Напоминание

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста


Автор: Емельянова Светлана Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР–д⁄с №154
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: консультация
Тема: Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

ТЕМА:

«Патриотическое воспитание детей дошкольного

возраста».

составила: воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с № 154»

Емельянова Светлана Геннадьевна

Магнитогорск 2018

Чувство

патриотизма

так

многогранно

по

своему

содержанию,

что

не

может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и

гордость

за

свой

народ,

за

его

культуру,

и

ощущение

своей

неразрывности

с

окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Патриотизм

проявляется

не

только

в

сложных

тяжелых

жизненных

ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.

Внимательное

наблюдение

за

детьми,

изучение

их

возрастных

особенностей,

интересов

позволяет

сделать

вывод,

что

дошкольник

обладает

большим

количеством

знаний,

а

его

интересы

связаны

часто

не

только

с

настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать

суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание

патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая

фраза: Все начинается с детства» - как нельзя больше относится к данному вопросу.

Задумываясь

об

истоках

патриотических

чувств,

мы

всегда

обращаемся

к

впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы.

С

младенчества

ребенок

слышит

родную

речь.

Песни

матери,

сказки

открывают

ему

глаза

в

мир,

эмоционально

окрашивают

настоящее,

вселяют

надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная,

Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его

плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством

– трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Слушая сказку, ребенок начинает любить то,

что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые блестящие

попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю,

чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими

гениями народа».

Загадки,

пословицы,

поговорки

эти

жемчужины

народной

мудрости

воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая

любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало

любви к своему народу, к своей стране.

Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле

постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к

конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево,

тропинки

в

лесу,

место

для

рыбалки

у

реки.

Это

делает

лес,

речку

своими,

родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь.

Так

общественное

и

природное

окружение

выступает

в

роли

первого

педагога,

знакомящего

ребенка

с

Родиной.

Но

без

помощи

взрослого

ребенку

трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он

может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное.

«Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности

которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и

взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к

Родине». Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо

всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и

есть его Родина.

Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его

миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень

мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к

взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о

предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. – во всем проявляется их

отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка.

Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им.

Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и

эмоциональной близости с ним – все это очень важно для становления личности

ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства

стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели

гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящих свой

вклад в общее дело.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей

к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники

урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию,

встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить

память погибших воинов.

Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о

том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и

богатство

стране,

должна

как

можно

раньше

зародиться

в

сознании

ребенка.

Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем

героизм военного подвига. Родители должны рассказывать детям о своей работе, о

том, что они делают, и для чего это нужно.

Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и

смелости

помогает

воспитывать

гордость

за

человека

труженика.

В

патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм

волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию.

Читая

детям

рассказ,

стихотворение,

важно

своими

интонациями,

логическими

ударениями

передать

кульминационные

моменты

в

произведении,

заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения, надо с большой

осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить эмоциональное воздействие.

Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок,

какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным

и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины.

Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания.

Обращение

к

литературе,

искусству

прошлого,

так

же

как

и

к

истории,

-

это

обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает

накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинным

патриотом.

Любовь

к

Родине

становится

настоящим

глубоким

чувством,

когда

она

выражается

не

только

в

стремлении

больше

узнать

о

ней,

но

и

в

желании,

потребности трудиться, на благо отечества, бережно относиться к его богатствам.

Участие в общих делах - воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина

любящего, заботливого. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по

самообслуживанию,

но

и

для

пользы

других.

Важно

только,

чтобы

этот

труд

действительно имел реальное значение для окружающих, не был надуманным. Все

сказанное имеет прямое отношение к воспитанию патриотических чувств у детей.

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

Игра «Мой адрес»

К концу младшего дошкольного возраста ребёнок должен знать свой

адрес. Проще всего закрепить знания в игре.

Цель игры: Закрепить знания об адресе местожительства детей.

Оборудование: мяч

Ход игры: В эту игру можно играть как с одним ребёнком, так и с

несколькими детьми. Ведущий (взрослый) по очереди бросает мяч детям

и произносит: Я живу в городе …? Или Я живу на улице…? Или: Я живу в

доме № …? Или: Я живу в квартире № …? Или: я живу в стране под

названием …? Рядом с моим домом находится …? И т.д. Играющий,

который поймал мяч, должен продолжить фразу и вернуть мяч

ведущему. Тот бросает мяч другому ребёнку и игра продолжается.

Вопросы можно повторять.

Игра «Наш детский сад»

Цель игры: закрепить знания о детском саде, о его сотрудниках.

Воспитывать уважительное отношение к старшим, к сотрудникам

детского сада и их труду.

Оборудование:Фотографии детского сада, помещений детского сада и

игровых площадок, а так же сотрудников (воспитателей, заведующей,

методиста, музыкального руководителя, инструктора ФИЗО,

руководителя ИЗО (если есть), повара, завхоза и т.д.).

Эта игра требует предварительной работы: проведение экскурсий по

детскому саду, рассматривание фотографий с изображением площадок

детского сада, группы и других помещений (кухни, спортивного зала,

музыкального зала, методического кабинета, медицинского кабинета и

т.д.).

Ход игры: Первый вариант игры заключается в том, чтобы дети,

увидев фотографию, определили, что за место детского сада

изображено. Воспитатель поочерёдно достаёт картинки, а дети должны

угадать, где это находится и назвать, что там делают.

Во втором варианте игры необходимо разместить сотрудников

детского сада по своим рабочим местам. Воспитатель предлагает детям

фотографии разных мест детского сада и фотографии сотрудников, а

детям нужно определить, кто, где работает. Например, повар – на кухне,

музыкальный руководитель – в музыкальном зале, и т.д.

Игра «Добрые слова»

Цель игры: Закреплять умение детей использовать в речи «добрые

слова». Воспитывать доброжелательность, положительное отношение

друг к другу.

Оборудование:картинки с изображением различных жизненных

ситуаций (например, мальчик толкнул девочку в лужу, дети делятся

конфетами, спасатель спас котёнка и отдаёт его детям и т.д.).

Ход игры: Ведущий (взрослый) достаёт поочерёдно картинки с

сюжетами. Все участники игры рассматривают картинки и определяют,

какие «добрые слова» необходимо сказать в увиденной ситуации. За

каждый правильный ответ ведущий выдаёт фишку. Выигрывает тот, кто

наберёт больше всех фишек.

Игра «Волшебные слова»

Цель игры: Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим

людям. Закреплять умение проявлять вежливость. Расширять словарный

запас ребёнка набором вежливых слов.

Ход игры:Участники игры по очереди называют «волшебные слова»

(здравствуйте, спасибо, пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, до

свидания, приятного аппетита, будьте здоровы, доброго пути, добро

пожаловать, разрешите, угощайтесь, доброе утро, добрый день, добрый

вечер, спокойной ночи, приятно познакомиться, извините, прошу

прощения, благодарю и т.д.). Выигрывает тот, кто больше всех вспомнит

таких слов.

Игра «Как я дома помогаю»

Цель игры: Воспитывать заботливое отношение к членам семьи

Оборудование: в первый раз можно использовать сюжетные картинки

с разными видами хозяйственно-бытовой деятельности для подсказки.

Позже можно играть без картинок

Ход игры: Дети по очереди называют домашние дела, в которых

принимали участие дома. Разрешается называть и ту деятельность,

которую они просто наблюдали, но хотели бы в ней поучаствовать.

Выигрывает тот, кто назовёт больше дел.

Игра «Найди флаг»

Цель игры: Знакомить детей с символикой родной страны, учить

выделять флаг России из числа флагов других стран.

Оборудование: набор флагов разных стран (по 4 флага для каждой

страны)

Ход игры: Перед ребёнком (детьми) выкладывается набор флагов

разных стран. Задание для ребёнка: найти флаг своей страны. Если

играет несколько участников, то выигрывает тот, кто найдёт больше

флагов. Если играет один ребёнок – выигрывает, если найдёт правильно

все флаги.

Игра «Дружная семейка»

Цель игры:Воспитывать интерес к своей семье, уважительное

отношение к членам семьи. Развивать умение рассказать о членах своей

семьи.

Оборудование: разноцветные силуэты детских ладошек, фишки с

изображением мамы, папы, дедушки, бабушки и ребёнка (по количеству

играющих)

Ход игры: В начале игры проводится пальчиковая игра «Дружная

семья»:

(пальцы ребёнка зажаты в кулак)

Этот пальчик – дедушка (отгибается большой палец руки);

Этот пальчик – бабушка (отгибается указательный палец руки);

Этот пальчик – папочка (отгибается средний палец руки)

Этот пальчик – мамочка (отгибается безымянный палец руки);

Этот пальчик – я (отгибается мизинец)

Вот и вся моя семья!!! (все пальцы разжимаются и сжимаются в кулак)

Ребёнку предлагается выбрать ладошку понравившегося цвета и

«расселить» на ней дедушку, бабушку, папу, маму и себя. Выкладывание

персонажа можно сопровождать стихом об этом члене семьи или

рассказом о нём

Игра «Профессии»

Цель игры: Продолжать знакомить детей с профессиями людей.

Воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий и

их деятельности.

Оборудование: Карточки с изображением человека – представителя

профессии, знакомой детям младшего дошкольного возраста (Доктор,

учитель, военный, повар, музыкант, художник, военный и т.д.), и карточки

с атрибутами для этой профессии (по 4 для каждого

представителя).Например, для врача – градусник, укол, таблетки,

фонендоскоп; для учителя – парта, тетрадь, доска с мелом, глобус; для

повара – половник, кастрюля, тарелка, нож с разделочной доской и т.д.

Ход игры: Детям предлагается весь набор карточек. Каждый ребёнок

выбирает себе представителя профессии, которая ему понравилась,

называет эту профессию, и рассказывает кратко, чем этот человек

занимается на своей работе. Затем из общей массы выбирает предметы,

которые помогают ему осуществлять свою профессиональную

деятельность. Выигрывает тот, кто без ошибок подберет все предметы.

Для патриотического воспитания детей младшего дошкольного

возраста отлично подойдёт организация сюжетно-ролевой игры «Семья».

Благодаря ей дети создают для себя образ семьи, отражают все

взаимоотношения в семье, учатся ставить себя на место своих

родителей, что способствует воспитанию уважения к старшему

поколению.

Игра «Гости города»

Цель игры: Воспитание у детей интереса к жизни родного города и

страны в целом.

Оборудование: Шесть фотографий со знаковыми местами вашего

города на доске, предварительно пронумеровав цифрами от 1 до 6.

Ход игры: Ребенка просят бросить кубик с цифрами, чтобы случайным

образом выбрать одну из картинок. Выбранную картинку нужно

описать таким образом, чтобы гостю города было понятно

изображение, появилось желание посетить этого место. Карточки с

видами города нужно подбирать максимально узнаваемые, чтобы у

малышей не возникло проблем с описанием. «Геральдика» Целью

является изучение истории родного города через его символику.

Сначала воспитатель показывает герб родного города, вкратце

рассказывает о том, что на нем изображено. Рассказывать нужно

простым и понятным языком, обычно изображение герба города несет

в себе графическое изображение его специфики, исторических

особенностей. После этого показывают гербы района и области, также

рассказывают о них. В самом конце переходят к гербу России. Нужно

также рассказать о флаге города, региона и страны. Детям показывают

взаимосвязь между флагами города, региона и страны, накладывают

их друг на друга. Потом картинки перемешивают и просят сложить

вместе герб и флаг города, региона, страны. То есть, разбить их по

парам. Такая игра не только развивает память, она поможет узнать о

символике родного края.

Игра «Народные промыслы»

Цель игры: Научиться узнавать разные виды деятельности. Начать

можно с того, чтобы участники рассказали о своей помощи родителям

по дому. Далее детям показывают заранее заготовленные картинки с

изображением народных промыслов. Деток просят подобрать, к какой

именно картинке относится их помощь. Например, если мальчик любит

вместе с папой строгать доски, то правильным ответом будет ремесло

плотника. Если девочка помогает маме шить, то такая помощь очень

хорошо относится к такому народному промыслу, как вышивание.



В раздел образования