Автор: Степина Наталья Хамзиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГОУ ЯО "Рыбинская школа – интернат №1"
Населённый пункт: город Рыбинск, Ярославская область
Наименование материала: доклад на методическом объединении
Тема: "Формирование учебно–познавательной компетенции учащихся с ОВЗ в начальных классах на уроках письма и развития речи"
Раздел: начальное образование
ГОУ ЯО «Рыбинская школа – интернат №1»
Доклад на тему:
«Формирование учебно-познавательной
компетенции учащихся с ОВЗ в
начальных классах на уроках письма и
развития речи»
Подготовила:
учитель начальных классов
Степина Наталья Хамзиновна
2016 – 2017 уч. год
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые
требования
к
результатам
начального
образования.
Одна
из
важных
задач
современной
школы
-
создание
таких
условий,
которые
бы
способствовали
развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала, формированию опыта
самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть
ключевые
компетентности,
определяющие
современное
качество
образования.
Ключевые компетенции – это умения и навыки в любой области деятельности. Это
заказ общества к подготовке его граждан в современных условиях жизни. Мы
остановимся
на
системе
работы
по
формированию
учебно-познавательной
компетенции на уроках письма и развития речи.
Учебно-познавательная
компетенция характеризуется
совокупностью
компетенций учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
Kлючевой характер учебно-познавательной компетентности проявляется в том, что
она обязательно входит в остальные, и их овладение, эффективная реализация во
многом
зависят
от
познавательной
составляющей.
Учебно
–
познавательная
компетенция
в
современной
модели
образования
названа
одной
из
базовых
компетентностей современного человека.
Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека. В этом
возрасте
основным
видом
деятельности
становится
учебная
деятельность.
В
начальной
школе
закладывается
то,
что
будет
развиваться
и
укрепляться
с
в
о
з
р
а
с
т
о
м
.
Итак, учебно – познавательная компетенция – это совокупность умений и
навыков
познавательной
деятельности.
Владение
механизмами
целеполагания,
планирования,
анализа,
рефлексии,
самооценки
успешности
собственной
деятельности.
Владение
приемами
действий
в
нестандартных
ситуациях,
эвристическими методами решения проблем. А значит, наша задача не в передаче
детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы учить детей умению
учиться.
Становление
познавательных
интересов
учащихся,
прежде
всего,
происходит на уроке. Активизировать познавательную деятельность учащихся и
повышать интерес к учению на каждом этапе урока можно используя различные
методы, формы и виды работы. Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки,
раздаточный
материал,
занимательные
упражнения
давно
стали
нашими
помощниками в работе. Они вызывают чувство удивления, новизны, необычности,
неожиданности,
развивают
сообразительность,
инициативу,
создают
атмосферу
д о б р о ж е л а т е л ь н о с т и ,
з а ж и г а ю т
о г о н ё к
п ы т л и в о с т и .
Вызывая любопытство, причину познавательного интереса на уроке письма можно,
и с п о л ь з у я
с л е д у ю щ и е
п р и е м ы :
-
создание
ситуации
успеха,
через
выполнение
заданий
посильных
для
всех
учащихся,
и з у ч е н и е
н о в о г о
м а т е р и а л а
с
о п о р о й
н а
с т а р ы е
з н а н и я ;
-
положительный
эмоциональный
настрой,
через
создание
на
уроке
доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную
р е ч ь
у ч и т е л я ;
-
рефлексия,
через
оценку
собственной
деятельности
и
деятельности
других,
оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов
(например,
"почему
было
трудно?",
"что
открыли,
узнали
на
уроке?"
и
т.д.);
- занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных
фрагментов,
игровые
и
соревновательные
формы,
юмористические
минутки.
Для обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и
и х
р е а л и з а ц и и
( м о т и в а ц и о н н о
–
ц е л е в о й
бл о к )
п р и м е н я ю т с я :
- прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации
дефицита
знаний
и
самостоятельное
определение
целей
последующей
деятельности;
- предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность
домашних заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование
заданий по степени значимости, прерывание и незавершённость деятельности;
- реакция на ошибку, через прием «лови ошибку», выяснение причин ошибок и
о п р е д е л е н и е
п о с л е д у ю щ и х
д е й с т в и й ;
-
практическая
направленность,
через
соотнесение
учебного
материала
с
конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.
Успешная социальная адаптация учащихся с ОВЗ невозможна без речевого
общения и взаимодействия. При отставании в развитии речи возникают проблемы,
связанные
с
общением,
появляются
трудности
коммуникативного
поведения.
Речевое
недоразвитие
учащихся,
слабость
побудительных
к
речи
мотивов
вызывают
затруднения
в
общении
с
окружающими
людьми.
В.Г.
Петрова
справедливо замечает, что ребенок с ОВЗ (умственно отсталый ребенок), владея в
той или иной степени речью, «редко участвует в беседах, на вопросы отвечает
односложно и далеко не всегда правильно».
Вместе с тем установлено, что целенаправленное воздействие на речь приводит к
ее совершенствованию, к более точному выражению мыслей, адекватному ведению
диалога
и
даже
монологического
высказывания.
Именно
эта
закономерность
требует, чтобы педагогическая деятельность учителя была нацелена на коррекцию
недостатков всех сторон речи детей, на ее развитие и активизацию в той степени, в
какой она может быть использована как средство общения. Специальная методика
организации
уроков
позволяет
повысить
уровень
учебно
–
познавательных
возможностей, учащихся с ОВЗ. Для этого нужно использовать приемы, методы,
формы
организации
учебной
деятельности,
которые
позволили
бы
пробудить
интерес учеников к уроку, побудить их высказываться по поводу обсуждаемых
вопросов, вовлекли бы их в активную работу. Уроки чтения и письма создают
условия для общения школьников, как с учителем, так и с одноклассниками. Очень
нравятся детям уроки с использованием разных форм сотрудничества. Например -
работа в парах, группах. Для активизации речевой деятельности обучающихся на
базе имеющихся у них знаний и умений можно использовать работу с опорными
схемами.
Опорные схемы значительно облегчают работу обучающимся и учителю.
Пользуясь ими, обучающиеся извлекают нужную информацию при ответах на
вопросы учителя и в практической деятельности. Кроме того, обращаясь к схеме,
внимательно рассматривая ее школьники имеют возможность вспомнить материал.
Опорные
схемы
используются,
в
основном,
при
устных
ответах.
Имея
перед
глазами схему, школьники учатся последовательно излагать сведения, имеющихся у
них по данной теме. Им предлагаются такие вопросы как, например: «Расскажи
все
о
словах,
отвечающих
на
вопросы
кто?
что?»,
«Расскажи
о
словах,
обозначающих действия» и т.д. С опорными схемами можно работать в парах,
обучающиеся задают друг другу вопросы по схемам. Такой вид работы вызывает
интерес
у
детей,
идет
развитие
диалогической
и
монологической
речи
детей,
корригируется интонационная ее сторона, закрепляются полученные знания.
Одной из главных работ на уроке письма в коррекционной школе является
словарная работа, которая проводится на каждом уроке и способствует развитию
лексической стороны речи учащихся и ее грамматическому оформлению.
Из
своего
опыта
работы
можно
сделать
вывод,
что
тол ь ко
систематическая словарная
работа
способствует
формированию
не
только
общеучебных и специальных умений и навыков, но и коррекции речи, памяти,
внимания,
мышления.
Проведение
словарной
работы
зависит
не
только
от
характера
лексического
материала,
но
и
возрастных
и
индивидуальных
особенностей учащихся.
Над работой со словарным словом решаются такие задачи:
1.Обогащение словарного запаса речи обучающихся.
2. Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне
верно.
3. Активизация словарного запаса речи обучающихся.
Работа над словарным словом состоит из 2х частей:
1. Словарная работа на уроке с отдельным словом (номинативная функция-
конкретизация предметов, действий, признаков и т.д.);
2. Работа на уроках по составлению предложений и рассказов по вопросам учителя,
по картине, серии картинок, материалам наблюдений, ответов на вопросы
(коммуникативная функция);
В работе над словом можно использовать различные упражнения – как устные,
так и письменные. Среди них большое место занимают словарно-грамматические
(подбор синонимов, антонимов) и словарно-логические (определение предмета на
основе различных признаков, классификация предметов по одному из признаков
или действию и т. д.). Здесь работа продумывается так, чтобы не происходила
замена в дальнейшем знакомыми словами новых слов, чтобы слова употреблялись
верно. Большую помощь в работе над словом оказывают дидактические игры,
коррекционно-развивающие
упражнения,
пословицы
и
поговорки;
поговорки,
усложнённые ребусами и многое другое.
В результате работы над словом происходит концентрация внимания учащихся
и
наряду
с
развитием
и
коррекцией
психических
процессов
происходит
активизация словаря учащихся.
Учебно
–
познавательные
компетенции
формируются
на
уроках
информационных
технологий.
Компьютерные
презентации,
используемые
на
уроках чтения, письма и развития речи помогают обучающимся увидеть ситуацию,
о которой они будут говорить или писать, расширяет и углубляет их представления
об
окружающем
мире,
об
изучаемом
объекте.
Занятия
становятся
более
интересными, эффективными. Учитель может наглядно представить то, что трудно
и скучно объяснять словами. Применение компьютерных технологий расширяет
адаптивные
возможности
обучающихся,
повышает
возможности
успешной
социализации в обществе.
Для развития учебно – познавательных компетенций на уроках письма следует
предлагать учащимся как можно больше заданий для самостоятельной работы. Для
этого нужно создавать такие ситуации, которые вызывали бы у детей интерес к
изучаемой теме, желание высказаться и поделиться своим жизненным опытом;
проявить
настойчивость
в
отстаивании
своего
мнения.
Содержание
учебного
материала
должно
быть
максимально
приближено
к
процессу
естественного
общения.
Так же необходимо учитывать различный уровень речевого и психофизического
развития
учащихся.
Нужно
подбирать
индивидуальные
задания
с
различной
степенью трудности, содержания, выбирать адекватные приемы работы с каждым
школьником.
Работа
над
формированием
учебно
–
познавательной
компетенции
должна
осуществляться в комплексе, в системе уроков. Успешность этой работы зависит от
общей
организации
урока,
от
правильного
применения
методов
и
приемов,
стимулирующих общение учащихся в процессе работы. Использование различных
приемов
коррекционного
воздействия
позволяет
обогатить
детей
знаниями
и
развить умения, необходимые для успешной речевой и социальной адаптации в
современном мире. Это умение реально оценивать свои речевые навыки, проявлять
инициативу при ведении диалога, активно и эмоционально участвовать в диалоге,
внимательно слушать собеседника, уместно и последовательно задавать вопросы и
отвечать
на
заданные
вопросы,
грамматически
правильно
оформлять
свои
высказывания.
И закончить хочу словами китайской мудрости:
"Скажи мне и я забуду,
Покажи мне и я запомню.
Вовлеки меня и я научусь.
Литература
1.Федеральный государственный образовательный стандарт.
2. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в
образовании // Интернет-журнал "Эйдос". 2005.
3.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.М.2003
4.Ходова Т.В.Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная
школа.М.2007