Напоминание

"Неделя математики"


Автор: Кузяева Наталия Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 4" ЭМР Саратовской области
Населённый пункт: г. Энгельс
Наименование материала: Статья
Тема: "Неделя математики"
Раздел: полное образование





Назад




Неделя математики в школе.

Одним из путей повышения интереса к изучению школьного курса

математики

является

хорошо

организованная

внеклассная

работа.

Она

углубляет знания, расширяет кругозор, развивает творческие способности,

интеллект. Как показывает педагогическая практика, наиболее приемлемыми

и

часто

используемыми

формами

внеклассной

работы

по

математике

являются математические кружки, факультативы, олимпиады. Но регулярные

занятия по данным формам интересны и доступны далеко не всем детям.

Нужны такие виды деятельности, которые были бы интересны не только

сильным учащимся. Нужны всплески эмоций, ощущение праздника, а самое

главное для ученика – чувство личной значимости. Можно и нужно говорить

о полезности такой деятельности, которая, с одной стороны, стимулирует

учебный процесс, повышает познавательную активность учащихся, с другой

– несет в школу праздничность и дух состязательности. Особое место в

системе внеклассной работы по математике занимает предметная неделя.

Предметная неделя - это еще и возможность проявить себя в той или

иной степени для каждого, пусть даже плохо успевающего ученика. Это

возможность для совместной деятельности учащихся разных возрастов. Это

пример плодотворного сотрудничества учителей разных циклов.

Неделя математики проводится с целью развития познавательного

интереса, индивидуальных, творческих и интеллектуальных способностей

учащихся.

Основные задачи: создать условия для проявления и дальнейшего

развития индивидуальных творческих и интеллектуальных способностей

каждого ученика; организовать плодотворное сотрудничество при взаимном

уважении друг к другу участников совместной деятельности; поддержать у

детей состояние активной заинтересованности овладением новыми, более

глубокими знаниями по математике.

Цель и содержание предметной недели органически включаются в

учебно воспитательный процесс, продолжая начатую педагогами работу на

уроках.

Мероприятия предметной недели должны быть актуальны, то есть:

быть направленными на решение задач, поставленных перед участниками

недели; содержать информацию и эмоциональные переживания,

обеспечивающие активное восприятие происходящего; учитывать возраст,

интересы, потребности учащихся; обеспечивать дальнейшее положительное

общение в школьном коллективе.

Содержание мероприятий должно соответствовать формам их

проведения. Подготовительный период должен быть кратким. Время должно

быть четко распределено и рационально использовано с учетом расписания

уроков. Важно, чтобы затраченное педагогами и учащимися время было

целесообразным, а самовыражение и активность учащихся наиболее

полными. Учащиеся должны испытывать удовлетворенность проведенными

мероприятиями. Должна четко просматриваться культура проведения

каждого мероприятия: последовательность, поэтапность, свобода проявления

чувств, переживаний, культура поведения учащихся, их самостоятельность и

инициатива.

Ожидаемые результаты: приобретение каждым учеником веры в свои

силы, уверенности в своих способностях и возможности; развитие

коммуникативных качеств личности: взаимного уважения,

доброжелательности, доверия, уступчивости и в то же время

инициативности, навыков делового общения, терпимости; развитие

осознанных мотивов учения, побуждающих учащихся к активной

познавательной деятельности.

Проведение предметной недели в нашей школе. Решено было

провести неделю математики необычно, каждый день имел свое название и

содержал соответственные мероприятия. Работа по подготовке такой недели

очень сложная и трудоемкая.

“День истории математики”. Во всех параллелях, на всех уроках

математики в этот день происходило знакомство с жизнью и деятельностью

ученых - математиков, с историей развития математики, с интересными

историческими фактами, открытиями, учащиеся готовили выступления,

презентации.

Знакомство учащихся с фрагментами истории математики имеет вполне

определенные задачи, а именно:

- сведения из истории повышают интерес школьников к изучению

математики и ведут к глубокому пониманию изучаемого материала;

- ознакомление с историческими фактами расширяет кругозор учащихся и

повышает их общую культуру, помогает лучше понять роль математики в

современном обществе;

- знакомство с историческим развитием математики способствует общим

целям воспитательной работы.

Темы для разработок: “Жизнь и деятельность ученых – математиков”.

“История важнейших математических открытий”. “История развития

математики на Руси”. “История чисел”.

“День занимательной математики”. В этот день в уроки включались

ребусы, головоломки, задачи-шутки, задачи на смекалку. Ученики сами

составляли различные задания, головоломки, активизировали свою

деятельность по овладению математическими знаниями путем умелого

применения занимательных заданий.

Занимательная задача – это та, которая вызывает непроизвольный

интерес, являющийся следствием необычности сюжета, неожиданность,

несоответствие прежним представлениям, непривычной формы ее подачи.

Решение таких задач вырабатывает у учащихся внутренний положительный

отклик, развивает их любознательность.

Темы для разработок: “Занимательные задачи с разнообразными

сюжетами”. “Задачи-шутки”. “ Математические фокусы”. “Математика в

сказках”. “Магические квадраты”. “Математическая головоломка”. “Задачи со

спичками, домино, шашками, шахматами”. “Математическая смекалка”.

“День математических состязаний”. Не обходим стороной и учащихся

начальной школы, в этот день проводились математические викторины,

командные состязания между классами одной параллели или внутри одного

класса.

Темы для разработок: “Математический КВН”. “Математические

олимпиады”. “Интеллектуальные состязания по типу “Счастливый случай”,

“Своя игра”, “Умники и умницы”, “Звездный час”. “Математический бой”.

“Турнир смекалистых”. “Математическая викторина”.

“ День прикладной математики”. Уроки с практическим применением.

Математические задачи на уроках физики, химии, биологии, географии,

экономики, информатики.

Прикладные задачи повышают интерес учащихся и к самой математике,

поскольку для подавляющего большинства учащихся ценность

математического образования состоит в ее практических возможностях.

Практические задачи, должны удовлетворять определенным

требованиям:

- задача должна нести познавательную информацию о современном

производстве, показывать творческий характер труда людей массовых

профессий;

- вопрос задачи должен соответствовать реальной ситуации, а не

подстраиваться под определенную математическую проблему;

- условие задачи должно быть лаконичным, свободным от перегрузки

специальной терминологии;

- решение задачи требует содержательных математических знаний из

школьного курса математики.

Решение прикладной задачи тогда эффективно, когда учащиеся

встречались с описываемой ситуацией в реальной действительности, в быту,

на экскурсиях, при изучении других предметов. Эффективным средством

облегчения процесса математизации прикладной задачи является широкое

использование наглядности: фотографии, слайды, плакаты, модели, рисунки

из книг и другое.

Темы для разработок: “Математические задачи на уроках физики,

химии, биологии, географии”. “Задачи с экологическим содержанием на

уроке математики”. “Математика и сельское хозяйство”. “Экономики нет без

математики”. “Как математику приложить к литературе?”

“День математических забав ”. Математический турнир «Богатырские

забавы» среди школ кустового объединения, школы № 31,№ 21, № 20 и № 4.

Турнир по математике и информатике «Большая игра». Сказка про Федота-

стрельца и царицу Математику (театральная постановка). Подготовка и

проведение массовых мероприятий, имеют свои особенности. Участники –

учащиеся разного возраста, с разной математической подготовкой. Этот

разновозрастный контингент нужно организовать, увлечь, чтобы присутствие

на мероприятии дало каждому школьнику новые знания, расширило

кругозор, чтобы каждому нашлось дело, где бы он мог проявить себя,

принять деятельное участие в качестве активно действующего лица или хотя

активного болельщика.

Темы для разработок: Вечер, посвященный деятельности ученого-

математика. Межпредметный турнир “ Математика вокруг нас”. Круглый

стол “Математика в жизни наших родителей. Школьная конференция

“Ученые России в развитии математики”. Вечер “Математика – царица наук”.

“День математических игр”. Нестандартные уроки, дидактические игры,

уроки-сказки. Турнир смекалистых «Своя игра», урок-игра «Брейн-ринг»,

«Счастливый случай», нестандартный урок «Лабиринт» (задачи ГИА)

Игровые формы деятельности дают возможность эффективной

организации взаимодействия педагога и учащихся, их продуктивного

общения с присущими элементами соревнования, непосредственности,

неподдельного интереса. В процессе игры у детей вырабатывается навык

сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание,

стремление к знаниям. Играя, дети не замечают, что учатся. Познают,

запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас

представлений, понятий, развивают фантазию.

Темы для разработок: Шахматный и шашечный турниры. Игры с

конструкторами. Компьютерные игры математического характера.

Интеллектуальные игры. Дидактические игры на уроках математики.

Подведение итогов. Математическая ярмарка. Конкурс презентаций,

компьютерных рисунков, ребусов, занимательных задач, подготовленных

учениками во время проведения недели математики. От каждого класса, во

всех параллелях. Своеобразное подведение итогов недели.

Перечисленные направления внеклассной деятельности пересекаются

по содержанию и формам проведения мероприятий, поэтому разбиение по

дням недели условно.

Учителя математики должны проанализировать каждое мероприятие

предметной недели: достигло ли оно поставленной цели, каким образом оно

работало не только на цель самой предметной недели, но и на цели и задачи

всей учебно-воспитательной работы школы. Для получения результатов

необходимо использовать различные методы исследования: наблюдение,

анкетирование, беседу с учащимися и учителями, изучение продуктов

деятельности учащихся. Обсуждение результатов проводится на очередном

заседании ШМО, где и разрабатываются новые формы работы.

Кузяева Наталия Александровна МБОУ “СОШ № 4” ЭМР.



В раздел образования