Напоминание

"Типичные ошибки при сдаче ЕГЭ по иностранному языку и способы их устранения"


Автор: Егорова Анастасия Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1
Населённый пункт: г.Ленинск–Кузнецкий Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Типичные ошибки при сдаче ЕГЭ по иностранному языку и способы их устранения"
Раздел: полное образование





Назад




Типичные ошибки при сдаче ЕГЭ по иностранному языку и

способы их устранения

Современное

общество

однозначно

требует

у работников

многих

сфер

знания

английского языка. В некоторых школах его изучение начинается уже с первого класса,

даже нелингвистические вузы выбирают для поступления на ряд специальностей ЕГЭ

по английскому

языку.

Более

того,

нам

обещают,

что

в ближайшее

время

ЕГЭ

по английскому

станет

в один

ряд

с обязательными

экзаменами

по русскому

языку

и математике.

Больше всего сдающих ЕГЭ по английскому языку в Москве и Санкт-Петербурге. В Москве

его сдают 29,2% всех выпускников, в Петербурге — 21%. Результаты в этих городах также

выше: в среднем по России — 57,8%, а в Петербурге — 60,44%, в Москве — 64,55%. А вот

старшеклассники

из других

регионов

сдают

английский

язык

значительно

неохотнее,

желающих в 10 раз меньше! Только 6% во всех регионах.

— Опросы

показывают,

что

ученики

школ

вне

Москвы

и Петербурга

боятся

ЕГЭ

по английскому, — говорит советник компании MAXIMUM кандидат филологических наук

Ирина Зотова. — Они не хотят сдавать его, потому что не уверены в своем результате.

Таким образом они сами ограничивают для себя круг ведущих престижных вузов. И так

происходит из года в год.

Но ведь язык нельзя выучить за один день. Подготовку к ЕГЭ по английскому лучше всего

начинать за два года, то есть в 10-м классе. Несмотря на многие нелестные отзывы

о ЕГЭ, этот экзамен по своему строению очень похож на международные — такие, как

TOEFL, что однозначно подтверждает его способность определить реальный уровень

владения иностранным языком.

В соответствии

с документами

Совета

Европы,

задания

ЕГЭ

наивысшего

уровня

сложности

соответствуют

уровню

В2 по международным

стандартам.

В практической

жизни это означает, что только малая часть заданий ЕГЭ по английскому языку требует

понимания содержания сложных текстов, в том числе узкоспециальных, и умения о них

говорить.

Все тексты, использующиеся на экзамене, являются аутентичными и проходят три этапа

содержательной экспертизы, которая всегда проводится носителем языка и выявляет

текстологическое соответствие текста. Экзамен проверяет уровень компетенции учеников

в трех

видах

речевой

деятельности:

аудировании,

чтении

и письме.

Отдельно

проверяются лексико-грамматические навыки. В каждом из разделов есть задания разной

сложности, что позволяет наиболее точно определить уровень знаний ученика.

Типичные ошибки в ЕГЭ по иностранному языку

Анализ выполнения ЕГЭ, типичные ошибки, мнение родителей и учеников и особенно

объемы продаж различных учебно-методических пособий показывают, что подготовка

к экзамену часто понимается как бесконечное выполнение заданий — без достаточного

этапа обучения, разработки стратегии и алгоритмов действий и последующего анализа.

Но столь

популярные

сборники

контрольно-измерительных

материалов

сами

по себе

ничему не учат, более того, зачастую они даже не отражают реалий экзамена и уж тем

более

не позволяют

проработать

все

необходимые

навыки.

К сожалению,

во многих

школах

подготовка

к ЕГЭ

сводится

к решению

"вариантов" —

очень

часто

без

последующего

анализа

ошибок

и причин

их возникновения. А это

значит,

что

корнем

проблемы

при

сдаче

ЕГЭ

по английскому

языку

является

не сам

экзамен,

а способ

подготовки к нему.

Как ни банально это звучит, но основой подготовки к ЕГЭ по английскому языку остается

изучение языка. Без этого трудно рассчитывать на экзамене на хороший балл. Но есть

в ЕГЭ по английскому и типичные ошибки, которые часто допускают выпускники.

Если

судить

по числу

получаемых

баллов,

самый

легкий

раздел

для

школьников —

"Аудирование". Его задания направлены на проверку общего понимания прослушанного

текста

и запрашиваемой

из него

информации.

Типичные

ошибки

в этом

разделе

показывают, что ученики стремятся "выловить" из текста отдельные слова и не обращают

внимания на его общий смысл. Так, в 2013 году для многих стала ловушкой разница

между британским и американским вариантами слова "мобильный телефон": mobile phone

and cell phone. Апеллируя лишь одним словом, а не общим смыслом высказывания,

многие выбрали неверный вариант ответа.

Раздел

"Чтение"

по структуре

заданий

схож

с разделом

"Аудирование",

только

здесь

вместо устного текста надо работать с письменным. Основную сложность в этих заданиях

составила работа с близкими по значению словами, например, return — recovery — come

back. В одном из заданий ответ на поставленный вопрос содержался в конце текста,

но похожий

на него

неверный

вариант

ответа

был

в первом

абзаце,

что

привело

к большому числу ошибок в этом вопросе.

Раздел "Грамматика и лексика" оказался в 2013 году не таким сложным, как в 2012 году.

Средний процент его успешности повысился до 58%. Несмотря на это, типичные ошибки

из года в год остаются все теми же: формы неправильных глаголов и пассивный залог.

Подобный

результат —

свидетельство

недостаточной

или

неправильной

работы

с ошибками,

которая

должна

включать

в себя

определение

причины

ошибки,

соответствующую работу с теорией для искоренения этой проблемы и закрепляющие

упражнения. И надо усвоить: есть строго определенный набор неправильных глаголов,

которые необходимо просто выучить!

Особую

трудность

представляют

задания,

посвященные

лексической

сочетаемости.

Причина

этого,

в первую

очередь,

в недостаточной

работе

с "настоящим"

языком.

Необходимо постоянно работать с аутентичными текстами и разбирать в них те языковые

особенности, которые ставят на экзамене в тупик. В этом заключается одна из самых

интересных

сторон

языка,

которую

зачастую

"скрывают"

от учеников,

чем

снижают

их увлеченность и заинтересованность в изучении иностранных языков.

"Письмо" — последний раздел, который наиболее ярко отражает уровень знания языка.

В него

входят

задания

С1 и С2.

Из-за

того,

что

время

сдачи

экзамена

увеличилось

на 20 минут, многие стали браться за эти задания, но пока не слишком успешно, о чем

свидетельствует снизившийся за них средний балл. Для выполнения задания части С

необходимо не только правильно излагать свои мысли на бумаге, но и строго следовать

как

требованиям

самого

задания,

так

и международным

стандартам

к оформлению

письма в разных стилях. Тренировка необходимых для этого навыков должна проводиться

постоянно и в разных форматах, что вполне возможно, если общий подход к экзамену

будет достаточно продуманным.

Здесь

важно

упомянуть

про

раздел

"Говорение",

который

был

отменен

в 2006 году,

но определенно вернется в ЕГЭ через несколько лет. Так как сейчас этого раздела нет

в экзамене, во многих школах попросту "не говорят" на языке. А ведь за счет говорения

и только

за счет

него

можно

расширять

словарный

запас,

на котором

строится

весь

экзамен, можно учиться формулировать свои мысли, слушать чужую речь и следить

за ошибками. Все это является основой не только для успешной сдачи ЕГЭ, но и для

реального владения иностранным язык

Алгоритм подготовки к ЕГЭ по английскому

1.

Начинать готовиться в ЕГЭ необходимо не позже, чем за два года до экзамена.

2.

Знания языка нельзя раздробить на конкретные задания и готовиться только к ним:

все навыки связаны между собой, и только комплексная работа позволяет охватить

и отработать максимум необходимых умений.

3.

В разделе "Аудирование" необходимо воспринимать смысл высказывания целиком,

а не "вылавливать" отдельные слова из текста.

4.

В разделе "Чтение" надо уделить особое внимание работе со словами, близкими

по смыслу.

5.

В разделе

"Грамматика

и лексика"

обязательно

учить

теорию:

формы

неправильных глаголов и пассивный залог.

6.

В разделе

"Письмо"

нужно

тренировать

навыки

письменной

речи,

изучать

международные стандарты оформления письма в разных форматах.

7.

Необходимо

постоянно

работать

с аутентичными

текстами

и разбирать

в них

те языковые особенности, которые ставят на экзамене в тупик.

8.

Развивать навык говорения на английском языке.



В раздел образования