Автор: Садыкова Ирина Рашитовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 150 г. Челябинска"
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Три правды в пьесе М.Горького "На дне" (урок с использованием кейс–технологий)
Раздел: полное образование
ТРИ ПРАВДЫ В ПЬЕСЕ М.ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»
Цель урока: формирование информационной компетентности; извлечение
вторичной информации и ее первичная обработка.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Методы: групповая работа, словесный, работа с книгой, сравнительный анализ,
применение кейс-технологий.
Оборудование: ПК, текст пьесы М. Горького «На дне».
Технологическая часть: мультимедийная презентация.
Задачи урока:
- Образовательные: проследить за развитием идейного конфликта в пьесе,
выявить авторскую позицию по вопросу: нужна ли человеку правда, хотят ли
люди знать правду?
- Развивающие: развивать умение анализа произведения, развивать навыки
сравнительного анализа; углубить представление об авторской позиции
- Воспитательные: воспитывать умение различать правду и ложь, воспитывать
гуманное отношение к человеку
Ход урока.
1.
Организационный момент.
2.
Слово учителя. Сообщение темы, цели, мотивация урока.
Мы прочитали пьесу «На дне», познакомились с судьбой её героев, узнали, как
они относятся к жизни, друг к другу, мы говорили о сострадании и цинизме.
Сам писатель так говорил об основном вопросе, поставленном в пьесе: «Что
лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание
до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» Обратите внимание на то, что
автор противопоставляет не ложь и истину, не сострадание и цинизм, а именно
истину и сострадание. Почему?
Каждый человек понимает правду по-своему. Вопрос в пьесе ставится так: а
нужна ли правда вообще? Сегодня мы попробуем в этом разобраться.
3.
Реализация домашнего задания.
Задание выполнялось по группам: выписать цитаты о жизни, правде, лжи,
человеке Сатина, Бубнова, Луки.
Первая группа выписывала цитаты Сатина, вторая группа – Бубнова, третья –
Луки.
Примерные ответы учащихся.
Сатин
Кто слаб душой, тем ложь нужна.
Характер — вещь полезная.
Что такое правда? Человек – вот правда!
Я — знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живёт чужими соками, — тем ложь
нужна… одних она поддерживает, другие — прикрываются ею… А кто —
сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь?
Ложь – религия рабов и хозяев! Правда – бог свободного человека!
Все — в человеке, все для человека! Существует только человек,
все же остальное — дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это — великолепно!
Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть…
не унижать его жалостью… уважать надо!
Человек – свободен… Он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум
– человек за всё платит сам, и потому он – свободен!
Бубнов
Бубнов – наиболее мрачная фигура в пьесе. Он скептик и циник, относится к
жизни со злым пессимизмом. Бубнов не верит никому и ни во что. Когда
умирает Анна, он произносит: «Кашлять перестала, значит».
Все люди на земле — лишние.
Шум — смерти не помеха.
Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть?
Все хотят порядка, да разума нехватка.
Вовремя уйти всегда лучше.
На что мне совесть? я – небогатый!
Люди все живут…как щепки по реке плывут
Строят дом, а щепки – прочь…
Всё - сказки
Лука
Лука жалеет ночлежников: утешает умирающую Анну, обещая ей рай после
смерти, рассказывает Актеру о лечебнице для алкоголиков, а Ваське Пеплу – о
золотой стране Сибири, где есть место и для вора. Лука объясняет неудачи
ночлежников внешними обстоятельствами, не винит самих героев в
неудавшейся жизни. Именно Лука рассказывает притчу о праведной земле:
человек всю жизнь верил, что существует праведная земля, жил только
надеждой найти эту землю, ради этого терпел горе и лишения; а потом появился
ученый и доказал, что праведной земли нет. Человек не выдержал и повесился.
Не всегда правдой душу вылечишь
Человека приласкать никогда не вредно
Христос всех жалел и нам велел
Все мы на земле странники
Человек все может… лишь бы захотел
Во что веришь, то и есть
4.
Запись в тетрадях кратких выводов
Обобщение: Сатина не устраивает ложь Луки, он превозносит разум Человека
и его деяния.
Обобщение: Бубнов проповедует «циничную» правду: говори всё, как есть,
нечего человека жалеть, потому что он не достоин жалости.
Обобщение: Лука считает, что правда для человека иногда хуже лжи,
проповедует утешительную ложь.
5.
Использование кейс-технологий. Применение знаний к реальной
жизненной ситуации.
Актуализация. Каждая группа получает задание.
Одиннадцатиклассница училась на «4» и «5» по предмету, а
экзамен сдала на «2». Что мог бы сказать ей каждый из героев,
опираясь на свою жизненную позицию и представления о правде и
лжи?
6.
Обобщение. Комментарий к заданию.
Если учащиеся правильно поняли позицию героев, они должны прийти к
выводу, что позиция Сатина в чем-то схожа и с Лукой, и с Бубновым. Но на
первом плане должна быть правда.
Таким образом, отвечая на вопрос, поставленный в начале урока, можно
сказать, что людям нужна правда, какой бы горькой она ни была.
Домашнее задание: Подготовиться к сочинению по творчеству М. Горького.