проявляется
у
детей
в
инсценировках шуточных песен. Детям нравиться исполнять песни сольно, они проявляют свои
творческие способности, это побуждает их к знакомству освоению музыкального фольклора. В
самостоятельной деятельности дети используют песенки, дразнилки, попевки в повседневной
жизни
в
группе
и
на
прогулках.
Вместе
с
воспитателями
и
родителями
дети
изготавливают
жаворонков к празднику «Встреча весны», кукол. В детском саду силами взрослых и детей создан
мини-музей «Русская изба», здесь проходят праздники и занятия, в организации предметно-
развивающей
среды
большую
помощь
оказали
родители.
На
фольклорных
праздниках
воспитатели и родители принимают активное участие вместе с детьми, исполняют частушки,
народные
песни,
участвуют
в
инсценировках
небольших
сказок,
и
обрядах.
В
празднике
«Посиделки»
родители
вместе
с
детьми
исполняют
припевки,
поговорки,
русские
песни.
На
«Масленицу» водят хороводы с песнями, участвуют в обрядах, играют в народные игры с детьми
(«Ручеек» ит.д.) угощаются блинами. В «Русской избе» устраиваем чаепитие, дети знакомятся с
русскими традициями, покачивают зыбку, поют колыбельные песенки. Знакомство с фольклором
проходит вне занятий, это раскрепощает детей и взрослых, позволяет добиваться хороших успехов
и развивает творческие способности.
Участие детей в муниципальных, региональных конкурсах, фестивалях и концертах.
В
процессе
планомерной
систематической
и
направленной
работы
по
развитию
певческих
способностей посредством фольклора у детей старшего дошкольного возраста возрос интерес к
исполнительской певческой деятельности. Создавая выразительные художественные образы, дети
демонстрируют высокие показатели в музыкальной, творческой деятельности. Это доказывает
н а л и ч и е
п р и з о в ы х
м е с т
в
р а й о н н ы х
в о к а л ь н ы х
конкурсах, дети с удовольствием участвуют в муниципальных концертах, принимают участие в
региональных и всероссийских конкурсах и фестивалях детского творчества.
Взаимодействие с родителями по развитию певческих способностей.
В
работе
по
формированию
певческих
способностей
у
детей
используем
взаимодействие
с
родителями.
В
начале
проекта
провела
анкетирование
родителей
пришла
к
выводу,
что
необходимо целенаправленно вовлекать родителей процесс развития у детей певческих навыков
посредством фольклорного материала. Также анкетирование показало, что многие родители не
знают
какие
условия
нужно
создавать
для
развития
певческих
способностей,
большая
часть
родителей
не
осознает
важности
и
значимости
классической
и
народной
музыки,
отдавая
предпочтения
легкой
и
развлекательной
музыке.
Многие
считали,
что
не
каждый
ребенок
обладает музыкальными задатками и не видели необходимости для создания музыкальной среды
дома.
Проанализировала
и
изучила
анкеты
родителей
пришла
к
выводу
о
необходимости
просветительской
работы
с
родителями
по
вопросам
музыкального
воспитания,
привития
патриотических
чувств,
восстановления
народных
духовных
традиций,
через
консультации,
рекомендации
по
музыкальному
воспитанию,
через
концерты,
мероприятия,
развлечения,
привлечения
родителей
в
создании
предметно-развивающей
среды
в
ДОУ
по
воспитанию
народных традиций.
Систематически проводила консультации: « Фольклор для малышей», « Маме о колыбельной» и
т.д. Привлекала родителей для разучивания игр и хороводов, занятие по изготовлению предметов
народного быта. Все эти мероприятия помогли родителям осмыслить и понять восстановить
потерянные народные традиции.
Заключение.
Заключение.
В мае провели итоговую диагностику. На основании результатов проведенного исследования в
соответствии с поставленной целью была выявлена положительная динамика развития певческих
навыков.
Дети
научились
слушать
мелодическую
линию,
определять
характер
ее
движения,
правильно пользоваться своим голосом, дыханием, дикцией, чисто интонировать мелодию в
данной
тональности. В результате получили следующие данные: уровень певческих навыков и
полученных
знаний
по
фольклору
итоговая
диагностика
–
высокий
–
40%,
средний
-10%,
оптимальный – 50%.
Дети
старшего
дошкольного
возраста
с
удовольствием
принимают
участия
в
фольклорных
мероприятиях, концертах, фестивалях и конкурсах, углубили свои познания в области фольклора.
Проведено итоговое анкетирование родителей, по результатам анкет выявлено, что родители
понимают значимость проблемы и стараются принимать активное участие в ее решении.
На основании полученных результатов проведённой нами работы считаем основным условием
успешного формирования у детей певческих
способностей является систематическая и планомерная работа по данной теме на материале
русского народного творчества.
На протяжение нашей работы мы вели
с детьми целенаправленную работу по данной теме:
-
раскрывали
значение
русского
народного
творчества
во
всестороннем
развитии
ребенка
и
формировали у него певческие способности на материале народный фольклор;
-
показывали
доступность
к
пониманию
русского
народного
творчества
у
детей
старшего
дошкольного возраста для развития певческих способностей
-
использовали
новые
формы
работы
по
развитию
певческих
навыков
у
детей
старшего
дошкольного возраста
- устанавливали преемственность в работе с семьей.
Вывод.
Организация системы работы, направленной на развитие певческих способностей посредством
фольклора, использование системы вокальных упражнений, новых форм работы, расширенные
возможности пения и хореографических движений, вовлекать родителей в развитие певческих
навыков детей и т. д. способствовали эффективному формированию певческих навыков детей.