Автор: Крупинина Татьяна Андреевна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Краснотурьинский индустриальный колледж"
Населённый пункт: г. Краснотурьинск, Свердловской области
Наименование материала: Статья
Тема: "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ 3 ПОКОЛЕНИЯ И РЫНКА ТРУДА"
Раздел: среднее профессиональное
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ 3 ПОКОЛЕНИЯ
И РЫНКА ТРУДА
Образование – это индустрия, направленная в будущее
Сложность
социально-экономических
процессов
в
обществе,
связанных
с
переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании
молодежи
и
ее
профессиональном
самоопределении.
Состояние
проблем
и
перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что
представления
студентов
не
совпадают
с
реальной
ситуацией
на
рынке
труда.
Увеличивается
число
неработающей
и
не
учащейся
молодежи.
Несмотря
на
растущий
спрос,
предприятия
трудоустраивают
молодежь
осторожно,
и
часто
молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.
Положение на рынке труда диктует определенные условия для работодателей.
И, конечно, в получении высококвалифицированных кадров должен участвовать
работодатель.
В
современных
условиях
профессиональное
самоопределение
предполагает
выбор
карьеры,
сферы
приложения
и
саморазвития
личностных
возможностей,
а
также
формирование
осознанного
отношения
личности
к
профессионально-производственным условиям.
Анализ
программ
профессионального
образования
в
аспекте
социального
партнерства позволяет выделить следующие задачи, решаемые преподавателями в
ходе достижения поставленной цели:
1.
Ознакомление
обучающихся
с
основами
современного
производства,
организацией труда и профессиональной деятельности.
2. Формирование профессиональных умений и навыков.
3.
Развитие
морально-психологических
и
деловых
качеств
личности
(трудолюбие, уважение к людям труда и результатам их труда, отношение к труду
как к долгу, ответственность, интересы и способности и т.д.).
4. Побуждение к сознательному выбору профессии и овладению ею.
5.
Формирование
готовности
к
взаимодействию
с
другими
участниками
профессиональной деятельности.
Решение
этих
задач
нужно
рассматривать
как
необходимое
условие
эффективного социального партнерства в профессиональной подготовке личности.
ФГОС СПО представляет собой совокупность требований, обязательных при
реализации
основных
профессиональных
программ
по
соответствующей
специальности.
В стандартах 3 поколения приведены:
Требования
к
результатам
освоения
основной
профессиональной
образовательной программы:
Техник должен обладать общими компетенциями
Техник
должен
обладать
профессиональными
ком петен циям и,
соответствующими основным видам профессиональной деятельности.
Стандарты
3
поколения
предусматривают
вариативную
часть
обучающей
программы, которая позволяет работодателю участвовать в разработке вариативной
части
общей
профессиональной
образовательной
программы
и
получить
специалиста с требуемыми компетенциями.
1
Со студентами в учебном заведении проводится работа по формированию
дополнительных профессиональных квалификаций, компетенций:
• Вовлечение работодателей в образовательный процесс с целью выявления
современных
требований
к
специалистам
и
содействия
трудоустройству
выпускников.
• Целевое обучение студентов по направлениям предприятий.
Повышению
мобильности
и
конкурентоспособности
выпускников
нашего
колледжа на рынке труда способствует организация работы в колледже по освоению
студентами
рабочих
квалификаций
и
формированию
профессиональных
компетенций как в рамках основных образовательных программ по специальностям,
так и дополнительно. После прохождения производственной практики студенты
сдают
квалификационный
экзамен,
демонстрируя
освоение
общих
и
профессиональных компетенций по специальности.
За годы взаимодействия колледжа с предприятиями накоплен положительный
опыт взаимовыгодного сотрудничества, примерами которого могут служить:
1.
Совершенствование форм теоретического обучения. Ежегодно преподаватели
имеют
возможность
разнообразить
занятия
теоретического
цикла
наглядной
и
интересной формой обучения как экскурсия и урок на производстве. В течение года
по заявкам преподавателей организовываются и проводятся тематические экскурсии
для
студентов
всех
специальностей.
В
нашем
случае
на
предприятия
города,
например, КЭРМ, БТЭЦ, теплопункты города, АТЦ БАЗа, 12 автоколонна КЛПУ. В
процессе экскурсий экскурсовод знакомит с будущим рабочим местом, рассказывает
о сущности и значимости будущей профессии, об умении работать в коллективе,
умении принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях. Причем
часто экскурсии проводят наши бывшие выпускники.
2.
Организация
практического
производственного
обучения.
Практика
по
профилю
специальности,
преддипломная
практика,
стажировка
студентов
всех
специальностей
и
форм
обучения
организуются
и
проводятся
в
различных
подразделениях
базовых
предприятий
и
организаций,
в
соответствии
с
заключенными
договорами.
Реализуя
программы
практики,
студенты
получают
полное представление об основах производства и предприятия, профессиональной
деятельности
специалистов
в
ходе
организуемых
лекций,
экскурсий,
бесед,
консультаций,
и
занимаются
реальной
производственной
деятельностью
на
закрепленных местах под руководством ведущих специалистов – наставников.
3.
Обеспечение
согласованного
контроля
качества
подготовки
специалистов
(преподавателями - руководителями практики).
По
согласованию
с
администрацией
базовых
предприятий,
привлекаются
квалифицированные специалисты:
1.
для
формирования
ОПОП
(основная
профессиональная
образовательная
программа)
специальностей
и
требований
к
результатам
обучения
и
сформированности общих и профессиональных компетенций;
2. для согласования рабочих программ теоретического и практического обучения
(рецензии внешние);
3.
для
реализации
производственного
обучения
и
оценки
уровня
практической
подготовки студентов в качестве руководителей практики, наставников практики от
предприятия;
2
4. для оценки и анализа уровня профессиональной подготовки студентов по рабочим
профессиям согласно ЕТКС в качестве председателей квалификационных комиссий;
5.
для
формирования
и
оценки
профессионально
значимых
компетенций
выпускников на завершающем этапе – выполнении выпускных квалификационных
работ в качестве руководителей выпускных квалификационных работ – дипломных
проектов, дипломных работ;
для
оценки
общего
уровня
и
качества
подготовки
выпускников
в
качестве
экспертов
и
председателей
Государственных
аттестационных
комиссий
по
специальностям при проведении ИГА в форме сдачи междисциплинарного экзамена
и защиты выпускной квалификационной работы..
Вопрос о том, чьи потребности удовлетворяет система профессионального
образования, и на чей заказ ориентируется, вероятно, актуален всегда. Остроту этому
вопросу добавляет и тот факт, что работодатели в системе социального партнерства
начинают выступать в новом ракурсе. Для этого, в первую очередь, необходимо
развивать
формы
сотрудничества
и
укреплять
взаимодействие
между
образовательными учреждениями и предприятиями региона. Данная деятельность
поможет
решить
проблему
подготовки
специалистов
по
перспективным
и
востребованным
специальностям
для
конкретных
предприятий
с
учетом
их
реальных потребностей. Практически все работодатели – эксперты считают крайне
важным
налаживать
процесс
взаимодействия
с
системой
профессионального
образования,
большинство
из
них
подчеркнули,
что
не
надо
готовить
в
образовательных учреждениях людей к «свободному плаванию».
Из
наиболее
эффективных
форм
взаимодействия
между
предприятиями
и
образовательным
учреждением
назывались
традиционные
формы
социального
партнерства:
1.совместная организация производственной практики;
2.подача
заявки
в
образовательное
учреждение
на
специалистов
определенного
профиля;
3.участие в разработке содержания рабочих учебных программ;
4.участие в оценке образовательных достижений выпускников на государственной
итоговой аттестации;
5.организация стажировок преподавателей;
6.проведение независимой оценки (сертификации) профессиональных компетенций
обучающихся.
Миссия
колледжа
сегодня
–
развивать
у
обучающихся
общие
и
профессиональные
компетенции
специалиста,
необходимые
в
условиях
инновационной экономики, и позволяющие выпускникам быть востребованными на
современном рынке труда города, региона, страны. Поэтому политика колледжа в
области
качества
нацелена
на
достижение
лидирующих
позиций
в
подготовке
востребованных рабочих кадров и специалистов, обладающих набором компетенций
и
с п о с о б н ы х
к
с а м о р а з в и т и ю .
Д л я
н е п р е р ы в н о г о
п о в ы ш е н и я
конкурентоспособности и улучшения качества образовательных услуг в колледже
постоянно
совершенствуется
система
социального
партнерства,
изучаются
и
прогнозируются
потребности
рынка
труда,
используются
различные
методы
по
организации образовательного процесса:
3
1.деятельностные, ориентированные на овладение способами профессиональной и
(или)
учебной
деятельности
(контекстное
обучение,
моделирование
профессио-
нальной деятельности в учебном процессе и т.п.);
2.личностно - ориентированные, направленные на развитие личности, в частности
на формирование активности личности в учебном процессе. Выполняются КП, ДП,
деловые игры по темам;
3 . когнитивные
(мыследеятельностные),
направленные
на
р а з в и т и е
интеллектуальных функций обучающихся, овладение ими принципами системного
подхода к решению проблем (метод решения проблем, проектный метод, методы
групповой дискуссии);
4.информационно-коммуникационные,
позволяющие
овладеть
методами
сбора,
размещения,
хранения,
накопления,
преобразования
и
передачи
данных
в
профессионально ориентированных информационных системах и другие.
Формы организации деятельности: фронтальные, групповые, индивидуальные,
работа в малых группах могут стать условием реализации указанных технологий.
Весь
образовательный
процесс
должен
быть
ориентирован
на
формирование
компетенций,
освоение
которых
является
результатом
обучения
по
про-
фессиональному модулю.
Такая деятельность будет способствовать организации форм взаимодействия и
координации усилий социальных партнеров в вопросах подготовки востребованных
молодых
специалистов,
системы
содействия
трудоустройства
выпускников
учреждений СПО на предприятиях.
Очевидно, что совершенствование профессиональной подготовки выпускника
колледжа сегодня не может происходить без участия в этом процессе организаций –
социальных партнеров, являющихся потенциальными работодателями.
Предусмотрено
установление
непосредственных
контактов
с
социальными
партнерами в процессе прохождения обучающимися производственных практик,
проведения
научно-практических
конференций
(по
итогам
производственной
практики)
и
участия
студентов
в
мероприятиях,
организуемых
социальными
партнерами.
Эффективной
формой
сотрудничества
является
привлечение
специалистов
организаций
–
социальных
партнеров
для
ре ализации
профессиональных
модулей
основной
профессиональной
образовательной
программы. Планируется активное выявление проблемных областей деятельности
организаций
–
баз
практики
и
формирование
тематики
курсовых
и
выпускных
квалификационных работ в соответствии с выявленными проблемами. Специалисты
организаций
привлекаются
для
руководства
производственными
практиками,
и
будут привлекаться к руководству курсовыми и выпускными квалификационными
работами
студентов,
для
оценки
качества
подготовки
выпускников
в
процессе
государственной итоговой аттестации.
Основным
показателем
каче ства
работы
учебного
з а в е д е н и я
профессионального
образования
является
трудоустройство
выпускников
и
их
последующая профессиональная ориентация.
Для
освоения
общих
и
профессиональных
компетенций
обучающимися
делается
упор
на
практико-ориентированное
обучение,
усиление
роли
самостоятельной работы. Для эффективной работы в соответствии с требованиями
ФГОС
СПО
третьего
поколения
необходимо
изменение
методического
и
4
педагогического
обеспечения
учебного
процесса,
поиск
новых
форм
и
методов
обучения
с
целью
формирования
общих
и
профессиональных
компетенций.
Преподаватели находят новые подходы к подготовке специалистов.
Становится востребованной целевая подготовка специалистов для конкретного
предприятия.
Для
этого
в
рамках
учебного
процесса
имеются
следующие
возможности: курсовое и дипломное проектирование, практика.
Роль
посредников
между
образовательным
учреждением
и
предприятиями
могут
сыграть
центры
занятости,
в
каждом
из
которых
работает
отдел
профессиональной
переподготовки.
Образовательные
учреждения
получают
информацию
о
наиболее
востребованных
профессиях
в
регионе,
активно
перестраиваются
в
рамках
ФГОС
СПО.
В
связи
с
переходом
учреждений
профессионального образования на ФГОС третьего поколения увеличилась степень
обязательного
участия
работодателей
при
формировании
профессиональных
компетенций,
а,
следовательно,
при
разработке
учебных
программ
и
системы
оценивания
выпускников.
Таким
образом,
необходимо
расширять
диапазон
взаимодействия работодателей с образовательным учреждением.
И в заключении можно сказать, что представители предприятий-работодателей
участвуют:
1.
в
экспертной
оценке
рабочих
учебных
программ
по
профессиональной
практике по всем специальностям очной и заочной форм обучения, а также в работе
ГАК при проведении итоговой государственной аттестации выпускников;
2.
в организации и проведении производственной практики студентов;
3.
в
проведении
совместных
мероприятий,
таких
как
научно-практические
конференции, семинары, презентации, круглые столы, и т.д.;
4.
в
содействии
трудоустройству
выпускников,
оказывая
им
конкретную
помощь;
5.
в реализации совместных проектов (колледж – работодатели).
Автор: преподаватель специальных дисциплин ГАПОУ СО Краснотурьинский
индустриальный колледж Крупинина Татьяна Андреевна
5
6
7