Напоминание

"Формирование учебно–познавательной компетенции учащихся с ОВЗ в начальных классах на уроках письма и развития речи"


Автор: Степина Наталья Хамзиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГОУ ЯО "Рыбинская школа – интернат №1"
Населённый пункт: город Рыбинск, Ярославская область
Наименование материала: доклад на методическом объединении
Тема: "Формирование учебно–познавательной компетенции учащихся с ОВЗ в начальных классах на уроках письма и развития речи"
Раздел: начальное образование





Назад




ГОУ ЯО «Рыбинская школа – интернат №1»

Доклад на тему:

«Формирование учебно-познавательной

компетенции учащихся с ОВЗ в

начальных классах на уроках письма и

развития речи»

Подготовила:

учитель начальных классов

Степина Наталья Хамзиновна

2016 – 2017 уч. год

Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые

требования

к

результатам

начального

образования.

Одна

из

важных

задач

современной

школы

-

создание

таких

условий,

которые

бы

способствовали

развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала, формированию опыта

самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть

ключевые

компетентности,

определяющие

современное

качество

образования.

Ключевые компетенции – это умения и навыки в любой области деятельности. Это

заказ общества к подготовке его граждан в современных условиях жизни. Мы

остановимся

на

системе

работы

по

формированию

учебно-познавательной

компетенции на уроках письма и развития речи.

Учебно-познавательная

компетенция характеризуется

совокупностью

компетенций учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

Kлючевой характер учебно-познавательной компетентности проявляется в том, что

она обязательно входит в остальные, и их овладение, эффективная реализация во

многом

зависят

от

познавательной

составляющей.

Учебно

познавательная

компетенция

в

современной

модели

образования

названа

одной

из

базовых

компетентностей современного человека.

Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека. В этом

возрасте

основным

видом

деятельности

становится

учебная

деятельность.

В

начальной

школе

закладывается

то,

что

будет

развиваться

и

укрепляться

с

в

о

з

р

а

с

т

о

м

.

Итак, учебно – познавательная компетенция – это совокупность умений и

навыков

познавательной

деятельности.

Владение

механизмами

целеполагания,

планирования,

анализа,

рефлексии,

самооценки

успешности

собственной

деятельности.

Владение

приемами

действий

в

нестандартных

ситуациях,

эвристическими методами решения проблем. А значит, наша задача не в передаче

детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы учить детей умению

учиться.

Становление

познавательных

интересов

учащихся,

прежде

всего,

происходит на уроке. Активизировать познавательную деятельность учащихся и

повышать интерес к учению на каждом этапе урока можно используя различные

методы, формы и виды работы. Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки,

раздаточный

материал,

занимательные

упражнения

давно

стали

нашими

помощниками в работе. Они вызывают чувство удивления, новизны, необычности,

неожиданности,

развивают

сообразительность,

инициативу,

создают

атмосферу

д о б р о ж е л а т е л ь н о с т и ,

з а ж и г а ю т

о г о н ё к

п ы т л и в о с т и .

Вызывая любопытство, причину познавательного интереса на уроке письма можно,

и с п о л ь з у я

с л е д у ю щ и е

п р и е м ы :

-

создание

ситуации

успеха,

через

выполнение

заданий

посильных

для

всех

учащихся,

и з у ч е н и е

н о в о г о

м а т е р и а л а

с

о п о р о й

н а

с т а р ы е

з н а н и я ;

-

положительный

эмоциональный

настрой,

через

создание

на

уроке

доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную

р е ч ь

у ч и т е л я ;

-

рефлексия,

через

оценку

собственной

деятельности

и

деятельности

других,

оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов

(например,

"почему

было

трудно?",

"что

открыли,

узнали

на

уроке?"

и

т.д.);

- занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных

фрагментов,

игровые

и

соревновательные

формы,

юмористические

минутки.

Для обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей учения и

и х

р е а л и з а ц и и

( м о т и в а ц и о н н о

ц е л е в о й

бл о к )

п р и м е н я ю т с я :

- прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации

дефицита

знаний

и

самостоятельное

определение

целей

последующей

деятельности;

- предоставление права выбора, через разноуровневые задания, дозированность

домашних заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование

заданий по степени значимости, прерывание и незавершённость деятельности;

- реакция на ошибку, через прием «лови ошибку», выяснение причин ошибок и

о п р е д е л е н и е

п о с л е д у ю щ и х

д е й с т в и й ;

-

практическая

направленность,

через

соотнесение

учебного

материала

с

конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.

Успешная социальная адаптация учащихся с ОВЗ невозможна без речевого

общения и взаимодействия. При отставании в развитии речи возникают проблемы,

связанные

с

общением,

появляются

трудности

коммуникативного

поведения.

Речевое

недоразвитие

учащихся,

слабость

побудительных

к

речи

мотивов

вызывают

затруднения

в

общении

с

окружающими

людьми.

В.Г.

Петрова

справедливо замечает, что ребенок с ОВЗ (умственно отсталый ребенок), владея в

той или иной степени речью, «редко участвует в беседах, на вопросы отвечает

односложно и далеко не всегда правильно».

Вместе с тем установлено, что целенаправленное воздействие на речь приводит к

ее совершенствованию, к более точному выражению мыслей, адекватному ведению

диалога

и

даже

монологического

высказывания.

Именно

эта

закономерность

требует, чтобы педагогическая деятельность учителя была нацелена на коррекцию

недостатков всех сторон речи детей, на ее развитие и активизацию в той степени, в

какой она может быть использована как средство общения. Специальная методика

организации

уроков

позволяет

повысить

уровень

учебно

познавательных

возможностей, учащихся с ОВЗ. Для этого нужно использовать приемы, методы,

формы

организации

учебной

деятельности,

которые

позволили

бы

пробудить

интерес учеников к уроку, побудить их высказываться по поводу обсуждаемых

вопросов, вовлекли бы их в активную работу. Уроки чтения и письма создают

условия для общения школьников, как с учителем, так и с одноклассниками. Очень

нравятся детям уроки с использованием разных форм сотрудничества. Например -

работа в парах, группах. Для активизации речевой деятельности обучающихся на

базе имеющихся у них знаний и умений можно использовать работу с опорными

схемами.

Опорные схемы значительно облегчают работу обучающимся и учителю.

Пользуясь ими, обучающиеся извлекают нужную информацию при ответах на

вопросы учителя и в практической деятельности. Кроме того, обращаясь к схеме,

внимательно рассматривая ее школьники имеют возможность вспомнить материал.

Опорные

схемы

используются,

в

основном,

при

устных

ответах.

Имея

перед

глазами схему, школьники учатся последовательно излагать сведения, имеющихся у

них по данной теме. Им предлагаются такие вопросы как, например: «Расскажи

все

о

словах,

отвечающих

на

вопросы

кто?

что?»,

«Расскажи

о

словах,

обозначающих действия» и т.д. С опорными схемами можно работать в парах,

обучающиеся задают друг другу вопросы по схемам. Такой вид работы вызывает

интерес

у

детей,

идет

развитие

диалогической

и

монологической

речи

детей,

корригируется интонационная ее сторона, закрепляются полученные знания.

Одной из главных работ на уроке письма в коррекционной школе является

словарная работа, которая проводится на каждом уроке и способствует развитию

лексической стороны речи учащихся и ее грамматическому оформлению.

Из

своего

опыта

работы

можно

сделать

вывод,

что

тол ь ко

систематическая словарная

работа

способствует

формированию

не

только

общеучебных и специальных умений и навыков, но и коррекции речи, памяти,

внимания,

мышления.

Проведение

словарной

работы

зависит

не

только

от

характера

лексического

материала,

но

и

возрастных

и

индивидуальных

особенностей учащихся.

Над работой со словарным словом решаются такие задачи:

1.Обогащение словарного запаса речи обучающихся.

2. Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне

верно.

3. Активизация словарного запаса речи обучающихся.

Работа над словарным словом состоит из 2х частей:

1. Словарная работа на уроке с отдельным словом (номинативная функция-

конкретизация предметов, действий, признаков и т.д.);

2. Работа на уроках по составлению предложений и рассказов по вопросам учителя,

по картине, серии картинок, материалам наблюдений, ответов на вопросы

(коммуникативная функция);

В работе над словом можно использовать различные упражнения – как устные,

так и письменные. Среди них большое место занимают словарно-грамматические

(подбор синонимов, антонимов) и словарно-логические (определение предмета на

основе различных признаков, классификация предметов по одному из признаков

или действию и т. д.). Здесь работа продумывается так, чтобы не происходила

замена в дальнейшем знакомыми словами новых слов, чтобы слова употреблялись

верно. Большую помощь в работе над словом оказывают дидактические игры,

коррекционно-развивающие

упражнения,

пословицы

и

поговорки;

поговорки,

усложнённые ребусами и многое другое.

В результате работы над словом происходит концентрация внимания учащихся

и

наряду

с

развитием

и

коррекцией

психических

процессов

происходит

активизация словаря учащихся.

Учебно

познавательные

компетенции

формируются

на

уроках

информационных

технологий.

Компьютерные

презентации,

используемые

на

уроках чтения, письма и развития речи помогают обучающимся увидеть ситуацию,

о которой они будут говорить или писать, расширяет и углубляет их представления

об

окружающем

мире,

об

изучаемом

объекте.

Занятия

становятся

более

интересными, эффективными. Учитель может наглядно представить то, что трудно

и скучно объяснять словами. Применение компьютерных технологий расширяет

адаптивные

возможности

обучающихся,

повышает

возможности

успешной

социализации в обществе.

Для развития учебно – познавательных компетенций на уроках письма следует

предлагать учащимся как можно больше заданий для самостоятельной работы. Для

этого нужно создавать такие ситуации, которые вызывали бы у детей интерес к

изучаемой теме, желание высказаться и поделиться своим жизненным опытом;

проявить

настойчивость

в

отстаивании

своего

мнения.

Содержание

учебного

материала

должно

быть

максимально

приближено

к

процессу

естественного

общения.

Так же необходимо учитывать различный уровень речевого и психофизического

развития

учащихся.

Нужно

подбирать

индивидуальные

задания

с

различной

степенью трудности, содержания, выбирать адекватные приемы работы с каждым

школьником.

Работа

над

формированием

учебно

познавательной

компетенции

должна

осуществляться в комплексе, в системе уроков. Успешность этой работы зависит от

общей

организации

урока,

от

правильного

применения

методов

и

приемов,

стимулирующих общение учащихся в процессе работы. Использование различных

приемов

коррекционного

воздействия

позволяет

обогатить

детей

знаниями

и

развить умения, необходимые для успешной речевой и социальной адаптации в

современном мире. Это умение реально оценивать свои речевые навыки, проявлять

инициативу при ведении диалога, активно и эмоционально участвовать в диалоге,

внимательно слушать собеседника, уместно и последовательно задавать вопросы и

отвечать

на

заданные

вопросы,

грамматически

правильно

оформлять

свои

высказывания.

И закончить хочу словами китайской мудрости:

"Скажи мне и я забуду,

Покажи мне и я запомню.

Вовлеки меня и я научусь.

Литература

1.Федеральный государственный образовательный стандарт.

2. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в

образовании // Интернет-журнал "Эйдос". 2005.

3.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.М.2003

4.Ходова Т.В.Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная

школа.М.2007



В раздел образования