Напоминание

Расцвет Руси при Ярославе Мудром


Автор: Чикинева Екатерина Петровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ СОШ №3 г. Балашова
Населённый пункт: город Балашов Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Расцвет Руси при Ярославе Мудром
Раздел: полное образование





Назад




Тема: Расцвет Руси при Ярославе Мудром

Цели урока: - сформировать представление о времени правления Ярослава

Мудрого; выявить особенности его внешней и внутренней политики;

Задачи:

Образовательные: по окончании урока учащиеся должны:

-выделять

достижения

в

деятельности

Ярослава

Мудрого

в

области

градостроительства

-называть

достижения

в

деятельности

Ярослава

Мудрого

во

внешней

политики

-называть достижения в деятельности Ярослава Мудрого в культуре

- определять достижения Ярослава Мудрого в создании первого письменного

свода законов

-объяснять понятия усобица, "Правда Ярослава", "Русская правда", летопись

- составить историческую характеристику Ярослава Мудрого

-

определить

влияние

его

деятельности

на

последующее

развитие

государства.

Воспитательные:

Развитие познавательной мотивации учащихся

Опираясь

на

жизненный

опыт

учащихся

формулировать

вывод

о

положительных и отрицательных чертах «Правды Ярослава»;

Способствовать формированию личного отношения к истории своей страны.

Развивающие:

Развитие

аналитического

мышления

учащихся

на

материале

сравнения

результатов

деятельности

Ярослава

Мудрого

с

результатом

деятельности

предшествующих князей

Развитие

исследовательских

навыков:

строить

гипотезу,

доказывать

с

помощью фактов, используя доступный материал, умение выделять главное

из текста, видеть причинно-следственные связи.

Развитие умений самооценки

Развитие коммуникативных навыков

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: беседа, поиск, исследование

Формы

организации

учебной

деятельности:

индивидуальная,

работа

в

парах, фронтальная, дифференцированный подход.

Используемые

технологии:

личностно-ориентированный

подход;

проблемно-поисковые задания; информационно-компьютерные технологии;

здоровьесберегающие технологии.

I

.Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания: а) проверка терминов

б) исторические личности и их деятельность

в) годы правления

III. Изучение новой темы

Сегодня речь мы с вами поговорим еще об одном князе Ярославе

Рассказ учителя. Князь Владимир умер в 1015 году, не назначив наследника.

Его сыновья начали борьбу за престол.

.Между его 12 наследниками началась упорная борьба за власть.

Старшим среди братьев был князь Святополк (усыновлённый племянник

Владимира),

но

он

не

пользовался

любовью

великого

князя.

Своим

наследником Владимир, скорее всего, хотел сделать Бориса, которого держал

при себе в Киеве, поручал государственные дела и ставил во главе дружины.

Когда умер Владимир, Борис как раз возвращался из очередного похода на

печенегов.

Гонец

из

Киева

сообщил

ему,

что

Святополк

занял

великокняжеский

дворец

и

собирается

править

на

Руси.

Дружинники

Владимира

предложили

Борису

идти

в

Киев

и

силой

добыть

великое

княжение, но Борис отказался со словами «не хочу поднять руку на брата

старшего». Дружина покинула князя на реке Альте, и вскоре туда прибыли

верные

Святополку

люди.

Они

окружили

шатёр

Бориса

и

пронзили

его

копьями.

Ещё

живого,

истекающего

кровью

князя

привезли

в

Киев

к

Святополку

и

там

по

его

приказу

добили

мечами.

Опасаясь

мести

единокровного брата Бориса – муромского князя Глеба, Святополк вызвал его

в Киев. Только на Днепре Глебу стало известно о коварстве Святополка.

Молодой князь и его дружинники растерялись. Отправленный Святополком

отряд без труда захватил корабль Глеба и расправился с князем. Получив

известие

о

смерти

отца

и

убийстве

братьев,

Ярослав

во

главе

наемной

варяжской

дружины

и

новгородского

ополчения

выступил

против

Святополка.

Тот

призвал

на

помощь

печенегов.

Войска

киевского

и

новгородского

князей

встретились

поздней

осенью

1016

года

у

городка

Любеч. Борьба между Ярославом и Святополком шла с переменным успехом.

Правил Ярослав 35 лет, народ назвал его "Мудрым" Далеко не каждому

князю

народ

давал

прозвище,

Владимир

"красное

солнышко,

Андрей

Боголюбский, Иван Грозный В одном слове глубокая информация о человеке.

Как вы считаете

за что в те времена

Ярослава могли назвать

"Мудрым" Ваши предположения , гипотезы?

Тема

нашего

урока

"Расцвет

государства

при

Ярославе

Мудром"

а

целью урока что будет? что нам нужно узнать?

-

Изучить

государственную

деятельность

Ярослава

Мудрого,

свидетельствующую о расцвете и укреплении государства.

Работа с учебником. Задание.

Давайте мы с вами проведем исследование. У нас есть текст учебника,

Мы

будем

искать

факты,

доказывающие,

что

время

правления

Ярослава

является периодом расцвета Древней Руси. Каждый ряд получает свой текст

из учебника:

1 ряд пункт 2 Внутренняя политика Ярослава Мудрого

2 ряд 3 пункт « Управление государством»

3 ряд 4-й пункт "Внешняя политика Ярослава Мудрого"

Отвечаем и заполняем таблицы. Задания у вас на парте, работаем в

парах.

Проверка задания

1-ряд

Ярослав разбил печенегов - это укрепили государство?

Строительство, развитие городов укрепляло государство?

Как

браки

детей

Ярослава

могли

повлиять

на

отношения

между

государствами? Ярослав укрепил международные связи Древней Руси.

Как вы можете оценить деятельность князя? (Он стремился сделать Русь

сильным,

богатым

государством.

Поступал

как

мудрый,

дальновидный

политик)

Проверка задания. 2 ряд

К

XI

веку

Древнерусское

государство

уже

не

могло

использовать

древние родовые обычаи для разрешения споров.

Выслушиваются ответы.

Какие законы из «Русской правды» можно использовать в наши дни, а какие

нельзя?

Можно ли считать это проявлением мудрости Ярослава? Русская правда -

первый письменный свод законов Руси.

Проверка задания. 3 ряд

Первые школы и первые библиотеки на Руси появляются при Ярославе.

Почему ученые решили что летописи создаются при Ярославе? (потому

что они заканчивались его правлением)

Подведение итогов.

Каждый из вас выполнил исследовательскую работу, мы искали нужные

факты, а если мы соединим какой мы можем дать ответ на вопрос урока: "За

что в те времена князя назвали Мудрым?

Давайте подведем итог вспомним нашу цель? Мы достигли ее?

Князь Владимир укрепил Древнерусское государство, но своего расцвета оно

достигает при Ярославе Мудром. Строительство новых городов, развитие

ремесла, торговли, Киев становится одним из самых красивых городов, его

называют

вторым

Константинополем.

При

Ярославе

укрепляется

международный

авторитет:

митрополитом

впервые

стал

русский

монах

Илларион,

что

подчеркивало

могущество

Руси

и

равенство

с

Византией

Браки детей укрепляли отношения с другими странами, начали создаваться

первые

письменные

единые

законы,

мудрое

правление

укрепляет

государство способствует его развитию. Книгописание, появление школ и

библиотек способствовало культурному развитию Руси.

По завещанию Ярослава Мудрого Русь стала общим владением его

сыновей. Но при этом

государство разделил на уделы и сыновья стали

удельными князьями.

Смогут ли они жить дружно и найти общий язык, сохранить спокойствие на

Руси? Об этом вы узнаете на следующем уроке.

Закрепление.

Итак , давайте вспомним, что мы сегодня изучили?

Борьба князей за власть называется…….

Первый письменный свод законов на Руси назывался ……

Записи событий истории, расположенные по годам называются….

Дополнительно ( при наличии времени)

1.

Каких

врагов

победил

Ярослав

Мудрый?

Как

Ярослав

укреплял

международные отношения?

2. Что строилось при Ярославе Мудром ?Какой собор был построен в Киеве?

3. Как назывался первый письменный свод законов?

4. Как развивалась культура при Ярославе Мудром?

5. Что такое летопись?

Рефлексия.

Продолжите, пожалуйста, одну из фраз:

Я узнал, что Ярослав...

Я понял, что могу...

Мне понравилось...

Для меня стало новым,...

Меня удивило

У меня получилось...

Я приобрёл...

Мне захотелось...

Меня воодушевило...

Я бы хотел еще больше узнать о ………..

Спасибо за ответы!

Спасибо за урок. Мне было с вами

приятно и интересно работать. Надеюсь, что и вам со мной

скучать не пришлось. До свидания. Урок окончен.

Домашнее задание:

1. § 7 прочитать и ответить на вопросы 1-3

2. *Подготовить сообщение о Ярославе Мудром, о его наследниках.

Приложение.

1 ряд . Прочитайте текст пункт 2 Внутренняя политика Ярослава Мудрого и

заполните таблицу .

1 Что развивалось на

Руси?

2 Что строили в Киеве и

других городах?

3.С помощью чего

регулировались

отношения (споры)

между дружинниками,

горожанами, боярами,

купцами?

2 ряд. Прочитайте текст пункт 3 «Управление государством" и заполните

таблицу .

1. Как называли Ярослава Мудрого на

Руси?

2. Какая власть была у него в руках?

3.Как передавалась власть в Киеве при

Ярославе Мудром?

4. С помощью кого управлял князь

Ярослав Мудрый?

5. Какие традиции сохранялись в

городах?

3 ряд. Прочитайте текст 4-й пункт "Внешняя политика Ярослава Мудрого" и

заполните таблицу

1.

Какую

политику

проводил

князь по отношению к соседям?

2. Какие города он построил?

3. Какие династические браки ое

заключал?

Лист самооценки учащегося 6__ класса

_____________________________________

(Ф. И. учащегося)

Задание

1

Задание

2

Задание

3

Устные

ответы

Итого

оценка

2 балла – правильно выполненное письменно задание, или полный устный

ответ

1 балл - в письменном задании допущена 1 ошибка, неполный устный ответ

или дополнение

0 баллов – 2 и более ошибок

Что вы за птицы?

9 и выше баллов- вы мудрая сова.

8-6 баллов- вы соловей. Поведай о знаниях другим.

3-5 баллов- вы воробей. Собирай знания по зёрнышку и складывай их в своей

голове.



В раздел образования