Автор: Шатохина Елена Викторовна
Должность: учитель биологии и экологии
Учебное заведение: МОУ "СОШ с.Березина Речка Саратовского района Саратовской области"
Населённый пункт: село Березина Речка
Наименование материала: статья
Тема: "Роль системы воспитательной работы в классе в становлении социально активной личности."
Раздел: полное образование
Роль системы воспитательной работы в классе в становлении социально активной
личности.
Ребёнок не рождается личностью, он становится ею в процессе развития. Как
известно, личность формируется под влиянием семьи, школы и социума. Огромную
роль в становлении личности играет воспитательная работа в классе.
Вопросы социальной активности всегда были в центре отечественной педагогики.
Главным направлением реализации задачи воспитания социально-активной личности
является действие целой воспитательной системы, которая охватывает весь
педагогический процесс и которая отвечает таким базовым требованиям как:
- создание условий для самореализации и самоутверждения обучающихся,
- возможность проявления инициативы и её поддержка со стороны взрослых,
- развитие творчества учащихся,
- воспитательная поддержка в самоопределении учащихся.
Я хотела бы рассказать о системе воспитательной работы в классе, которая, на мой
взгляд, помогает воспитать активных неравнодушных ребят. Будущих граждан нашей
страны.
В размышлениях о воспитании детей Ж.Ж. Руссо пишет, что «…ребёнка прежде всего
надо научить жить, жить – это главное ремесло, научившись которому он будет
прежде всего ЧЕЛОВЕКОМ.
Главное — чтоб он был человеком, усвоил
общечеловеческие нормы и мог сам искать своё место».
Работа по воспитанию социально активной личности строится исходя из следующих
понятий:
1.
Социально активная личность – это культурный, воспитанный человек.
Педагогический аспект этого утверждения состоит в воспитании у обучающихся
освоения различных способов жизнедеятельности (основной из которых –
здоровьесберегающий), развитие практических потребностей, осуществления
жизненного самоопределения.
2.
Социально-активная личность - это духовная личность. Работа в этом
направлении подразумевает овладение обучающимися общечеловеческими
нормами нравственности. Кроме этого, целевые установки воспитания
социально активной личности связываются также с образом гражданина –
патриота своей страны.
3.
Социально активная личность – личность творческая. Этот аспект включает
поддержку и помощь воспитанникам в реализации творческих способностей,
создание творческой среды в классе и школе.
4.
Социально активная личность – это гуманная личность. Работа в этом
направлении заключается в воспитании безопасной личности, т.е личности не
способной причинить вред ни людям, ни природе, ни себе. Кроме этого, такая
личность стремится помогать людям, нуждающимся в поддержке.
Какими мы видим своих выпускников? Это человек творческий, добрый,
ответственный, хорошо воспитанный и образованный, имеющий глубокие познания.
Это развитая самостоятельная личность, способная активно и позитивно
воздействовать на мир, готовая к взрослой и самостоятельной жизни.
Моя работа в классе основывается на направлениях воспитательной работы школы, в
соответствии с результатами диагностики, детей и родителей, определения уровня
развития и интересов учащихся, выявления проблем в личном развитии и
межличностных отношений. При переходе из класса в класс содержание
воспитательной работы углубляется и расширяется. В первую очередь уделяю
внимание созданию положительного психологического климата в классе, развитию
самоуправления, созданию условий, позволяющих каждому ребёнку раскрыть себя в
отношениях с окружающими, включению учащихся в систему реальных социальных
отношений. Большое внимание я как классный руководитель уделяю социально-
значимой деятельности. Это участие в акциях, проектах, конкурсах данной
направленности. Это, прежде всего помощь ветеранам в рамках акции «Протяни руку
помощи», помощь детям, оставшимся без попечения родителей из приюта
«Возвращение», «Детям Крыма», «Саратовский плат» и т.д. Ребята принимали
активное участие в региональном проекте «Мир правосудия».
Дети при поддержке родителей и учителей участвовали во всевозможных
олимпиадах, конкурсах, фестивалях, концертах разного уровня.
Благодаря поддержке родителей, мы с ребятами посещали ежегодно кинотеатры,
театры, музеи, экскурсии, ездили в Санкт-Петербург.
Деятельность педагогов нашей школы и учащихся построена на принципах
сотрудничества. Учащийся выступает как полноценный партнёр, сотрудничающий со
всеми субъектами образовательной среды. Все дети включены в учебно-
воспитательный процесс. Дети посещают предметные кружки и спортивные секции,
НОУ, занимаются в музыкальных и спортивных школах. Таким образом,
целенаправленная работа по воспитанию социально активной личности, несомненно,
даст хорошие результаты, если к этой работе подходить системно и целенаправленно.
Мы с ребятами участвовали в конкурсе «Лучший ученический коллектив» и победили
в номинации «Класс с высокой общественной активностью».
Трое ребят закончили школу с медалью. Этот класс моя – гордость!
Выпускники этого года поступили в высшие учебные заведения, среди них будущие
учителя, юристы, экономисты, строители и специалист по работе с молодёжью.
В этом году я стала победителем профессионального конкурса классных
руководителей «Признание-2018» благодаря не только своим каким-то достижениям,
но и достижениям детей. Причём учитывались достижения детей не только этого
выпуска, но и выпусков прошлых лет.
Кратко о критериях…
Жить — это не значит дышать, это значит действовать. Не тот человек больше всего жил, который может
насчитать больше лет, а тот, кто больше всего чувствовал жизнь.
Участвуйте и побеждайте!