Напоминание

"ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ 3 ПОКОЛЕНИЯ И РЫНКА ТРУДА"


Автор: Крупинина Татьяна Андреевна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Краснотурьинский индустриальный колледж"
Населённый пункт: г. Краснотурьинск, Свердловской области
Наименование материала: Статья
Тема: "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ 3 ПОКОЛЕНИЯ И РЫНКА ТРУДА"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ 3 ПОКОЛЕНИЯ

И РЫНКА ТРУДА

Образование – это индустрия, направленная в будущее

Сложность

социально-экономических

процессов

в

обществе,

связанных

с

переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании

молодежи

и

ее

профессиональном

самоопределении.

Состояние

проблем

и

перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что

представления

студентов

не

совпадают

с

реальной

ситуацией

на

рынке

труда.

Увеличивается

число

неработающей

и

не

учащейся

молодежи.

Несмотря

на

растущий

спрос,

предприятия

трудоустраивают

молодежь

осторожно,

и

часто

молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.

Положение на рынке труда диктует определенные условия для работодателей.

И, конечно, в получении высококвалифицированных кадров должен участвовать

работодатель.

В

современных

условиях

профессиональное

самоопределение

предполагает

выбор

карьеры,

сферы

приложения

и

саморазвития

личностных

возможностей,

а

также

формирование

осознанного

отношения

личности

к

профессионально-производственным условиям.

Анализ

программ

профессионального

образования

в

аспекте

социального

партнерства позволяет выделить следующие задачи, решаемые преподавателями в

ходе достижения поставленной цели:

1.

Ознакомление

обучающихся

с

основами

современного

производства,

организацией труда и профессиональной деятельности.

2. Формирование профессиональных умений и навыков.

3.

Развитие

морально-психологических

и

деловых

качеств

личности

(трудолюбие, уважение к людям труда и результатам их труда, отношение к труду

как к долгу, ответственность, интересы и способности и т.д.).

4. Побуждение к сознательному выбору профессии и овладению ею.

5.

Формирование

готовности

к

взаимодействию

с

другими

участниками

профессиональной деятельности.

Решение

этих

задач

нужно

рассматривать

как

необходимое

условие

эффективного социального партнерства в профессиональной подготовке личности.

ФГОС СПО представляет собой совокупность требований, обязательных при

реализации

основных

профессиональных

программ

по

соответствующей

специальности.

В стандартах 3 поколения приведены:

Требования

к

результатам

освоения

основной

профессиональной

образовательной программы:

Техник должен обладать общими компетенциями

Техник

должен

обладать

профессиональными

ком петен циям и,

соответствующими основным видам профессиональной деятельности.

Стандарты

3

поколения

предусматривают

вариативную

часть

обучающей

программы, которая позволяет работодателю участвовать в разработке вариативной

части

общей

профессиональной

образовательной

программы

и

получить

специалиста с требуемыми компетенциями.

1

Со студентами в учебном заведении проводится работа по формированию

дополнительных профессиональных квалификаций, компетенций:

• Вовлечение работодателей в образовательный процесс с целью выявления

современных

требований

к

специалистам

и

содействия

трудоустройству

выпускников.

• Целевое обучение студентов по направлениям предприятий.

Повышению

мобильности

и

конкурентоспособности

выпускников

нашего

колледжа на рынке труда способствует организация работы в колледже по освоению

студентами

рабочих

квалификаций

и

формированию

профессиональных

компетенций как в рамках основных образовательных программ по специальностям,

так и дополнительно. После прохождения производственной практики студенты

сдают

квалификационный

экзамен,

демонстрируя

освоение

общих

и

профессиональных компетенций по специальности.

За годы взаимодействия колледжа с предприятиями накоплен положительный

опыт взаимовыгодного сотрудничества, примерами которого могут служить:

1.

Совершенствование форм теоретического обучения. Ежегодно преподаватели

имеют

возможность

разнообразить

занятия

теоретического

цикла

наглядной

и

интересной формой обучения как экскурсия и урок на производстве. В течение года

по заявкам преподавателей организовываются и проводятся тематические экскурсии

для

студентов

всех

специальностей.

В

нашем

случае

на

предприятия

города,

например, КЭРМ, БТЭЦ, теплопункты города, АТЦ БАЗа, 12 автоколонна КЛПУ. В

процессе экскурсий экскурсовод знакомит с будущим рабочим местом, рассказывает

о сущности и значимости будущей профессии, об умении работать в коллективе,

умении принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях. Причем

часто экскурсии проводят наши бывшие выпускники.

2.

Организация

практического

производственного

обучения.

Практика

по

профилю

специальности,

преддипломная

практика,

стажировка

студентов

всех

специальностей

и

форм

обучения

организуются

и

проводятся

в

различных

подразделениях

базовых

предприятий

и

организаций,

в

соответствии

с

заключенными

договорами.

Реализуя

программы

практики,

студенты

получают

полное представление об основах производства и предприятия, профессиональной

деятельности

специалистов

в

ходе

организуемых

лекций,

экскурсий,

бесед,

консультаций,

и

занимаются

реальной

производственной

деятельностью

на

закрепленных местах под руководством ведущих специалистов – наставников.

3.

Обеспечение

согласованного

контроля

качества

подготовки

специалистов

(преподавателями - руководителями практики).

По

согласованию

с

администрацией

базовых

предприятий,

привлекаются

квалифицированные специалисты:

1.

для

формирования

ОПОП

(основная

профессиональная

образовательная

программа)

специальностей

и

требований

к

результатам

обучения

и

сформированности общих и профессиональных компетенций;

2. для согласования рабочих программ теоретического и практического обучения

(рецензии внешние);

3.

для

реализации

производственного

обучения

и

оценки

уровня

практической

подготовки студентов в качестве руководителей практики, наставников практики от

предприятия;

2

4. для оценки и анализа уровня профессиональной подготовки студентов по рабочим

профессиям согласно ЕТКС в качестве председателей квалификационных комиссий;

5.

для

формирования

и

оценки

профессионально

значимых

компетенций

выпускников на завершающем этапе – выполнении выпускных квалификационных

работ в качестве руководителей выпускных квалификационных работ – дипломных

проектов, дипломных работ;



для

оценки

общего

уровня

и

качества

подготовки

выпускников

в

качестве

экспертов

и

председателей

Государственных

аттестационных

комиссий

по

специальностям при проведении ИГА в форме сдачи междисциплинарного экзамена

и защиты выпускной квалификационной работы..

Вопрос о том, чьи потребности удовлетворяет система профессионального

образования, и на чей заказ ориентируется, вероятно, актуален всегда. Остроту этому

вопросу добавляет и тот факт, что работодатели в системе социального партнерства

начинают выступать в новом ракурсе. Для этого, в первую очередь, необходимо

развивать

формы

сотрудничества

и

укреплять

взаимодействие

между

образовательными учреждениями и предприятиями региона. Данная деятельность

поможет

решить

проблему

подготовки

специалистов

по

перспективным

и

востребованным

специальностям

для

конкретных

предприятий

с

учетом

их

реальных потребностей. Практически все работодатели – эксперты считают крайне

важным

налаживать

процесс

взаимодействия

с

системой

профессионального

образования,

большинство

из

них

подчеркнули,

что

не

надо

готовить

в

образовательных учреждениях людей к «свободному плаванию».

Из

наиболее

эффективных

форм

взаимодействия

между

предприятиями

и

образовательным

учреждением

назывались

традиционные

формы

социального

партнерства:

1.совместная организация производственной практики;

2.подача

заявки

в

образовательное

учреждение

на

специалистов

определенного

профиля;

3.участие в разработке содержания рабочих учебных программ;

4.участие в оценке образовательных достижений выпускников на государственной

итоговой аттестации;

5.организация стажировок преподавателей;

6.проведение независимой оценки (сертификации) профессиональных компетенций

обучающихся.

Миссия

колледжа

сегодня

развивать

у

обучающихся

общие

и

профессиональные

компетенции

специалиста,

необходимые

в

условиях

инновационной экономики, и позволяющие выпускникам быть востребованными на

современном рынке труда города, региона, страны. Поэтому политика колледжа в

области

качества

нацелена

на

достижение

лидирующих

позиций

в

подготовке

востребованных рабочих кадров и специалистов, обладающих набором компетенций

и

с п о с о б н ы х

к

с а м о р а з в и т и ю .

Д л я

н е п р е р ы в н о г о

п о в ы ш е н и я

конкурентоспособности и улучшения качества образовательных услуг в колледже

постоянно

совершенствуется

система

социального

партнерства,

изучаются

и

прогнозируются

потребности

рынка

труда,

используются

различные

методы

по

организации образовательного процесса:

3

1.деятельностные, ориентированные на овладение способами профессиональной и

(или)

учебной

деятельности

(контекстное

обучение,

моделирование

профессио-

нальной деятельности в учебном процессе и т.п.);

2.личностно - ориентированные, направленные на развитие личности, в частности

на формирование активности личности в учебном процессе. Выполняются КП, ДП,

деловые игры по темам;

3 . когнитивные

(мыследеятельностные),

направленные

на

р а з в и т и е

интеллектуальных функций обучающихся, овладение ими принципами системного

подхода к решению проблем (метод решения проблем, проектный метод, методы

групповой дискуссии);

4.информационно-коммуникационные,

позволяющие

овладеть

методами

сбора,

размещения,

хранения,

накопления,

преобразования

и

передачи

данных

в

профессионально ориентированных информационных системах и другие.

Формы организации деятельности: фронтальные, групповые, индивидуальные,

работа в малых группах могут стать условием реализации указанных технологий.

Весь

образовательный

процесс

должен

быть

ориентирован

на

формирование

компетенций,

освоение

которых

является

результатом

обучения

по

про-

фессиональному модулю.

Такая деятельность будет способствовать организации форм взаимодействия и

координации усилий социальных партнеров в вопросах подготовки востребованных

молодых

специалистов,

системы

содействия

трудоустройства

выпускников

учреждений СПО на предприятиях.

Очевидно, что совершенствование профессиональной подготовки выпускника

колледжа сегодня не может происходить без участия в этом процессе организаций –

социальных партнеров, являющихся потенциальными работодателями.

Предусмотрено

установление

непосредственных

контактов

с

социальными

партнерами в процессе прохождения обучающимися производственных практик,

проведения

научно-практических

конференций

(по

итогам

производственной

практики)

и

участия

студентов

в

мероприятиях,

организуемых

социальными

партнерами.

Эффективной

формой

сотрудничества

является

привлечение

специалистов

организаций

социальных

партнеров

для

ре ализации

профессиональных

модулей

основной

профессиональной

образовательной

программы. Планируется активное выявление проблемных областей деятельности

организаций

баз

практики

и

формирование

тематики

курсовых

и

выпускных

квалификационных работ в соответствии с выявленными проблемами. Специалисты

организаций

привлекаются

для

руководства

производственными

практиками,

и

будут привлекаться к руководству курсовыми и выпускными квалификационными

работами

студентов,

для

оценки

качества

подготовки

выпускников

в

процессе

государственной итоговой аттестации.

Основным

показателем

каче ства

работы

учебного

з а в е д е н и я

профессионального

образования

является

трудоустройство

выпускников

и

их

последующая профессиональная ориентация.

Для

освоения

общих

и

профессиональных

компетенций

обучающимися

делается

упор

на

практико-ориентированное

обучение,

усиление

роли

самостоятельной работы. Для эффективной работы в соответствии с требованиями

ФГОС

СПО

третьего

поколения

необходимо

изменение

методического

и

4

педагогического

обеспечения

учебного

процесса,

поиск

новых

форм

и

методов

обучения

с

целью

формирования

общих

и

профессиональных

компетенций.

Преподаватели находят новые подходы к подготовке специалистов.

Становится востребованной целевая подготовка специалистов для конкретного

предприятия.

Для

этого

в

рамках

учебного

процесса

имеются

следующие

возможности: курсовое и дипломное проектирование, практика.

Роль

посредников

между

образовательным

учреждением

и

предприятиями

могут

сыграть

центры

занятости,

в

каждом

из

которых

работает

отдел

профессиональной

переподготовки.

Образовательные

учреждения

получают

информацию

о

наиболее

востребованных

профессиях

в

регионе,

активно

перестраиваются

в

рамках

ФГОС

СПО.

В

связи

с

переходом

учреждений

профессионального образования на ФГОС третьего поколения увеличилась степень

обязательного

участия

работодателей

при

формировании

профессиональных

компетенций,

а,

следовательно,

при

разработке

учебных

программ

и

системы

оценивания

выпускников.

Таким

образом,

необходимо

расширять

диапазон

взаимодействия работодателей с образовательным учреждением.

И в заключении можно сказать, что представители предприятий-работодателей

участвуют:

1.

в

экспертной

оценке

рабочих

учебных

программ

по

профессиональной

практике по всем специальностям очной и заочной форм обучения, а также в работе

ГАК при проведении итоговой государственной аттестации выпускников;

2.

в организации и проведении производственной практики студентов;

3.

в

проведении

совместных

мероприятий,

таких

как

научно-практические

конференции, семинары, презентации, круглые столы, и т.д.;

4.

в

содействии

трудоустройству

выпускников,

оказывая

им

конкретную

помощь;

5.

в реализации совместных проектов (колледж – работодатели).

Автор: преподаватель специальных дисциплин ГАПОУ СО Краснотурьинский

индустриальный колледж Крупинина Татьяна Андреевна

5

6

7



В раздел образования