Напоминание

Химическая география


Авторы: Захарова Любовь Федоровна, Лукьяненко Ольга Анатольевна
Должность: учитель химии, учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "ВОШ №3 г. Пугачева Саратовской области"
Населённый пункт: Г. Пугачев , Саратовская область
Наименование материала: интегрированный урок
Тема: Химическая география
Раздел: полное образование





Назад




Интегрированный урок по химии и географии

Тема: Химическая география

Цели:

образовательная: Закрепить знания ПСХЭ, географической

номенклатуры,

развивающая:способствовать развитию у школьников интереса к

химической и географической науке, развивать умения выделять

главное, логично излагать мысли и делать выводы, развивать речь,

внимание, память, мышление, эрудицию, творческие способности.

воспитательная: воспитывать умение работать в атмосфере поиска,

творчества, прививать чувство ответственности за выполненную

работу, самостоятельность, общительность, коммуникабельность

Тип урока: интегрированный урок (химия,

география, ) обобщающего закрепления.

Методы: словесно-наглядный, проблемный,

опережающего обучения, игровой.

Оборудование: мультимедийный проектор, диски,

интерактивная доска, набор химических реактивов,

химическая посуда, настенная контурная карта.

Для проведения данного урока выбрана игровая форма в виде

альманаха, что способствует активизации мыслительной деятельности

учащихся, формированию интереса к предмету, выбранной профессии,

развитию логического мышления, самостоятельности при подготовке к

уроку.В процессе подготовки к данному уроку использовались

дифференцированные индивидуальные задания как метод опережающего

обучения. В игровой форме учащиеся знакомятся с основными вопросами по

изучению данного материала, при этом используются слайды. Закрепление

изученного материала проходит в виде оформления презентации.

Учитель химии:- Добрый день!

Учитель географии: - Сегодня мы собрались на презентацию нового

выпуска Альманаха Весна 2017, который выходит под названием Химическая

география.

Учитель химии:- - Итак. Открываем нашу первую страницу.

СТРАНИЦА1

( Демонстрация опыта Египетская ночь)

Учитель химии: - Этот опыт называется Египетская ночь.

(Фрагмент о Египте)

Учитель географии -Ночи в Египте очень темные. Солнце быстро восходит

над горизонтом утром и так же быстро заходит вечером.Продолжительность

сумерек перед восходом и после захода Солнца зависит от широты

места.Египет расположен в тропических широтах.

- На каком материке находится это государство?

Учитель Химии:- - Как связаны небольшая экскурсия по Египту с темой

нашего Альманаха?

- СПРАВКА: Слово ХИМИЯ звучит сходно почти во всех европейских

языках. Несомненно его арабское происхождение (al-kimiya), в арабский же

оно попало из греческого, где означало „чёрную магию из Египта“. Сами

египтяне словом kem называли чёрную плодородную землю, обнажающуюся

после разлива Нила, а свою страну звали kemeia. Таким образом, получается,

что химия — это „египетская наука“.

Учитель географии -Знание химии часто оказывается нужным при изучении

географии, и наоборот. И вообще, в окружающим нас мире все так

взаимосвязано, что порой трудно четко определить, к какой области знаний

относится тот или иной вопрос. Вот и сегодня, чтобы правильно ответить на

вопросы, вам понадобиться знания по химии и географии, умение логически

мыслить, работать в коллективе.Обратите внимание, у вас на столах лежат

«Листы учащегося» и контурные карты, которые мы будем заполнять на

уроке.

СТРАНИЦА 2

Учитель химии:-

-Весь мир большой

От «А» до «Я»

Земля и небо, ты и я,

Трава, песок и снегопад,

И ядер атомных распад

И солнца свет, и блеск луны

В таблице той заключены.

И сложность в ней , и простота,

Вселенной наша красота.

И в каждой клетке и везде –

Что? Почему? Зачем и где?

- О какой таблице идет речь в этом стихотворении?

Ответ

- Дмитрий Иванович Менделеев разработал свою периодическую систему

химических элементов в конце девятнадцатого столетия. Правда, его таблица

отличалась от современной Периодической системой химических элементов.

Новые химические элементы открывают до сих пор, ученые дают им самые

разные названия, в том числе и образованные от названий стран и

континентов, островов и рек, городов и деревень.

- У вас на столах ПСХЭ и Атласы. Найдите химические элементы, названия

которых связаны с частями света и государствами.

( Ответ)

- Хорошо. Вы назвали достаточно много химических элементов, название

которых связано с географическими объектами.

А какие химические элементы, названные в честь географических объектов

нашел(сообщение учащегося) давайте посмотрим.

В «Листах учащегося» по ходу ответа________ вы должны заполнить

таблицу 1.

№п/

п

Название

хим.

элемента

Положение в ПСХЭ

Назван в

честь

Порядковый

Период

Группа

( Презентация№1)

СТРАНИЦА 3

Учитель географии

- На географической карте увековечено и имя создателя ПСХЭ –

Д.И.Менделеева.

В северном ледовитом океане есть хребет им. Менделеева, на острове

Шпицберген – гора носит его имя, на о-ве Новая Земля – ледник ,в

Татарстане есть город Менделеевск, в Тульской и Московской областях

именем Менделеева названы поселки.

А какой еще географический объект носит имя великого химика? Вам

подсказка.

( Демонстрация опыта Вулкан)

Вулкан Менделеева – это небольшой действующий вулкан в южной части

острова Кунашир, который входит в цепь Курильских островов. В честь

великого химика Д.И.Менделеева он был назван в 1946 году. Давайте его

отметим на контурной карте, используя условный знак .Сергей отметьте его

на стеновой контурной карте.

Вулкан имеет высоту 890 метров. Он образован многочисленными слоями

застывшей лавы.

Процесс формирования вулканической постройки началось приблизительно

полмиллиона лет назад. Самое последнее извержение вулкана Менделеева

было отмечено в 1880 году.

--

В процессе выщелачивания вулканических пород подземные воды

насыщаются такими полезными веществами, как железо, алюминий, кальций,

натрий, бром, фтор и другими активными компонентами. На поверхности

вулкана кроме многочисленных выходов минеральных и термальных

сернистых вод располагается много фумарол, выбрасывающих горячи газы.

Вулкан Менделеева – это особо охраняема территория, которая к тому же

является памятником природы.

- Отметьте на контурной карте все географические объекты названия которых

связано с именем великого ученого. (Один из учащихся выполняет эту работу

у доски на большой контурной карте).

Учитель химии - Сегодня в нашем Альманахе мы много узнали о связи двух

удивительных наук: химии и географии. Названия многих химических

элементов мы можем найти на географической карте.

На этом наши открытия не заканчиваются. Впереди нас ждет много

интересного.

Учитель географии

- О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель...



В раздел образования