Напоминание

"Вопросы теории литературы в линии учебников под редакцией Г.С.Меркина."


Автор: Плужнова Лариса Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ №12
Населённый пункт: г.Энгельс Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Вопросы теории литературы в линии учебников под редакцией Г.С.Меркина."
Раздел: полное образование





Назад




Вопросы теории литературы в линии учебников под редакцией

Г.С.Меркина.

Плужнова Л.П.,

В «Стандарте основного общего образования по литературе» прописано,

что восприятие художественных произведений, представляющих золотой фонд

русской классики, их «анализ, интерпретация базируются на системе историко-

и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной

деятельности»

1.

. Роль теоретических знаний по литературе в последние годы

приобретает особую актуальность в связи с тем, что выпускникам российских

школ

необходимо

теперь

перед

допуском

к

сдаче

ЕГЭ

написать

итоговое

сочинение по литературе, в критериях оценивания которого подчеркивается, что

обучающийся «может показать разный уровень осмысления художественного

текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика,

сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве

формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы»

2

. Иными

словами, простой пересказ фабулы того или иного произведения не приведет

современного выпускника к желаемому зачету по итоговому сочинению. Нужен

анализ

литературного

произведения,

включающий

в

себя

его

тематику,

проблематику, образную систему, элементы сюжета, наконец, изобразительно-

в ы р а з и т е л ь н ы е

с р е д с т в а ,

и с п о л ь зу е м ы е

п и с ат е л я м и .

Ч т о б ы

одиннадцатиклассник с поставленной задачей справился успешно, работать в

намеченном направлении с ним надо, по крайней мере, с 5 класса.

На это нацеливают нас учебники по литературе, составленные авторским

коллективом под руководством Г.С.Меркина. Объем теоретических понятий,

предлагаемых в данной авторской программе, огромен. Причем авторы её даже

распределили

теоретические

знания,

необходимые

для

усво ения

обучающимися, в специальной таблице.

Уже в 5 классе, по мысли авторского коллектива, ребята должны усвоить

такие жанрово-родовые понятия, как миф, загадка, сказка, былина, песня, басня,

предание,

легенда,

рассказ,

сказ,

повесть,

роман;

познакомиться

с

двусложными

стихотворными

размерами,

с

литературным

направлением

классицизм;

узнать

структурообразующие

элементы

художественного

произведения,

научиться

характеризовать

образный

мир

изучаемых

произведений и выразительные средства художественной речи, используемые в

них.

В

программе

6

класса

все

эти

теоретические

понятия

присутствуют,

предполагается,

что

уровень

их

восприятия

школьниками

будет

совершенствоваться;

появляются

и

новые:

силлабо-тоническая

система

стихосложения,

трехсложные

стихотворные

размеры,

понятие

конфликта,

замысла, мотива, прототипа в литературном произведении.

Казалось

бы,

такой

объем

теоретических

знаний

для

пяти-

шестиклассников

неподъемен,

но

авторы

программы

утверждают,

что

дети

именно

этого

возраста

«отличаются

более

сильным

воображением,

эмоциональной активностью, предметным восприятием».

3

Они могут заметить

важные для текста художественные особенности, и задача учителя «помочь

осмыслить

прочитанное

не

поверхностно,

а

глубоко,

в

меру

читательских

возможностей пятиклассников и шестиклассников»

4

.

С

возрастом

эта

мера

читательских

возможностей

должна

расти.

В

седьмых-восьмых классах на основе углубления и расширения представлений о

понятиях, с помощью которых характеризуется отдельное произведение или его

фрагмент,

изучение

литературы

строится

с

учетом

родовой

и

жанровой

специфики литературного источника.

В

9

классе

делается

упор

на

усвоение

материала

курса

в

историко

-

литературном

аспекте.

Школьники

к

этому

времени

учатся

не

только

осмысливать отдельное художественное произведение, но и постигать наиболее

существенные стороны литературного процесса, видеть творчество писателя в

историко

-

литературном

контексте.

В

связи

с

этим,

наряду

с

понятиями

и

категориями, характеризующими конкретные эстетические явления, вводятся

системные

понятия

и

категории:

литературный

процесс,

литературные

направления, историзм, народность, поэтический мир, стиль писателя.

В результате этой цепочки ко времени обучения в старшей школе итоговое

сочинение по литературе перестанет вызывать у ребят панику.

Конечно, необходимость серьезного изучения теории литературы в школе

не открытие авторов учебников анализируемой линии. Например, в учебнике

литературы для 6 класса

под

редакцией

В.Я.Коровиной

при

изучении лирики А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова представлены сведения о

двусложных стихотворных размерах, изобразительно-выразительных средствах;

в

качестве

нового

материала

дается

определение

антитезы

в

учебнике

Г.С.Меркина

к этому добавляется понятие ритма, стопы, строфы, спондея,

пиррихия, а из изобразительно-выразительных средств - риторический вопрос,

инверсия

и

метафора.

Но

кроме

расширения

объёма

изучаемых

понятий,

инновационный учебник предлагает сделать сложный теоретический материал

не статичным, а динамичным, погрузить обучающихся в сам литературный

процесс. Ребятам предлагается сочинить монолог Паруса, скользящего «в луче

золотом», написать рассказ от имени листка о его путешествиях к Черному

морю «из отчизны суровой» или диалог туч, мчащихся «с милого севера в

сторону южную».

4.

А

при

изучении

романа

А.С.Пушкина

«Дубровский»

задания,

предложенные в учебнике, нацеливают на достаточно скурпулезную работу по

сравнительной характеристике Владимира Дубровского и князя Верейского (это

некий поворот от социального к личному, что, вероятно, на сегодняшний день

более интересно для ребят), а уже потом в качестве самостоятельного задания

ученики

готовят

сравнительную

характеристику

«Троекуров

старший

Дубровский».

Есть

здесь

и

совсем

необычное

задание:

«Как

вы

себе

представляете герб рода Дубровских, герб рода Троекуровых? Нарисуйте их,

объясните свой замысел».

5.

Такой значительный объём теоретических знаний и достаточно высокая

степень

их

сложности

приводит

к

тому,

что

не

все

учащиеся

правильно

выполняют подобные работы. Однако они нужны и важны, в первую очередь,

для средних и сильных ребят, которые в дальнейшем придут в старшую школу.

Творческое освоение теоретической стороны литературного процесса позволит

им

успешно

сдать

выпускные

экзамены

и

поступить

в

высшие

учебные

заведения

разной

направленности,

так

как

это

развивает

интеллект

и

способствует формированию творческой личности.

Список использованной литературы:

1.

«Федеральный государственный образовательный стандарт

основного общего образования (с изменениями от 31 декабря 2015 года). – С.2

2.

Критерии оценивания итогового сочинения 2017 - 2018 на учебный год от

ФИПИ.

3.

Программа по литературе для 5—9 классов общеобразовательных

учреждений. Авторы - составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин (ФГОС

Инновационная школа).- М., «Русское слово» 2014.- С.6.

4.

Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций: в 2

частях. Ч.1/ Автор-составитель Г.С.Меркин. – 4 изд.- М.:ООО «Русское слово»,

2015.- С.159.

5.

Там же. – С.142.



В раздел образования