Автор: Храпова Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г. Астрахани "Начальная школа-детский сад №13"
Населённый пункт: г. Астрахань, Астраханская область
Наименование материала: конспект урока обучения грамоте
Тема: "Знакомство с буквой Ц"
Раздел: начальное образование
Урок обучения грамоте.
Тема: «Знакомство с буквой Ц»
Цель урока: знакомство со звуком [ц], его особенностями, буквой Ц, ц.
Задачи урока:
Предметные:
- Продолжить работу, направленную на усвоение фонетической
характеристики звуков;
-Выделить особенности звука [ц];
-Уметь использовать схемы и модели звукового состава слов для выполнения
звукового анализа слов;
-Развивать навыки чтения, логическое мышление, интеллектуальные и
коммуникативные умения.
Регулятивные:
-Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного
обсуждения.
-Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную
проблему.
-В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев.
Личностные:
-Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.
-Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех
людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы
общения и сотрудничества)
-Мобильность, толерантность, принимать точку зрения другого ученика.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование:
-Мультимедийные средства, проектор, ноутбук, презентация, картинки с
буквой «Ц», ватман, клей.
I. Организационный момент.
«Прозвенел уже звонок.
Начинается урок».
II. Сообщение темы.
-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к одному герою в сказочную
страну. В названии этого героя встречается новый звук. А вот чтобы
узнать
кто это, вы должны собрать все буквы, которые будете получать после
выполнения заданий. Из этих букв составите слово и узнаете о ком пойдет
речь. Будьте внимательны.
Посмотрите на экран, вы видите картинки, связанные со сказками, назовите
слова и определите, какой одинаковый звук в этих словах. (слайд 1)
(Царевна-лягушка, царь, зеркальце, дворец, цепь)
Правильно, звук [ц].Значит на уроке мы познакомимся с каким новым
звуком? Кто даст характеристику этому звуку? (Ответы детей- согл., глух.,
тверд.) Звук [ц] на письме обозначается буквой Ц, ц. (слайд 2) Вы правильно
выполнили задание и получаете букву Ц.
III. Повторение пройденного.
-Продолжаем наш путь. У нашего сказочного героя есть любимые птицы. В
названии птиц встречается новый звук. Отгадайте, кто это?
1.На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад - ищет в речке лягушат. (цапля) (слайд 3)
2.Синяя косынка, темненькая спинка.
Маленькая птичка, звать её ...? (синица) (слайд 4)
Откройте «Букварь» на стр.138. Перед вами схемы слов. Давайте выполним
звукобуквенный анализ слов «синица», «цапля». (слайд 5)
Сравнивают звуки, указанные в схемах стрелочкой. (Они одинаковые,
твёрдые)
Вывод: звук [ц] - твёрдый согласный, у него нет мягкой пары.
- Молодцы! Вы неплохо потрудились, получайте букву П.
IV.Физминутка «Цапля» (слайд 6)
(стоя на одной ноге)
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать
(поменять ногу)
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
Игра «Шутка- малютка» (слайд 7)
Цо-цо-цо, цо-цо-цо.
Есть у домика... крыльцо, (руки, изображая дом с крыльцом.)
Це-це-це, це-це-це.
Сидит Ваня на... крыльце, (присаживаются на корточки «на крыльцо».)
Цы-цы-цы, цы-цы-цы.
Мои братья...кузнецы, (стучат «молоточком»)
Ца-ца-ца, ца-ца-ца
Нет усов у …молодца. (растерянно разводит руками.)
V. Включение в систему знаний.
-Следующая буква спрятана в колодце. Чтобы ее достать вам надо прочитать
слова со слогом –цы. (слайд 8)
1.Чтение слов и предложений.
- Прочитайте слова парами.
- По какому принципу объединены слова в данные пары?
- Прочитайте слова, которые заканчиваются на слог «цы». (Начало слова
читает один ученик, а слог –цы дети читают хором).
- Объясните, почему в слове «огурцы» букв меньше, чем в слове «скворцы», а
слогов больше. Получите букву Р.
2. Работа в парах. Подберите пары к словам. (слайд 9) -Цапля какая?
(длинноногая)
Зеленая лицо
Радостное лягушка
Веселый улица
Широкая цирк
-Давайте, проверим. (слайд 10) Назовите пары слов. Получите следующую
букву И.
3.Дифференцированная работа. Букварь стр.140-141
-Мы уже почти добрались до сказочной страны. Для того чтобы получить
последнюю букву, вы должны запомнить все слова со звуком [ц] из сказки
Г.Юдина «Цыпленок Цып». Слушайте внимательно. Начало сказки читает
учитель, а затем хорошо читающие дети. (слайд 11)
-Назовите героев этого произведения. Какие же слова с новым звуком
встретились в сказке? (слайд12) Получите последнюю букву Н.
Из данных букв составьте слово. ПРИНЦ (слайд13) Сказочную страну, в
которой живет наш принц, мы придумаем сами.
4.Творческая работа. (Дети принесли картинки, где встречается звук [ц] и
приклеивают их на ватман)
-Посмотрите какая получилась сказочная страна, в которой живет наш принц.
Он приготовил вам подарок, в котором тоже встречается звук [ц] и буква Ц.
(Дети получают медальки, на которой напечатано «Молодец!»)
VI. Итог урока.
Рефлексия деятельности.
-Вспомните, чем мы занимались на уроке.
- Что особенного в новой букве? (согл., твёрд., непарный звук)
- Какое влияние оказывают на «Ц» буквы е, и? (никакого, звук произносится
всегда твёрдо)
Самооценка своего труда на уроке:
- Выберите и продолжите одно из предложений: (слайд 14)
Я доволен собою, я всё запомнил…
Я работал хорошо, но надо ещё…
Не всё получилось, как хотелось бы…