Автор: Плужнова Лариса Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ №12
Населённый пункт: г.Энгельс Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Вопросы теории литературы в линии учебников под редакцией Г.С.Меркина."
Раздел: полное образование
Вопросы теории литературы в линии учебников под редакцией
Г.С.Меркина.
Плужнова Л.П.,
В «Стандарте основного общего образования по литературе» прописано,
что восприятие художественных произведений, представляющих золотой фонд
русской классики, их «анализ, интерпретация базируются на системе историко-
и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной
деятельности»
1.
. Роль теоретических знаний по литературе в последние годы
приобретает особую актуальность в связи с тем, что выпускникам российских
школ
необходимо
теперь
перед
допуском
к
сдаче
ЕГЭ
написать
итоговое
сочинение по литературе, в критериях оценивания которого подчеркивается, что
обучающийся «может показать разный уровень осмысления художественного
текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика,
сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве
формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы»
2
. Иными
словами, простой пересказ фабулы того или иного произведения не приведет
современного выпускника к желаемому зачету по итоговому сочинению. Нужен
анализ
литературного
произведения,
включающий
в
себя
его
тематику,
проблематику, образную систему, элементы сюжета, наконец, изобразительно-
в ы р а з и т е л ь н ы е
с р е д с т в а ,
и с п о л ь зу е м ы е
п и с ат е л я м и .
Ч т о б ы
одиннадцатиклассник с поставленной задачей справился успешно, работать в
намеченном направлении с ним надо, по крайней мере, с 5 класса.
На это нацеливают нас учебники по литературе, составленные авторским
коллективом под руководством Г.С.Меркина. Объем теоретических понятий,
предлагаемых в данной авторской программе, огромен. Причем авторы её даже
распределили
теоретические
знания,
необходимые
для
усво ения
обучающимися, в специальной таблице.
Уже в 5 классе, по мысли авторского коллектива, ребята должны усвоить
такие жанрово-родовые понятия, как миф, загадка, сказка, былина, песня, басня,
предание,
легенда,
рассказ,
сказ,
повесть,
роман;
познакомиться
с
двусложными
стихотворными
размерами,
с
литературным
направлением
–
классицизм;
узнать
структурообразующие
элементы
художественного
произведения,
научиться
характеризовать
образный
мир
изучаемых
произведений и выразительные средства художественной речи, используемые в
них.
В
программе
6
класса
все
эти
теоретические
понятия
присутствуют,
предполагается,
что
уровень
их
восприятия
школьниками
будет
совершенствоваться;
появляются
и
новые:
силлабо-тоническая
система
стихосложения,
трехсложные
стихотворные
размеры,
понятие
конфликта,
замысла, мотива, прототипа в литературном произведении.
Казалось
бы,
такой
объем
теоретических
знаний
для
пяти-
шестиклассников
неподъемен,
но
авторы
программы
утверждают,
что
дети
именно
этого
возраста
«отличаются
более
сильным
воображением,
эмоциональной активностью, предметным восприятием».
3
Они могут заметить
важные для текста художественные особенности, и задача учителя «помочь
осмыслить
прочитанное
не
поверхностно,
а
глубоко,
в
меру
читательских
возможностей пятиклассников и шестиклассников»
4
.
С
возрастом
эта
мера
читательских
возможностей
должна
расти.
В
седьмых-восьмых классах на основе углубления и расширения представлений о
понятиях, с помощью которых характеризуется отдельное произведение или его
фрагмент,
изучение
литературы
строится
с
учетом
родовой
и
жанровой
специфики литературного источника.
В
9
классе
делается
упор
на
усвоение
материала
курса
в
историко
-
литературном
аспекте.
Школьники
к
этому
времени
учатся
не
только
осмысливать отдельное художественное произведение, но и постигать наиболее
существенные стороны литературного процесса, видеть творчество писателя в
историко
-
литературном
контексте.
В
связи
с
этим,
наряду
с
понятиями
и
категориями, характеризующими конкретные эстетические явления, вводятся
системные
понятия
и
категории:
литературный
процесс,
литературные
направления, историзм, народность, поэтический мир, стиль писателя.
В результате этой цепочки ко времени обучения в старшей школе итоговое
сочинение по литературе перестанет вызывать у ребят панику.
Конечно, необходимость серьезного изучения теории литературы в школе
не открытие авторов учебников анализируемой линии. Например, в учебнике
литературы для 6 класса
под
редакцией
В.Я.Коровиной
при
изучении лирики А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова представлены сведения о
двусложных стихотворных размерах, изобразительно-выразительных средствах;
в
качестве
нового
материала
дается
определение
антитезы
–
в
учебнике
Г.С.Меркина
к этому добавляется понятие ритма, стопы, строфы, спондея,
пиррихия, а из изобразительно-выразительных средств - риторический вопрос,
инверсия
и
метафора.
Но
кроме
расширения
объёма
изучаемых
понятий,
инновационный учебник предлагает сделать сложный теоретический материал
не статичным, а динамичным, погрузить обучающихся в сам литературный
процесс. Ребятам предлагается сочинить монолог Паруса, скользящего «в луче
золотом», написать рассказ от имени листка о его путешествиях к Черному
морю «из отчизны суровой» или диалог туч, мчащихся «с милого севера в
сторону южную».
4.
А
при
изучении
романа
А.С.Пушкина
«Дубровский»
задания,
предложенные в учебнике, нацеливают на достаточно скурпулезную работу по
сравнительной характеристике Владимира Дубровского и князя Верейского (это
некий поворот от социального к личному, что, вероятно, на сегодняшний день
более интересно для ребят), а уже потом в качестве самостоятельного задания
ученики
готовят
сравнительную
характеристику
«Троекуров
–
старший
Дубровский».
Есть
здесь
и
совсем
необычное
задание:
«Как
вы
себе
представляете герб рода Дубровских, герб рода Троекуровых? Нарисуйте их,
объясните свой замысел».
5.
Такой значительный объём теоретических знаний и достаточно высокая
степень
их
сложности
приводит
к
тому,
что
не
все
учащиеся
правильно
выполняют подобные работы. Однако они нужны и важны, в первую очередь,
для средних и сильных ребят, которые в дальнейшем придут в старшую школу.
Творческое освоение теоретической стороны литературного процесса позволит
им
успешно
сдать
выпускные
экзамены
и
поступить
в
высшие
учебные
заведения
разной
направленности,
так
как
это
развивает
интеллект
и
способствует формированию творческой личности.
Список использованной литературы:
1.
«Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования (с изменениями от 31 декабря 2015 года). – С.2
2.
Критерии оценивания итогового сочинения 2017 - 2018 на учебный год от
ФИПИ.
3.
Программа по литературе для 5—9 классов общеобразовательных
учреждений. Авторы - составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин (ФГОС
Инновационная школа).- М., «Русское слово» 2014.- С.6.
4.
Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций: в 2
частях. Ч.1/ Автор-составитель Г.С.Меркин. – 4 изд.- М.:ООО «Русское слово»,
2015.- С.159.
5.
Там же. – С.142.