Напоминание

"Формирование навыков смыслового чтения на уроках математики"


Автор: Офицерова Алина Сергеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ "Школа №5 города Благовещенска"
Населённый пункт: город Благовещенск
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование навыков смыслового чтения на уроках математики"
Раздел: среднее образование





Назад




Особенности формирования смыслового чтения на уроках математики

Задача современной системы образования – перенести акцент с формирования ЗУН на

формирование

универсальных

учебных

действий,

обеспечивающих

компетенцию

«умение

учиться».

Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям,

которые

позволяют

продуктивно

работать

и

свободно

общаться

с

разными

людьми.

Чтение

является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового

содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо

дать

оценку

информации,

откликнуться

на

содержание.

Смысловое

чтение

является

метапредметным

результатом

освоения

образовательной

программы

основного

общего

образования, а также является универсальным учебным действием

Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания текста

необходимо начинать с 5-го класса и проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и

обработки информации от класса к классу

Одним

из

решений

этой

проблемы

является

организация

систематической

работы

с

учебником математики на каждом уроке и дома: до чтения, во время чтения и после чтения. К

ключевым направлениям формирования умений работы с текстом относят следующие:

5 – 6 классы

выделение главного в тексте;

составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;

умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;

грамотно пересказать прочитанный текст.

В

научной

литературе

«стратегии

смыслового

чтения»

понимаются

как

различные

комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной

текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с

коммуникативно-познавательной задачей.

Книга Н.Н. Сметанниковой

«Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать

ФГОС» М: Баласс, 2011 – основной помощник учителя, так как в ней даны чёткие рекомендации и

приёмы смыслового чтения. Автор выделяет три этапа продуктивного чтения: предтекстовая

деятельность, текстовая и послетекстовая деятельность.

Чем лучше учитель организует этап предчтения, тем легче будет читать и понимать

текст. На данном этапе можно использовать такие приёмы:

«Мозговой штурм»

«Глоссарий»,

Верите ли вы…

Стратегия

текстовой

деятельности

может

быть

проведена

посредством

следующих

приёмов: «Чтение в кружок (попеременное чтение)»

«Чтение про себя с вопросами»

«Чтение про себя с остановками»

«Чтение про себя с пометками» или инсерт

Приём «Составление краткой записи задачи»

Приём «Вопросы к тексту учебника»

Послетекстовую

деятельность

можно

организовать

эффективно,

применяя

«Верные

неверные утверждения»

«Ромашка Блума»

«Тонкие и толстые вопросы»

«Цепочка вопросов», класстер,

Приём «Составление краткой записи задачи,

Приём «Составление вопросов к задаче»,

Приём «Ключевые слова»

Ребятам 5 классов больше нравятся такие виды работы с текстом, как «толстые и тонкие

вопросы», «верные и неверные утверждения», чтение с остановками, составление класстера. Текст

в этом случае не просто прочитывается, а перерабатывается, осмысливается.

Варианты приёмов работы с текстом, задания, которые позволят расширить

предметную

область

и

способствуют

формированию

важнейших

метапредметных умений.

1. Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы

Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики. А можно учащимся

предложить

задание:

составьте

вопросы

по

теме,

по

тексту

параграфа

и

т. д .

«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы –

вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.

2. Приём «Составление краткой записи задачи»

Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы,

вести обсуждение в группе.

3. Приём «Составление вопросов к задаче»

Анализ

информации,

представленной

в

объёмном

тексте

математической

задачи,

формулировка вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся

данные; останутся не использованные данные; нужны дополнительные данные.

4. Приём «Вопросы к тексту учебника»

Стратегия

позволяет

формировать

умение

самостоятельно

работать

с

печатной

информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

Тема: «Окружность и круг» (5 класс)

1. Прочитайте текст.

2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?

3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?

4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?

Речь

идет

о

выделении

фразы

голосом.

Здесь

скрывается

ненавязчивое,

но

надежное

заучивание.

5. Приём «Кластер»

Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ

графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине

листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него

фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.

Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока)

выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы

или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы

необходимой информацией.

6. Приём «Ключевые слова»

Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия.

7. Приём «Верные и неверные утверждения»

Универсальный

прием,

способствующий

актуализации

знаний

учащихся

и

активизации

мыслительной

деятельности.

Данный

прием

дает

возможность

быстро

включить

детей

в

м ы с л и т е л ь н у ю

д е я т е л ь н о с т ь

и

л о г и ч н о

п е р е й т и

к

и зу ч е н и ю

т е м ы

у р о к а .

Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию,

умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений

по правилу: верно – «+», не верно – «-».

11. Приём «Верите ли вы…»

Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию

самостоятельного изучения текста по этой теме.

Проводится в начале урока, после сообщения темы.

Учитывая стратегии современных подходов к чтению, можно порекомендовать учителям

предметникам следующее:

выбирать

наиболее

рациональные виды

чтения

для

усвоения

учащимися

нового

материала;

формировать у учащихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и

методов работы с текстом;

предвидеть возможные

затруднения

учащихся

в

тех

или

иных

видах

учебной

деятельности;

повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения вперед;

организовывать

различные

виды

деятельности

учащихся

с

целью

развития

у

них

творческого мышления;

обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности.

Таким образом, смысловое чтения и анализа текста способствуют улучшению умения работать с

информацией и не только вдумчиво читать, но и быть активным слушателем.

Что

в

свою

очередь

способствует

формированию

и

развитию

основ

читательской

компетенции, необходимой учащимся для осуществления своих дальнейших планов, в том числе,

продолжению образования и самообразования, подготовки к трудовой и социальной деятельности.



В раздел образования