Автор: Панекин Иван Андреевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО – Севская ДШИ
Населённый пункт: г.Севск, Брянская область
Наименование материала: статья
Тема: «Музыкальная память в классе баяна ДШИ»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования-
СЕВСКАЯ ДШИ
Статья
«
Музыкальная память в классе баяна ДШИ
»
Подготовил: преподаватель высшей
квалификационной категории
И.А. Панекин
2016г
1
В современном музыкальном исполнительстве, пожалуй, нет более
сложной, более запутанной и вместе с тем, более актуальной проблемы, чем
проблема
музыкальной
памяти.
Музыкальная
память
взаимосвязывает
различные
виды
памяти.
Так,
музыкант-исполнитель
опирается
в
своей
практической деятельности на слуховую, эмоциональную, конструктивно-
логическую и двигательно-моторную память. Суть моторной (мускульной)
памяти – в автоматизме движений. Так, играя пассаж или какое-либо сложной
построение,
“память
руки”
фиксирует
взаимосвязь
различных
звуков,
следующих
в
определенном
направлении
к
тому
или
иному
конечному
пункту. Запоминаются не отдельные звуки, а весь звукоряд. Не следует все
время
смотреть
на
клавиатуру,
на
играющие
пальцы,
так
как
пальцы
двигаются как бы сами по себе, и фиксируются лишь опорные звуки данной
фактуры, а остальные становятся достоянием мышечной памяти.
Не стоит отождествлять механичность движений с автоматизмом. Если
первое
достигается
многократными
повторениями
без
осознанного
запоминания (“зубрёжкой”), то второе – результат серьёзной аналитической
работы, основанной на налаживании слухо-двитательных связей.
Сложность
достижения
автоматизма
движений
на
баяне-аккордеоне
связана
с
необходимостью
совмещения
горизонтального
движения
(меховедение)
с
вертикальным
(ориентация
на
клавиатуре).
Начиная
с
разбора произведения, необходимо уяснить, что смена меха не может быть
произвольной.
Она
напрямую
зависит
от
фразировки,
ритма
и
темпа.
Вертикальные движения связаны с координацией фактуры, голосоведения,
согласованности движений рук на левой и правой клавиатуре. Автоматизация
этих движений будет способствовать более прочному запоминанию, а в итоге
более уверенному поведению на сцене.
Большое
значение
для
развития
музыкальной
памяти
придается
предварительному анализу произведения, при помощи которого происходит
активное запоминание материала. После первого ознакомления начинается
детальная
проработка
произведения
–
вычленяются
смысловые
опорные
2
пункты, выявляются трудные места, выставляется удобная аппликатура, в
медленном темпе осваиваются непривычные исполнительские движения. На
этом
этапе
продолжается
осознание
мелодических,
гармонических
и
фактурных
особенностей
произведения,
уясняется
его
тонально-
гармонический
план.
Осмысленное
запоминание,
осуществляемое
в
соответствии с каждым элементом музыкальной формы, должно идти от
частного к целому, путем постепенного объединения более мелких частей в
крупные
В случае недостатка музыкально-теоретических знаний, необходимых для
анализа произведения, рекомендуется обращать внимание на простейшие
элементы
музыкальной
ткани
–
интервалы,
аккорды,
секвенции.
Хорошо
запоминается то, что хорошо понятно. Для того чтобы процесс запоминания
протекал наиболее эффективно, необходимо включать в работу деятельность
всех анализаторов музыканта, а именно:
- запоминать текст зрительно и во время игры наизусть представлять его
мысленно перед глазами;
- вслушиваясь в мелодию, пропевая ее отдельно голосом без инструмента,
можно запомнить мелодию на слух;
- “ввыгрываясь” пальцами в фактуру произведения, запоминать ее моторно-
двигательно;
-
отмечая
во
время
игры
опорные
пункты
произведения,
подключать
логическую память.
Чем
большее
количество
органов
чувств
принимает
участие
в
запоминании музыкального произведения, тем успешнее и скорее дается это
запоминание. Если из-за эстрадного волнения один из них “откажет”, то
другие
заменят
его,
не
допуская
перерыва
в
общем
ходе
исполнения
3
Активизация
ассоциативного
мышления
исполнителя
сделает
намного
эффективнее
работу
по
выучиванию
музыкальных
произведений.
Так,
в
запоминании
мелких
фигурационных
построений
большим
подспорьем
может оказаться выявление лежащего в их основе графического контура
нотного текста и его обозначение.
Можно дать этим построениям простые названия, например, “лесенка”
или “горка”, или другие, подобные этим, которые могут звучать не “научно” –
ведь они выполняют всего лишь вспомогательную функцию: дать название, –
значит определить, определить, – значит запомнить. Потом эти “названия”
уйдут на второй план, а зрительные, двигательные и слуховые представления
успеют сформироваться и лягут в основу игры. Такой способ запоминания
пробуждает фантазию, воображение, развивает наблюдательность.
Выученное
наизусть
произведение
нужно
регулярно
повторять
для
закрепления
в
памяти.
Но
следует
учесть,
что
повторение
выученного
материала оказывается эффективным тогда, когда оно включает в себя нечто
новое, а не простое восстановление того, что уже было. В каждое повторение
необходимо всегда вносить элемент новизны – либо в ощущениях, либо в
ассоциациях, либо в технических приемах.
Быстрота
и
прочность
заучивания
зависит
от
распределения
повторений
во
времени.
Заучивание,
распределенное
на
ряд
дней,
даст
гораздо
более
длительное
запоминание,
чем
упорное
заучивание
в
один
прием. Наилучшие результаты запоминания оказываются, как показывает
практика, при повторении материала через день. Не рекомендуется делать
слишком большие перерывы при заучивании – в этом случае оно может
превратиться в новое выучивание наизусть.
Даже
тогда,
когда
произведение
хорошо
выучено
наизусть,
рекомендуется не расставаться с нотным текстом, выискивая в нем все новые
смысловые
связи,
вникая
в
каждый
поворот
композиторской
мысли.
Повторение
по
нотам
должно
регулярно
чередоваться
с
проигрыванием
наизусть .
4
Выученное наизусть музыкальное произведение необходимо регулярно
повторять
в
медленном
темпе,
заботясь
о
том,
чтобы
слух
и
сознание
тщательно
контролировали
работу
пальцев,
чтобы
весь
материал
в
представлении был проведён в надлежащий порядок, а само представление
стало ясным и отчётливым.
Особого
внимания
заслуживает
предконцертный
период,
когда
музыкант-исполнитель готовится к выступлению на эстраде. Для того чтобы
увереннее исполнить пьесу на эстраде, нужно знать ее с большим запасом
прочности.
Если
ученик
начинает
сомневаться
в
своей
памяти,
он
должен
“приказать” себе освободиться от внутренней скованности и немедленно
переключить свое внимание на ритм, настроение, любой аспект, лишь бы
предотвратить нежелательное вмешательство сознания.
Немаловажным
фактором
в
быстроте
и
прочности
запоминания
является интерес к изучаемому и сосредоточение на нем внимания. То, что
человеку безразлично, имеет тенденцию забываться. Чем ярче впечатление,
тем
опасность
забывания
меньше.
Только
то,
что
отмечено
сознательно,
можно припомнить впоследствии по собственной воле.
5
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: учебное
пособие / под ред. Г.М.Цыпина. – М.: Академия, 2003
2.
Цагарелли
Ю.А.
Психология
музыкально-исполнительской
деятельности С-Пб., «Композитор»;
3.
Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: Академический проект;
Трикста, 2008.
4.
Маккинон Л. Игра наизусть. – М.: Классика - XXI, 2009.
6